Строительная часть пассажирского лифта из железобетонный объемных элементов
Автор: Administrator
11.10.2010 14:04
Лифты периодического действия, применяемые в жилых зданиях, состоят из кабины, подвешенной на нескольких стальных канатах и связанной с противовесом. Лифт приводится з движение лебедкой, расположенной в машинном отделении. Кабина и противовес скользят по направляющим. В нижней части шахты расположен приямок с амортизационным устройством. Машинное помещение, как правило, резмещается над шахтой. Противовес в шахте расположен сбоку или сзади кабины. Основные параметры лифтов: вместимость, грузоподъемность, скорость и ускорение.
Пассажирские лифты имеют кабину глубиной до 1,5 м и рассчитаны на грузоподъемность 320 (650); 500 и 1000 кг соответственно 4; 6 и 12 человек. Грузопассажирские лифты устраиваются с кабиной шириной или глубиной 2,2 м при грузоподъемности от 500 кг. Скорость подъема в жилых зданиях 0,65—1 м/с; ускорение не более 2 м/с 2 . Лифты устанавливаются в жилых домах высотой более пяти этажей. В шести-девятиэтажных зданиях — по одному пассажирскому лифту, в десяти-шестнадцатизтажных зданиях — два лифта, выше — группы лифтов, включающие лифты-экспрессы.
Шахты лифтов и машинные помещения не должны непосредственно примыкать к жилым комнатам. Шахты и машинные помещения ограждаются несгораемыми стенами с пределом огнестойкости 1 ч. В панельных зданиях шахты возводятся из железобетонных объемных элементов, в кирпичных зданиях — то же или в стенах толщиной в пол-кирпича. Шахта, расположенная между маршами лестницы или между лестницей и световым фронтом, выполняется в светопрозрачных ограждениях в виде стального каркаса, обтянутого стальными сетками. Фундамент под шахту лифта — массивная монолитная бетонная плита, отделенная в целях звукоизоляции от примыкающих фундаментов зазорами от 20 мм. Шахта устанавливается на фундамент по свежеуложенному слою цементного раствора марки 200. Шахта проектируется как изолированное, отдельно стоящее сооружение консольного типа, не связанное с конструкциями здания. Она состоит из нижнего, этажных и верхнего элементов, накрытых плитой перекрытия. Все элементы отформованы из бетона марки 200. Швы между ними герметично заполняются цементно-песчаной пастой марки 200. Элементы шахты снабжены закладными деталями для крепления дверей, направляющих кабины, к противовеса, сварки между собой по высоте и строповки на монтаже. Устойчивость шахты от горизонтальных сил, образуемых ветровой нагрузкой в период монтажа, вибрацией от работы лебедки и т. п., обеспечивается креплением смежных объемных элементов на сварке закладных деталей.
В целях звукоизоляции между стенами шахты и конструкциями здания предусматриваются зазоры 20 мм, заполняемые просмоленной паклей и накрываемые пластмассовыми плинтусами или накладками. Плинтусы и накладки устанавливаются с акустической щелью в 1—2 мм. К конструкциям здания пластмасса приклеивается кумароно-каучуковой мастикой КН-3. Звукоизоляция машинного помещения достигается установкой лебедки на «плавающий» пол. Он образуется упрупэй подушкой из минераловатных плит на синтетической связке, герметизированных бризолом, и уложенной сверх нее массивной железобетонной плитой, изолированной от стен машинного помещения. Конфигурация плиты «плавающего» пола аналогична плите перекрытия шахты. Обе плиты устанавливаются соосно. Масса плиты «плавающего» пола превышает в 2 раза совокупную массу машин. Поверхностная нагрузка на упругую подушку допускается до 20 кН/м 2 . Зазор в 20—100 мм между «плавающим» полом и стенами заливают битумом. В отверстиях для пропуска тросов кабины, противовеса и ограничителя скорости устанавливаются гильзы прямоугольного сечения из кровельной стали, со стороны плиты обернутые бризолом и залитые битумом. При возведении здания лифтовые шахты монтируются с опережением на один этаж. Для монтажа лифтового оборудования в боковых стенах этажных, блоков предусматриваются заделываемые впоследствии прямоугольные отверстия. В эти отверстия заводятся брусья инвентарных подмостей. Шахта перекрывается после установки, а .машинное помещение — после доставки оборудования. Для демонтажа ремонтируемого оборудования в машинном помещении предусматривается однобалочный кран грузоподъемностью 0,5 т и монтажный люк.
Страницы работы
Содержание работы
Проверка принятых размеров фундаментной плиты под лифтовую шахту.
По конструктивным особенностям выносной лифтовой шахты ее опорная часть (фундаментная плита) принимается в плане равной 1690 1690 мм.
Производим сбор нагрузок на фундамент от веса всех элементов шахты, за исключением ее конструкций, подвешенных конструкций, подвешенных консолью на стене дворового фасада. Нагрузки собираем в соответствии с разработанными чертежами надземной части шахты и фундамента.
Сбор нагрузок в нормативных значениях
1) от веса метал. конструкций лифтовой шахты
g1 = 3.2 7 = 22.4 кН
2) от веса ограждающих конструкций шахты
g2 = 2,3 7 = 16,1 кН
3) от веса контргруза (противовеса) в его нижнем положении
4) от веса ж\б плиты перекрытия в нижней секции шахты
g4 = 1,69 1,69 0,1 24 = 6,86 кН
5) от веса кирпичной кладки цокольной части шахты
g5 = 1,69 3 1,02 0,25 18 = 23,27 кН
6) от веса балластной засыпки (песок утрамбованный)
g6 = 1,44 1,44 0,92 18,5 = 35,26 кН
7) от веса опорной плиты из ж\б
g7 = 1,69 1,69 0,2 24 = 13,71 кН
8) от бетонной подушки на опорной плите
g8 = 1,69 1,69 0,55 22 = 34,56 кН
Напряжение в грунте под фундаментной плитой
Определяем расчетное сопротивление грунта основания, руководствуясь указаниями СНиП 2,02,01 – 83 по формуле
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.
Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.
Оснащение и устройство
В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:
Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.
По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:
Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.
Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.
Кирпичные
Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.
Железобетонные
Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.
Металлокаркасные
При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.
Приямок
Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.
От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта — не менее 5 см, для пассажирского подъемника — не менее 50 см.
При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.
Освещение
Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.
Огнестойкость
Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.
Размеры
Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.
Грузоподъемность
Габариты
Высота последнего этажа
Кабина
Шахта
400
1080×1380
1600×1700
3600
630
1180×1380 1180×2100
1600×1900 1800×2400
3600
1000
1180×2100
1800×2400
3600
Требования
Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.
В ограждении допускаются:
Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.
Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.
Железобетонные шахты пассажирских и грузопассажирских лифтов – объемные блоки, собираемые из плоских элементов в специальных кондукторах, которые обеспечивают точность изготовления с соблюдением требуемых допусков. Сборка осуществляется сваркой закладных деталей. Такие ЖБИ применяют при строительстве многоэтажных зданий жилого, общественного и производственного назначения.
Назначение шахты лифта
Лифтовая шахта представляет собой полностью или частично огороженное место, расположенное от приямка до перекрытия. Она обеспечивает безопасность помещенного в него лифтового оборудования, к которому относятся: кабина, противовесы, гидроцилиндр, направляющие для кабины. Использование сборных железобетонных лифтовых шахт ускоряет возведение объекта и позволяет оперативно подготовить здание к монтажу подъемного оборудования.
В зависимости от типа перевозимого груза лифты и предназначенные для них лифтовые шахты разделяют на следующие типы:
Пассажирские. В них можно перевозить людей и нетяжелые малогабаритные предметы.
Грузопассажирские. Отличаются повышенной грузоподъемностью. Имеют увеличенную площадь пола и габариты дверей.
Грузовые. Этот вид лифтов может использоваться только для перевозки грузов в сопровождении персонала. Перевозка пассажиров в них запрещена.
Особенности устройства лифтовых шахт
Данные ЖБИ изготавливаются из тяжелых мелкозернистых бетонов высокого класса прочности. Габариты шахт лифта – стандартизированные: ширина – 1800 мм, длина – 12950 мм, высота – 490-3290 мм, ее конкретная величина выбирается в зависимости от места монтажа объемного блока. Толщина боковых стен – 120 мм, торцевых – 100 мм.
В конструкцию сборных шахт лифта входят:
нижний блок (приямок);
основной этажный блок;
доборный элемент или блок-вставка;
блок последнего этажа;
плиты перекрытия – верхняя с технологическими отверстиями для тросов и закладными деталями для крепления подъемного механизма, а также нижняя, имеющая усиленное армирование.
В блоках предусмотрены закладные элементы, позволяющие крепить направляющие кабин, двери, противовесы. Предел огнестойкости дверей шахт лифтов – не ниже EI 30, а в строениях высотой более 28 м – не ниже E 30. Безопасность эксплуатации повышает устройство вентиляционной системы. Система вентиляции шахты лифта, включающая оборудование для тепло- и дымоудаления, помогает предотвратить пожароопасную ситуацию. А если пожар уже возник, формирование воздушного подпора создает условия для эвакуации людей. Для уличных лифтовых шахт важным моментом является устройство системы отопления. Поддержание температуры внутреннего пространства выше +5°C не только обеспечивает комфортную эксплуатацию подъемного оборудования, но и повышает срок его службы.
Технологии сборки
Монтаж элементов шахты лифта осуществляется одним из трех способов:
Поэлементный. Сборка отдельных элементов непосредственно на месте монтажа. Этот технологический вариант отличается невысокой производительностью. Его применение оправдано в малогабаритных зданиях, перекрытых машинных отделениях и при реставрации старых лифтовых конструкций.
Укрупненными блоками, смонтированными в заводских условиях. Их установка осуществляется строительным подъемным краном.
Тюбинговый. Эта технология подразумевает создание в производственных условиях объемного блока лифтовой шахты высотой в один этаж, в устройство которого входит часть лифтового оборудования – этажные двери, электрооборудование, кронштейны, предназначенные для фиксации противовеса и направляющих кабины. Кроме шахтных заполняться лифтовым оборудованием могут тюбинги приямка и машинного отделения.
Способы шумоизоляции лифтовой шахты
В строящихся зданиях шум от лифтового оборудования часто беспокоит жильцов больше, чем в домах старой постройки. Это связано со следующими факторами:
проектирование этажей с примыканием помещений к лифтовым шахтам для обеспечения компактной планировки;
применение при строительстве облегченных материалов, не способных обеспечить достаточную звукоизоляцию;
установка подъемного оборудования без принятия мер по снижению вибрации.
Снизить уровень шума от лифтового оборудование позволяет проектирование и эксплуатация шахт согласно требованиям СНиПов и других нормативных документов. В соответствии с ними шахты и машинное отделение должны размещаться на максимально возможном удалении от жилых комнат и не могут располагаться смежно с ними. В рамках общестроительных мероприятий необходимо проводить специализированные работы по обеспечению вибро- и шумоизоляции. Это:
Устройство виброизолированного фундамента под опорную раму лебедки. В некоторых случаях рама лебедки может устанавливаться непосредственно на виброизоляторы без сооружения железобетонного фундамента. Но при принятии такого технологического решения необходимо проведение тщательных акустических расчетов.
Устройство плавающего пола в машинном помещении по звукоизоляционным плитам.
Установка шкафов управления на плавающем полу или стальной раме, которая опирается на виброизолирующие прокладки.
Строительство современных многоэтажных домов подразумевает необходимость устройства лифтовой системы. Но перед тем как смонтировать лифтовую кабину и подъемный механизм, нужно обеспечить пространство, по которому будет осуществляться движение, то есть обустроить шахту. В монолитном домостроении лифтовые шахты формируются с использованием специальных опалубочных систем собранных на основе линейных щитов.
Опалубка лифтовых шахт
Отличительные особенности
Существенным отличием от классических щитовых опалубок является то, что системы для лифтовых шахт содержат несколько уникальных элементов, таких как шарнирный и распалубочный углы. В остальном, для создания комплекса шахтовой опалубки применяют элементы мелкощитовой опалубки, включая щиты, фанерные листы, крепежные элементы и прочее.
Распалубочный угол
Данный элемент применяется для облегчения демонтажа системы при её перемещении на следующий монтажный уровень. Принцип действия этой конструкции основан на использовании винтового механизма, позволяющего производить требуемые операции гаечным ключом. Распалубка по данному принципу позволяет обеспечить сохранность палубы и способствует равномерному отходу фанеры от бетона.
Шарнирный угол
Принцип опалубки с использованием данного элемента стандартен: конструкция формы состоит из двух контуров – внутреннего и внешнего, которые набираются из линейных и стандартных щитов, соответственно. По углам внутреннего контура монтируется 8 шарнирных элементов, а также распоры, при помощи которых осуществляется распалубка. Шарнирные углы, складываясь, обеспечивают аккуратный отрыв палубы от бетона.
К основным преимуществам данного элемента можно отнести:
скорость и качество распалубки;
возможность транспортировки всей системы на следующий уровень без её полного демонтажа;
возможность последовательного увеличения конструкции на высоту более 6-ти метров.
Монтаж опалубки лифтовых шахт
Перед началом устройства опалубки шахты лифта организуется надежное крепление для рабочей площадки, которая будет выполнять функции опоры для внутреннего контура. Далее происходит сборка блоков Г-образной формы и их размещение на рабочую площадку, после чего монтируются шарнирные или распалубочные углы. Следующим этапом является скрепление блоков винтовыми раскосами, монтаж внешнего контура и поверка всей конструкции.
Перед началом устройства опалубки шахты лифта организуется надежное крепление для рабочей площадки
Важнейшим этапом сборки опалубочной системы является монтаж рабочей площадки, основой для неё являются несущие балки из металла с упорами шарнирного типа. Поверх установленных балок укладывается 50-ти миллиметровый настил из дерева. Конструктивные решения могут быть разными, но основным критерием их выбора является обеспечение прочности и жесткости конструкции, для безопасного и стабильного размещения на ней комплекса внутреннего контура опалубки.
Сама площадка крепится на шарнирных упорах, входящих в специальные гнезда, сформированные при заливке предыдущего «этажа» шахтовой плиты. Крепежные упоры – шарнирные углы, имеют два рабочих положения:
если на площадку оказывается давление, угол прочно фиксируется в гнезде, обеспечивая устойчивое положение площадки;
при подъеме конструкции стропами, упор раскрывается, обеспечивая беспрепятственное перемещение.
Демонтаж шахтовой опалубки
Последовательность распалубки шахтовой формы следующая:
от основной конструкции отделяются все крепежные и вспомогательные элементы, такие как: тяжи, ограничители для дверных проемов и образователи гнезд;
демонтируются угловые балки, после чего стягиванием раскосов, блоки опалубки (внутреннего контура) отсоединяются от отливки и вынимаются из шахты;
удаляются угловые элементы и элементы наружного контура;
рабочая площадка перемещается на следующий уровень заливки закрепляясь в технологических гнездах.
Классификация опалубки основана на её функциональных особенностях, конструкции, материале и сфере применения (фундаментные работы, малоэтажное строительство, возведение крупногабаритных объектов и .
Угол шарнирный – элемент комплектации, используемый при монтаже опалубочных систем различного назначения. Он предназначен для формирования целостной конструкции с углами .
Строительство долговечных и качественных монолитных сооружений невозможно без использования добротной опалубки, собранной из качественных элементов. В состав опалубочной системы входит .
Монолитное строительство малоэтажных объектов не теряет своей актуальности даже с ростом количества разновидностей строительных материалов. Несмотря на сравнительно высокие трудозатраты .