Фундамент под остановку общественного транспорта

Методические рекомендации Методические рекомендации по проектированию автобусных остановок

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
( СОЮЗДОРНИИ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВТОБУСНЫХ
ОСТАНОВОК

Одобрены Главтранспроектом Минтрансстроя

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК . Союздорнии , М ., 1975.

Определена роль автобусного сообщения в увязке с другими видами транспорта общего пользования при оптимальном обеспечении населения транспортными связями . Рассмотрено расположение автобусных остановок по протяжению дорог с учетом пассажиропотоков , без снижения транспортно — эксплуатационных показателей работы автобусов и автомобилей и безопасности движения . Приведены рекомендации по устройству остановок на участках с минимальными параметрами плана и профиля с обеспечением видимости , с учетом стадийного развития дорог , а также по размещению остановок относительно друг друга для противоположных направлений движения , в зонах пересечений и т . д . Рассмотрены также необходимые элементы и обустройства автобусных остановок , их конструктивные решения , основные размеры и сопряжения с основными полосами движения , включая разметку , установку знаков и внешнее оформление . Приведены примеры решений автобусных остановок .

В связи с большим значением общественного транспорта в современных условиях и его перспективным развитием в Союздорнии разработаны « Методические рекомендации по проектированию автобусных остановок». Использование настоящих « Методических рекомендаций» должно способствовать обеспечению высоких транспортно — эксплуатационных показателей работы автобусов и автомобилей на дорогах , а также повышению безопасности движения .

Работа выполнена на основе обобщения отечественного и зарубежного опытов , анализа материалов обследований дорог и исследований режимов движения в зонах автобусных остановок .

Читайте также:  Типовой фундамент под забор

« Методические рекомендации по проектированию автобусных остановок » разработаны в развитие СНиП II — Д .5-72 и предназначены для использования проектными организациями при проектировании автобусных остановок и участков дорог в зоне их расположения , а также могут быть использованы проектными и эксплуатационными дорожными организациями при реконструкции , капитальном ремонте и содержании дорог .

« Методические рекомендации » составлены канд . техн . наук Ю . С . Крыловым при участии инж . В . С . Скируты и Н . В . Носовой .

При разработке учтены работы МАДИ и Союздорпроекта .

Замечания и предложения просим направлять по адресу : 143900, Московская обл ., Балашиха -6, Союздорнии .

кандидат технических наук Н . В . Горелышев

1 . Общие положения

1.1 . Схема автобусного сообщения должна разрабатываться в увязке с другими видами транспорта общего пользования , а отдельные автобусные маршруты должны увязываться между собой .

1.2 . Схема автобусного сообщения и отдельные автобусные маршруты назначаются из условия оптимального обеспечения населения транспортными связями на основе учета пассажиропотоков .

1.3 . При разработке схемы автобусного сообщения необходимо учитывать специфические условия движения автобусов ( сравнительно невысокие переменные скорости , торможения , разгоны , остановки вблизи проезжей части ), а также влияние пешеходного движения в зонах размещения автобусных остановок и на прилегающих участках дорог .

Автобусное сообщение должно соответствовать характеру автомобильного движения на проектируемой дороге . На скоростных магистралях значительного протяжения не следует предусматривать местные автобусные маршруты , характеризуемые частым расположением автобусных остановок и низкими динамическими показателями автобусов . В этих случаях целесообразно организовать междугородние автобусные маршруты без промежуточных остановок на перегонах , с заездом в населенные пункты к автовокзалам , а местные автобусные маршруты следует предусмотреть на других дорогах, расположенных поблизости .

1.4 . Автобусные остановки относятся к дорожным инженерным сооружениям и предназначены для обслуживания населения прилегающих территорий или пассажиров других видов транспорта .

1.5 . При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечить высокие транспортно — эксплуатацион ные показатели работы автобусов и автомобилей на дорогах и безопасность движения .

2 . Расположение автобусных остановок

2.1 . При расположении автобусных остановок необходимо учитывать следующие факторы :

пассажиропотоки , их формирование и распределение по протяжению дорог ;

обеспечение высоких транспортно — эксплуатационных показателей работы автобусов и автомобилей на участках дорог совмещенного движения ;

обеспечение безопасности движения .

2.2 . Местоположение автобусных остановок определяется размещением населения в зоне тяготения , пассажиропотоками , наличием в прилегающей зоне остановочных пунктов других видов общественного транспорта . При этом должно учитываться перспективное развитие районов и удовлетворение потребности населения прилегающих территорий в общественном транспорте .

2.3 . На дорогах I — III категорий , как правило , следует размещать остановки автобусов дальнего следования , а их маршруты целесообразно организовывать с заездом в населенные пункты к автостанциям для обеспечения пересадок на местные маршруты . Местные автобусные маршруты организуются на дорогах IV — V категорий с использованием дорог I — III категорий лишь для подъезда к близлежащим населенным пунктам или для пересадки на маршруты дальнего следования .

2.4 . На дорогах I — III категорий вне населенных пунктов минимальные расстояния между остановками рекомендуется принимать 3 — 5 км , в густонаселенных районах — 1,5 км , а на дорогах IV — V категорий — 500 м .

2.5 . Автобусные остановки располагают , как правило , на прямых участках . Допускается их расположение на кривых в плане с радиусами не менее 1000 м для дорог I и II категория , 600 м — III категории и 400 м — IV — V категорий , с обеспечением видимости в соответствии с требованиями п . 2.8 .

2.6 . Продольный уклон в зоне автобусных остановок должен быть не более 40 ‰ . При расположении остановок на подъемах следует учитывать влияние съезда и выезда автобусов с основных полос на скорости и траектории движения автомобилей в зоне высоких скоростей , а на спусках — увеличение тормозного пути .

2.7 . При расположении остановок в зоне вертикальных выпуклых кривых следует учитывать ограничение видимости и сложность оценки маневра автобуса и поведения пешеходов . В зоне вертикальных вогнутых кривых размещение остановок нежелательно .

Рекомендуется автобусные остановки располагать на горизонтальных участках или при уклонах до 20 ‰ , а в зоне вертикальных кривых — при величине радиусов не менее норм СНиП II — Д .5-72 и сопряжении разности уклонов не более 40 ‰ .

При дополнительной полосе на подъеме переходно — скоростные полосы и остановочную площадку выполняют параллельно ей .

2.8. При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечивать видимость в продольном профиле и плане для дорог соответствующих категорий . Это требование должно соблюдаться при расположении павильона относительно кромки остановочной площадки с внутренней с тороны кривых в плане . При размещении павильона в плане рекомендуется учитывать стадийное совершенствование дороги : при перспективной интенсивности 10000 — 15000 авт / сутки для дорог I категории — увеличение числа полос ; при 5000 — 7000 авт / сутки для дорог II категории и 2000 — 3000 авт / сутки для дорог III категории — перевод в более высокую категорию .

2.9 . Автобусные остановки для встречных направлений движения на дорогах I категории следует располагать напротив друг друга , а на д орогах остальных категорий их надлежит смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими боковыми гранями павильонов .

2.10 . На дорогах I категории , как правило , следует предусматривать сооружение подземного или надземного перехода и установку на разделительной полосе барьерного ограждения протяжением не менее 100 м .

На дорогах II — V категорий проезжую часть в зоне пешеходного перехода , устраиваемого посредине между остановками , размечают по типу « зебра » в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74 « Разметка дорожная ». От посадочных площадок до пешеходного перехода следует проектировать тротуар шириной 1,5 м , отделяемый от проезжей части бордюром и , по возможности , легким барьерным ограждением высотой 1,2 — 1,5 м , которое располагают на расстоянии 0,5 м от кромки переходно — скоростной полосы .

2.11 . Автобусные остановки в зоне пересечений должны располагать с учетом обеспечения видимости .

2.12 . В зоне пересечений в одном уровне остановки располагаются за пересечением по ходу движения не менее чем на расстояние видимости поверхности дороги в соответствии с расчетной скоростью ( табл . 1 ).

Минимальные расстояния видимости поверхности дорог , м , при расчетной скорости , км / час

2.13 . В зоне пересечений в разных уровнях автобусные остановки , как правило , не устраивают . Их рекомендуется располагать за пределами пересечения с обеспечением видимости при движении по криволинейным элементам пересечения , в местах съезда с автомобильных дорог и выезда на них и по возможности с обеспечением боковой видимости .

При необходимости расположения автобусных остановок поблизости от путепровода их переходно — скоростные полосы проектируют в дополнение к полосам движения на пересечении .

2.14 . В зонах железнодорожных переездов автобусные остановки следует располагать не ближе 250 м от переездов .

2.15 . В отдельных случаях автобусные остановки по протяжению дороги целесообразно совмещать с площадками для остановок автомобилей , размещая последние за павильонами , в зависимости от местных условий .

2.16 . Автобусные остановки не следует проектировать на участках дорог , где расчетный коэффициент безопасности с учетом влияния остановок будет меньше 0,7 и ли коэффициент аварийности больше 20.

2.17 . Автобусные остановки не рекомендуется располагать :

в пониженных зонах рельефа местности , где возможны снежные заносы , подтопления , туманы , гололед ;

на участках дорог с насыпями более 1,5 м .

3 . Планировка автобусных остановок и их сопряжение с дорогами

3.1 . При проектировании автобусных остановок предусматривают остановочные площадки для автобусов , переходно — скоростные полосы для торможения и разгона , посадочные площадки , площадки ожидания ( павильон для пассажиров ), тротуары и переходные дорожки , туалеты , а также отдельные элементы по изоляции автобусных остановок от основных полос движения , организации автобусного и пешеходного движения , освещению , архитектурному оформлению ( см . примеры решений — вклейка ).

3.2 . Длину остановочных площадок принимают в зависимости от количества автобусов , одновременно останавливающихся на данной остановке , но не менее : 10 м для одного автобуса , 25 м при одновременной остановке двух автобусов и 35 м при одновременной остановке трех автобусов .

Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части : 3,75 м на дорогах I — II категорий ; 3,5 м на дорогах III категории и 3 м на дорогах IV — V категорий .

3.3 . Переходно — скоростные полосы , примыкающие к остановочной площадке и предназначенные для торможения и разгона автобусов , проектируют в соответствии с категорией дороги . Длину переходно — скоростных полос принимают по табл . 2 .

Отгон полос торможения следует начинать с уступа в плане величиной 0,5 м для четкого выделения начала полосы торможения .

3.4 . Ширину переходно — скоростных полос принимают равной ширине основных полос движения . При установке бордюров по кромке переходно — скоростных полос последние следует уширять на величину , равную двум возвышениям бордюра над проезжей частью — при расположении бордюра с одной стороны и на величину пяти возвышений — при двустороннем расположении . Допускается не выполнять это уширение на участках , где скорость движения автобусов менее 30 км / час : на полосах торможения на протяжении до 25 м и на полосах разгона на протяжении до 75 м от остановочных площадок .

3.5 . Ровность и коэффициент покрытия переходно — скоростных полос и остановочных площадок должны быть не ниже , чем на основных полосах движения . Переходно — скоростные полосы рекомендуется выделять по возможности по внешнему виду , осветлять или выполнять цветными .

П родольный уклон , ‰

Длина полос полной ширины , м

Длина отгона полос разгона и торможения , м

3.6 . Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над покрытием остановочных площадок и отдалены от них бордюрами . Длина посадочных площадок — не менее 10 м, ширина — не менее 2 м . Они должны иметь твердые покрытия , устраиваемые по типу тротуаров . Их решение увязывают с расположением павильонов , тротуаров и пешеходных дорожек .

3.7 . В комплекс обустройств площадки ожидания у автобусной остановки должны быть включены : павильон , тротуары и пешеходные дорожки , озеленение, скамейки , урны , а при необходимости и контейнеры для мусора , т уалет .

3.8 . Павильоны устанавливают на автобусных остановках дорог I — II категорий во всех случаях . На дорогах III категории д опускается не устраивать павильон на остановке , где ожидается только высадка пассажиров . На дорогах IV — V категорий устройство павильона допускается на одной из двух рядом расположенных автобусных остановок .

На дорогах I категории при устройстве пешеходных переходов в разных уровнях павильоны выполняют по индивидуальным проектам с лестницами к переходу и помещениями для эксплуатации перехода . Решение отдельных элементов павильонов , тоннелей принимают по действующим типовым проектам .

Тип павильона назначается в зависимости от интенсивности пассажиропотока и местных климатических условий .

Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки . При размещении павильона следует обеспечивать видимость и учитывать перспективу согласно п . 2.8. Рекомендуется размещать павильон на расстоянии от 3 до 6 м от кромки остановочной площадки — при расположении его ниже отметки проезжей части до 0,25 м и от 3 до 12 м при возвышении павильона до 2 м .

3.9 . Тротуары и пешеходные дорожки в зоне автобусной остановки проектируют в соответствии с указаниями п . 2.10 .

От павильонов автобусных остановок до существующих тротуаров или улиц в направлении движения основного потока пассажиров рекомендуется устраивать пешеходные дорожки или тротуары шириной не менее 1 м . При отсутствии улиц или тротуаров , в целях организованного выхода пассажиров за пределы опасной придорожной зоны , пешеходные дорожки следует проектировать в направлении основных пассажиропотоков на минимальное расстояние боковой видимости ( для дорог I — III категории — 25 м от кромки проезжей части и для дорог IV — V категорий — 15 м ). При необходимости устраивают лестницы , водопропускные трубы или лотки .

Тротуары и пешеходные дорожки проектируют в соответствии с требованиями норм проектирования улиц , дорог и площадей населенных пунктов .

3.10 . Туалеты в зоне автобусных остановок устанавливают : на дорогах I — II категории при наличии пешеходного перехода в разных уровнях — у одной площадки ожидания , при отсутствии перехода — у каждой площадки ожидания ; на дорогах III категории — у одной площадки ожидания . Туалеты устраивают не менее чем на два очка и не ближе 15 м от павильона .

3.11 . Остановочные площадки и примыкающие к ним участки переходно — скоростных полос на протяжении не менее 20 м следует отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,5 м — для дорог III категории . Эти разделительные полосы следует проектировать в одном уровне или возвышающимися над прилегающими полосами движения на 0,08 м . Остальные участки переходно — скоростных полос отделяют от основных полос движения сплошной линией разметки , а отгоны — пунктирной линией .

Покрытие разделительной полосы , как правило , должно отличаться по цвету или выделяться разметкой .

Отгон разделительной полосы выполняют постепенно и маркируют в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74 по обозначению островков , разделяющих транспортные потоки одного направления , — в зоне полосы торможения и по обозначению островков в местах слияния транспортных потоков — в зонах полос разгона . Допускается окраска всей поверхности отгонов .

На дорогах IV — V категории остановочные площадки отделяют от основных полос движения сплошной линией , а переходно-скоростные полосы и их отгоны — пунктирной линией .

3.12 . Ширину обочин , прилегающих к переходно — скоростным полосам , допускается принимать 1,5 м для дорог I , II и III — п категорий и 1 м — для дорог остальных категорий . При необходимости следует учитывать возможность размещения тротуара . Изменение ширины обочины выполняют на протяжении отгона переходно — скоростных полос .

3.13 . Сопряжения полос разгона и торможения с обочиной ( для выделения кромок проезжей части и четкой организации движения ) следует выполнять , как правило , через укрепленные полосы шириной 0,75 м — на дорогах I — II категорий и шириной 0,5 м — на дорогах III категории . На дорогах IV — V категорий кромки рекомендуется маркировать сплошной линией разметки .

3.14 . Организация движения автобусов и проходящих автомобилей в зоне автобусных остановок обеспечивается комплексом мероприятий : отделением о становочной площадки автобусов от основных полос разделительной полосой или разметкой , а переходно — скоростных полос и их отгонов — сплошной или пунктирной линией разметки ( п . 3.11 ); сопряжением переходно — скоростных полос и их отгонов с обочиной через укрепленные полосы или выделением этих зон разметкой ( п . 3.13 ); установкой предупреждающего дорожного знака « Пешеходный переход » по ГОСТ 10807 -71 на расстоянии 150 — 300 м от пешеходного перехода и не ближе 50 м от начала отгона переходно — скоростной полосы ; разделением встречных потоков автомобилей осевой сплошной линией разметки в зоне остановки .

3.15 . Организация движения пешеходов обеспечивается : установкой ограждения по оси разделительной полосы и подземным переходом на дорогах I категории ( п . 2.10 ); размещением и расположением павильонов ( пп . 2.9 , 3.8 ); поднятием посадочной площадки ( п . 3.6 ); выполнением пешеходного перехода и тротуаров к нему ( п . 2.10 ); комплексом обустройств площадки ожидания ( п . 3.7 ); устройством пешеходных дорожек ( п . 3.9 ); установкой у перехода дорожных знаков для пешеходов по ГОСТ 10807 -71.

3.16 . При проектировании электрического освещения следует обеспечить освещение не только автобусной остановки , но и прилегающих участков дорог на протяжении не менее 100 м за отгонами переходно — скоростных полос для обоих направлений движения .

При расстоянии между соседними освещаемыми участками менее 250 м рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги , исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков .

Размещение светильников должно способствовать подчеркиванию главной дороги , ориентированию водителей , освещению опасных зон ( пешеходных переходов , тротуаров , посадочных площадок , отгонов переходно-скоростных полос , пешеходных дорожек , туалетов ), а также раскрытию архитектурных особенностей автобусной остановки .

Опоры светильников следует , как правило , располагать за бровкой земляного полотна .

В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине или разделительной полосе ( при ее ширине не менее 5 м ). Расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть для дорог I — II категорий не менее 2 м и для дорог других категорий — не менее 1,75 м . От кромок переходно — скоростных полос опоры должны отстоять не ближе 1,75 м .

3.17 . Вертикальная планировка автобусных остановок должна обеспечивать водоотвод и способствовать увязке с прилегающей местностью . Крутизну откосов земляного полотна следует назначать в соответствии с окружающим рельефом . В равнинной местности откосы по возможности следует устраивать пологими с заложением не более 1:3, а контуры расширенного земляного полотна должны быть плавными , без изломов , в соответствии с развитием переходно — скоростных полос .

3.18 . При проектировании следует уделять особое внимание современному архитектурному оформлению автобусных остановок в соответствии с климатическими , местными и национальными особенностями района .

Автобусные остановки должны служить композиционным центром архитектурного ансамбля дороги .

Планировочные решения автобусной остановки , конструкции павильонов , внешняя отделка элементов остановки , малые архитектурные формы , озеленение и освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой .

Стены павильонов закрытого и полузакрытого типов целесообразно выполнять из прозрачного материала со стороны ожидаемого автобуса и дороги для хорошего обзора .

Яркая окраска деталей павильонов , выполнение посадочных площадок , тротуаров и пешеходных дорожек из плит и материалов , различных по величине , конфигурации и цвету , малые архитектурные формы , отражающие национальный и местный колорит — все это должно быть использовано для художественного оформления зон автобусных остановок .

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК

Рис . 1 . Схема автобусной остановки на д орогах I категории :

1 — павильон для пассажиров ; 2 — посадочная площадка ; 3 — туалет

( l о.п — длина остановочной площадки ; S ш — длина отгона полос торможения и разгона ; S p — длина полосы разгона ; S т — длина полосы торможения ; b p — ширина разделительной полосы ; n — число полос движения )

Рис . 2 . Схема автобусных остановок на дорогах II — III категорий . Обозначения см . рис . 1 ( ширины проезжей части , переходно — скоростных полос и разделительных полос указаны для дорог III категории )

Рис . 3 . Схемы автобусных остановок на дорогах IV — V категорий . Обозначения см . рис . 1 .

Рис . 4 . Схема совмещенного решения автобусной остановки и площадки для стоянок автомобилей.

Рис . 5 . Схема расположения автобусных остановок в зоне пересечений в одном уровне.

1. Общие положения . 2

2. Расположение автобусных остановок . 2

3. Планировка автобусных остановок и их сопряжение с дорогами . 4

Источник

Оцените статью