Садовые скульптуры: правила установки
Садовая скульптура – один из способов декорирования приусадебного участка. В последнее время дачники хотят рассматривать свой сад не как место для выращивания огурцов и моркови, но как красивую комфортабельную зону отдыха. Сооружение скульптуры многим кажется простым способом украсить сад. Но так ли это просто?
В магазине можно купить скульптуру в классическом стиле. Там же услышать совет по ее монтажу. Скорее всего, продавец посоветует просто установить скульптуру на уже имеющееся асфальтовое покрытие площадки. Но лучше услышать мнение строителя.
Если хотите установить на садовом участке скульптуры весом свыше 500 кг, то необходимо соблюсти определенные технологические правила. Иначе скульптура будет стоять на поверхности земли с перекосом.
Возможно Вас также заинтересует следующее:
По вопросам обращайтесь: +7 (351) 223-59-57, +7 (351) 776-12-46, e-mail: skulptura174@mail.ru
Требуется провести следующие действия:
- Обеспечить жесткость опоры. Для этого в слоях грунта проложить фундамент, который должен выдержать конкретные нагрузки. Учитывается выдержка требуемого веса, ветровая и снеговая нагрузка на скульптуру, давление грунта.
- Чтобы свести до минимума давление грунта необходимо заложить фундамент на определенной глубине. При ошибочном заложении фундамента на небольшой глубине будет выдавливаться наружу подушка вследствие расширения замерзающего грунта. Произойдет перекос и разрушение скульптуры.
- Выбор материала для фундамента его конструкции. Обычно используется железобетон. Форма конструкции различна и зависит от формы скульптуры, площади его опоры, его веса и нагрузок.
- Обычно прямоугольный фундамент по размеру должен превышать опорную часть скульптуры на 20 – 40 см.
- Для жесткого закрепления опоры и конструкции садовой скульптуры в бетон предварительно закладываются металлические детали. Бетон приобретает номинальную прочность через 28 дней. Затем можно будет приварить наземную часть памятника к металлу в бетоне.
- Собственно монтаж тяжелой скульптуры.
Только такая технология установки обеспечит ее долговечность на садовом участке.
Не обязательно устанавливать в саду скульптуры из бронзы, мрамора, гранита, требующие трудоемкую установку. Популярностью пользуются зеленые скульптуры – топиари. Различные фигуры и даже скульптуры получаются в результате художественной стрижки кустов и деревьев. Оригинальные фигуры получаются с использованием каркаса, заполненного семенами и грунтом. Прорастая, они образуют зеленую оболочку, повторяющую форму каркаса.
Но лучше всего себя показали скульптуры из полистоуна. Относительно легкие и прочные, не подверженные воздействию мороза и влаги.
Источник
Лепка скульптуры из бетона своими руками
С кульпторы не любят бетон. И положа руку на сердце, тому есть причины. Щебень, даже мелкий, усложняет проработку тонких деталей, для лепки бетон приспособлен плохо, ещё и долго схватывается.
Но, как ни странно, как материал скульптур для парка, дворика или детской площадки бетон вполне по плечу даже рядовому домашнему мастеру.
Конечно, материал сложный, зато по прочности и долговечности конкурент ему, разве что, гранит или бронза. Но с ними и работать куда труднее. К тому же и мелкие детали сделать есть способы, и приготовить пригодный для лепки скульптуры состав своими руками тоже можно. Но, начнём по порядку.
Необычная скульптура из бетона, в совершенстве имитирующая деревянный парусник
Содержание:
1. Три шага до скульптуры.
1.1 Замысел.
1.2 Эскиз.
1.3 Масштабная модель.
2. Как переносить размеры модели.
3. Как сделать каркас скульптуры.
4. Укладка бетона на каркас.
5. Окончательная отделка скульптуры.
6. Состав бетона.
7. Осталось немного и в том числе ТБ.
Видео-версия статьи
Три шага до скульптуры
Замысел
Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.
Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!
Эскиз
Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.
Определяемся с размерами будущей скульптуры
Масштабная модель
Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.
Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.
Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.
Для чего нужна модель? Поясним на примере.
Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).
Перенос рисунка по клеточкам
Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.
Как переносить размеры модели
Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.
Оно представляет две прямоугольные «беседки» из прутьев, с крышей в виде сетки, с натянутыми нитями или тонкой проволокой, или сварной сеткой. Называется такое приспособление — копировальная рамка. Маленькая ставится над моделью, а пропорционально увеличенная — в месте изготовления скульптуры. По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим. Сначала на каркас, затем и на скульптуру. Как это делать, понятно по рис. 2.
По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.
Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо, возвращать точно в то же место.
Как сделать каркас скульптуры
Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.
Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.
«Первичный» скелет служит опорой для каркаса «вторичного», который:
- удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
- служит основой сетки удерживающей бетон;
- определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;
Вторичный каркас сгибаем из гладкой арматуры 6-8 мм, соединяем сваркой, скрутками из проволоки. Подойдет и «рифлёнка» А-II; А-III. Её труднее гнуть, но для относительно ровных деталей она ещё лучше.
В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.
В результате получаем проволочную скульптуру, размером на 2-6 см «худее» чем будущая бетонная.
Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).
Составляющие каркаса скульптуры
Укладка бетона на каркас
Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.
Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).
Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.
Готовим смесь для тела скульптуры (см. раздел «Бетон для лепки») и начинаем укладывать на каркас с самых простых мест.
Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.
За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.
Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.
Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.
Кроме того, для шаблонов и штампов иногда подходят самые разнообразные предметы. Скажем фактуру, имитирующую короткую шерсть можно сделать короткой жесткой кистью, борозды «под кору» продавить частым гребнем, а шерсть животного — металлической расческой.
Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.
Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком
Окончательная отделка скульптуры
Отделку поверхности смеси начинаем уже на следующий день после укладки. Бетон ещё не набрал прочность и его можно резать хоть ножом. Это последняя возможность исправить допущенные огрехи без особого труда.
Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.
Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.
Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф — лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную — обычной шкуркой.
Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.
Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.
Состав бетона
Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.
Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).
Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.
Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.
В качестве пластификаторов, уменьшающих потребность бетона в воде, используем клей КМЦ и (или) ПВА эмульсию. Они хороши еще и тем, что КМЦ повышает вязкость бетона, а ПВА увеличивает адгезию («прилипаемость»). Так же можно добавлять специальные пластификаторы для бетонов.
В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.
Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.
Один из вариантов состава скульптурного бетона:
№ пп | Наименование | Количество | Примечания | |
В объёмных долях | В кг на м³ смеси | |||
1 | Цемент ПЦ М500 | 12 | 260 | Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка |
2 | Мытый песок | 22 | 520 | |
3 | Щебень фракции 3-5 мм | 39 | 990 | |
4 | Вода | 8 | 110 | |
5 | Известь гашёная | 5 | 70 | |
6 | Глина | 5 | 120 | для декоративного бетона каолиновая |
7 | Фибра полипропиленовая 6-10 мм | 6 | 25 | Для нижних слоев |
8 | Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь | 2 | 20 | Не используется с быстротвердеющим цементом |
9 | КМЦ | 0,5 | 3 | |
10 | ПВА | 0,5 | 9 | |
11 | Цветные пигменты | До получения нужного оттенка | ||
Итого: | 100 | 2127 |
КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.
По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.
Осталось немного и в том числе ТБ
Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.
Уникальная бетонная скульптура — памятник Артёму в Святогорске
Избегайте контакта открытой кожи с жидким бетоном — используйте шпатели, перчатки с полимерным покрытием. Работая болгаркой, перфоратором, даже просто зубилом и молотком надевайте защитные очки. При шлифовке «на сухую» не забывайте о респираторе.
Для серийных поделок метод лепки неудобен. Он для уникальных, «штучных» скульптур и композиций.
Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.
Что же касается изложенных в статье принципов, помните завет Петра I: не держитесь устава — «…яко слепой — стены, ибо там порядки писаны, а времён и случаев — нет».
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!
Источник