Фундамент под трансформаторы с маслоприемником чертежи

Серия 3.407.1-148. Унифицированные фундаменты под трансформаторы. Выпуск 1. Конструкции фундаментов под трансформации и анкерных устройств. Рабочие чертежи

Компания Иолит М изготавливает унифицированные фундаменты под трансформаторы по серии 3.407.1-148.

В данной серии 3-407-1-148 разработаны металлоконструкции фундаментов под трансформаторы напряжением 110. 500кВ., устанавливаемые на понизительных подстанциях.

В общее название конструкции фундамента под трансфарматор входят следующие составляющие:

  • опрная конструкция-фундамент, на который непосредственно устанавливается трансформатор;
  • маслоприемник, в который сливается масло при аварии трансформатора;
  • анкерные устройства (якоря) для перемещения трансформатора при его установке и выкатке.

Опорные конструкции-фундаменты представлены в выпуске в следующих вариантах:

  • ФП-из сборных железобетонных плит, укладываемых на щебеночно-песчаный балласт;
  • ФГ-из борных железобетонных плит, «грибовидных» подножников;
  • ФС-из сборных железобетонных свай;
  • ФЦ-из цилиндрических фуедаментов, устанавливаемых в сверленые котлованы с последующей обетонировкой пазух.

Анкерные устройства (якоря) разработаны в следующих вариантах:

  • из цилиндрических железобетонных труб, устанавливаемых в сверленые котлованы;
  • из сборных железобетонных подножников, устанавливаемых в копаные котлованы с вертикальным и наклонным положением подножников.

Выбор конструкций фундаментов под трансформаторы в каждом конкретном случае определяется в зависимости от грунтовых условий площадки строительства и от номенклатуры сборных железобетонных элементов.

Источник

Устройство фундаментов, маслоприемников и путей выкатки под силовые трансформаторы 200 МВА ПС Восточная

Фундаменты под трансформаторы 330/110 кВ мощностью 200 МВА свайные с монолитными железобетонными ростверками. Сваи прияты по ГОСТ 19804.1-79 сечением 35х35 см. Глубина погружения свай 6 м. Длина свай расчитана на устойчивость против сил морозного пучения и горизонтальные нагрузки. Ростверки запроектированы из монолитного железобетона класса по прочности В25, по морозостойкости и F75, по водонепроницаемости W8.

Читайте также:  Сип панели винтовой фундамент

Трансформаторные опоры, шинные порталы – металлические.

Фундаменты под стойки порталов – свайные из забивных свай по ГОСТ 19804.1-79 сечением 35х35 см. Глубина погружения свай 6м. Длина свай расчитана на устойчивость против сил морозного пучения и горизонтальные нагрузки. Ростверки – металлические.

Маслоприемники под трансформаторы — это приямки с размерами в плане, превышающими габариты трансформатора на 2м по периметру с каждой стороны, рассчитанные на полный объем масла, запроектированные из монолитного железобетона класса по прочности В25, по морозостойкости F75, по водонепроницаемости W6 по подготовке из бетона класса В7,5 толщиной 100 мм, в основании которой выполняется песчаная подушка на глубину 600 мм с послойным трамбованием тяжелыми трамбовками с коэффициентом уплотнения Ксом = 0,95 до достижения γск.гр.= 1,65 т/м3.

Маслоприемники выполняются без металлической решетки с засыпкой чисто промытым гравием фракции от 30 до 70 мм непосредственно на дно маслоприемника толщиной слоя не менее 0,25 м.

По периметру маслоприемников запроектирована асфальтовая отмостка толщиной 30 мм шириной 1200 мм, выполненная по щебеночной подготовке толщиной 100 мм и подсыпке из крупнозернистого песка толщиной 100 мм.

На внутренние поверхности маслоприемников наносится гидроизоляция — однослойное покрытие герметиком «Акватрон-6» по ТУ 5745-080-80005.
Анкерные устройства для закатки и выкатки трансформаторов – из стоек «УСО», устанавливаемых в сверленые котлованы с заделкой пазух бетоном и установкой ригелей Р-1А по серии 3.407-115.

Огнестойкие перегородки между трансформаторами — из сборных железобетонных конструкций. Несущие конструкции – сборные железобетонные стойки двутаврового сечения.

Ограждающие конструкции – сборные железобетонные плиты ПН.
Фундаменты – из забивных свай с монолитными ростверками стаканного типа. Сваи приняты по ГОСТ 19804.1-79 сечением 35х35 см. Глубина погружения свай 6 м.

Источник

Устройство маслоприемника масляного трансформатора

Маслоприемник трансформатора — это приямки с размерами в плане, превышающими габариты трансформатора на 2м по периметру с каждой стороны, рассчитанные на полный объем масла, запроектированные из монолитного железобетона класса по прочности В25, по морозостойкости F75, по водонепроницаемости W6 по подготовке из бетона класса В7,5 толщиной 100 мм, в основании которой выполняется песчаная подушка на глубину 600 мм с послойным трамбованием тяжелыми трамбовками с коэффициентом уплотнения Ксом = 0,95 до достижения γск.гр.= 1,65 т/м3.

Маслоприемники выполняются без металлической решетки с засыпкой чисто промытым гравием фракции от 30 до 70 мм непосредственно на дно маслоприемника толщиной слоя не менее 0,25 м.

По периметру маслоприемников запроектирована асфальтовая отмостка толщиной 30 мм шириной 1200 мм, выполненная по щебеночной подготовке толщиной 100 мм и подсыпке из крупнозернистого песка толщиной 100 мм.

На внутренние поверхности маслоприемников наносится гидроизоляция — однослойное покрытие герметиком «Акватрон-6» по ТУ 5745-080-80005.
Анкерные устройства для закатки и выкатки трансформаторов – из стоек «УСО», устанавливаемых в сверленые котлованы с заделкой пазух бетоном и установкой ригелей Р-1А по серии 3.407-115.

Огнестойкие перегородки между трансформаторами — из сборных железобетонных конструкций. Несущие конструкции – сборные железобетонные стойки двутаврового сечения.

Маслоприемник и маслосборник: в чем различия

Маслоприемник — это емкость, которая «первая» принимает масло от оборудования и не дает ему растекаться по территории (грубо говоря борта и корыто, в котором стоит оборудование).

Маслосборник — это емкость, в которую стекается масло со всех приемников.

Маслосборник необходим, чтобы масло в приемнике не горело во время аварии.
можно делать маслоприемник совмещенным с маслосборником, т.е. масло сначала попало в приемник, потом через стоки в маслосборник, размещенный ниже.

пуэ — требования к маслоприемникам трансформатора

Для предотвращения растекания масла и распространения пожара при повреждениях маслонаполненных силовых трансформаторов (реакторов) с количеством масла более 1 т в единице должны быть выполнены маслоприемники, маслоотводы и маслосборники с соблюдением следующих требований:

1) габариты маслоприемника должны выступать за габариты трансформатора (реактора) не менее чем на 0,6 м при массе масла до 2 т; 1 м при массе от 2 до 10 т; 1,5 м при массе от 10 до 50 т; 2 м при массе более 50 т. При этом габарит маслоприемника может быть принят меньше на 0,5 м со стороны стены или перегородки, располагаемой от трансформатора (реактора) на расстоянии менее 2 м;

2) объем маслоприемника с отводом масла следует рассчитывать на единовременный прием 100 % масла, залитого в трансформатор (реактор).
Объем маслоприемника без отвода масла следует рассчитывать на прием 100 % объема масла, залитого в трансформатор (реактор), и 80 % воды от средств пожаротушения из расчета орошения площадей маслоприемника и боковых поверхностей трансформатора (реактора) с интенсивностью 0,2 л/с·м в течение 30 мин;

3) устройство маслоприемников и маслоотводов должно исключать переток масла (воды) из одного маслоприемника в другой, растекание масла по кабельным и другим подземным сооружениям, распространение пожара, засорение маслоотвода и забивку его снегом, льдом и т.п.;

4) маслоприемники под трансформаторы (реакторы) с объемом масла до 20 т допускается выполнять без отвода масла. Маслоприемники без отвода масла должны выполняться заглубленной конструкции и закрываться металлической решеткой, поверх которой должен быть насыпан слой чистого гравия или промытого гранитного щебня толщиной не менее 0,25 м либо непористого щебня другой породы с частицами от 30 до 70 мм. Уровень полного объема масла в маслоприемнике должен быть ниже решетки не менее чем на 50 мм.
Удаление масла и воды из маслоприемника без отвода масла должно предусматриваться передвижными средствами. При этом рекомендуется выполнение простейшего устройства для проверки отсутствия масла (воды) в маслоприемнике;

5) маслоприемники с отводом масла могут выполняться как заглубленными, так и незаглубленными (дно на уровне окружающей планировки). При выполнении заглубленного маслоприемника устройство бортовых ограждений не требуется, если при этом обеспечивается объем маслоприемника, указанный в п. 2.

Маслоприемники с отводом масла могут выполняться:

с установкой металлической решетки на маслоприемнике, поверх которой насыпан гравий или щебень толщиной слоя 0,25 м;
без металлической решетки с засыпкой гравия на дно маслоприемника толщиной слоя не менее 0,25 м.

Незаглубленный маслоприемник следует выполнять в виде бортовых ограждений маслонаполненного оборудования. Высота бортовых ограждений должна быть не более 0,5 м над уровнем окружающей планировки.

Дно маслоприемника (заглубленного и незаглубленного) должно иметь уклон не менее 0,005 в сторону приямка и быть засыпано чисто промытым гранитным (либо другой непористой породы) гравием или щебнем фракцией от 30 до 70 мм. Толщина засыпки должна быть не менее 0,25 м.

Верхний уровень гравия (щебня) должен быть не менее чем на 75 мм ниже верхнего края борта (при устройстве маслоприемников бортовыми ограждениями) или уровня окружающей планировки (при устройстве маслоприемников без бортовых ограждений).

Допускается не производить засыпку дна маслоприемников по всей площади гравием. При этом на системах отвода масла от трансформаторов (реакторов) следует предусматривать установку огнепреградителей;

6) при установке маслонаполненного электрооборудования на железобетонном перекрытии здания (сооружения) устройство маслоотвода является обязательным;

7) маслоотводы должны обеспечивать отвод из маслоприемника масла и воды, применяемой для тушения пожара, автоматическими стационарными устройствами и гидрантами на безопасное в пожарном отношении расстояние от оборудования и сооружений: 50 % масла и полное количество воды должны удаляться не более чем за 0,25 ч. Маслоотводы могут выполняться в виде подземных трубопроводов или открытых кюветов и лотков;

8) маслосборники должны предусматриваться закрытого типа и должны вмещать полный объем масла единичного оборудования (трансформаторов, реакторов), содержащего наибольшее количество масла, а также 80 % общего (с учетом 30-минутного запаса) расхода воды от средств пожаротушения. Маслосборники должны оборудоваться сигнализацией о наличии воды с выводом сигнала на щит управления. Внутренние поверхности маслоприемника, ограждения маслоприемника и маслосборника должны быть защищены маслостойким покрытием.

4.2.70. На ПС с трансформаторами 110-150 кВ единичной мощностью 63 МВ·А и более и трансформаторами 220 кВ и выше единичной мощностью 40 МВ А и более, а также на ПС с синхронными компенсаторами для тушения пожара следует предусматривать противопожарный водопровод с питанием от существующей внешней сети или от самостоятельного источника водоснабжения.

Допускается вместо противопожарного водопровода предусматривать забор воды из прудов, водохранилищ, рек и других водоемов, расположенных на расстоянии до 200 м от ПС с помощью передвижных средств пожарной техники.

На ПС с трансформаторами 35 — 150 кВ единичной мощностью менее 63 МВ·А и трансформаторами 220 кВ единичной мощностью менее 40 МВ·А противопожарный водопровод и водоем не предусматриваются.

4.2.71. КРУН и КТП наружной установки должны быть расположены на спланированной площадке на высоте не менее 0,2 м от уровня планировки с выполнением около шкафов площадки для обслуживания. В районах с высотой расчетного снежного покрова 1,0 м и выше и продолжительностью его залегания не менее 1 мес рекомендуется установка КРУН и КТП наружной установки на высоте не менее 1 м.

Расположение устройства должно обеспечивать удобные выкатывание и транспортировку трансформаторов и выкатной части ячеек.

Расчет объема маслоприемника

Расчет объема маслоприемника без отвода масла для проектируемого трансформатора типа ТДН-16000/110/10, который был установлен на ПС 110/10 «Строительная». Для данного трансформатора предусматривается система водяного пожаротушения.

Габаритный чертеж на трансформатор типа ТДН-16000/110 У1

1. Согласно габаритного чертежа на трансформатор, полный вес заливаемого в трансформатор масла – 15620 кг.

2. Объем заливаемого масла в трансформатор – Vтр=15,62/0,84=18,6 м³;

где: ρ = 0,84 т/м³ — плотность трансформаторного масла.

3. Объем воды, поступающей в маслоприемник от средств пожаротушения:

Vв=(Sтр.+Sм.пр.)*К*Е*80%=(58,15+77)*0,2*1800*80% = 39 м3

Sтр. = (2*Д*В) + (2*Ш*В) = (2*6300*3035) + (2*3280*3035) = 58,15 м2- площадь боковых поверхностей трансформатора (В = 3035мм – высота, Ш = 3280мм – ширина, Д = 6300 – длина, согласно габаритного чертежа на трансформатор);
Sм.пр. = Д*Ш = 10000*7700 = 77 м2 — площадь маслоприемника, принимается из типовой работы №407-03-591.90 «Установочные чертежи трансформаторов 110 кВ с учетом автокранового ремонта» Альбом 1 в соответствии с таблицей, параметры маслоприемника для трансформатора ТДН-16000/110 У1 равны: Д = 10000 мм – длина, Ш = 7700 мм – ширина.

К=0,2л/сек*м2 — интенсивность пожаротушения (ПУЭ 7-издание п.4.2.69 п/п2);
Е = 1800сек. (30 минут) — расчетное время для запаса объема маслоприемника;
80% — объем воды от средств пожаротушения с учетом 30-минутного запаса (ПУЭ 7-издание п.4.2.69 п/п2).

4. Полный объем маслоприемника с учетом объема трансформаторного масла и воды, поступающей в маслоприемник от средств пожаротушения:

Источник

Инструкции / Инструкции по эксплуатации оборудования подстанций

Монтаж силовых трансформаторов

Подготовительные работы

В ходе выполнения общестроительных работ готовятся подъездные пути к месту установки трансформатора, фундамент под трансформатор и маслоприемник с гравийной засыпкой.

При приемке фундаментов под трансформаторы должны быть проверены наличие и правильность установки анкеров для крепления тяговых устройств при перекатке трансформаторов и наличие фундаментов под домкраты для разворота катков.

В ходе подготовительных работ должны быть подготовлены в необходимом количестве трансформаторное масло, емкости для его хранения, индикаторный силикагель для термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

Трансформаторы мощностью до 1600 кВ*А поставляются полностью собранными и залитыми маслом. Трансформаторы большей мощности в зависимости от габаритных размеров и массы поставляются с демонтированными узлами, залитые маслом или без масла.

Поставка трансформатора осуществляется железнодорожным транспортом или на платформе автотранспорта соответствующей грузоподъемности. При транспортировке большая ось трансформатора должна совпадать с направлением движения. Крепление трансформатора при транспортировке должно быть выполнено в соответствии с чертежом завода-изготовителя.
Разгрузка трансформатора на монтажной площадке выполняется подъемным краном соответствующей грузоподъемности или с помощью гидравлических домкратов.

При поступлении трансформатора на монтажную площадку организуются требуемые условия хранения трансформатора и его отдельных узлов до начала монтажа, заблаговременно в лаборатории проверяются реле защиты трансформатора и его измерительные приборы.
Все операции по транспортировке, разгрузке и хранению трансформатора до его монтажа должны оформляться соответствующими актами.

На подстанциях с высшим напряжением 35 кВ и более применяется, как правило, открытая установка трансформаторов. Закрытая установка трансформатора применяется только в районах с высокой степенью загрязнения, а также иногда в районах жилой застройки для ограничения уровня шума.

Трансформаторы устанавливаются, как правило, непосредственно на фундамент без кареток (катков) и рельс. Трансформаторы на подстанциях, имеющих стационарные устройства для ремонта трансформаторов (башни) и рельсовые пути перекатки, а также на подстанциях с размещением трансформаторов в закрытых помещениях, следует устанавливать на каретках (катках).

Трансформатор устанавливается на фундамент таким образом, чтобы его крышка имела подъем по направлению к расширителю не менее 1%. Это необходимо для обеспечения беспрепятственного прохождения газов из бака к газовому реле, устанавливаемому в маслопроводе между баком и расширителем.

Нормативные документы (СНиП, ГОСТ и другие) предусматривают монтаж трансформатора без ревизии его активной части, если не нарушались условия транспортировки, разгрузки и хранения трансформатора. Кроме того, при необоснованной ревизии завод-изготовитель вправе снять гарантию, установленную на трансформатор.

Ревизия активной части допускается лишь в том случае, когда внешние признаки или результаты измерений указывают на возможные внутренние повреждения. При возникновении необходимости в ревизии активной части трансформатора принимаются меры для защиты изоляции обмоток от попадания в нее влаги из окружающего воздуха.

Разгерметизация трансформатора выполняется в сухую ясную погоду. Температура активной части должна быть выше температуры окружающего воздуха. Это необходимо для избежания выпадения росы из окружающего воздуха на активную часть трансформатора. При необходимости активную часть предварительно прогревают. Продолжительность пребывания активной части трансформатора на открытом воздухе Тоткр ограничивают в зависимости от относительной влажности воздуха и напряжения трансформатора (табл. 1).

При ревизии активной части выполняются:
проверка состояния болтовых креплений;
подпрессовка обмоток;
осмотр и проверка состояния изоляции элементов активной части;
проверка схемы заземления;
проверка сопротивления изоляции магнитопровода и его частей.

После проведения всех работ по ревизии активной части ее промывают сухим трансформаторным маслом, устанавливают в бак, после чего уплотняют все места соединений крышки с баком (герметизируют трансформатор).

Монтаж системы охлаждения и отдельных узлов трансформатора

Трансформаторы с естественным масляным охлаждением М (ONAN) мощностью до 1600 кВА транспортируются вместе с радиаторами охлаждения, трансформаторы мощностью 2500 кВА и более — с демонтированными радиаторами.

У трансформаторов с принудительной циркуляцией воздуха Д (ONAF) и принудительной циркуляцией воздуха и масла ДЦ (OFAF) системы охлаждения на время транспортировки демонтируются и устанавливаются на месте монтажа трансформатора (рис. 1).


а) б)

Рис. 1. Монтаж систем охлаждения Д (а) и ДЦ (б)

При монтаже системы охлаждения типа Д (рис. 4.1, а) к боковой стороне бака 1 крепятся кронштейны 3 с растяжками 4. На кронштейнах устанавливаются двигатели с вентиляторами 2, монтируется схема их питания кабелем 5. После установки радиаторов 6 открывают радиаторные краны для последующего заполнения радиаторов маслом.

Система охлаждения ДЦ может поставляться в навесном и выносном исполнении. Система охлаждения навесного исполнения (рис. 1, б) состоит из электронасоса 2, двигателей с вентиляторами 4, закрепленными в диффузорах 5, калорифера 6 с камерами для масла 3. Такая система поставляется в полностью собранном виде. При монтаже эта система соединяется с баком трансформатора 1 с помощью фланцев 9. Направления принудительного потока масла и потока воздуха при работе трансформатора показано стрелками 7 и 8 соответственно.

Блоки системы охлаждения выносного исполнения устанавливаются на отдельных фундаментах по периметру трансформатора и соединяются трубами с баком трансформатора.

Одновременно с монтажом системы охлаждения монтируются остальные узлы, поставляемые отдельно от трансформатора: вводы к обмоткам, расширитель с указателем уровня масла и воздухоосушителем, выхлопная труба, газовое реле, реле уровня масла, термосифонный фильтр, измерительные приборы.

Если по условиям монтажа некоторых узлов требуется разгерметизация трансформатора, необходимо соблюдать условия для предохранения изоляции от увлажнения. Эти условия были отмечены выше при рассмотрении вопроса о ревизии активной части трансформатора.

При установке вводов особое внимание обращают на качественное уплотнение места посадки ввода в крышке трансформатора и на обеспечение надежных контактных соединений выводов обмоток.

Расширитель 3 (рис. 2) с маслоуказателем 6 крепится на крышке 1 бака трансформатора с помощью специальных кронштейнов 2. Трубопровод 7 соединяет бак трансформатора с расширителем. В среднюю часть этого трубопровода устанавливается газовое реле 5, а в верхнюю часть этого трубопровода на фланце дна расширителя устанавливается реле уровня масла.

Выхлопная труба 4 устанавливается на крышке бака трансформатора. В верхней части трубы находится стеклянная мембрана, разрываемая при аварийном выбросе масла из трансформатора. Трансформатор должен устанавливаться таким образом, чтобы аварийный выброс масла не был направлен на близко стоящее оборудование.

Рис. 2. Монтаж отдельных узлов трансформатора

Воздухоосушитель соединяет надмасляное пространство в расширителе с окружающим воздухом. Присоединение к трансформатору термосифонного фильтра выполняется фланцевыми соединениями, расположенными в верхней и нижней частях бака трансформатора.

После окончания монтажа всех узлов доливают сухое масло в бак трансформатора с заполнением его системы охлаждения и термосифонного фильтра. Температура заливаемого масла должна быть не ниже 10°С. При этом температура активной части должна быть выше температуры масла. Масло под давлением подается через вентиль, расположенный в нижней части бака трансформатора.

Перед включением трансформатора проводятся его испытания, измерения и проверки в объеме, предусмотренном нормативными документами:
измерение сопротивления изоляции обмоток;
измерение тангенса угла диэлектрических потерь;
испытание изоляции обмоток повышенным напряжением промышленной частоты;
измерение сопротивления обмоток постоянному току;
проверка коэффициента трансформации;
проверка группы соединений обмоток;
измерение потерь холостого хода;
испытания трансформаторного масла;
испытания бака на герметичность;
проверка переключающего устройства (РПН), устройств охлаждения и средств защиты масла.

Результаты измерений, испытаний и проверок оформляются соответствующими актами и протоколами.

Первое включение трансформатора под напряжение допускается проводить не ранее чем через 12 ч после последней доливки масла. На время первого пробного включения трансформатора максимальная защита устанавливается с нулевой выдержкой времени, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на отключение.

Включение трансформатора производят толчком на номинальное напряжение на время не менее 30 мин для прослушивания трансформатора и наблюдения за его состоянием. При нормальной работе трансформатора издаваемый им гул должен быть умеренным и равномерным. Не должны прослушиваться потрескивания внутри бака трансформатора.

Трансформатор отключают в случае сильного или неравномерного гудения; потрескиваний внутри бака трансформатора; ненормально возрастающей температуры масла; выброса масла из расширителя или разрыва диафрагмы выхлопной трубы; течи масла и при других признаках нарушения нормальной работы.

При удовлетворительных результатах первого включения с трансформатора снимается напряжение, изменяется уставка максимальной защиты, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на сигнал. Затем несколько раз включают и отключают трансформатор на номинальное напряжение для отстройки дифференциальной защиты от бросков тока намагничивания.

При удовлетворительных результатах пробных включений трансформатор включается под нагрузку и сдается в эксплуатацию.

Источник

Оцените статью
Напряжение трансформатора