Фундамент правовой культуры заложили

Фундамент правовой культуры заложили

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава XIII.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ

§ 72*. Совершенствование правовой культуры

Необходимость овладения правовой культурой как обществом, так и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни мораль, культуру, экономическую целесообразность и право.

В советское время привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определёнными результатами, никто избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпима правовая безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое. Именно на выборах проявляется уровень политической и правовой культуры как общества, так и граждан.

Читайте также:  Перфорированная мембрана для фундамента это

Серьёзный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «задело» или «под горячую руку», то найдётся немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение – действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Как и всё действительно ценное, правовая культура создаётся постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познаёт законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). В обоих случаях говорить об уважении к праву не приходится.

Правовой нигилизм – это потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры. Он означает:

• пренебрежительное или негативное отношение к праву;

• отрицание регулирующей роли права в обществе;

• отказ от выполнения взятых на себя обязанностей;

• ущемление интересов, прав и свобод других лиц.

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: всё зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти.

Правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и многим учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о конституционном, гражданском, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых сегодня легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время стремительных изменений, происходящих в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, в глобализирующемся мире. Право, законодательство пытаются соответствовать им. Отсюда столь быстрые перемены в законах, иных правовых актах. Никакая образовательная организация не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной, обществом и личностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Как сформировать свою правовую культуру?

2. Охарактеризуйте правовую антикультуру.

3. Чем опасно незнание норм права? Приведите примеры из жизни.

4. Объясните, что такое правовой нигилизм и правовой цинизм. Как бороться с ними? Приведите примеры из жизни.

5*. Составьте схему элементов нигилизма.

6. Каковы пути совершенствования правовой культуры личности? Что вы лично делаете для этого? Обсудите эти вопросы с родителями дома.

7*. Охарактеризуйте элементы схемы условий формирования и совершенствования правовой культуры.

8. Проанализируйте, каким образом изменения в жизни общества находят отражение в праве. И как право, в свою очередь, влияет на развитие общества, государства, личности?

Исследуем документы и материалы

Право есть, по самому существу своему, некая духовная, священная ценность… Чтобы удостовериться и убедиться в этом раз и навсегда, надо только представить себе однажды со всей силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня нет ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут делать со мною всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию… Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и вчувствуется в него и увидит себя погибающим от него, тот мгновенно «услышит» в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих священных, неприкосновенных, неотчуждаемых прав и взывающий к их признанию, уважению и защите.

1. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

2. Правовая антикультура: меры борьбы с ней, можно ли её победить. Свой ответ обоснуйте.

3. Как вы расцениваете любовь многих людей к детективам – развлечение или желание повышать уровень своей правовой культуры?

Темы для проектов и рефератов

1. Пути совершенствования правовой культуры общества и личности.

Источник

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.

Структура правовой культуры:

• состояние правосознания в обществе;

• действенность функционирования правовых органов и учреждений;

• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное.

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий. Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  • В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: — соблюдение и уважение права; — понимание его культурной и духовной ценности. Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: соблюдение и уважение права; понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Оцените статью