Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС
Валентина Фуфаева
Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональнойкомпетентности и профессионализма.
В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
• Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду.
• В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.
• Основа успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром, а значит, и основа характера человека закладывается в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.Много раз тиражируемая фраза: «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
• Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.
• Качества современного педагога дошкольного учреждения
• Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его.
• Личностные качества педагога дошкольного учреждения
• В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
• Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения
• Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
• Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Функции воспитателя ДОУ:
Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
• Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.
• Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.
• Приобщение детей к национальной культуре и традициям.
• Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
• В современной ситуации с учетом ФГОСпри планировании должны учитываться следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования.
• 2. Принцип научной обоснованности. 40% парциальной и 60% обязательной программы.
• Педагогическое проектирование – деятельность педагога по последовательному продуманному плану.
• Мы не учим читать, писать. Дети не должны быть готовы к школе. Это школа должна быть готова к таким детям.
• Учебный принцип исключаем, но он не исключается. Мы не рассаживаем детей за столы, дети играют на ковре, обучение через игру. Продуктивная деятельность за столами.
•Лозунг дошкольного образования: «Дайте детям наиграться!»
• Главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.
• Важно сохранить системную деятельность.
• Только позиция «вместе» — вместе рисуем, клеим.
• Партнерские отношения между взрослыми и детьми.
• Нельзя заставлять что-то делать.
•Надо говорить: «Если бы ты сделал, то было бы хорошо».
• Воспитатель говорит: «Я знаю загадки».
• Ребенок должен проявить сам желание.Он должен сказать: «И я знаю загадку».
• 3. Комплексно-тематический принцип. Работа по темам.
• «Проживание» ребенком содержания образовательного материала во всех видах детской деятельности.
• Родители живут жизнью детей.
• Значит, с детьми всю неделю нужно лепить, рисовать, имитировать животных, рассказывать сказки о животных. Главное, точнее связать все виды деятельности.
• 4. Интеграция видов деятельности. Она проводится на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
• 40% и 60% не нарушаем.
• Тема, цель недели созвучно с целью дня.
•В организованной деятельности с детьми должно прослеживаться все 5 областей: физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.Работаем под девизом: «Играйте и воспитывайте». Задача общения. Слово обучение не должно звучать. Даже в начальной школе впервые за много лет ставится задача не учить, а духовно-нравственное воспитание. В конечном итоге воспитать успешного человека. Не всегда отличник становится успешным.Мы сами часто говорим: «Двоечник, троечник в люди выбился». Люди, которые умеют правильно общаться, те успешные. Эмоции должны преобладать над разумом.
• Главная роскошь человечества – это роскошь общения.
• Самый лучший собеседник тот, который умеет слушать.
• Сколько должно быть детей в группе?
• На каждого ребенка по 2 метра, исходя из общей площади детского сада.
• К работе на должность воспитателя допускаются люди, имеющие высшее или среднее специальное образование, в дальнейшем проходящие аттестацию. Аттестацию обязан проходить каждый воспитатель на 1, 2, в. категорию по желанию. На соответствие занимаемой должности обязательно. За не прохождение курсов штраф 5 тысяч заведующей.
• При решении спорных вопросов,например: сокращение- приоритет у того, кто имеет высшую категорию. Заявление на аттестацию за 4 месяца.
• Добавилась графа- работа с инклюзивными детьми, или с одаренными. Скоро все сады будут инклюзивными. Сады обязаны принять детей с отклонениями. Если в группе есть такие дети, воспитатель обязан пройти курсы. Учителя уже проходят такие курсы.Просто общество не готово к этому: воспитатели, родители. Родители иногда просто не хотят признавать, что у ребенка есть отклонения.
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Одной из главных задач Федерального государственного.
«Организация физкультурно-спортивной работы в условиях реализации ФГОС» “Организация физкультурно- оздоровительной работы в условиях реализации ФГОС ” Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто. (Cократ).
Взаимодействие педагога и семьи в условиях реализации ФГОС до Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО В дошкольном периоде начинается процесс социализации, ребенок начинает.
Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС до Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции.
Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС «Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС» Главным условием внедрения ФГОС ДО, является наличие профессионально подготовленных.
Семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным.
Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.
Источник
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка
светлана мальцева
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия.
Разносторонне развитый педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.
Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения.
Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. 3нания и основанные на них умения — это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся:
умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
умение анализировать соотношение «цель — средства – результат, применительно к выбору ситуации;
умение требовать и доверять;
умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
умение играть с детьми;
умение оценивать ситуацию с различных сторон;
умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное;
умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;
умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.
• «Утром я спрашиваю у детей, что произошло ночью на участке. Дети смотрят вокруг, но затрудняются ответить. Я обращаю их внимание на то, что ночью шел дождь и под скамейкой остались узкие полоски — углубления от падающих капель и струй воды.
• Дети внимательно смотрят на песок и устанавливают, что утром здесь прошла женщина с ребенком — на песке видны следы больших и маленьких ботинок; что в саду были птички — под скамейкой обнаружены следы птичьих ног. Дети предполагают, что вечером на скамейке сидела девочка и ела булку — упавшие крошки, видимо, привлекли птичек.
• Продолжая свои наблюдения, дети обнаруживают недалеко от забора следы кошки и делают вывод, что кошка подкрадывалась к птичкам.
— Поймала ли кошка птичку? — спрашиваю я детей и предлагаю внимательно посмотреть кругом.
• Дети ищут какие-либо признаки, доказывающие, что кошке удалось поймать птичку, но неожиданно находят редкие собачьи следы и делают вывод, что собака помешала кошке. Они заключают, что собака была крупная, так как следы крупные и редкие, что собака бросилась на кошку сильным прыжком, потому что чередование следов прервалось, но через промежуток следы появились опять».
• 1. Проанализируйте приведенную выше запись воспитательницы старшей группы и сделайте вывод об уровне развития у детей наблюдательности, логического мышления, сообразительности.
• 2. В чем ценность приемов работы, использованных воспитательницей?
Ответ : У педагога получилось сформировать интерес к познавательной деятельности. Воспитатель во время наблюдения помог направить внимание детей на установление осмысленных взаимосвязей (причинно – следственных). Так как в этом возрасте окончательно сформировано наглядно – образное мышление и начинает формироваться словесно – логическое мышление. И правильно подобранные наводящие вопросы,эмоциональный настрой педагога и детей помогли завести мыслительный процесс: понимание взаимосвязей, обобщение, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, воображение. Ценность этого приема заключается в том, что мышление становится гибким, продуктивным, обогащается эмоционально – чувственный опыт, проявляется самостоятельность в познавательно – речевой деятельности.
Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования.
В нашем ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.
Удачно, с нашей точки зрения,проходят педсоветы в формах:
• Семинара – практикума Слайд № 6
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей,учитывающие следующие факторы:
— предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
— образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
— содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
— родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
• Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативности — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативности — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
• «Дети старшей группы в процессе игры решили сделать плотину через мелкий ручей. Они спрашивают воспитательницу, из чего можно сделать плотину. Педагог предлагает ребятам подумать вместе с нею, но не дает готового решения задачи.
• Дети начинают предлагать разные способы. Они решают использовать песок и пробуют засыпать ручеек песком, но убеждаются, что он быстро размывается течением и пропускает воду. Затем пробуют засыпать ручей землей, но и ее размывает быстро текущая вода. «Что же может задержать воду?» — встает практический вопрос перед детьми».
• 1. Почему педагог не дает готового решения задачи, вызвавшей у детей интерес?
• 2. Как должен поступить педагог, чтобы помочь детям в решении практической задачи, вставшей перед ними?
Ответ: Решение этой проблемы предполагает сотрудничество педагога с ребенком.
Педагог опытен и компетентен в области возрастных особенностей и особенностях развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Не дает готового решения. Воспитатель дает детям возможность самим найти решение этой проблемы, способствует расширению детского опыта, поддерживает инициативу, тем самым способствует развитию поисково – исследовательской деятельности ребенка.
В данном случае педагог должен предложить детям вспомнить о свойствах воды, свойствах песка, земли, камешков и т. д. предложить детям подумать, что еще можно использовать для запруды, кроме песка и земли, и еще раз поэкспериментировать.
Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Работая с детьми дошкольного возраста по формированию познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы,а так же:
— моделирование ситуаций с участием персонажей,
— индивидуально-личностное общение с ребенком,
— побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,
— оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению,для поддержки детской инициативы являются следующие:
1. Познавательные занятия
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей — опыты и экспериментирование.
Пересказывали рассказ «Утята». Затем сравнили игрушки — курицу и утку.Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них.Проблема: почему перья не намокают?Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду.Вывод: перья покрыты жиром.
3. Наблюдение и труд в уголке природы
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
При изучении темы «Животные севера» — дали детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод — что вата мягче.
5. Самостоятельная деятельность детей
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
6. Сотрудничество с семьей
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Таким образом, мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Слайд № 48
Воспитатель – профессия наша,
Источник