- Можно ли применять ржавую арматуру для армирования бетона?
- Технические аспекты проблемы коррозии арматуры
- Как взаимодействует ржавчина с цементом
- Как выбирать арматуру с учетом степени ее коррозии
- Степени коррозии арматурных прутьев
- Рекомендации ГОСТ о ржавчине
- Как правильно хранить арматуру?
- Можно ли использовать ржавую арматуру для фундамента
- Виды ржавчины
- Как влияет ржавчина?
- Избавляемся от коррозии
- Хранение арматуры
- Можно ли использовать ржавую арматуру
- Обработка арматуры от ржавчины перед бетонированием
- Ржавая арматура?поправимо!
Можно ли применять ржавую арматуру для армирования бетона?
Использование ржавой арматуры в бетоне может привести к снижению прочности всей железобетонной конструкции. В связи с этим довольно часто возникает вопрос, а нужно ли чистить стержни арматуры перед сборкой армирующего каркаса, и можно ли вообще применять их для этих целей?
Технические аспекты проблемы коррозии арматуры
В производственной практике почти невозможны ситуации, когда заготовки арматурных прутьев не были бы покрыты ржавчиной уже в заводских условиях. Огромные залежи арматуры, укладываемой на отгрузочных площадках под открытым небом – наглядное тому подтверждение. Подобным отношением к хранению металлоизделий сегодня никого не удивишь. Важнейший фактор, учитываемый при оценке опасности ржавчины на заготовках арматуры, это степень поражения структуры стали.
В среднем за первый год сталь покрывается слоем ржавчины толщиной 0.2-0.3 мм, в дальнейшем скорость ее распространения замедляется, и для того чтобы достичь глубины в 1 мм, понадобится около 10 лет. Чем толще становится слой ржавчины, тем медленнее скорость коррозии, так как она препятствует доступу кислорода и влаги к поверхности металла.
Скорость распространения ржавчины может быть ниже у малолегированной стали, хранящейся при сухом климате и защищённой от осадков. Быстрее происходит коррозия арматуры высоких марок, с термической или механической обработкой, во влажной и солесодержащей среде.
Как взаимодействует ржавчина с цементом
В определенных условиях искусственное соединение ржавчины с цементом приводит к так называемому “клеевому эффекту”, то есть легкий налет ржавчины улучшает адгезию арматуры с бетоном, объясняется это следующим образом.
Высококачественный портландцемент согласно техническим показателям содержит от 2-х до 4-х процентов окислов железа, а высокомарочных составы, изготовленные на основе шлаковых составляющих, содержат до 10-ти процентов тех же окислов. В результате чего, при затвердении цемента ржавчина вступает в реакцию с окислами, происходит эффект “приклеивания” бетона к поверхности арматурных прутьев и блокирования процесса окисления.
К тому же, наличие ржавчины свидетельствует об отсутствии на металле технологической смазки, препятствующей хорошей адгезии поверхности прута с бетоном. Поэтому не следует беспокоиться о небольшом рыжем налете на стальных прутьях и пытаться счищать его любыми средствами.
Как выбирать арматуру с учетом степени ее коррозии
Любой профессиональный строитель должен уметь оценивать состояние используемой для закладки арматуры. При проведении экспертной оценки ему придется обратиться к официальному документу «Рекомендации по применению арматуры со следами ржавчины» от 2004 года.
Степени коррозии арматурных прутьев
Согласно рекомендациям документа, о, использовании арматуры со следами ржавчины для армирования железобетонных конструкций, выделяют 4 степени или категории коррозии стальных стержней.
- Легкий и чуть заметный налет ржавчины, наличие которого не сказывается на цвете стали, свойствах и технических характеристиках (на прочности и суммарном весе, в частности).
- Наличие на поверхности хорошо различимой плотной ржавчины, которая практически полностью удаляется металлической щеткой или ветошью.
- Третья категория – локально поверхностная коррозия. Характеризуется легким слоем ржавчины, которая образовалась в результате попадания влаги, она легко удаляется ветошью либо щеткой.
- Четвертая степень – наличие объемного коррозийного покрытия, образовавшегося при длительном окислении на открытом воздухе или в условиях повышенной влажности. После очистки такой ржавчины на арматуре остаются следы язвенной коррозии, и уменьшается сечение прутов.
На начальной стадии коррозии (первая степень) для беспокойства нет никаких оснований, так как легкий налет исчезнет еще при заливке бетонной смеси. Причем на сечении стержня это никак не скажется.
Для армирования ленточных фундаментов, плитных, ростверков, а также других конструкций из бетона, допускается использовать неочищенную от ржавчины арматурную сталь первых 3-х категорий. В ситуации, когда обстоятельства вынуждают приобретать дешевую арматуру со следами сильной ржавчины – использовать ее без предварительной очистки и проверки специалистами не рекомендуется.
Рекомендации ГОСТ о ржавчине
В 6-ом пункте «Приемка», в общих технических условиях ГОСТа 10922-2012 «Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций», пишется:
- использование стальных стержней, с тонким налетом ржавчины, не является причиной, для браковки армирующей конструкции. Такой налет полностью исчезает в процессе бетонирования, в результате воздействия щелочи, содержащей в бетонной смеси.
- если слой ржавчины, пачкается и отслаивается, её обязательно следует очистить с поверхности арматуры до бетонирования, с помощью металлической щетки и тряпки, или вовсе, промыть сильной струёй воды и продуть сжатым воздухом.
Как правильно хранить арматуру?
Для того чтобы защита арматуру от коррозии, её необходимо хранить в сухих, закрытых и хорошо проветриваемых помещениях, где влажность воздуха не будет превышать 70%. Если хранить на открытом воздухе, то необходимо полностью избавиться от возможности воздействия на неё влаги, для этого следует соорудить навес.
При хранении арматуры на открытом воздухе, следует с периодичностью раз в месяц проводить проверку состояния стальных стержней, если необходимо чистить для того чтобы на ней не образовалась ржавчина 4 степени.
Следует отметить, что классы арматуры более новых марок хранящиеся на открытом воздухе, такие как А400С и А500С, в отличии от марки А3 (сталь 35ГС, 25Г2С), более подвержены коррозии и быстрее ржавеют. Но потери прочности у той и другой в первый год хранения одинаковы, на уровне 1-3%, это намного меньше допустимых отклонений для строительных конструкций и изделий ЖБИ.
Соблюдайте правила хранения и рекомендации по использованию ржавой арматуры для армирования бетона, чтобы избежать неприятных последствий, в виде трещин и отслоений. Ведь от качества используемых стальных стержней, зависит качество всей железобетонной конструкции.
Источник
Можно ли использовать ржавую арматуру для фундамента
д. Большой Тростенец
ул. Молодежная 2а
- Home /
- Полезные материалы /
- Использование ржавой арматуры в фундаменте
Коррозии подвержены наиболее популярные классы арматуры, так как это металлические пруты и хранятся они, подвергаясь воздействию климатических условий, таких как дождь, снег, сырость. Поэтому налёт ржавчины не опасен для строительства, но стоит обратить внимание на степень коррозии.
Виды ржавчины
Есть несколько степеней коррозии, которые показывают, стоит ли использовать тот или иной материал:
- Если на стали есть небольшой налёт ржавчины, который не изменяет основного цвета изделия, его вес и свойства, то это совершенно безвредно.
- Если ржавчина покрывает стальной прут плотным слоем, но легко убирается при помощи щётки или ветоши, такая арматура не навредит вашему фундаменту.
- Если ржавчина появилась на металлических прутах вследствие попадания воды, но удаляется металлической щёткой, немного стирая сечение — такую арматуру можно использовать.
- Если ржавчина оставляет следы после удаления различными способами, то её характеристики по применению уже изменены, поэтому такие пруты не стоит применять.
Арматура с четвёртой степенью коррозии может продаваться по очень сниженной цене, что, конечно же, способно привлечь внимание, но стоит помнить, что перед тем, чтобы её использовать, вам понадобятся специальные средства очистки и проверка специалистами, что повлечёт дополнительные затраты.
Как влияет ржавчина?
Коррозия не появляется сразу же после изготовления, для этого ей необходимо время. За пару лет налёт на стали может быть толщиной около 0,3 миллиметров, после чего скорость её роста снижается и для того, чтобы она стала слоем в один миллиметр, коррозии может понадобиться около десяти лет.
Чаще всего сильной коррозии и наиболее быстрому её росту способствует внешняя среда и условия хранения. Но и формы металлических изделий, тоже влияют на степень роста ржавого налёта. Больше всего коррозии подвержены трубы и плоские листы, реже изделия с более сложной геометрией.
Самой устойчивой формой считается круг, именно к этой форме относится арматура. К тому же, сечение и толщина металла так же тормозит рост ржавчины. А так как для фундаментов используют арматуру классов А3 и она с рифлёной поверхностью, то степень коррозии, скорей всего, на ней безопасна для строительства.
К тому же, некоторые строители считают, что лёгкий налёт ржавчины, наоборот, очень способствует более лучшему сцеплению арматуры с бетоном, вступая с ним в ряд химических процессов и действуя как клей, прилипая к цементу.
Избавляемся от коррозии
Лёгкий налёт ржавчины просто вытирается ветошью, иногда для этого применяется металлическая щётка или болгарка, но иногда нужны более сложные способы очистки. Некоторые строители считают, что можно очистить ржавчину с помощью раствора ортофосфорной кислоты с перманентом калия и глицерином.
Но можно упростить задачу и приобрести химическое средство «ИФХАН-58ПР», которое разработано именно для этого. Оно сохранит все технологические и эксплуатационные свойства и характеристики арматуры, не навредив им.
Поделись ссылкой — это лучший мотиватор для нас
Хранение арматуры
Приобретая строительную арматуру на будущее, например вы купили её осенью, а строиться планируете весной, стоит сразу позаботиться о её хранении, что исключит дальнейшие проблемы с ржавчиной и её устранением. Итак, как же стоит хранить арматуру:
- Лучше всего в закрытом, проветриваемом помещении, с небольшой влажностью.
- Если это открытая площадка, то она должна быть под навесом, чтобы не было прямого попадания осадков.
- Если навеса нет, то пруты стоит проверять не меньше одного раза в месяц и протирать сухой тряпкой от влаги.
Эти способы хранения не только защитят ваш материал, но и сэкономят ваше время и финансы во время строительных работ.
просто ржавую я бы очень не советовал. если уж нет ничего стоящего. обработайте ее преобразователем ржавчины который изготовьте сами. возьмите одну часть ортофосфорной кислоты и восемь частей воды. смешайте и покрасьте кисточкой арматуру. выдержете восемь суток арматура покроется синезелеными кристаллами теперь поверх этих кристаллов пройдитесь любой краской или грунтом и можете работать с Вашей арматурой
Можно бетон пропитает ржавчину, и предотвратит доступ кислорода к стали. И если по правде то почти все заводские металлоконструкции со ржавой арматурой. Кто был на железобетонном заводе тот видел что тонны арматуры лежат под открытым небом. а вот красить ее не нужно, это уменьшит сцепление металла с бетоном, везде в плитах перекрытия, электрических опорах, мостах ржавая не крашенная арматура. Так что смело бросайте ее в фундамент. Более серьезный вопрос это качество современного цемента. Читайте внимательно на мешке. Сейчас многие производители смешивают цемент со шлаком, а мы потом чтобы просто добавить воды пробуем изготовить бетон.
Можно ли использовать ржавую арматуру
смотря какую заливку будете производить. мы использовали 2 года назад реально ржавую. там она на складе лежало годами и армотура и сетка из проволки 4мм. заливали опалубку высотой 1.5 м и в стяжку сетку бросали и ничево до сих пор стоит. ржавчина ест металл но ни как бетон . ТАК ЧТО МОЖНО. он все равно в бетоне ржавеет если влажность здания повышана
Вот тут спорное утверждение. Основная суть железобетона — совместная работа стали и бетона. При использовании ржавой арматуры эта совместность может быть нарушена из-за слоя коррозии.
Вот найти бы норматив, где описан максимально допустимый слой коррозии.
директор по капитальному строительству
Вот тут спорное утверждение. Основная суть железобетона — совместная работа стали и бетона. При использовании ржавой арматуры эта совместность может быть нарушена из-за слоя коррозии.
Вот найти бы норматив, где описан максимально допустимый слой коррозии.
А мне кажется что если ребра периодического профиля арматуры на месте то они играют роль при совместной работе, а гладкой там вообще по сути без разницы если конечно ржавчина не уменьшила диаметр от проектного
Существует действующий снип где есть максимально допустимый слой коррозии.А в целом если она не отваливается,все нормально.Кто может подсказать ссылку на этот снип буду признателен,а то технадзор одолед.
Существует действующий снип где есть максимально допустимый слой коррозии.А в целом если она не отваливается,все нормально.Кто может подсказать ссылку на этот снип буду признателен,а то технадзор одолед.
А как быть с нарушением совместной работы стали и бетона.
директор по капитальному строительству
Надо проверить арматуру, если ржавчина только сверху, то нужно очистить её и спокойно применять. А если арматура была сильно повреждена налетом, то используйте для забора и прочих незначительных построек.
пройдитесь пескоструем и избавьтесь от головной боли. ни денег ни времени много не потеряете зато получите моральный запас прочности от технадзора.
Здравствуйте всем. Возникла проблема следующего характера места себе не нахожу ,очень сильно переживаю. залили в землю ленту 50 см шириной 85 глубина ,на участке низко ,суглинок ,залили маркой м 400 хорошенько армировали через пару дне решили заливать цоколь над землей той же маркой м 400 но получилось так что лили дожди вот уже месяц как земля не высыхает и миксер просто не влезет на участок а из бетона арматурный каркас выступает на 15 см над всей лентой ,очень переживаю что она поржавеет и что бы не было разрушения из нутри фундамента из за ржавой арматуры и вопрос номер два это то что в земле уже схватился бетон а цоколь будет свежий это не очень страшно. спасибо большое за ответ.
недавно на объекте КОМПАКТА http://www.kompakt-spb.ru/ видел как 50 таджиков с болгарками чистили арматурные выпуски. смешно было. видимо все таки надо чистить)). а чистится кстати легко, на болгарку одеваете специальную корщетку и вперед!
так что Александр — не переживайте, потом очистите, объем я понимаю не большой.
Спасибо большое. нет все очень даже осуществимо!!)))вопрос номер 2 (проблема номер 2 ) Разные слои бетона в земле уже застывший бетон а цоколь будет заливаться только сейчас после месяца как залили в землю.на сколько все критично.
Арматуру придется очистить от ржавчины. Смотря на сколько проржавела. Если сильно, то нет.
чувак, пешиисчо! Граждане, Товарасчи, Гаспада. Написано, что это ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ форум. Админы и Модераторы, вам не стыдно?
на сколько я тебя правильно понял можно не чистить легкий слой налет ржавчины
Специализация: Проектировщик, конструктор
В не ответственные конструкции можно как есть. Даже если трещины пойдут, не думаю, что Вас это огорчит. А вот для ЖБ конструкций типа плит ПК или колонн почистить, как правильно написали ранее, Вам придется. Иначе
недавно на объекте КОМПАКТА http://www.kompakt-spb.ru/ видел как 50 таджиков с болгарками чистили арматурные выпуски. смешно было. видимо все таки надо чистить)). а чистится кстати легко, на болгарку одеваете специальную корщетку и вперед!
Думаешь там знают что нужно делать? сколько я видел всяких главных инженеров и прочих прорабов которые не имеют отношения к строительству.
Сами представьте, коррозия не продолжится так как воды и кислорода отсутствие способствовать будут этому. тем не менее совместная работа жб может быть нарушена из за того что бетон зацепится за ржавчину а та поедет по арматуре. и того площадь восприятия нагрузки будет меньше. тут нужно делать всё с головой
Ржавую арматуру можно использовать только в одном случаи, если вы его хорошенько почистите
Страница 1 из 2
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0. гостей: 1)
Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Обработка арматуры от ржавчины перед бетонированием
Обработка арматуры от ржавчины перед бетонированием: методы и решения
Бетонирование конструкций сложный и трудоемкий процесс, требующий на каждом этапе работы точности и соблюдения технологии. От грамотного выполнения всех операций зависит дальнейшее качество и прочность бетонного изделия.
Железобетон – это совместная работа стальной арматуры в виде каркаса (сетки) и бетона, в одной конструкции как одиное целое.
Арматура работает на растяжение, бетон на сжатие и защиту арматуры. Если арматура будет покрыта слоем ржавчины, то прочностные показатели будут нарушены. Поэтому так важна обработка арматуры от ржавчины перед бетонированием.
Стальная арматура это дорогостоящий материал, но экономить на нем, используя старую, или использованную ранее, проржавевшую арматуру не стоит. Коррозия разрушает поверхность и проникает вглубь, что приводит к снижению поперечного сечения и несущей способности.
Для более эффективной работы и сцепления с бетоном, арматура имеет специальные борозды, так называемая профильная с винтообразным и поперечным оребрением. Все арматурные элементы должны соответствовать строительным нормам и проектным чертежам, быть очищенными от ржавчины.
Перед бетонированием рекомендуется обработать арматуру преобразователем ржавчины для защиты от коррозии.
NITTRON #8212; нейтральный преобразователь ржавчины с усиленными ингибиторами.
Предназначен для модификации коррозии на поверхностях черных металлов, строительных металлоконструкций, труб, арматурных сталей.Состав может применяться в различных промышленных сферах в т.ч. при авторемонтных работах, быту.
Налет ржавчины может появиться на стальной арматуре при транспортировании и во время хранения. И вопрос о том, как с ней бороться остается актуальным для многих производителей. Ручная обработка арматуры от ржавчины перед бетонированием очень тяжелый физический процесс, поэтому на практике принято использование несколькими механизированными способами очистки или при помощи химических средств, например, преобразователя ржавчины.
Современная химическая промышленность выпускает несколько видов, модификаторов преобразователей ржавчины. Многие, из которых эффективно используются на промышленных предприятиях, так как недороги, экономичны и сам процесс очистки занимает немного времени, 15-20 мин. Достаточно нанести преобразователь на поверхность арматуры валиком кистью или при помощи аппарата высокого давления.
Однако не все из них могут использоваться при изготовлении железобетона, к ним относятся преобразователи, изготовленные на основе кислот.
Для очистки арматуры от ржавчины в небольших количествах рекомендуется применять малогабаритный пескоструйный аппарат с вакуумным пистолетом. Или ручные пневматические щетки, массой до 4 кг.
В качестве механической очистки арматуры можно использовать способ гидроабразивной очистки. Этот сравнительно новый метод имеет массу преимуществ:
- можно вручную регулировать скорость и давление;
- не требуется повторной обработки;
- допускается очищать объект разной конфигурации и сложности;
- безопасен для окружающей среды.
Компания Докер Кемикал ГмбХ Рус предлагает большой выбор средств для борьбы с коррозией.
DOCKER STEEL #8212; Преобразователь ржавчины
Предназначен для химической очистки и обработки ржавых металлических поверхностей изделий из стали, с одновременным фосфатированием и пассивацией поверхности, а также обработки окалины на сварных швах перед нанесением лакокрасочных покрытий.
Санкт-Петербург
ул. Магнитогорская, 11 А, здание 3
Отдел продаж: пр. Металлистов, 32 здание 1
Режим работы офиса: пн-пт, 10.00-17.00 (без обеда) сб-вс. 10-14.00
Тел./факс: (812) 438-07-23 (многоканальный)
Оставить заявку: [email protected]
Доставка в регионы по всей России
Москва
Региональный склад : Московская область,г. Химки, Нагорное шоссе д.2
Режим работы офиса: пн-пт, 10.00-18.00. суб.под заказ (без обеда)
Тел./факс: +7 (495) 369-04-07,
Ржавая арматура?поправимо!
Сколько раз вы видели применение арматуры со следами ржавого налета на поверхности при производстве монолитных работ ?
А ведь использование в монолитной конструкции ржавой арматуры существенно снижает расчетные характеристики элемента в целом и создает дополнительные, не учтенные расчетом опасные напряжения в здании в целом. Неизбежным следствием этих вольностей являются аварии в будущем.
А теперь вопрос ,необходима ли антикоррозийная обработка арматуры перед укладкой бетонной смеси? Ответ очевиден.
При использовании в производстве монолитных работ различных преобразователей ржавчины, наконец был отобран «ИФХАН-58ПР». который великолепно зарекомендовал себя так как наиболее полно отвечал всем возможным требованиям, а именно: технологичность нанесения (полная реакция за один, максимум два прохода),не высокий расход, нейтральная реакция на поверхности для исключения применения последующей операции смывки пассиваторами, не высокая цена.
Всем этим требованиям удовлетворяет нейтральный преобразователь ржавчины «ИФХАН-58ПР»
выдержки со строительного форума про Ржавую арматуру в бетоне
…Металл или точнее арматура не ржавеет там, т.к. для окисления нужен кислород а бетон не содержит такового.
Не правда. Основной принцип защиты арматуры- это то, что бетон в нормальном состоянии имеет щелочной ph. Он образует на поверхности металла специальный, т.н. пассивационный слой, т.е. слой который уже не может окисляться. Поэтому, несмотря на наличие кислорода и воды, арматура не ржавеет. Минус такой защиты- что вообще говоря такая пара бетон-арматура работает как батарейка и защитный слой на арматуре работает до тех пор, пока в результате взаимодействия бетона с окружающей средой (в основном с углекислым газом, но вообще говоря у бетона куча видов коррозии- сульфатная к примеру) ph бетона не падает до 9-10. Тогда защита перестает работать и арматура начинает гнить прямо в бетоне. Такое бывает со старым бетоном, бетоном в агрессивных средах, слишком пористым, неправильно сделанным. При обследовании конструкции всегда обращают внимание на ph бетона защитного слоя. Для это отколотый кусок бетона (или керн) с защитным слоем и более глубинными слоями (обычно просто оббивают угол конструкции) поливают по-моему фенолфталеином и смотрят- покрасится защитный слой в фиолетовый цвет али нет- защищает он арматуру или уже не защищает.
…поэтому вся арматура, которая попала в бетон, является огрунтованной и не может ржаветь.
Это далеко от реалий. Бетон- довольно пористый и живой материал. Он намокает, замерзает, размерзается, дышит , т.е. впитывает газы, впитывает соли из воды или наоборот- отдает свои соли пресной (пресная вода очень агрессивно по отношению в бетону). Основной принцип защиты был описан выше. Остальное- косвенные методы, помогающие продлить жизнь бетона, который тогда и сам будет дольше защищать арматуру. Например, пористость бетона сильно зависит от водоцементного отношения при приготовлении бетона. Чем оно ниже- тем меньше пористость, но хуже удобоукладываемость бетона. Чем меньше пористость- тем меньше взаимодействие бетона с окружающей средой. Поэтому при необходимости (сульфатостойкие морские бетоны, морозостойкие бетоны) в бетоны, например, вводят пластификаторы, которые позволяют достигать удобоукладываемости смеси при очень малом количестве воды и соответственно бетон будет получаться с низкой пористостью, т.е. более живучий и менее подверженный влиянию окружающей среды. Ну и кроме того, никто не отменял метод борьбы с коррозией массой- увеличивать долговечность путем увеличения массы конструкции и защитных слоев арматуры. Кстати минимальные защитные слои нормируются в зависимости от агрессивности среды.
Но все эти менее — это лишь относительно. Создать бетон, не реагирующий со средой и не корродирующий вообще говоря также трудно, как создать идеально нержавеющую сталь, т.е. невозможно.
…а по поводу того как бетон прилипает к ржавчине все очень просто.
Ой. не так уж и просто.
бетон к ней не прилипает.
А это- смотря к какой арматуре. К ржавой- не прилипает А к чистенькой- прикипает и довольно неплохо. По нормам арматура, закладываемая в конструкции должна очищаться от ржавчины, обезжириваться и прочее, прочее, прочее, чего у нас никто не делает. Нас спасает только то, что мы строим пока сравнительно невысокие здания и такая вещь как ржавчина там не очень сказывается. А вообще говоря, при ответственных и серьезных сооружениях ржавчину на арматуре не допускают на пушечный выстрел. Это, кстати не говоря о том, что ржавая арматура легче продолжает ржаветь, бетон ее защищает хуже, т.к. образование защитной пленки затруднено. К тому же, ржавея арматура увеличивается в объеме, и попросту скалывает защитные слои.
…бетон создает вокруг арматуры или арматурной сетки прочную оболочку, которая держит сама себя…
Ну. сама себе она может держать максимум от стержня до стержня, если это изгибаемый элемент. А вообще-то в изгибаемом элементе (колонны, балки, плиты) бетон держится за арматуру, поэтому сцепление крайне важно. У меня в шкафу валяется кусок бетона с испытаний опытных колонн. Арматура там была такая ржавая, что при минимальных усилиях попросту отлетала от бетона, оставляя весь слой ржавчины на отколотом бетоне. Страшная картина.
Кроме того- бетон и арматура вообще-то имеют разные модули деформации, поэтому при совместной работе могут напрягать друг друга. И тогда опять очень важно сцепление. Ржавая арматура- враг качественного железобетона.
…не ровной поверхностью, или лучше рельефной поверхностью…
Насечки называются. Бывает арматура периодического профиля (с насечками) и гладкая. Например AIII и А400С- периодическая, AII и А240С- гладкая. (уточняю- даже в наше время есть гладкая арматура)
…а арматурный каркас держится за пустоты в бетоне своей….
Какие пустоты? Там же нет кислорода, по-вашему утверждению? На самом деле тут явно описка. Вообще говоря, бетон состоит из наполнителя и заполнителя. На пример: наполнитель- на портландцементе, заполнитель- гравий. Но может быть наполнитель- полимерцемент. Или заполнитель- скажем пемза для очень легких бетонов. Есть варианты. Или классика: наполнитель- известка. Получаем известковый классический римский бетон. Так что собственно за наполнитель и заполнитель и цепляется арматура насечками. Плюс не только физически, но и в случае чистой поверхности арматуры- еще и химическими связями.
…Поэтому если на железобетон дать нагрузку на сжатие, то работает бетон…
Не соответствует действительности в общем случае. Арматура тоже бывает сжатой. Если сжатие слишком велико и бетон его не воспринимается, то и в колонны, и в балки в сжатую зону вводится сжимаемая арматура. То, что вы описали- не правило, а лишь частный случай. Хотел бы я посмотреть, как вы колонну тонн на 1000-1500 да с моментами 100 тс*м в двух направлениях без сжатой арматуры законструируете
Источник