Меч Победы — триптих монументальных советских памятников
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.
Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.
Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.
Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь — стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента — работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.
Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.
Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.
Монумент «Тыл — фронту»
Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске — это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.
На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).
Монумент «Родина-мать зовет!»
Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.
Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.
На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.
Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.
Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», — рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит — за Родину… вашу мать!»
Монумент «Воин-освободитель»
8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.
Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор — художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».
Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.
Источник
Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»
Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)
Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.
Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы.
Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.
Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).
Входная площадь. Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы (не считая наклонных пандусов и взмывающих ввысь аллей). Поднявшись по первой группе ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей.
Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.
С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда. Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.
Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города. Здесь днем и ночью, в жару и вьюгу, мощные репродукторы транслируют хронику военных лет: сообщения Совинформбюро, прерываемые треском пулеметных очередей и воем авиационных моторов. Периодически играют песни военных лет.
…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…
Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.
Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат. Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.
По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу. Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.
В этом месте всегда удивительно тихо. Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.
Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?
Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.
Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.
Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.
Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной
Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду. Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.
К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут). Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.
Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень — Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.
Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу. Вечная слава!
Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура «Родина-мать зовет!» — современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.
Одно из Семи чудес России. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений — 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.
Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.
Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.
Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы. Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.
Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии. Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…
Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала. Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).
Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами. Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.
Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» — воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит.
А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.
Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.
Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России.
Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.
Источник