- Воспитание – фундамент личности
- На воспитание детей влияют не только родители.
- Какие принципы являются фундаментом воспитания личности?
- Семейное воспитание как фундамент гармонично развитой личности ребенка
- Что такое воспитание и что формируем в ребенке
- Что такое воспитание ребенка
- Виды воспитания ребенка
- Формирование личности ребенка в семье
- Лучший пример – личный пример
- Развитие доброты в малыше
- Воспитание уверенного в себе ребенка
- Ребенок – лидер
- Роль семьи в развитии личности ребенка
Воспитание – фундамент личности
Воспитание — это фундамент любой личности, который будет характеризовать её поведение в повседневной жизни. От воспитания зависит, кем станет человек, чего он добьётся, какое место займёт под солнцем. Как не будет дома без фундамента, так и человек не сможет счастливо жить без соответствующего воспитания.
Всё вышеперечисленное лишь слова, отражающие общую картину, но хотелось конкретики, деталей, из которых, собственно, и состоит жизнь. О проблемах воспитания молодёжи сейчас стало модно говорить. Это обсуждают все: бойкие бабушки, сидящие на скамейках в парке, и депутаты, постоянно спорящие между собой. Но все сходятся во мнении, что воспитание должно начинаться в семье, где ребенок постигает мир во всей его красе.
Уже после рождения человека начинают воспитывать: бабушки, дедушки, мамы, папы, сёстры и другие члены семьи. Причём каждый делает это по-своему, как считает нужным. Из-за этого возникает очень знакомая ситуация, отображенная в басне И. А. Крылова “Лебедь, Рак да Щука”. Но по закону жанра ребенок попадает под влияние какого-то одного члена семьи, являющегося для него авторитетом.
В моем случае это были родители, сделавшие много для меня. Не хватит пальцев пересчитать их подвигов, но мы говорим не об этом. С детства отец учил меня рассчитывать только на свои силы, это выражалось в различных ситуациях. К примеру, самостоятельно что-то разобрать или собрать. Иногда приходилось довольно тяжело, но тогда на помощь приходила моя мама, помогавшая разобраться в ситуации. Мои родители справились с моим воспитанием в детстве. Они всегда объясняли мне, почему так можно, а так нельзя. За это им большое спасибо.
На воспитание детей влияют не только родители.
Но воспитание ребенка данное родителями может быть испорчено. Как правило, когда чадо подрастает, его отдают в детский сад, а потом в школу, где его никто не хочет воспитывать. Получается, что ребенок предоставлен сам себе. Данная ситуация очень пагубно влияет на растущую и ещё только формирующуюся личность человека. Многие могут возразить и сказать, что в школе очень хорошо налажен процесс воспитания. Мне есть, что на это ответить. В школе и детском саду, по сути дела, только запрещают. Говорят “ не делай этого” или “не делай того”. У нас не было бы трудных подростков, мечтающих о «тюремной романтике», если бы кто-нибудь организовал экскурсию в тюрьму и показал, как там на самом деле живут люди. Пустыми запретами ничего не добьёшься, кроме проблем в воспитании молодежи. Это лишь усугубляет ситуацию, потому что, когда человеку что-то не разрешают, при этом, не объясняя, почему так делать нельзя, он только больше начинает этого желать. Стоит только вспомнить библейскую историю об Адаме и Еве.
Лично мне повезло. В третьем классе родители привели меня в Спортивный Клуб “Белый Лев”, где уже к имевшемуся воспитанию я получил ещё больше, так как программа «Стиль Белого Льва» является воспитательной и её механизм направлен на созидание гармонической (всесторонне развитой) личности. Именно тут я многое понял и осознал.
И теперь могу с полной уверенностью сказать, что же такое воспитание:
«Воспитание человека/ребенка — это не только культивация в нем положительных черт характера и привития элементарных правил этикета, без которых тоже нельзя никуда ступить. Это ещё и трудоемкая работа по созданию личности, любящей свою страну и работающей на её благо, понимающей происходящие вокруг – человека умеющего слышать, видеть, понимать, анализировать и делать правильные выводы.
Воспитание — это формирование личности, которая сможет совершенно свободно ориентироваться в современной жизни. А если такой процесс плохо организован, то это не только вредит ребенку, но и может загубить его жизнь. Запретами и плохими объяснениями мы создаем еще больше проблем в воспитании молодежи. Нужен хорошо налаженный, правильно организованный процесс воспитания, готовящий хорошо развитых во всех аспектах жизни людей. И в авторской программе воспитания и формирования гармонической (духовно и физически развитой) личности ребенка — «Стиль Белого Льва» этот процесс налажен».
Официальный Интернет-ресурс СПб ОО «Региональный Центр Боевых Искусств им. Г. В. Михайлова» (Спортивный Клуб «Белый Лев»). Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Копирование информации возможно только с разрешения владельца сайта или с указанием активной гиперссылки на наш сайт, как на первоисточник информации.
Источник
Какие принципы являются фундаментом воспитания личности?
Дети, деточки… Цветы нашей взрослой жизни, любимчики – милашки, малыши и малышки, наше счастье и радость, а вот иногда, и наша печаль, и недоумение – почему? А все, потому что эти цветы являются точной копией нашего с вами поведения перед ними. И в процессе воспитания обязательно победит видимое, а не назидательное и слышимое начало.
На чем же стоит воспитательный процесс, в чем его правота или неправота? Давайте попробуем разобраться с вами, дорогие родители, вместе.
Нужно заметить, прежде всего, что воспитание ребенка – это целое искусство, и если хотите, наука. И ею, этой наукой, нужно занимать всерьез. А награда придет, но не в виде нобелевской премии за диссертацию, а в виде огромной благодарности через двадцать, а, то и тридцать лет, от вашего выросшего, многое понявшего ребенка. Разве этого мало?
Итак, воспитательный процесс должен начинаться с первого дня рождения вашего малыша. И это одно из основополагающих правил победы в этом процессе. Как только ваш малыш появился на свет, вы должны всегда помнить о его взгляде на вас и вести себя так, как вам хотелось бы, что бы вел себя ваш ребенок через годы. Запомните, ребенок все видит, даже тогда, когда вам кажется, что он спит! Детская душа – это некое подобие губки, которая впитывает в себя все, что ей дают впитывать. Ребенок будет копировать ваше поведение, повторять ваши манеры, а когда начнет говорить – он будет говорить вашими фразами и словами. Помните об этом, и станьте для него достойным примером.
Второй столп воспитания – полное уважение ребенка как личности. Да, у вас родился не просто малыш, с которым можно поиграть, развлечься… У вас в семье появилась новая личность. И вам следует приспособиться к ее присутствию, к ее характеру, к ее мнению. Уважение друг ко другу мамы и папы – вот что нужно проявлять в присутствии ребенка, и принять в свою жизнь детскую, пусть еще маленькую, но уже личность. Принимая мнение малыша, выслушивая его – вы проявляете к нему уважение, чем в дальнейшем ваш ребенок отплатит и вам. Правило бумеранга в данном законе действует всегда и во все времена.
Третий важный момент, который должен присутствовать в воспитании ребенка – поддержка. Малыш с раннего возраста должен ощущать вашу близость к нему, и чем старше он будет становиться, тем больше должна быть его уверенность в том, что вы всегда его поддержите, защитите. И в случае какой-то его неудачи, вы подставите ему свои руки, пусть даже при этом, слегка изменив его направление, подкорректировав его путь, но ваши крепкие и добрые руки любви будут всегда с ним.
Четвертое правило победоносного воспитания – полное доверие. Доверяйте своему ребенку во всем, верьте в его лучшие качества и проявления. Только в полном доверии может родиться и вырасти настоящая личность, свободная, мыслящая и счастливая. А разве не этого вы добиваетесь в воспитательном процессе? Разве не самое настоящее счастье вашего ребенка для вас главное?
И последний, центральный столп воспитательного процесса, без которого любая победа будет не полной – любовь. Любите ваше чадо всегда и в любом возрасте. Проявляйте к нему эту любовь даже тогда, когда наказываете его за провинность. Наказание тоже должно совершаться в любви. И никак иначе!
Источник
Семейное воспитание как фундамент гармонично развитой личности ребенка
Айгуль Батдалова
Семейное воспитание как фундамент гармонично развитой личности ребенка
Дошкольный возраст занимает самый короткий период в жизни ребенка, но является самым ответственным промежутком времени, когда ребенок становится личностью, формируются самые важные личностные качества, способности, характер.
С целью воспитания и формирования гармонично развитой личности ребенка необходимо, прежде всего, создание особой атмосферы в семье, наполненную вниманием и заботой о детях, что и обусловит дальнейшее развитие малыша.
От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зави-сеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье. Охарактеризуем главные условия развития детей дошкольного возраста в семье.
1. Семейная атмосфера, в которой особое внимание уделяется внутрисемей-ным доброжелательным взаимоотношениям, а именно уважительное отношение друг к другу, эмоциональное тепло, умение слушать и выслушать близких, взаимопонимание.
2. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам, морально-нравственный образ родителей.
Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать своё поведение.
3. Методы воспитания: прежде всего это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, участие родителей в переживаниях детей.
4. Воспитательная роль бабушек и дедушек в формировании личности ребенка.
Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Их роль в воспитании подрастающего поколения огромна. Они всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Здесь важно отметить и передачу традиций, уважительное отношение к старшему поколению, способствуют формированию любви к родине посредством сказок, историй из своей жизни.
Однако в семьях часто складываются трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек. В каждой семье отношения складываются по-разному, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, от периода жизни семьи (самым серьезным является период на-чального приспособления, от того, чьи это родители (матери или отца, от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств.
На воспитаниедетей в семье влияют и внешние условия: культура до-машней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетиче-ских требований.
По мнению А. С. Макаренко родители должны ясно представлять себе каких детей они хотят воспитать, какие качества они хотят увидеть в своем ребенке, что необходимо для поставленных целей. «Чёткая постановка задач воспитания, умение повседневно руководствоваться ими являются одним из основных условий успешного воспитания ребёнка» 1.
В каждой семье необходимо создать ребёнку условия правильного развития: выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, место для хранения одежды и обуви. Посредством индивидуализации бытовых условий и несомненного участия родителей, родственников в жизни растущего малыша, учитывающие многоаспектность как семейного воспитания, так и педагогического воздействия может сформироваться личность гармонично развитого ребёнка, успешного во взрослой жизни.
1. Красногорская, Л. И. Роль семьи в воспитании дошкольников. М. : Учпедгиз, 1959. – 96 с.
Игра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра — явление многогранное, её можно рассматривать.
Сенсорное развитие у детей. Младший дошкольный возраст — период активного роста и развития ребенка. Вместе с физиологическим ростом развиваются и психические процессы,.
Источник
Что такое воспитание и что формируем в ребенке
Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.
Содержание:
Что такое воспитание ребенка
Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.
Задачи семейного воспитания:
- Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
- Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
- Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
- Передать личный и общественный опыт.
- Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.
Виды воспитания ребенка
Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.
Виды семейного воспитания:
- физическое,
- нравственное,
- экологическое,
- интеллектуальное,
- патриотическое,
- гендерное.
Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
- Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
- При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
- Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.
Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:
Название стиля | Описание |
Кумир семьи | Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм. |
Золушка | Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. |
Гиперопека | Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам. |
Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.
Формирование личности ребенка в семье
В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.
Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:
- нестабильность эмоций, противоречивость характера;
- неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
- эгоцентризм, эгоизм;
- психологическая ригидность;
- эмоциональная холодность;
- требовательность.
До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.
Лучший пример – личный пример
Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.
Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.
Развитие доброты в малыше
Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.
Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.
Воспитание уверенного в себе ребенка
Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.
Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.
Ребенок – лидер
Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.
Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.
Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:
Низкий уровень | Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. |
Средний уровень | Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы. |
Высокий уровень | Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам. |
Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.
Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.
Источник