Фундамент всех отраслей психологии

Основные отрасли психологии

Что такое психология

Психология — это наука, предметом изучения которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов человека или группы людей.

Современная психология представляет собой разветвленную систему отраслей. В настоящее время структура насчитывает порядка 40 узких, самостоятельных, постоянно развивающихся направлений. С внедрением высоких технологий и появлением новых профессий в жизни человека, их становится все больше.

Основные отрасли, их характеристики

Отрасли психологической науки в зависимости от задач, которые они решают, делятся на:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Фундаментальные отрасли изучают общие закономерности, психические явления и процессы, свойственные всем людям. Прикладные исследуют психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни людей и конкретных профессий.

Фундаментальные

К фундаментальным отраслям дисциплины относятся:

  • общая;
  • социальная;
  • дифференциальная;
  • сравнительная;
  • возрастная или психология развития;
  • специальная или психология аномального развития;
  • психология личности;
  • психофизиология;
  • нейропсихология;
  • зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности психики человека, его эмоции и психические состояния. Психология личности занимается изучением общих черт характера, обусловленных социумом, мотивацию и самосознание личности. Дифференциальная исследует индивидуальные особенности психики людей, их темперамент, различие характеров и способностей. Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений и нервной системы человека. Особый интерес представляет деятельность мозга как реакция на психическое состояние человека. Нейропсихология исследует нейрон­ные процессы в человеческом мозге, которые отвечают за па­мять, мышление и эмоции. Социальная изучает межличностные отношения и процессы взаимодействия людей.

Читайте также:  Фундамент под каркасно щитовые дома

Возрастная (психология развития) анализирует общие закономерности в изменении психических процессов и личностных качеств людей, происходящих с возрастом. Выделяют следующие направления:

  • детская;
  • подростковая;
  • юношеского возраста;
  • взрослого человека;
  • психология старости (геронтопсихология).

Специальная (психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, делится на следующие направления:

  • олигофренопсихология (исследует патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга);
  • сурдопсихология (изучает психическое развитие при серьезных дефектах слуха);
  • тифлопсихология (исследует психическое развитие плохо видящих и незрячих);
  • патопсихология (изучает изменения в психике и нарушения психической деятельности при психических заболеваниях).

Сравнительная сравнивает психику человека и животных. Зоопсихология занимается изучением психики животных, определяет их врожденные и приобретенные свойства.

Прикладные

Классификация прикладных отраслей выглядит так:

  • политическая;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • медицинская;
  • психология труда;
  • психология спорта;
  • психология искусства;
  • психология религии;
  • психология семьи.

Политическая изучает психологию политических процессов в обществе, психологическую реакцию людей на происходящие события в сфере политики и общества.

Юридическая изучает психологические проблемы, которые возникают в юридической практике. Она подразделяется на:

  • криминологическую;
  • судебную;
  • исправительную.

Экономическая изучает проблемы и процессы в экономических отношениях между людьми. В ней выделяют еще более узкие направления:

  • психология рынка;
  • психология торговли;
  • психология рекламы и т.д.

Педагогическая исследует процессы усвоения знаний, формирование мышления учащихся, их интеллектуальную дея­тельность; выявляет психологические факторы, которые влияют на успех обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и т.д. Внутри педагогической психологии выделяют следующие направления:

  • психология обучения и воспитания;
  • психология учителя;
  • психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская изучает роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней, исследует деятельность врача и поведение больного с точки зрения их психических свойств и состояний.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой дея­тельности человека, в зависимости от вида профессии и организации труда на рабочем месте. В психологию труда включены еще более узкие прикладные отрасли:

  • инженерная;
  • авиационная;
  • транспортная;
  • военная;
  • космическая и др.

Психология спорта анализирует психологические особенности личности и деятельности спортсменов в контексте тренировочного и соревновательного процессов, изучает психологические проблемы, связанные с соревнованиями. Психология искусства исследует закономерности профессиональной деятельности представителей творческой среды, изучает восприятие людьми произведений искусства, занимается вопросами эстетического воспитания. Психология религии изучает психологию религиозного сознания и чувства верующих людей, традиции и религиозные обряды. Психология семьи анализирует межличностные, интимные, экономические и хозяйственно-бытовые отношения супругов, изучает взаимоотношения родителей и детей, стили воспитания.

Основные задачи отраслей психологии

Каждое из многочисленных направлений науки решает следующие задачи:

  1. Понимание сущности психических явлений.
  2. Управление психическими процессами и состояниями.
  3. Использование теоретических знаний на практике.
  4. Оказание психологической помощи.

Примеры применения отраслей в жизни

Отрасли психологии соприкасаются с нашей жизнью каждый день:

  • в семье (психология семьи);
  • на работе (психология труда);
  • в нашей реакции на политические новости (политическая психология);
  • в наших эмоциях от посещения музея или выставки (психология искусства);
  • в походах по магазинам (психология рекламы, рынка и торговли);
  • в ежедневных занятиях спортом (психология спорта) и т.д.

Каждому человеку рекомендуется ближе познакомиться с этой удивительной наукой. Не столько с познавательной целью, сколько с практической. Минимальные знания фундаментальных основ помогут разобраться в себе, правильно истолковать психические состояния близких и коллег, значительно облегчат повседневную жизнь.

Источник

Основные отрасли психологии

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:
• психические процессы;
• психические свойства;
• психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

? педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

? возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится надетскую психологию, психологию юности изрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);

? дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

? социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

? политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

? психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

? медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

? юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Источник

Отрасли фундаментальной психологии и их задачи

Психология накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных в целом, наиболее общие психологические закономерности, которые одинаково проявляются во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психофизиология, социальная психология, психология развития, специальная психология (или психология аномального развития), сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. Самые глобальные из ее вопросов касаются понимания самой психологии, ее структуры и функций, законов ее развития. Общая психология занимается проблемами сознания и бессознательного, личности, деятельности, изучает различные психические состояния и свойства человека, процессы произвольной регуляции деятельности. В рамках общей психологии также изучаются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей: их темперамент, характер, способности, личностные свойства, их индивидуальный стиль, психологические особенности, определяемые возрастом, полом, социальным положением, местом жительства и т.п.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей самосознания, мотивации, характера.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в этой отрасли представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. нтернетологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости). Кроме того, эта отрасль изучает развитие различных психических функций.

Специальная психология (или психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Эта отрасль включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Специальная психология, как и специальная педагогика входит в состав дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Патопсихология изучает патологические изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология сопоставляет психику животных и человека.

Прикладная психология – особое направление научной психологии, которое занимается изучением путей практического применения научно-психологических знаний для решения практических задач. Она изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

К отраслям прикладной психологии относятся педагогическая, медицинская, юридическая, экономическая психология, психология религии, спорта, труда. В свою очередь психология труда включает в себя психологию инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли и пр. Прикладные отрасли психологии базируются на соответствующих академических исследованиях общих закономерностей психики и специальных проблем. Они заимствуют у академической психологии объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент, тест, опрос и т.д.

Особенностью прикладных исследований является то, что они организуются непосредственно по заказу какого-либо социального института. Так как сфера прикладных исследований находится на границе профессиональной психологии и непрофессиональной (относительно данной науки) средой, встают новые требования к языку, на котором излагаются результаты исследований. Профессиональный жаргон здесь становится неприемлемым.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относят психологию обучения, психологию воспитания, психологию учителя, а также психологию учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся. Изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, роль психики в их лечении и роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Она подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, исследующая проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Важными проблемами, которыми она занимается, являются психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, психологию веры в Бога, представления и чувства верующих людей.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, взаимоотношения спортсменов в команде, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованием.

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания.

Инженерная психология изучает психологические проблемы взаимодействия человека и машины. Наиболее важным объектом исследований является деятельность человека – оператора в автоматизированных системах управления.

Авиационная психология изучает психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.

Космическая психология изучает психологические особенности жизнедеятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Практическая психологияне включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Она ориентирована не на исследование психики, а на работу с психикой; на способы воздействия психолога на сознание и поведение другого человека. Научные знания дополняются и конкретизируются опытом практической работы. Психологи – практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. В результате формируется концепция, в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа, и, исходя из этого понимания, обосновываются способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-то концепцию (в зависимости от принадлежности к той или иной школе) и применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. В практической психологии не пригодны те методы, которые используются в академической и прикладной психологии, здесь создаются свои методы работы с психикой. Основными из них являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и т.д. Арсенал методов, методик, техник практической психологии очень велик. Некоторые из них используются только представителями какого-то одного направления, некоторые – во многих направлениях. Особенностями знаний в практической психологии являются целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опора на опыт работы специалистов. В отличие от ученых, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний.

В.Н.Карандашев также выделяет как отдельный вид психологических знаний парапсихологию.

Основным отличительным признаком парапсихологических знаний является невозможность их объяснения с точки зрения существующих на настоящий момент научных принципов. Эти знания сочетают в себе конкретность и неопределенность, недоступность для большинства людей.

Отношение в научных кругах к парапсихологии до сих пор остается противоречивым. Одни принципиально отрицают реальность парапсихологических явлений, другие включают материалы парапсихологических исследований в академические курсы психологии.

Таким образом, виды психологических знаний довольно многообразны. Каждый из них характеризуется своими особенностями, и они взаимодополняют друг друга.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью