- 2. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры
- Читайте также
- ХАРАКТЕР
- IV. Характер
- 1. Понятие языка культуры
- ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры
- Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
- Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры
- Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры
- ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 8. Типы адаптации языка к человеческой коммуникации и понятие принципов системы языка
- Раздел IV Экология языка и культуры
- Что формирует языковую культуру человека СМИ, школ
2. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры
2. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры
Вопрос языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере по трем основаниям:
1) вопрос языка культуры – это вопрос ее смысла. В XVII–XVIII вв. произошло разбожествление культуры, и точкой отсчета стал разум. Но разум и рациональное начало, организуя и структурируя жизнь человека и человечества, не дают понимания ее смысла. Кризис просвещенческой идеи прогресса заставил искать новые смыслы. Эти поиски привели к культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков;
2) язык – это ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности – все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык – это способ сохранения культуры и передачи от поколения к поколению;
3) понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, обеспечивает способность к оценке и самооценке, к выбору, открывает пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориентироваться в сложных и динамичных социальных структурах. Фундаментальный смысл языка культуры в том, что понимание мира, которое мы можем достичь, зависит от диапазона знаний или языков, позволяющих этот мир воспринять. Поэтому вопрос языка культуры – это фундаментальный вопрос не только науки, но и человеческого бытия. «Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение, – утверждал немецкий философ Вильгельм Гумбольдт, – через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия». Таким образом, язык – это продукт культуры, язык – это структурный элемент культуры, язык – это условие культуры. Фундаментальный смысл его в том, что язык концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ХАРАКТЕР
ХАРАКТЕР ЧТО СЛУЖИТ ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ХАРАКТЕРА? Восприятие неразрывно связано с потребностью. Поскольку наши истинные потребности сравнительно немногочисленны, относительно немногочисленны и наши восприятия. Кроме того, последние сравнительно слабы,
IV. Характер
IV. Характер Оскар Уайльд однажды пошутил, что «старики во все верят, взрослые во всем сомневаются, а молодые всё знают». Примените эту фразу к елизаветинской Англии, и поймете, почему у англичан такой самоуверенный и несносный характер. Именно юношеская самонадеянность
1. Понятие языка культуры
1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические
Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры
Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,
Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры
Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.Гавра Д. П. Социальные институты //
ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм,
8. Типы адаптации языка к человеческой коммуникации и понятие принципов системы языка
8. Типы адаптации языка к человеческой коммуникации и понятие принципов системы языка Поскольку процесс человеческой коммуникации состоит из его участников, канала связи, передаваемой и понимаемой информации об объективной и субъективной действительности, то
Раздел IV Экология языка и культуры
Раздел IV Экология языка и культуры К концу XX в. выяснилось, что от человека надо защищать практически всё. Отсюда популярность термина экология, потерявшего свою первоначальную определенность. Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание + логия) – наука об
Источник
Что формирует языковую культуру человека СМИ, школ
Эссэ
Что формирует языковую культуру человека: СМИ, школа и ближайшее окружение, семья?
Эссе — это свободный полет мысли, опирающийся на богатый культурный опыт и облеченный в оригинальную словесную форму.
Н.П. Мирдак
Что формирует языковую культуру человека: СМИ, школа и ближайшее окружение или семья?
Прежде чем ответить на этот вопрос, сначала необходимо выяснить, что представляет собой такие понятия как язык, речь, языковая культура и культура речи. Определить понятие личности и культуры в целом. Ответить на вопрос: Чем языковая культура отличается от культуры речи. Тождественны ли эти два понятия, или имеет место их различие? Нам необходимо опереться на базу из понятий, построить понятийный фундамент будущего анализа.
Давайте попробуем сделать это.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания.(1) Язык начал формироваться вместе с уровня развития общества. По мере того как развивались способности человека, совершенствовалась организация жизни и деятельности людей, определялись духовные приоритеты человека, формировались этносы, развивался и язык. Т.е, формировалась культура человеческого общества, образовывался домен(*), который вобрал в себя весь опыт, передаваемый из поколения к поколению, весь тот универсум искусственных объектов, созданный человечеством в процессе освоения природы. Поэтому говоря о культуре языка, и культуре речи, будем сопоставлять эти понятия с поддоменами(**) культуры, вобравшими в себя часть общего наследия человечества, согласно их функциональным назначением.
Так что же такое язык?
В словаре С.И.Ожегова дается несколько определений понятия языка:
1. Язык –это система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
2. Язык – это совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе.
3. Язык – это Речь, способность говорить.
4. Система знаков передающих информацию
5. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь.
Как можно заметить, термины язык и речь тесно связаны. Но, на мой взгляд, не являются тождественными. Язык – это система словесного и знакового механизма общения (например язык немых) , это коллективное, социальное явление. Язык – это массив всех единиц и систем общения, это, прежде всего – средство общения. А речь – это функция, средство, которое материализует возможность общения, используя последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Именно поэтому когда язык используется индивидуально он и превращается в речь.
Разделив понятия языка и речи по функциональному назначению, перейдем к определению того подмножества, что вобрали в себя эти понятия. Т.е определим, что такое культура речи и культура языка.
И снова для анализа, обратимся к источникам, заслуживающим доверие. Словарь лингвистических терминов дает нам следующее определение культуры языка и культуры речи :
Свойства образцовых текстов, закрепленные в памятниках письменности, а также выразительные и смысловые возможности языковой системы. Культура языка в этом смысле противопоставляется культуре речи, под которой понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях массового устного и письменного общения.(2)
Т.е в поддомен культура языка входит не что иное, как степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкостью его интонации и т.д.
А в поддомен культура речи войдет совокупность и система коммуникативных качеств языка.
Т.е чем мощнее поддомен языка, и чем большим его объемом владеет субъект, – тем больше возможностей появляется для формирования словесных структур, больше возможностей для реализации функции коммуникации. .
И чем обширнее у субъекта речевые навыки, чем больший уровень информации по формированию и правильному построению разговорной речи , как способу в устной форме выражать свои мысли, он освоил из поддомена, – тем лучше становятся ее выразительность и точность, появляется возможность формировать более сложные смысловые конструкции. Не просто выражать свои мысли, а творить, правильно ”отделывать текст”. На данном этапе человек становиться не просто строителем – он уже архитектор языковых конструкций. Он тот, кто формирует конструкции разных стилей, которые впечатываются в глубь души до дна.
Построив прочный фундамент из понятий и определив, что такое культура речи, остается ответить на последний вопрос:
Что формирует языковую культуру человека: СМИ, школа и ближайшее окружение или семья?
Формирование культуры языка происходит вместе с формированием личности – с первых дней рождения ребенка и практически на протяжении всей его жизни. Каждый возрастной период в жизни человека представляет собой определенный этап и уровни социализации. В каждый определенный период человек осваивает определенный объем из поддомена культуры языка, постепенно формируя свой поддомен.
В социологии принято разграничивать уровни социализации. Воспользуемся и мы наработками этой науки и рассмотрим степень влияния на языковую культуру, в зависимости от уровня личности.
Первым уровнем личности – является личность ребенка. В этот период, начиная с рождения и до момента поступления в школу, у него закладывается базовые языковые конструкции, он учится думать на том языке, в тех языковых единицах, которые воспринимает его разум. Естественно здесь непосредственное влияние оказывает семья, и то ближайшее окружение, в которое он попадает при его первой попытки социализации. Например, это может быть социализация на базе детского сада, либо другое учреждение с подобными детсаду, функциональным назначением.
Именно в этом возрасте, ребенка можно научить мыслить на нескольких языках. Мыслить и оперировать в дальнейшем он будет культурной базой нескольких языков. В более позднем возрасте, при изучении базы иностранного языка, он уже будет переводить языковые конструкции на более ему знакомый этнос. Здесь есть уникальная возможность не упустить возможность формирования личности полиглота.
Нужно отметить, что качество речи и объем и содержание языковых конструкций ребенок будет перенимать из поддомена языка и поддомена культуры речи своего ближайшего окружения, в чуть в большей части – своих родителей, чуть в меньшей – институтов социализации на базе дошкольных учреждений.
Второй этап социализации личности и формирования культуры языка проходит с поступлением в школу и примерно, до окончания подросткового возраста. В этот период школьник осваивает азы социологии, этикета, учится принимать решения по собственному духовно-нравственному развитию. Не малую роль в этот период оказывают на формирование его поддомена языка, те государственные институты, или институциональные ограничения, принятые на территории государства, где проживает школьник. Появляются территориально-этнический признак формирования языковой базы, вне зависимости от желания родителей.
Например, источник интернет портала YK-news.kz сообщает следующее:
В Казахстане принята программа полиязычного образования. К концу 2022 года старшеклассники республики будут учить химию, физику, информатику и биологию на английском языке, историю Казахстана и географию — на казахском, а всемирную историю — на русском.
Первые шаги к полиязычию по всей стране сделают в 2017 году: дети станут учить терминологию на английском языке, а затем несколько лет будут заниматься на факультативных уроках на языке туманного Альбиона. Схожим образом организуют и изучение казахского и русского языков. Лишь после этого, в 2021 году, в школах введут уроки на трех языках.
Внедрение программы предусмотрено по следующей схеме: 50 процентов учебных дисциплин должны давать на родном языке учеников, 20 процентов — на втором языке (русский или казахский) и 30 процентов — на английском.
Первый эксперимент по внедрению трехъязычия будет проведен в Восточно-Казахстанской Области уже в 2016 году.
С точки зрения формирования культуры языка, его базы в детском возрасте, принято правильное решение. Но с другой стороны, в регионе с преимущественно русским населением, дети теперь будут получать языковую базу русского языка в значительно уменьшенном объеме. Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод, что в школьном возрасте на формирования доменов культуры и поддоменов языка и речи, оказывает влияние институты законодательной и исполнительной власти. К этим факторам формирования базы языка можно добавить и Средства массовой информации, включая интернет.
Третий этап – это сформировавшаяся личность. Обычно это момент совершеннолетия. У многих он ассоциируется с окончанием школы. Человек, как личность, приобретает политические права, которые дают возможность влиять на действия правительства и самим участвовать в процессе управления государством. Дальше человек, как личность стоит перед выбором – продолжить развивать себя, либо ограничиться теми знаниями, которые он приобрел за время обучения в школе. Дальше в зависимости от его выбора будет формироваться и его языковая культура, которая с высокой степенью вероятности будет зависеть от окружения субъекта. Возможно его языковая культура станет зависеть от того профессионального окружения, в котором он окажется.
СМИ имеют наименьшее влияние в этот период на формирования языковой базы. Субъект на этом этапе, сам выбирает тот контент, который создает более комфортные условия.
Ну и последний этап – Это всесторонне развитая личность. Это тот этап, к которому следует стремиться, но, как правило, не у всех получается. Пример всесторонне развитых личностей – это, как один из вариантов, игроки клуба “Что, Где, Когда”.
Вопросы по формированию культуры языка я основывал на предположении о том, что родители детей относятся к среднему классу, или как принято сейчас говорить к среднему сословию, и вполне могут обеспечить начальное образование и развитие своему ребенку.
Категорию, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, и этапы формирования их языковой культуры, для меня рассматривать трудно. Источников информации, или исследований, кто занимался этой проблемой, я не нашел. Мне повезло, я вырос при Советском Союзе. Тогда бедных и богатых не было. Все были равны.
Конечно, можно предположить, на вскидку, что происходит при развитии личности ребенка и формировании его речи и языковой базы. Думаю, что здесь семья оказывает больше отрицательное влияние, если оказывает его вообще.
Тут многое зависит от школьных учителей, многие из которых, не смотря на весьма низкую зарплату, все-таки стараются оказать помощь детям, дать им дорогу в будущее.
Конечно, хотелось бы верить, что все мы ,все-таки сможем когда-нибудь без страха смотреть в будущее и наши дети не будут ни в чем нуждаться. Пусть так и будет. Говорят, когда постоянно думаешь о хорошем, оно обязательно сбудется.
Как говорил капитан Врунгель из совестского мультфильма «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».
Давайте назовем ее “Светлое будущее”, и будем смотреть вперед с оптимизмом.
(*)Домен, — более широкое понятие, заимствованное из программирования, введенное мной как универсальное множество. Если универсум – это мир в целом, то Домен – это множество этих миров, или надстройка над миром в целом, которая упорядочивает его по категориям. Можно сказать Домен – это “Система Национальных Счетов” планетарного масштаба, которая упорядочивает все “по полочкам”
(**)Поддомен – часть множества, часть сущности домена.
(1) Большой Энциклопедический словарь — «ЯЗЫК
(2) Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
Источник