Фундаментом этнополитики государства является

Фундаментом этнополитики государства является

Глава I.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 9. Межэтнические отношения и национальная политика

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную обстановку в стране и в мире? В чем заключается сущность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Основная научная проблема – определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень – взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень – межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции – сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации – стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:

  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к образованию союзов государств;
  • интеграция национальных образований в пределах многонациональной страны. Это может отвечать интересам народов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.

Один из примеров интеграции – деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта – евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:

  • в заботе о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;
  • в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уделено совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства – Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

«Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфликты между этническими общностями. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматривает конфликт как стадию крайнего обострения противоречий. Была предложена более широкая трактовка: этнический конфликт – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «образа врага» способствует и обращение к тем страницам исторической памяти, где запечатлены прежние обиды и факты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выражающихся в целях и действиях противоборствующих сторон.

Территориальные причины – борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского¹ характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, – пишет один из российских этнологов, – в каком государстве жить, кому подчиняться, на каком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, какой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

Культурно-языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит национализм – идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса, противопоставляемых интересам других этносов. Идея национальной исключительности часто принимает форму ксенофобии², ведущей к истреблению так называемых «неполноценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия – Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек – более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые протестные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход – главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

  • признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;
  • развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежности;
  • нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Необходимо воспитание толерантности – уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый – применение правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь – переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей). К сожалению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и разрушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению конфликта, то его смягчению.

Третий путь – информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиозный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку – вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно существенно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в интересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных языков, чтобы они могли стать полноценными членами канадского общества.

Одна из причин конфликтов – жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включающего договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики – уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забота о сохранении исторически сложившегося государственного единства народов, объединенных общей судьбой на своей земле;
  • политикоправовая направленность на утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, равноправия народов, на обеспечение суверенной государственности России, незыблемости ее демократической основы.

Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;
  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • гарантия прав коренных малочисленных народов;
  • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
  • содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
  • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
  • запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  • защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.

¹ Сепаратизм (здесь) – это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.

² Ксенофобия – нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.

Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития XX в.; если не согласны – аргументируй те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В.А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. – Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты…

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. – М., 2003. – С. 319–320.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что такое этнонационализм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Источник

Читайте также:  Садовый домик размеры фундамента
Оцените статью