Фундаментом конфликтологии во многом стали идеи основателя социологии

История развития конфликтологии

Сайт: MOODLE КНИТУ (КХТИ) Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет Дистанционное Образование.
Курс: Управление трудовыми конфликтами
Книга: История развития конфликтологии
Напечатано:: Гость
Дата: Четверг, 19 Август 2021, 14:06

Оглавление

1. 1.История конфликтологии и эволюция отражения конфликта в науке, религии и искусстве

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли. Чаще они употребляли термин «насилие», но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Однако во взглядах древнегреческих философов по этой проблеме не наблюдалось единства. Одни считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого — не может получить отрицательной или положительной оценки. В частности, такого мнения придерживался Гераклит (кон. VI — нач. V вв. до н.э.).

В то же время отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы, как Платон (ок. 428 — 348 гг. до н.э.) и Геродот (ок. 490 — 425 гг. до н.э.).

Цицерон же (106 — 43 гг. до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

Читайте также:  Можно ли заливать фундамент плиточным клеем

Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 — 430 гг.) в работе «О граде божьем» определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. Его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: «. Тe, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира. который, отвечал бы их. желаниям.»

Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Николло Макиавелли (1469 — 1527 гг.) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.

О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф.Бэкон и Т.Гоббс. Ж.-Ж.Руссо и И.Кант, Г.Гегель и К.Маркс, В.Соловьев и И.Бердяев.

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс

(1588-1679) в своей книге «Левиафан» (1651).

«Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого

общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды.»

Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т.Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо (1712- 1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья.

«Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.»

Большой вклад в исследование конфликтных ситуаций внес Зигмунд Фрейд (1856 — 1939 гг.). Он пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Таким образом, подводя итог рассмотрению эволюции научных воззрений на конфликт, мы можем сказать, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в искусстве. Искусство — это «зеркало человеческой души» и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело в своем содержании конфликты и отношение к ним. Курьезен, но показателен такой факт: в 1948 — 1952 гг. в советском журнале «Театр» шла очень масштабная дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. Результат дискуссии — своеобразный лозунг —

Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»;

«Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И.Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. При подсчете количества пословиц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% —

«мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7% — «драка»; 6,6% — «брань».

Таким образом, мы видим, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия.

Анализ, проведенный конфликтологами, показывает, что в пословицах и поговорках отражены многие стороны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия.

Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д.

В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др.

Несколько меньшее количество (157) пословиц характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бей Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»;

«Сделав другу добро, себе жди того же».

Однако, только начиная со второй половины ХХ века, когда на Западе появился целый ряд работ, специально посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.

Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами.

Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации.

Ч.Освуд предложил методику постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж.

Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, Д.Дэна, Г.Келман, Т.Крум и др.).

Всемирную известность приобрел Гарвардский метод принципиальных переговоров, разработанный Р.Фишером и У.Юри.

С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов (В.Линкольн, Л.Томпсон, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов — привело в 1970

— 1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.

1986 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций годом мира. В связи с этим в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают во многих других странах.

В 1990-х гг. в нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.

Таким образом, процесс становления конфликтологии имеет достаточно продолжительное время. И сегодня уже можно говорить о конфликтологии как самостоятельной науке.

2. 2.Характеристика конфликтологии как научной дисциплины

Слово конфликтология пришло в русский и другие языки из латыни. Этимология слова конфликтология состоит из двух составляющих: конфликт — от латинского «столкновение» и логос

– «слово, знание, учение» и в комплексном переводе может означать — знание о конфликтах, конфликтных ситуациях.

Конфликтология — комплексная научная дисциплина, изучающая природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути преодоления конфликтов.

Социальная конфликтология — изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система

образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций. (Слайд 8)

Объектом конфликтологии являются социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества.

Предметом конфликтологии является изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения.

Это могут быть: конфликты как стороны общественных противоречий; конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации; прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.; причины, условия, поводы конфликтов; стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.); основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.); основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.); конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) и т.д.

Итак, мы подошли к определению самого основного понятия в данной науке: определению категорий «конфликт» и «социальный конфликт».

Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности.

Необходимо отметить, что у современных конфликтологов нет единства в определении понятия «конфликт» и «социальный конфликт». Кроме того, очень часто в литературе понятие

«конфликт» и «социальный конфликт» употребляются как синонимы.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.Г. Здравомыслов: Конфликт это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Конфликтология как междисциплинарная наука самым тесным образом связана с другими науками, причем эта связь двусторонняя: с одной стороны конфликтология черпает из этих наук методологические и теоретические основы, с другой, конфликтология способствует выработке технологий разрешения конфликтов в системе этих наук. В их числе:

философия — выступает как методология конфликтологии, в первую очередь, философские исследования противоречий и конфликта, законы и категории философии;

политология — проблема власти, овладение которой — всегда, как правило, конфликт между партиями, движениями или личностями;

право — основная проблема, возникающая на стыке этих дисциплин — противоречия, возникающие между законом и личностью, вследствие неисполнения закона либо государством, либо личностью;

социология — изучая проблемы социума и общества в целом, она самым тесным образом сталкивается с конфликтами, а ее методологическая база служит фундаментом конфликтологических исследований.

Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления.

Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:

глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямо пропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов;

вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов;

открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;

поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая, в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов коллектива;

степень насильственности конфликта прямо пропорциональна степени поляризации господствующих классов;

уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

В дальнейшем (ХХ веке) теория конфликта развивалась следующим образом:

В конце ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его

«Социология» (1908) ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта —

функциональной теории конфликта.

Исследуя функции конфликта, Г.Зиммель предложил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий. В конфликте, по мнению Г.Зиммеля, отражаются два важнейших типа социальных связей: противостояние и объединение.

Согласно теории Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения и развития конфликтов изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности. Формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами.

В первой половине ХХ века проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся поиск эффективных путей решения конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ века появились новые теории конфликта.

Например, структурный функционализм как направление исследования конфликта был сформулирован и обоснован Толкоттом (Талкоттом) Парсонсом (1902-1979 гг.) в работе

«Структура социального действия», в которой конфликт рассматривается не как следствие, а как причина дестабилизации общества, как социальная аномалия. По Т.Парсонсу, в частности, конфликт дисфункционален, деструктивен и разрушителен. Парсонс даже не использует термин конфликт, вместо него в его теории работает категория напряженности.

В середине ХХ века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Козера «Функции социального конфликта» (1956 г.), в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. По мнению Козера, борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем.

В разработке своей теории Козер исходил, прежде всего, из идей Зиммеля и Маркса. Сам он считал себя социалистом и радикалом, а Маркса назвал классическим теоретиком конфликта. Исходным материалом для Козера послужил критический анализ противоречий, социального неравенства, власти, содержащийся в трудах Зиммеля и Маркса.

Теория конфликта строится им на критике концепции структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Но Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а

против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Козер отмечает:

«Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической расстроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт сводится к напряженности между тем, что есть и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, престиж, уважение.»

Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные).

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и

дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремится к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

он играет коммуникативно-информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга (в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров);

конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

он снимает синдром покорности, стимулирует активность людей;

он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход (конфликт как выхлопной клапан);

конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел);

конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов, т.е. функция нормотворчества).

В начале 60-х годов XX века американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте — «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта — статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.

В конце 60-х годов XX века Ральф Дарендорф, немецкий социолог и философ, сделал следующий шаг в разработке конфликтной модели общества и обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «Конфликтная модель

общества». Она зафиксирована в основном труде ученого — «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».

Если Л.Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предлагал совершить галилеевский переворот в мышлении социологов: окончательно отказаться от позитивистской методологии в форме структурно- функционального анализа.

Он считал, что вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами.

Конфликт рождается вследствие сопротивления давлению и господству одной силы над другой. Таким образом, основная причина конфликта отношения господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в социальной структуре общества. Поскольку социальное неравенство существует в любом обществе, то и конфликты неизбежный спутник взаимодействия социальных групп.

Если все имеющиеся в различных науках концепции социального конфликта обобщить и сгруппировать, то сегодня можно говорить о следующих концепциях: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, У.Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З.Фрейд, К.Лоренц, К.Левин); теория насилия, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Мао Цзедун); структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т.Парсонс, Э.Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг).

Таковы основные направления взаимодействия конфликтологии с другими науками. В общей сложности проблемами конфликтологии занимается одиннадцать наук.

Характеристика дисциплины с научной точки зрения предусматривает также выделение ее

закономерностей и категорий.

Вопрос об основных законах (закономерностях) и категориях конфликтологии является сложным и пока дискуссионным. Объясняется это, в первую очередь, сравнительно недавней постановкой в нашей стране вопроса о конфликтологии как науке и учебной дисциплине, попыткой многих авторов чисто механически заимствовать концепции и категории у зарубежных конфликтологических школ.

Теория и практика показывают, что поскольку эта наука занимается исследованием конфликтов, причин их возникновения, динамики протекания и путей урегулирования, то именно эти проблемы должны отражаться в ее закономерностях. Следовательно, можно с большой степенью уверенности утверждать, что систему законов (закономерностей) конфликтологии составляют закономерности возникновения, динамики и урегулирования конфликтов в различных сферах общества.

Категории это основные наиболее общие, фундаментальные понятия науки, отражающие существенные стороны ее предмета.

Конфликтология оперирует теми категориями, которые объективно отражают реальные конфликты и все, что происходит в процессе их развертывания. В качестве таких базовых категорий принимаются: конфликт; социальное противоречие; социальная напряженность; противоположные общественные интересы, цели, ценности; субъекты конфликта; объект (предмет) конфликта; структура и динамика конфликта, последняя, в свою очередь, включает: возникновение, развитие, регулирование, управление конфликтом и другие.

В заключение остановимся на функциях конфликтологии. Они вытекают из ее теоретико- прикладного характера. Следует отметить такие функции конфликтологии:

теоретико-познавательная — обеспечивает разработку фундаментальных теоретических проблем конфликтологии и вносит вклад в развитие социальных наук;

аналитическая — исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социальные исследования и политологические знания о механизмах общественных процессов;

конструктивная — поиск наиболее приемлемых приемов урегулирования и разрешения конфликтов;

прогностическо-управленческая — изучение конфликтов на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими.

Таким образом, существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин.

Источник

Оцените статью