VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают нормативно-правовые акты (НПА) общего и отраслевого характера, которые принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности.
Большинство учреждений культуры, а также их органы управления являются юридическими лицами. Поэтому, прежде всего, следует отметить Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде (гл. 4, ст.48) [3]
Однако, к примеру, муниципальные органы управления в сфере культуры не всегда являются юридическими лицами. Согласно законодательству о местном самоуправлении местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (пп. 7, 8 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ). В соответствии с указанными нормами Закона в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В данном случае под «структурой администрации» не обязательно следует подразумевать структуру юридического лица, т.к. органы администрации как структурные подразделения юридического лица сами не должны являться юридическими лицами. [9]
Осуществление функций, возложенных на органы местной администрации в рамках их компетенции, требует наличия статуса юридического лица. Это положение определяет, что «структуру администрации» следует рассматривать в административно-правовом значении, а именно как сложную многофункциональную структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Данный тезис подтверждается положением, содержащимся в п. 3 ст. 41 Закона № 131-ФЗ: основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования. [9]
Организации культуры действуют сегодня в самых разнообразных организационно-правовых формах, при этом большинство из них зарегистрированы как государственные или муниципальные учреждения.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение как вид организации, является специфической формой некоммерческой организации. В отличии от других юридических лиц, учреждение не является собственником своего имущества (ГК РФ, ст.213, п.3), а распоряжается им на праве оперативного управления.
Федеральный Закон от 12 января 1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (посл. изм. от 24 ноября 2014 г.) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. [5]
Данный закон определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Особенности правового положения отдельных форм некоммерческих организаций определяются федеральными законами. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (посл.изм. от 21 июля 2014 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединения, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, в т.ч. творческих союзов и иных общественных организаций в сфере культуры.
Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (посл.изм. от 5 мая 2014 г.) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.
Благотворительная организация определяется в ФЗ № 135-ФЗ как некоммерческая, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации не имеют коммерческих целей и создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральными законами.
Благотворительность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, а также в сфере охраны и должного содержания зданий, объектов, территорий и мест захоронения, имеющих историческое, культовое, культурное значение.
Благотворителями считаются лица, осуществляющие пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами собственности, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг. Кроме того, участниками благотворительной деятельности являются также и граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации; часто их называют волонтерами.
Однако, благодаря новой налоговой политике государства, благотворительность и меценатство как элементы гражданского общества практически исчезли.
Между тем, органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот, материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом), финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации. Следует признать, что на практике реализация этих норм закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не приводит к ожидаемым результатам.
В отличии от благотворительности спонсорство как экономическая деятельность преследует коммерческие цели Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» определяет спонсора как лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
До сих пор неясны позиции с определением меценатства. Однако работа по принятию соответствующего закона ведется.
Любая некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (посл.изм. от 21 июля 2014 г.).
Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами и ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.
Для того чтобы юридически оформить создание организации культуры любой организационно-правовой формы, необходимо произвести следующие действия:
— подготовить и утвердить в порядке, предусмотренном для этой организационно-правовой формы, учредительные документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
г) документ об уплате государственной пошлины;
— зарегистрировать организацию в уполномоченном государственном органе (зарегистрированная организация вносится в единый государственный реестр юридических лиц).
С этого момента организация считается созданной, т.е. начинает пользоваться всеми правами юридического лица, и нести соответствующую ответственность.
Организационно-правовая форма фиксируется в учредительных документах. Наиболее распространенная среди организаций культуры форма учредительного документа — устав.
Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что в «учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида». [3]
В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным» (ГК РФ, ст. 52, п. 2).
К этой же группе относится Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 –ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (посл.изм. от 14 октября 2014 г.), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии в сфере культуры, указаны: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений; образовательная деятельность.
Кроме вышеназванных, деятельность современных учреждений культуры регламентирует целый ряд отраслевых НПА: Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и многие другие.
В целом, формирование правового пространства в сфере культуры посредством разработки и реализации законодательных актов общего и отраслевого характера, призвано обеспечить декларированные права каждого человека на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 15. — ст. 1691
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (посл.изм. от 01.01.2014) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.
Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (посл.изм. от 23.07.2013) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.
Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 01.12.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 19. — ст. 2307
Источник
Нормативно-правовое поле сферы культуры
Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федеративном) и муниципальном, местном уровнях.
При создании федеральных и региональных программ и положений, направленных на эффективное применение полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать следующие нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996), «Об автономных учреждениях» (2006) с изменениями и др.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.
Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции – каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предусматривается создание льготных условий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста.
Вовлечению в активную досуговую деятельность многих социально незащищенных категорий населения, в частности пожилых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).
Основами законодательства Российской Федерации о культуре провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14).
В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.
Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст.35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.
Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных религиозных или иных целях.
Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».
На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях»,» «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.).
В перечисленных нормативно-правовых документах законодательно закреплены богатство и многообразие форм общественных связей, явлений и социальных функций, которые характеризуют современную социально-культурную деятельность.
Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных движений и инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу, от политического манипулирования ею, от экономических потрясений в условиях перехода к рынку, от национальной замкнутости.
Закон – надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий – как профессионалов, так и любителей.
В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы – основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал – барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.
Знание законодательных и других видов нормативной – правовой документации (договоров, технических заданий на выполнение заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности, умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе – важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.
Источник