Фундаменты для опор центрифугированных что это

Фундаменты для опор центрифугированных что это

1.3. Центрифугированные опоры контактной сети

Центрифугированные опоры представляют собой конические железобетонные трубы. Продольная арматура их расположена равномерно по сечению. Выпускались опоры со стержневой ненапряженной арматурой и преднапряженные опоры. Для армирования преднапряженных опор применялась стержневая и высокопрочная проволочная арматура.

Опоры с ненапряженной арматурой типа ЖБК изготовлялись в первые годы массовой электрификации по проектам, разработанным Гипропромтрансстроем в 1955 и 1957 гг. В обоих проектах предусматривалось изготовление опор двух типов: раздельного и нераздельного. Раздельные опоры устанавливались на блочные бетонные фундаменты. Соединение опоры с фундаментом было болтовое. Для осуществления его в нижней части опоры к продольной арматуре приваривалось кольцо из полосовой стали высотой 160 мм, а к кольцу — лапы. Лапы к кольцу приваривались после изготовления опоры.

Проектная толщина стенок опор с ненапряженной арматурой составляла 50 мм. Изготовлять их предусматривалось из бетона марки 400.

Проектная толщина защитного слоя до рабочей арматуры с наружной стороны составляла 17-49 мм, а с внутренней — 18-22 мм (рис. 1.8). Фиксацию положения арматурного каркаса в опалубочной форме предусматривалось делать с помощью прокладок (рис. 1.9). Сборка каркасов и навивка спиралей производились на специальном кондукторе. Монтажные кольца ставились с шагом 750 мм. Их предусматривалось делать из полосы 4X16 мм или круглой стали диаметром 8 мм.


Рис. 1.8. Проектное расположение арматуры в стенках опор типа ЖБК


Рис. 1.9. Схема регулирования толщины защитного слоя: 1 — арматурный стержень; 2 — прокладка из цементно-песчаного раствора

Спиральная арматура навивалась с шагом 125 мм. Диаметр продольной арматуры, количество стержней и марка стали определялись в зависимости от требуемой мощности опор (табл. 1.1).

Читайте также:  Фундамент для металлического забора размеры


Таблица 1.1. Характеристика продольной арматуры опор типа ЖБК

Не все из заложенных в опору стержней имели длину, равную длине опоры. В связи с тем что на концевых участках (в вершине и комлевой части) изгибающий момент мал, часть стержней была «оборвана» в тех сечениях, где она не требовалась по расчету. У опор, изготовлявшихся по проекту 1955 г., из общего количества стержней только половина доводилась до концов. В вершинах опор, изготовлявшихся по проекту 1957 г., все стержни за исключением двух, которые попадали на отверстия, предусмотренные для тяги консоли, доводились до верха. В комлевой части опор мощностью 44-79 кН•м обрывался каждый третий стержень, а у опор 98 кН•м — каждый четвертый стержень на длине 650 мм от низа.

Опоры со стержневой предварительно напряженной арматурой изготовлялись по проектам, разработанным Гипропромтрансстроем в 1958 и 1960 гг. Опоры по проекту 1958 г. имели сокращенное название УЖБК, а по проекту 1960 г. — ГК. Эти опоры также предусматривалось делать раздельными и нераздельными. Под опоры раздельного типа были спроектированы стаканные фундаменты. По проекту 1958 г. это были сваи прямоугольного сечения с уширенной стаканной частью, а по проекту 1960 г. — двутавровые стаканные фундаменты типа ДС.

Крепление консолей по проекту 1960 г. предусматривалось делать с помощью закладных деталей в отличие от ранее применявшегося крепления на хомутах.

Опоры с предварительной стержневой арматурой изготовлялись на том же оборудовании, что и струнобетонные. Поэтому количество стержней и пучков проволоки в обоих видах опор было одинаковым и равным 16. Из стержней делались петли, которые надевались на колки тех же натяжных устройств, что и проволочная арматура струнобетонных опор. Петли изготовлялись с помощью контактной сварки. Диаметр продольной арматуры назначался по расчету в зависимости от несущей способности опор. Данные по армированию опор приведены в табл. 1.2, а по степени предварительного натяжения арматуры — в табл. 1.3.


Таблица 1.2. Характеристика продольной арматуры опор типов УЖБК и ГК

Толщина стенок опор мощностью 44-59 кН•м была принята равной 50 мм, а мощностью 79-98 кН•м — 55 мм. Опоры должны были изготавливаться из бетона марки М400. Толщину защитного слоя у этих опор предполагалось так же, как и у опор со стержневой арматурой, регулировать с помощью прокладок из цементного раствора, но реально это сделать практически не удавалось, так как прокладки при подкатывании полуформы под натянутый арматурный каркас срезались.


Таблица 1.3. Усилия предварительного натяжения арматурного пакета в опорах типов УЖБК И ГК

Для того чтобы предотвратить стягивание арматурного каркаса навиваемой спиральной арматурой, внутрь его устанавливались монтажные кольца с шагом 2-3 м. По концам опор — в вершине и комле — предусматривалось устройство заглушек.

Первые струнобетонные опоры были спроектированы в 1957 г. По армированию первоначально было три типа опор: 34, 44 и 59 кН•м. Опоры мощностью 34 и 44 кН•м предполагалось изготовлять из бетона марки М400, мощностью 59 кН•м — из бетона марки М500. Толщина стенок у первых двух типов опор 50 мм, у последнего — 55 мм.

Спиральная арматура струнобетонных опор нераздельного типа делалась из проволоки диаметром 2 мм и укладывалась с шагом 125 мм. У опор раздельного типа в надземной части диаметр и шаг спирали были такими же, как и у опор нераздельного типа, а в стаканной части диаметр проволоки был увеличен до 5 мм, а шаг спирали уменьшен до 50 мм. Для предотвращения стягивания каркаса при навивке спирали внутрь его устанавливалось три монтажных кольца из проволоки диаметром 6 мм.

Спираль прикреплялась к струнам вязальной проволокой. Вследствие прижатия спирали к пучку ориентация проволок в нем менялась по длине опоры, как показано на рис. 1.10.


Рис. 1.10. Схема расположения струн в пучках на расстоянии до 1,0 м от концов опор (а), 1-2 м от концов опор (б), более 2 м от концов опор (в)

Ввиду того что продольное обжатие бетона в верхней части при передаче усилия предварительного натяжения с опалубки на бетон было чрезвычайно большим, проектом рекомендовалось часть струн на длине 2 м от вершины выводить из работы посредством обмазки битумом. Но в действительности этого не делалось.

Этот проект опор в 1960 г. был переработан: увеличено контролируемое напряжение арматуры при натяжении пакета во время изготовления опоры, введен дополнительный по мощности тип опор — 80 кН•м, увеличена в диаметре до 3 мм спиральная арматура, хотя шаг ее (125 мм) сохранен. Для участков, электрифицируемых на переменном токе, предложено заземляющий проводник закладывать в тело опоры. Этот проект был в 1966 г. несколько изменен. В конструкцию опор внесены усовершенствования, направленные на уменьшение возможности образования продольных трещин. Для этого было предложено применять высокопрочную проволоку периодического профиля, имеющую лучшее сцепление с бетоном, несколько снижено предварительное напряжение арматуры, установлены в вершину опоры усиливающие кольца из проволоки диаметром 6 мм (3 шт.), уменьшен шаг спирали со 125 до 75 мм.

Опоры мощностью до 59 кН•м должны были изготавливаться из бетона марки М400, а 79 кН•м — из бетона марки М500.

В 1970 г. типовой проект вновь был пересмотрен. В этом проекте уделялось больше внимания защите от коррозии. При следующей переработке проекта в 1976 г. в опоры было заложено 8 отверстий для проветривания внутренней полости, увеличена толщина стенки с 55 до 60 мм у опор мощностью до 79 кН•м, запроектирована опора мощностью 98 кН•м с двойным армированием (струны и стержневая арматура). Толщина стенок у опор мощностью 98 кН•м принята равной 75 мм. В опоры, предназначенные для применения на дорогах постоянного тока, установлена в подземную часть дополнительная стержневая арматура. Усилено поперечное армирование благодаря уменьшению шага спиральной арматуры с 75 до 60 мм.

Опоры мощностью до 79 кН•м изготовлялись из бетона марки М400, а 98 кН•м — из бетона марки М500. По проекту 1976 г. делать заглушки в нижней части опор не рекомендовалось. При переработке проекта в 1982 г. существенных изменений в него внесено не было.

Количество струн в зависимости от их диаметра и усилия предварительного натяжения пакета арматуры у струнобетонных опор приведены в табл. 1.4. Продольная арматура изготовлялась из проволоки класса Вр-II, спиральная арматура — из обыкновенной проволоки класса А-I. Монтажные кольца изготовлялись из стержневой горячекатаной круглой арматуры, а усиливающие кольца — из арматуры периодического профиля класса A-III (кольца впервые внесены в проект 1966 г.). У всех типов опор наружный диаметр в вершине равен 290 мм, сбег — 1,5% (т. е. 1,5 см на 1 м).


Таблица 1.4. Характеристика продольной арматуры струнобетонных опор

Стремление избежать появления поперечных трещин в струнобетонных опорах привело в первые годы к чрезмерно большому обжатию бетона, особенно в вершинах опор. Это в свою очередь ускорило развитие продольных трещин, обусловило раскалывание бетона в зонах анкеровки арматуры. Постепенно выяснилось, что большое обжатие бетона не требуется и усилия натяжения арматуры при изготовлении опор были снижены.

Диаметры высокопрочной проволочной арматуры в струнобетонных опорах с течением времени увеличивались. В период 1958-1966 гг. в основном рекомендовалось применять проволоку диаметром 2,5-3 мм; Но оказалось, что в коррозионном отношении это не очень хорошо. Поэтому в дальнейшем стало отдаваться предпочтение арматуре диаметром 4-5 мм.

При определении требуемого количества арматуры в центрифугированных опорах расчету подвергались сечения на уровне пяты консоли, условного (иди реального) образа фундамента и в зоне действия максимального изгибающего момента, т. е. на расстоянии 1,7-2,5 м от подошвы. Необходимое количество струн, как правило, выбиралось из условия прочности и трещиностойкости сечений опор на уровне условного обреза фундамента или нижерасположенных. Но из-за того что оборвать часть арматуры на длине опор в тех местах, где она не требуется по расчету, невозможно при принятой технологии изготовления, вершины опор оказались переармированными, а бетон их перенапряжен. Выключение из (работы некоторого количества струн в этой зоне, например из-за коррозии, не представляет опасности. Но нормировать это трудно, да и нецелесообразно, так как состояние бетона и арматуры во внутренней части опор не диагностируется современными методами.

Куда поехать на автобусе в августе | Омнибус-Авто посмотреть

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Центрифугированная опора

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибрированные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. Вибрированные опоры применяют, как правило, на ВЛ до 10 кВ, На ВЛ 35, ПОкВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры. [31]

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибрированные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. На ВЛ 35, ПОкВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры. [32]

Железобетонные опоры ( рис. 226) в настоящее время широко применяют в строительстве ВЛ напряжением 35, 110 кв и выше. Железобетонные опоры изготовляют на заводах методом центрифугирования бетона на стальной арматуре; при этом образуются полые цилиндрические детали необходимого сечения и длины. Железобетонные центрифугированные опоры долговечны, обладают высокой механической прочностью и дают до 50 — 60 % экономии металла по сравнению с металлическими опорами. [34]

Впервые железобетонные опоры были частично применены на линии электропередачи напряжением 110 кВ Броцены — Вентспилс, сборка опор производилась из шестиметровых труб, соединяемых на фланцах. На одностоечных центрифугированных опорах была в последующем построена линия электропередачи ПО кВ Василе-вичи — Речица-Гомель. [35]

Применение железобетона для опорных конструкций в линиях электропередач и на подстанциях началось давно и получило в ряде стран широкое развитие. Железобетонные опоры впервые были частично применены на линии электропередач напряжением 110 кВ Броцены-Вентспилс. На одностоечных центрифугированных опорах была в последующем построена линия электропередачи 110 кВ Василевичи-Гомель. [36]

Для создания на освещаемой территории высокой освещенности ( 100 лк и более), например, на стадионах, 1 з каждую мачту приходится большое количество прожекторов. В этих случаях ствол мачты выполняется из угловой стали, а внутри предусмотрена лестница, позволяющая обслуживать осветительную установку. Конструкция железобетонных мачт разработана на основе применения для ствола мачт типовых центрифугированных опор контактной сети железно-дорожноготранспорта и опор линий электропередачи. [38]

В настоящее время при строительстве ВЛ все больше применяют железобетонные опоры, представляющие собой металлическую сетку ( арматуру), заполненную в форме ( опалубке) бетонным раствором. При изготовлении вибрированных опор бетонный раствор после заполнения им формы уплотняется вибраторами, а при изготовлении центрифугированных опор — путем вращения формы вокруг ее оси. [39]

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибрированные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. На ВЛ 35, ПОкВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры . [40]

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибриро-ванные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. На ВЛ 35, 110 кВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры . [41]

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибриро-ванные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. На ВЛ 35, ПО кВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры . [42]

По способу уплотнения бетона различают железобетонные опоры двух видов: вибрированные и центрифугированные. Вибрированные опоры имеют различные профили: прямоугольные, квадратные, двутавровые. Центрифугированные опоры имеют кольцевое сечение. Вибрированные опоры применяют, как правило, на ВЛ до 10 кВ, На ВЛ 35, ПОкВ и выше обычно применяют центрифугированные опоры . [43]

Опоры на платформе должны укладываться в порядке, обратном их установке на трассе. Установка опор производится такими же методами, как и установка фундаментов. Строповка опоры должна производиться на 1 — 1 5 м выше центра тяжести тросовой петлей или специальным захватом за два пояса. Металлические опоры устанавливаются на анкерные болты и закрепляются гайками, после чего опора расстроповывается. Железобетонные центрифугированные опоры стропят тросом диаметром 16 мм и длиной 3 5 — 4 5 м, что позволяет устанавливать опору без перестроповки, при этом концы троса соединяют между собой при помощи трех сжимов. [45]

Источник

Оцените статью