Фундаменты домов у наших предков

Изба на Руси: главные секреты строительства. Введение

Строительство дома у любого народа со «времен сотворения мира» считается неким актом творчества. И все потому, что оно включает в себя всю мудрость, таинство и мировоззрение народа. Славяне издревле возводили свои жилища и постройки из дерева. С давних времен мастеров по дереву считали творцами невероятной силы, причастными к особым знаниям о Мире.

Наши Предки, возводя дома для своего Рода, находились в гармонии с окружающей Природой. Ловко используя её особенности, Пращуры стремились сдружиться с Природой, стать ее частью. Находясь в единстве с ней, развиваясь в полном взаимопонимании, они, достигали, порой чудесных результатов в этом трудоемком и ответственном деле.

Избы именно рубили, потому, что делали топорами без единого гвоздя.
А что у нас делает топор, как не рубит! Вот Вам и «сруб», и «рубленая изба»!

Слово строительство подразумевает – строи ‘ ть то есть три формы строи ‘ ть: длину, глубину и высоту.

В детстве все любили считать кольца на спиле дерева, даже есть такое мнение, что сколько колец на спиле – столько и лет дереву. А если внимательно присмотреться, то можно заметить, что эти кольца смещены к одной стороне – к северной. Плотность древесины в этой части больше. И это свойство тоже использовали при закладке дома. Существовало понятие — северить бревна. То есть, бревна укладывали северной стороной наружу, что позволяло строению дышать. Так как с внутренней стороны строения плотность древесины более разряженная и мягкая, то изнутри наружу воздух циркулирует нормально, так, что даже угар выйдет. Более твердая древесина снаружи не пропускает воздух внутрь. Соответственно, в жару в деревянном доме прохладно, а в морозы — тепло. Вот и получается, что само строение – дышит и живет.

Читайте также:  Вентиляция фундамента деревянного дома для чего

Причина широкого распространения древесины в строительном деле на Руси кроется не только в том, что она прекрасно сохраняет тепло, а, значит, подходит для любых климатических условий, но и в том, что она способна делиться своей особой энергетикой с людьми. Получался своеобразный симбиоз человека и строения. Изба хранила и защищала человека, а человек подпитывал своей энергией строение, тем самым продлевая время его существования. Ведь ни для кого не секрет, что брошенные избы и дома очень быстро разрушаются.

Дерево, как строительный материал, на Руси, в частности, использовалось повсеместно. Почти до XV века большинство построек были деревянными. Чего только не строили из дерева: избы, боярские дома, заборы, амбары, бани, крепости, храмы. Самые значительные строения возводили из выстоянных бревен, возрастом более сотни лет. Единственным критерием размера постройки были размеры бревна – его длина и толщина. На строительство в основном старались брать безветочное бревно, то есть такое, у которого ветви располагались вверху. Отсюда и выражение: строить «без сучка без задоринки».

Наши Предки знали, где можно рубить, а где нельзя рубить деревья для постройки жилища. Ведь для жилья пригодно только живое, наполненное жизненной силой Древо.

Сейчас уже всем известно, что такое силовые линии земли, что есть положительные точки и противоположные им. В определенных точках дерево наполнялось соответствующей силой. Не зря существовали такие понятия как «белый Лес» и «черный Лес».

Они сохранились у нас и в народных сказках: «и шли по белу лесу и птицы им пели и ягод и грибов было видимо не видимо». Или: «и заехал он в черный лес, где птицы не поют цветы грибы не растут».

Славяне знали о существовании зон жизненной активности и неактивности, другими словами о точках приема и точках излучения. А потому они знали не только о том, где и какое дерево можно использовать, но и на каком месте можно и нужно строить дом.

Славяне придерживались еще нескольких правил при заготовке древесины для строительства:

— никогда не вырубали деревья, которые росли на берегах рек, так как корни сохраняют берег от разрушения:

— обязательно высаживали новые деревья в еще большем количестве, чем вырубали.

Дерево для возведения любого из видов сооружений подбирали очень тщательно – исходя из свойств древесины, а также из условий местности и будущего предназначения постройки. Особым почетом пользовались хвойные сорта древесины – лиственница, сосна, ель. Но не оставались без внимания и дуб, липа, осина и другие. Наиболее прочной хвойной породой является лиственница. Одно из главных ее свойств – она принимает черты металла и не гниет, но только когда постоянно стоит в воде. Потому она и наиболее широко использовалась при строительстве в морских или приморских зонах проживания.

Сосна, благодаря большому содержанию смол и своей природной мягкости, идеально подходила для возведения сруба. Смола внутри и на поверхности бревна после его просушки как бы склеивала волокна древесины, что наделяло ее водоотталкивающими и теплоудерживающими свойствами. Поэтому сосну часто использовали, возводя конструкций в условиях, когда влажность воздуха высокая.

Дуб также часто использовали, ведь его древесина не гниет в воде. Наши Предки часто возводили из него колодцы и делали сваи для построек в болотистой местности.

Липу часто использовали при строительстве амбаров (ее не трогали грызуны), бань и хлевов (она хорошо держит тепло). Ее минус только в том, что она боится грибка.

Осина могла использоваться при изготовлении полоков в бане, так как хорошо стягивает излишки и негативную энергию.

Еловая древесина более плотная, чем у сосны, и ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чист.

Как правило, для стен изб и крепостей использовались бревна из «просмоленных на корню» сосен и лиственниц, а из легкой ели делали крышу. И только там, где эти породы деревьев были редкостью, использовали крепкий дуб или березу.

Заготовляя древесину, мастера подходили к этой задаче особо тщательно. На одну небольшую избу требовалось до 150 бревен.

Принимаясь за строительство, наши Предки, прежде чем ударить топором по дереву, просили у него прощения и объясняли необходимость своего поступка, а также приносили требы. Они очень тщательно обращали внимание на многие приметы.

Существовало поверье о том, что нельзя рубить старые или сухие деревья, лучше дать им умереть своей смертью в лесу. Нельзя использовать «буйные» деревья – те, что выросли на пересечении дорог или в месте лесных троп. Считалось, что сруб из них будет шатким и ветхим.

У наших Предков есть Мудрость: «для постройки жилья Рода вашего не рубите мертвого и спящего Древа, и не тревожьте Древа в полнолуние. Ибо не узрят Боги жилья вашего, и домовой не приглядит за добром вашим. Вы ищите только Древа ожившие, сок Сырой Земли по весне испившие. Принесите избранному Древу прощение и поднесите для него дары и угощения. В который благодатный день на Неделе начнёте ставить жильё Рода вашего, тот Бог-Покровитель и поможет вам»

Если объяснять понятнее, то:

— мертвое древо не брали, потому как в нем уже нет жизненных сил, такое дерево не дает энергетического наполнения жилища (отсюда и то, что жилище не узрят Боги и домовой не приглядит за ним).

— спящее древо даже в полнолуние подпитывается энергией луны, оттого его нельзя было тревожить в это время дерево.

— еще по весне высматривали и выбирали те деревья, которые можно будет зимой взять на строительство

— проснувшиеся весной деревья уже испили сок матери Сырой Земли, то есть они живые.

— у деревьев под сруб просили прощение и подносили им дары и угощения.

— рубили зимой в последнюю четверть луны — ближе к новолунию и в новолуние.

Наряду с рубкой деревьев, будущему хозяину не стоило забывать про сбор мха для утепления постройки и законопачивания щелей. Процесс сбора мха был также связан с приметами. Домовладелец должен был каждый день собирать кучки мха и оставлять их на неделю. В последний день нужно было смотреть, под какой из кучек нет жучков и червячков, в тот день и следовало заготавливать мох. Также щели между бревнами конопатили конопляной паклей.

Многие секреты постройки жилищ из бревен живы и поныне, а деревянные избы – настоящие шедевры творчества народных мастеров, продолжают и сегодня радовать глаз! В следующей статье мы рассмотрим с Вами, как же строили избы, с чего начиналось строительство и чем завершалось.

Источник

Как строили дома наши предки? Славянский дом как триединство мира

Дом для нас это место, где мы отдыхаем и набираемся сил. Как говорят, «мой дом — моя крепость». Но, оказывается, сила дома не только в крепости его стен, а в его особой энергетике. Надо, чтобы дом сам был сильный, чтобы смог защитить нас. А как же строили свои дома наши предки? Дом славяне старались обустроить подобно Вселенной, наполненной жизненной силой.

Выбор места для строительства дома

Сначала нужно было выбрать правильное место для строительства дома. Предки завещали, что нельзя строить на гиблых местах, на местах, где проходили крутые излучины рек, где раньше была дорога. Считалось, что счастье и достаток в таком доме не задержится. Был у славян специальный обряд, который помогал найти нужное место для дома.

Ориентируем по сторонам света и рассчитываем размеры дома и планировку

Важным считалось расположить дом по сторонам света и линиями Нави (на современном языке это геомагнитные линии). Размеры дома рассчитывались по пядевой системе. Пядевая система — это система мер, которой пользовались древние славяне. В основе этой системы среднее расстояние от большого до указательного пальца. Благодаря этому, дом был, как был слажен под хозяина. И естественно, это способствовало хорошему самочувствию в нём. Внутренняя планировка дома была в согласованности с коловратами. Для привлечения положительных стихий убранство дома украшалось обрежными орнаментами. В комнатах размещались специальные обереги — предметы силы, которые соответствовали покровителям дома. Обереги с рунными символами и заговорами размещались при строительстве в разных частях дома: в фундамент, верхнее покрытие, углы дома, косяки окон и дверей. В общем, защищался дом очень серьезно со всех сторон.

Какой материал использовали предки для строительства дома?

Дерево было основным материалом для строительства дома. К выбору древесины предки тоже относились с особым подходом. Им было известно, что одни виды деревьев обладают обережной силой и их можно использовать для строительства, например, хвойные, лиственницу, дуб. Другие, например, осина— могли принести беду и неудачи. Исследователи подтверждают, что славяне относились к деревьям с почтением, даже считали их живыми существами. Поэтому, когда дерево срубали, то просили у него прощение. Было такое поверье, что новый дом заберет в отместку кого-то из семьи. Поэтому, в давние времена, как жертву дому, запускали в него первым самого пожилого члена семьи. Затем стали «приносить в жертву» животного. Так вот до нас дошел обычай пускать первой в новый дом кошку. И дома у нас в городах уже преимущественно из камня, и первоначальный смысл такого обычая уже позабылся, а в некоторых местах им еще пользуются.

Источник

Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни.

Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.

Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.

К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.

Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.

Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.

Выбор места для нового дома.

По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.

Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.

Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.

Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места . Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.

Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.

Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.

Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.

Обычаи, связанные со строительством дома.

Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.

Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?

Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!

Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.

Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.

Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.

В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир. Древнейшим языческим убеждением — мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык. Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.

Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.

Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО. То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи. Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!

Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.

А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.

Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.

Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году. Именно отсюда пошёл обычай — первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети. То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.

Важнейший момент — привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»

Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.

Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.

Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.

Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.

Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.

Источник

Оцените статью