- ТЕХНОЭЛАСТМОСТ
- Технические характеристики:
- ТЕХНОЭЛАСТ ФУНДАМЕНТ
- ТЕХНОЭЛАСТ ФУНДАМЕНТ
- Описание продукции:
- Область применения:
- Производство работ:
- Хранение:
- Транспортировка:
- Сведения об упаковке:
- Техноэластмост Б — гидроизоляция фундамента в один слой
- 1. Область применения материалов Техноэласт МОСТ Б и Техноэласт МОСТ С.
- 2. Общие положения.
- 3. Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции пролетного строения мостового сооружения.
- 4. Требования к рулонным гидроизоляционным материалам.
- 5. Устройство гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:
- 5.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите.
- 5.2. Подготовка гидроизолируемой металлической поверхности ортотропной плиты.
- 5.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на металлической поверхности ортотропной плиты.
- 5.4. Порядок выполнения примыканий гидроизоляции к элементам мостового полотна на стальной ортотропной плите.
- 6. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:
- 6.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите.
- 6.2. Подготовка поверхности основания гидроизолируемой железобетонной плиты.
- 6.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на поверхности основания железобетонной плиты.
- 6.4. Порядок выполнения примыканий к элементам мостового полотна на железобетонной плите
- 7. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ Б.
- 8. Контроль качества производства работ по устройству гидроизоляции. Общие требования. Правила приемки работ.
ТЕХНОЭЛАСТМОСТ
ТЕХНОЭЛАСТМОСТ получают путем двустороннего нанесения на полиэфирную основу битумно-полимерного вяжущего, состоящего из битума, АПО (альфаполиолефины — при производстве ТЕХНОЭЛАСТМОСТа С) и СБС (стирол-бутадиен-стирол — при производстве ТЕХНОЭЛАСТМОСТа Б) полимерного модификатора и минерального наполнителя (тальк, доломит и др.), с последующим нанесением на обе стороны полотна защитных слоев. В качестве защитных слоев используют мелкозернистую посыпку и (или) полимерные покрытия.
- Описание
- характеристики
- Применение
- марка ТЕХНОЭЛАСТМОСТ С выдерживает температуру литого асфальта при его укладке (до 220 o С);
- фиксированная толщина материала;
- марка ТЕХНОЭЛАСТМОСТ С выдерживает испытание на продавливание до 250Н.
Рулоны материала должны храниться в сухом закрытом помещении в вертикальном положении в один ряд по высоте на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Транспортировка осуществляется всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
Сведения об упаковке
Упаковка поддона с рулонами — термоусадочный белый пакет.
Согласно «Рекомендации по гидроизоляции мостовых сооружений рулонными наплавляемыми материалами „ТЕХНОЭЛАСТМОСТ“», может использоваться во всех климатических районах по СНиП 23–01.
Корпорация «ТехноНИКОЛЬ» предлагает современные строительные материалы, отвечающие российским и европейским стандартам качества, в число которых входят кровельные рулонные материалы, мастики гидроизоляционные и битумы, материалы для тепло- и гидроизоляции кровли.
Технические характеристики:
Наименование параметра | ТЕХНОЭЛАСТМОСТ Б | ТЕХНОЭЛАСТМОСТ С | |
Толщина (±0,1), мм | 5,0 | 5,2 | |
Масса 1 м2, кг, (±0,25 кг) | 5,5 | 5,5 | |
Разрывная сила в продольном/поперечном направлении, Н, не менее | полиэфир | 600/600 | 1000/900 |
Теплостойкость, °С, не менее | 100 | 140 | |
Сопротивление статическому продавливанию, Н, не менее | 250 | ||
Тип защитного покрытия | верхняя сторона | песок | песок |
наплавляемая сторона | пленка с логотипом | пленка с логотипом | |
Длина / ширина, м | 8х1 | 8х1 | |
Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/кв.м., не менее | 2,0 | 2,5 | |
Масса верхнего слоя вяжущего с защитным покрытием, кг/м2, не более | 1,0 | ||
Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе, не более | 1 | 1 | |
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее | 40 | 40 | |
Гибкость на брусе R=25 мм, °С, не выше | -25 | -25 | |
Водонепроницаемость при давлении не менее 0,2 МПа, в течение 2 часов | абсолютная |
ТЕХНОЭЛАСТМОСТ Б — для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений, гидроизоляции других строительных конструкций.
ТЕХНОЭЛАСТМОСТ С — для устройства защитно-сцепляющего слоя на стальной ортотропной плите пролетных строений мостовых сооружений, а также для гидроизоляции пролетных строений с железобетонной плитой проезжей части, на которых непосредственно на гидроизоляцию укладывают асфальтобетонное покрытие, в том числе из литых смесей с температурой до 230 °С.
Источник
ТЕХНОЭЛАСТ ФУНДАМЕНТ
ТЕХНОЭЛАСТ ФУНДАМЕНТ
Описание продукции:
Техноэласт ФУНДАМЕНТ – это материал рулонный гидроизоляционный битумосодержащий.
Техноэласт ФУНДАМЕНТ получают путем двустороннего нанесения на стекло- или полиэфирную основу битумно-полимерного вяжущего, состоящего из битума, СБС (стирол-бутадиен-стирол) полимерного модификатора и минерального наполнителя. В качестве верхнего и нижнего защитных слоев используют легкосгораемые полимерные пленки.
Материал Техноэласт ФУНДАМЕНТ взаимозаменяем с материалом Техноэласт ЭПП, без дополнительного согласования.
Область применения:
Материал предназначен для устройства многослойной (чаще всего двухслойной) гидроизоляционной мембраны в фундаментах; подземных и заглубленных конструкциях зданий и сооружений; тоннелей, строящихся открытым способом; стилобатов; парковок и т.д. Материал укладывается методом наплавления на подготовленное основание или на ниже уложенный битумосодержащий материал.
Производство работ:
Согласно «Руководству по проектированию и устройству кровель из битумно-полимерных материалов компании ТехноНИКОЛЬ», Москва, 2017 г. Может использоваться во всех климатических районах по СП 131.13330.2018.
Хранение:
Рулоны материала должны храниться в сухом закрытом помещении в вертикальном положении в один ряд по высоте на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Транспортировка:
Транспортировка осуществляется всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. ЕКН 691729.
Сведения об упаковке:
Упаковка поддона с рулонами – термоусадочный белый пакет.
Источник
Техноэластмост Б — гидроизоляция фундамента в один слой
Техноэластмост Б создан как для однослойной гидроизоляции пролётных строений мостов, так и для гидроизоляции подземных и заглубленных частей зданий и сооружений. Вы себе представляете, каким нагрузкам и деформациям подвергается гидроизоляционный материал в мостах, а какие температурные перепады, ведь его не утепляют, а химические воздействия от автотранспорта и солей антиобледенителей. И при этом, согласно официальным испытаниям ЦНИИПромзданий, долговечность Техноэластмоста Б превышает 60 лет! Как этого добились?
Инженерная мысль? Да!
Разберём детально: из чего состоит Техноэластмост Б .
Как и все современные кровельные и гидроизоляционные битумные материалы Техноэластмост Б имеет 5 слоёв:
Начнём с нижней плёнки материала:
— антиадгезионная плёнка применяется для защиты от склеивания слоёв между собой в рулоне. На плёнке нанесён специальный рисунок — индикатор расплава битума, т.е. его показатель готовности материала к наплавлению, а также разметка, чтобы правильно расположить материал во время укладки. Такая плёнка применяется только на материалах класса Премиум и позволяет выделить эти материалы из общей линейки. Надпись «ТЕХНОНИКОЛЬ» приятно радует глаз и отправляет конкурентов в нокдаун. Главное не забывать, что после укладки на гидроизоляционном материале не должно быть этой надписи — она всегда направлена к основанию.
Следующий слой — битумно-полимерное вяжущее. Особенность вяжущего в материалах класса Премиум — максимальное количество полимера СБС в битуме (исключением является материал Техноэласт-Титан). Как мы помним, СБС придаёт материалу такие свойства как эластичность, гибкость, химическая стойкость и долговечность.
Основа: полиэстер, обладающий значительным растяжением и прочностью. Причём полиэстер не простой, а кроссармированный, обладающий ещё большей прочностью на разрыв. Также полиэстер относится к негниющим и наиболее химически стойким основам, а значит наиболее долговечный. Над основой располагается ещё один слой битумно-полимерного вяжущего. Далее идёт посыпка.
В отличие от всех материалов ЭПП (полиэстер-плёнка-плёнка) ТЭМ Б обладает посыпкой — мелкозернистым песком (расшифровывается — ЭМП). Зачем нужен песок?
Материал ТЭМ Б в первую очередь создавался для гидроизоляции мостов, где в связи с большими сдвиговыми нагрузками от торможения и разгона автотранспорта, верхняя защитная стяжка вместе с асфальтом может двигаться — посыпка сцепляется со стяжкой и препятствует сдвигам. Теперь к гидроизоляции подземных сооружений: мелкозернистый песок защищает битумно-полимерное вяжущее от внешних воздействий. Общая толщина материала составляет 5мм.
Если внимательно посмотреть на слои материала, то можно обратить внимание на расположение основы — она сдвинута к посыпке. Это сделано для удобства наплавления, особенно на вертикальные поверхности. Меньше риск прожечь основу и качественнее наплавить материал. Это и есть важный фактор — почему надо наплавлять к основанию плёнкой, а не посыпкой. Вы скажете: кому может взбрести в голову наплавлять посыпкой к стене? К сожалению хватает умельцев, которых даже не пугают трудности втапливания песка в битум и последующего наплавления. Три попытки и «Ура» — материал наплавлен! А основа? Её скорее всего там больше нет. Зато как гордо красуется реклама ТЕХНОНИКОЛЬ на стене фундамента.
Применение материала Техноэластмост Б очень широкое:
1. Гидроизоляция пролётных строений мостов;
3. Гидроизоляция тоннелей;
Материал рекомендован к однослойной укладке, но возможна и многослойная.
Однослойную можно применить для гидроизоляции пролётных строений мостов и для гидроизоляции фундаментов . Важное условие: в связи со сложностью контроля герметичности швов применять материал можно без давления грунтовых вод и до глубины 5м, при большей глубине или давлении воды требуется 2 слоя. Перед наплавлением поверхность выравнивается и праймируется. Влажность основания не должна превышать 4%. Что будет если влажность выше? Материал может не приклеится к основанию — адгезии не будет.
Итог вышесказанному: если человек хочет получить надёжную и долговечную гидроизоляцию, то Техноэластмост Б — оптимальное решение.
Источник
1. Область применения материалов Техноэласт МОСТ Б и Техноэласт МОСТ С.
Настоящие Рекомендации необходимо соблюдать при применении рулонного гидроизоляционного наплавляемого битумно-полимерного материала Техноэласт МОСТ, производства Компании «ТехноНИКОЛЬ», предназначенного для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части и стальной ортотропной плиты пролетных строений автодорожных, пешеходных и совмещенных мостов, путепроводов, виадуков, эстакад, сооружаемых и эксплуатируемых во всех климатических зонах Российской Федерации по СНиП 23-01-99*.
В зависимости от области применения Техноэласт МОСТ выпускают двух марок:
— Техноэласт МОСТ Б — для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений;
— Техноэласт МОСТ С — для устройства гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетных строений, а также для гидроизоляции пролетных строений с железобетонной плитой проезжей части, в которых непосредственно на гидроизоляцию укладывают асфальтобетонное покрытие, в том числе из литых смесей с температурой до 220°С.
Эти материалы состоят из армирующей полиэфирной основы, на которую с обеих сторон нанесено битумно-полимерное связующее. Особенностью материалов является то, что приклеивающий слой наплавления, нанесенный на материал в заводских условиях, четко нормируется по массе. В качестве основы используются долговечные, не гниющие полотна из синтетических волокон (нетканые полиэфирные волокна).
2. Общие положения.
2.1. Настоящие рекомендации распространяются на проектирование и устройство гидроизоляции мостовых сооружений в районах с различными климатическими условиями строительства. Рекомендации разработаны в развитие требований СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы», СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии», СНиП 3.04.03-85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии», ВСН 32-81 «Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах».
2.2. В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на действующие нормативные документы, перечисленные в п.п. 15.
2.3. Гидроизоляция металлических и железобетонных плит пролетных строений, как составная часть мостового полотна, предназначена для защиты конструкций от коррозии при воздействии агрессивных сред. Гидроизоляция должна быть водостойкой, водонепроницаемой, химически стойкой, биостойкой и не содержать компонентов, вызывающих коррозионное разрушение металла ортотропной плиты или железобетона.
2.4. Проектирование и устройство гидроизоляции является составной частью проекта мостового сооружения, где должны быть предусмотрены конструктивные и технологические решения по отводу воды с поверхностей элементов мостового полотна, плиты проезжей части, из пониженных мест, замкнутых полостей конструкций.
2.5. Для предотвращения проникновения воды на поверхность гидроизоляции и изолируемой поверхности в рекомендациях предусмотрены поузловые конструктивные решения гидроизоляции в местах установки водоотводных трубок, у деформационных швов, примыканий изоляционных слоев к вертикальным поверхностям, парапетам и другим, выступающим над поверхностью элементам.
2.6. Гидроизоляционный материал должен быть в достаточной степени эластичным, чтобы сохранять сплошность и прочность при деформациях настильного листа ортотропной плиты от динамических знакопеременных воздействий движущегося по мосту транспорта, а также в растянутых зонах железобетонной плиты проезжей части.
2.7. Гидроизоляция должна быть морозостойкой, не растрескиваться и не разрушаться при отрицательных температурах, характерных для заданного района строительства и определяемых расчетной температурой, равной средней температуре наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92.
2.8. Гидроизоляция должна быть теплостойкой и сохранять свою работоспособность при высоких положительных температурах наружного воздуха и материала покрытия проезжей части. Материал гидроизоляции должен выдерживать высокие температуры укладываемых на нее горячих асфальтобетонных смесей.
2.9. Основной материал гидроизоляции и все ее связующие и защитные слои должны иметь сцепление с изолируемой поверхностью и вышележащими слоями покрытия мостового полотна, обеспечивающее стойкость против разрушения и деформаций сдвига от горизонтальных усилий, создаваемых торможением транспорта или началом его движения.
2.10. Изолируемые поверхности и сама гидроизоляция не должны создавать обратных уклонов и застоев влаги. В проекте мостового сооружения должен быть предусмотрен полный и быстрый, свободный или организованный сток ливневых и снеговых вод. На покрытии мостового полотна также не должно оставаться застоев воды.
2.11. Выполненная по настоящим Рекомендациям гидроизоляция должна быть:
— монолитной и непрерывной, без вздутий и пузырей по всей поверхности;
— водонепроницаемой по всей поверхности мостового сооружения и в местах сопряжений с водоотводными трубками, деформационными швами, стойками ограждения, мачтами освещения и другими конструкциями;
— герметичной в местах примыканий к тротуарам, ограждающим устройствам и другим выступающим элементам.
3. Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции пролетного строения мостового сооружения.
3.2. Техноэласт МОСТ С (ТУ 5774-004-17925162-2003) — битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал. Предназначен для устройства гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетных строений, а также для гидроизоляции пролетных строений с железобетонной плитой проезжей части, на которых непосредственно на гидроизоляцию укладывают асфальтобетонное покрытие, в том числе из литых смесей с температурой до 220°С.
3.3. Праймер битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (ТУ 5775-042-17925162-2006) — однокомпонентный материал холодного применения. Предназначен для обработки поверхности стальной ортотропной плиты и железобетонной плиты пролетных строений мостовых сооружений перед укладкой гидроизоляционного слоя. Обладает малым временем высыхания, защищает металлическую поверхность от коррозии, увеличивает прочность сцепления наплавляемого материала с основанием. На бетонном основании, обеспечивает защиту бетонной поверхности от насыщения влагой, увеличивает прочность сцепления наплавляемого гидроизоляционного материала с основанием.
3.4. Герметик битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (ТУ 5772-009-72746455-2007) — однокомпонентный материал горячего применения. Предназначен для герметизации деформационных швов и мест сопряжения в бетонных и асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог и аэродромов.
3.4.1. Герметик битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 выпускается трех марок для применения в различных природно-климатических зонах, в зависимости от температуры воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства по СНиП 23-01-99*.
Таблица 1. Выбор герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42.
Температура воздуха наиболее холодной пятидневки района проведения работ
БП-Г25, БП-Г35, БП-Г50
От -25 °С до -35 °С
3.4.2. Качественные показатели герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ №42 должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.
Таблица 2. Основные физико-механические характеристики герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42.
Температура размягчения, °С, не ниже
Гибкость на стержне диаметром 20 мм при температуре, °С, не выше
Относительное удлинение при разрыве, %,
Температура липкости, °С, не ниже
Выносливость, количество циклов, не менее
Водопоглощение в течение 24 часов, % по массе, не более
Изменение свойств под воздействием
УФ-облучения, часов, не менее
4. Требования к рулонным гидроизоляционным материалам.
4.1. Гидроизоляционный материал Техноэласт МОСТ должен соответствовать требованиям ТУ 5774-004-17925162-2003, ГОСТ 30547-97* и изготавливаться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
4.2. Перед началом работ гидроизоляционный материал должен быть подвергнут входному контролю с обязательной проверкой:
— наличия сопроводительного документа (паспорта), удостоверяющего качество материала;
— соответствия показателей качества, указанных в паспорте, требованиям ТУ на материал;
— отсутствие внешних повреждений материалов.
4.3. Основные параметры и характеристики:
4.3.1. Полотно материала Техноэласт МОСТ не должно иметь трещин, дыр, разрывов, пузырей, складок, отслоения полимерной пленки.
4.3.2. Требования к плотности намотки, слипаемости, ровности торцов рулона, величине выступов на них, сплошности нанесения вяжущего, количеству составных рулонов и полотен в рулоне — по ГОСТ 30547-97*.
4.3.3. Линейные размеры полотна в рулоне, предельные отклонения от номинальных размеров должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 3.
Таблица 3. Линейные размеры материала.
* Примечание : По согласованию с потребителем допускается изготовление материала других размеров. Возможен выпуск материала Техноэласт МОСТ С Гигант. Материал выпускается длиной от 50м, укладка на гидроизолируемую поверхность производится автоматизированным способом.
4.3.4. Толщина полотна должна быть не менее:
— для Техноэласт МОСТ Б — 5,0 мм;
— для Техноэласт МОСТ С — 5,2 мм.
4.3.5. Качественные показатели материала Техноэласт МОСТ должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 4.
Таблица 4. Основные физико-механические характеристики материала Техноэласт МОСТ.
Техноэласт МОСТ Б
Техноэласт МОСТ С
Масса, кг/м 2 , не менее
Масса верхнего слоя вяжущего с защитным покрытием, кг/м 2 , не более
Разрывная сила при растяжении в продольном направлении, Н/50 мм, не менее
Разрывная сила при растяжении в поперечном направлении, Н/50 мм, не менее
Относительное удлинение при растяжении в момент разрыва в продольном и поперечном направлениях, %, не менее
Водопоглощение в течение 24 часов, % по массе, не более
Водонепроницаемость при давлении 0,2 МПа, в течение, ч
Гибкость на брусе R=10 мм,
Теплостойкость в течение 2 часов,
— вид основы: Э — полиэфирное нетканое полотно;
— вид защитных слоев с верхней и нижней стороны полотна: М — мелкозернистая посыпка (песок), П — защитная полимерная пленка.
4.3.6. Техноэласт МОСТ С должен выдерживать испытание на сопротивление статическому продавливанию. После испытания материала при (250±10) Н в течение (24±0,1)ч образец должен выдерживать испытание на водонепроницаемость.
4.3.7. Техноэласт МОСТ должен быть водостойким. После выдержки материала в воде при температуре (20±5) °С в течение не менее 7 суток образец должен выдерживать испытание на гибкость.
4.4. Упаковка и маркировка:
4.4.1. Материал Техноэласт МОСТ поставляют в рулонах, обмотанных в двух или трех местах полимерной упаковочной лентой с липким слоем. Для обеспечения сохранности материала при транспортировании и хранении допускается установка в рулон картонной втулки, длина которой должна быть равна ширине полотна материала Техноэласт МОСТ. Допускается применение других упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании и хранении.
4.4.2. Рулоны размещают на поддонах, скрепляют полипропиленовой лентой и упаковывают в колпак из полиэтиленовой термоусадочной пленки.
4.4.3. Маркировка материала Техноэласт МОСТ должна производиться по ГОСТ 30547-97*.
4.4.4. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192-96* с нанесением основных, дополнительных и информационных надписей.
4.4.5. По согласованию с потребителем допускается изменение перечня указаний на этикетке.
5. Устройство гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:
5.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите.
5.1.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите состоит из гидроизоляции из рулонного гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляемого в один слой и двух или более слоев асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 1).
Рис. 1 Конструкция дорожной одежды мостового полотна на ортотропной плите.
5.1.2.В технологических целях, для сокращения потерь объемов выполненных работ при неустойчивой погоде, для предотвращения образования коррозии на металлической ортотропной плите, поверхность подготовленного металла грунтуется праймером битумно-полимерным ТехноНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.).
5.1.3. Для гидроизоляции в конструкции дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите применяют битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал Техноэласт МОСТ С (п.п. 3.2.). Физико-механические характеристики Техноэласт МОСТ С приведены в Таблице 4.
5.1.4. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия необходимо произвести нивелировку проезжей части, составить картограмму отметок с шагом 5×5 м и по ним определить толщины покрытия по всей поверхности проезжей части.
5.1.5. Отклонение толщины покрытия от проектных в меньшую сторону в пределах ширины проезжей части не допускается.
5.1.6. Укладка асфальтобетонного покрытия производится непосредственно на гидроизоляцию. В том числе, допускается укладка литых асфальтобетонных смесей с температурой до 220°C.
5.1.7. В пределах служебных проходов и тротуаров конструкция дорожной одежды аналогична конструкции дорожной одежды на проезжей части. Толщина асфальтобетонного покрытия принимается по проектам.
5.2. Подготовка гидроизолируемой металлической поверхности ортотропной плиты.
5.2.1. С целью обеспечения надежной защиты металла от коррозии и долговечности конструкции дорожной одежды в подготовку гидроизолируемой металлической поверхности входят работы по физической и химической обработке. Не допускается удаление ржавчины и окалины металлическими щетками, травильными пастами, преобразователями коррозии.
5.2.2. Поверхность стальной ортотропной плиты не должна иметь забоин, вмятин, выпуклостей. С поверхности должны быть устранены задиры, брызги сварки, заусенцы, наваренные монтажные элементы, сварные швы очищают от шлаков, закруглят все острые кромки и края радиусом не менее 3 мм.
5.2.3. Поверхность металлической ортотропной плиты очищают от грязи скребками, неметаллическими щетками и промывают водой. Очистку от пыли осуществляют с помощью промышленных пылесосов.
5.2.4. После очистки грязи зажиренные места на металлической поверхности промывают щелочными растворами с помощью волосяных щеток и протирочного материала, которые не должны оставлять следов на металлической поверхности (волокна, ворс, щетина).
5.2.5. Не допускается применение бензина, уайт-спирита и других растворителей для удаления жировых загрязнений. Поверхность обрабатывают мыльным раствором и два раза промывают теплой водой. Очистка начинается всегда с участков, расположенных в верхней по уклону части плиты. Продолжительность обработки устанавливают опытным путем.
5.2.6. После очистки от жировых загрязнений поверхность должна быть гидрофильной (капли воды растекаются полностью). Качество обезжиривания должно соответствовать ГОСТ 9.402-2004, степень обезжиривания поверхности — первая.
5.2.7. Сушка поверхности может производиться естественным способом. Для ускорения применяют обдув поверхности чистым сухим воздухом, который не должен содержать масла.
5.2.8. Производство работ по очистке металлической поверхности может производиться с использованием пескоструйных или дробеструйных аппаратов (струйно-абразивная обработка).
5.2.9. Для пескоструйной очистки применяют просушенный и промытый от глинистых примесей кварцевый песок. Хранить сухой песок следует в емкостях с крышкой. Отработанный песок после просеивания может быть использован повторно.
5.2.10. Поступающий в пескоструйный аппарат воздух должен быть чистым и сухим. Для подачи сжатого воздуха к пескоструйному и дробеструйному аппаратам применяют шланги диаметром 18 или 25 мм, для подачи песчано-воздушной смеси к распылителю — шланги диаметром 32 мм по ГОСТ 18698-79*.
5.2.11. Для пескоструйной очистки рекомендуется применять металлокерамические или минералокерамические сопла.
5.2.12. При пескоструйной очистке сопло располагают на расстоянии 75-100 мм от очищаемой поверхности под углом 75-80°. Расстояние от сопла до очищаемой поверхности зависит от крупности песка и толщины слоя окалины (чем толще слой, тем меньше должно быть расстояние). Категорически запрещается держать сопло перпендикулярно очищаемой поверхности.
5.2.13. С особой осторожностью следует выполнять пескоструйную очистку вблизи бортиков у перил и ограждений с тем, чтобы не повредить покрытие на них.
5.2.14. Работу с дробеструйным аппаратом нужно производить в соответствии инструкцией по его эксплуатации.
5.2.15. Чтобы избежать повреждения шлангов и других деталей рекомендуется использовать только круглую катаную дробь.
5.2.16. После дробеструйной обработки на поверхности не должно оставаться дроби, поскольку при выпадении росы дробь оставляет на металле ржавые натеки.
5.2.17. Используемый компрессор в зоне выполнения работ устанавливают на поддоне что бы избежать попадания масла на поверхность стальной ортотропной плиты.
5.2.18. Производство работ по струйно-абразивной очистке возможно только в сухую погоду. На металле не должно быть капельной влаги, вызванной атмосферными осадками, либо конденсацией влаги. При влажности воздуха до 70% устройство на очищенной поверхности гидроизоляции может быть произведено не позднее, чем через 7 часов. При влажности воздуха более 70% — не позднее, чем через 3 часа.
5.2.19. Запрещается работать в ночное время без освещения. В утренние часы работа может начинаться после естественного высыхания росы на поверхности металла.
5.2.20. Чистота поверхности после струйно-абразивной очистки должна отвечать требованиям: степень чистоты по DIN — Sa 2, по ГОСТ 9.301-86* степень очистки — вторая.
5.2.21. Визуально поверхность металла должна быть равномерно-матового серого цвета (не серебристого).
5.2.22. При выпадении на очищенную поверхность росы или дождя с образованием следов окисла или коррозии, необходимо произвести очистку повторно.
5.2.23. Температура окружающего воздуха при выполнении работ должна быть такой, чтобы точка росы была минимум на 3°C ниже температуры поверхности металла. Определение точки росы производится с использованием прибора «Психрометр». Значения для определения точки росы приведены в Таблице 5.
Таблица 5. Определение точки росы.
Точка росы, °C, при относительной влажности воздуха
По таблице можно определить, при какой температуре поверхности появляется конденсат в зависимости от температуры воздуха и относительной влажности воздуха. Так, например, при температуре воздуха 20°C и относительной влажности воздуха 70% конденсат на гидрофобной поверхности образуется при температуре поверхности ниже 14,4°C.
Таблица 6. Схема пооперационного контроля производства работ по подготовке поверхности металла.
Состояние поверхности металла
Перед струйно-абразивной очисткой металла
На поверхности не должно быть забоин, вмятин, выпуклостей, брызг сварки, наваренных металлических элементов, шлаков на сварных швах. Дренажные трубки должны быть установлены.
Качество очистки от жировых и прочих загрязнений (гидрофильность поверхности)
Обезжиренную поверхность в отдельных местах смачивают водой
Перед (и после) струйно-абразивной очисткой металла
Степень обезжиривания — первая. Если вода покрывает поверхность тонким слоем и не собирается в капли, то поверхность гидрофильна. Время разрыва пленки не менее 30 сек. При протирке поверхности чистой сухой белой салфеткой на ней может быть неявно выраженное расплывчатое пятно.
Чистота воздуха от компрессора
Струю воздуха из сопла направляют на чистый лист бумаги
Не реже одного раза в смену
Воздух должен быть чистым и сухим. При обдуве листа в течение 1 мин на бумаге не должно появиться следов масла и влаги.
Влажность абразивного материала
По отсутствию слипания зерен песка и дроби
Перед загрузкой в аппарат
Влажность абразивного материала — не более 5%
Крупность абразивного материала
Песок, просеянный через сито с ячейками: верхнее — 2,5 мм, нижнее — 0,63 мм. Дробь в соответствии с инструкцией.
Перед загрузкой в аппарат
Кварцевый песок крупностью 0,7-2 мм. Дробь диаметром 1-1,5 мм.
Температура, влажность воздуха, точка росы
Определение термометром, психрометром
Перед началом работы, в течение процесса производства работ при изменении погоды
Точка росы должна быть ниже минимум на 3 о С температуры поверхности металла
Сравнение с эталоном
В процессе производства работ. Постоянно.
Степень чистоты по DIN — Sa 2, что соответствует ГОСТ 9.301-86* степень очистки — вторая.
5.2.24. Сразу после очистки металла, во избежание потерь объемов очищенной поверхности вследствие неустойчивой погоды, для предотвращения образования коррозии на металлической ортотропной плите следует производить защиту металлической поверхности с помощью праймера битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.).
5.2.25. При устройстве гидроизоляции на поверхности металла, огрунтованной праймером битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.), работы разрешается начинать после улетучивания из грунтовки растворителя. Время высыхания битумно-полимерного праймера при 20°С составляет около 5 минут. Оценить возможность для начала наплавления можно с помощью салфетки, которая прикладывается к поверхности, обработанной битумно-полимерным праймером. Если на салфетке не остаются следы битумно-полимерного праймера работу можно начинать. При работе на поверхности, огрунтованной битумно-полимерным праймером, не следует опасаться, что грунтовка будет повреждена пламенем горелки.
5.2.26. Чтобы избежать увлажнения и запыливания огрунтованной поверхности, укладку материала рекомендуется осуществлять сразу после высыхания праймера.
5.2.27. Устройству гидроизоляции должна предшествовать приемка основания под гидроизоляцию. Исполнитель должен представить заказчику журнал производства работ, а также акты на работы по результатам контроля ровности и уклонов поверхности.
5.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на металлической поверхности ортотропной плиты.
5.3.1. Гидроизоляцию выполняют из гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляя его в один слой на подготовленную в соответствии с п.п. 5.2. поверхность металла.
5.3.2. Устройство гидроизоляции из материала Техноэласт МОСТ С выполняют при температуре воздуха не ниже температуры гибкости материала. Укладку гидроизоляции в условиях отрицательных температур рекомендуется производить с использованием тепляков с обеспечением положительной температуры воздуха внутри тепляков. Работы по устройству гидроизоляции должны выполняться в сухую погоду.
5.3.3. Укладку рулонов на стальную ортотропную плиту начинают с пониженных мест (Рис. 2) в продольном направлении, относительно движению транспорта.
Рис. 2 Порядок укладки гидроизоляционного материала.
5.3.4. Допускается поперечная раскатка рулонов в пределах тротуаров с расположением нахлестки рулонов материала в поперечном направлении с учетом продольного уклона так, чтобы верхний рулон был наклеен с повышенного места, как показано на рис. 2.
5.3.5. Перед укладкой гидроизоляции рекомендуется развернуть 5-6 рулонов, примерить каждый рулон по отношению к другому, обеспечив нахлест по продольным кромкам. Затем приклеить концы всех рулонов с одной стороны и снова скатать материалы в рулоны. Для удобства работы и обеспечения качества рулоны должны быть круглыми. Плоский рулон материала следует раскатать на ровной поверхности и скатать его с другого края.
5.3.6. При работе в условиях отрицательных температур воздуха для исключения повреждения материала при раскатке его необходимо выдержать в теплом помещении до положительной температуры.
5.3.7. Полотна рулонных гидроизоляционных материалов наклеивают внахлестку на 80-100мм по продольным сторонам и не менее 150 мм в поперечных стыках смежных рулонов (Рис. 3), в продольном направлении пролетного строения поперечные стыки рулонов в смежных полосах должны быть сдвинуты относительно друг друга на 500 мм.
Рис. 3 Соединение полотен гидроизоляционного материала.
5.3.8. Угловые участки наклеенных материалов, оставляемые при перерывах в работе, должны быть особенно тщательно приклеены во избежание затекания воды под них. Рекомендуется подрезать углы материала по радиусу или диагонали, чтобы увеличить длину катета шва, следовательно уменьшить вероятность непроплава и прохода воды через место нахлеста (Рис. 4).
5.3.9. Особое внимание уделяют нахлестам материалов. Для достижения лучшей приклейки в местах нахлестов материал прикатывают валиками или мягкими щетками, движения которых должны быть в направлении приклейки (Рис. 4).
Рис. 4 Схема прикатки нахлестов гидроизоляционного материала.
5.3.10. Наплавление гидроизоляции из рулонных материалов на металлическую поверхность ортотропной плиты осуществляют путем оплавления нижней поверхности рулона пламенем воздушно-газовой горелки с одновременным подогревом поверхности основания. Рулон разворачивают медленно в направлении на себя вверх по уклону, прижимая его к основанию. Для раскатки рулона используют легкие металлические крючки, либо раскатчик рулона. При наплавлении гидроизоляции должен образовываться вытек битумно-полимерного вяжущего в месте соприкосновения рулона с основанием величиной не более 20-25 мм, который свидетельствует о правильном температурном режиме укладки. Имеющаяся на нижней поверхности материала полиэтиленовая пленка должна быть полностью расплавлена вместе с битумной массой. Наличие большого количества вытекающей массы, а также появление дыма указывают на перегрев материала.
5.3.11. Запрещается распределение расплавленного вяжущего вспомогательными средствами (стержень, шпатель) по ширине рулона.
5.3.12. В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке:
— в дефектном месте делают крестообразный надрез;
— отгибают концы материала;
пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов;
— тщательно прижимают шпателем полотна оплавленной стороной к основанию;
— наклеивают дополнительное полотно (заплату) способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм со всех сторон.
5.3.13. Количество заплат должно быть ограничено. На площади 100 м 2 допускается установка не более 3-х штук.
5.3.14. Для наклейки материала Техноэласт МОСТ С применяют газ пропан с расходом 0,3-0,6 л/м 2 в зависимости от температуры воздуха. При работе в условиях отрицательных температур воздуха расход газа доходит до 1 л/м 2 .
5.3.15 .Работы производят с использованием на одном рулоне (по ширине) двух и более газовых горелок или многофакельными горелками. Возможно производить наплавление материала с помощью инфракрасного нагрева. В случае применения материала Техноэласт МОСТ С Гигант наклейка производится автоматическими самоходными или полуавтоматическими агрегатами.
5.3.16. Устройство асфальтобетонного покрытия следует выполнять по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем через трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае если устройство асфальтобетонного покрытия в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства асфальтобетонного покрытия при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия. Защиту можно выполнять геотекстилем ТехноНИКОЛЬ или светоотражающими пленками.
5.4. Порядок выполнения примыканий гидроизоляции к элементам мостового полотна на стальной ортотропной плите.
5.4.1. Проектная документация на мостовое сооружение должна содержать конструкцию дорожной одежды и чертежи деталей и узлов гидроизоляции в местах ее примыкания к тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения, водосточным воронкам и т.п.
5.4.2. Гидроизоляционные работы начинают с выполнения узлов примыкания гидроизоляции к элементам мостового полотна, ограждениям, мачтам освещения, примыканий к конструкций деформационных швов.
5.4.3. В местах примыкания дорожной одежды к конструкциям деформационных швов, стойкам ограждений и перилам, вертикальным поверхностям в покрытии должны быть устроены штрабы 10×10…10×50 мм, которые должны быть заполнены герметиком битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4.).
5.4.4. При примыкании гидроизоляции к вертикальной поверхности гидроизоляцию заводят на вертикальную поверхность на высоту до козырька равную толщине асфальтобетонного покрытия (Рис. 5). Глубина козырька должна быть 15-20 мм, чтобы надежно закрыть гидроизоляцию слоями дорожной одежды
5.4.5. В местах перехода с горизонтальной поверхности на вертикальную гидроизоляцию нужно выполнять одним из следующих способов:
— выполняют переходную галтель из наплавляемого битумного шнура треугольного сечения для организации примыканий;
— возможен переход с горизонтальной поверхности на вертикальную под прямым углом. В этом случае в месте перехода наплавляют дополнительную полосу гидроизоляционного материала шириной 200 мм.
Рис. 5 Примыкание гидроизоляции к вертикальным поверхностям.
5.4.6. При наличии на проезжей части столиков, к которым крепят стойки барьерного ограждения или мачты освещения, вокруг каждого столика и его ребер жесткости должна быть выполнена гидроизоляция с выведением ее на вертикальную поверхность до уровня верхней плоскости столика (Рис. 6).
Рис. 6 Гидроизоляция у стойки барьерного ограждения.
5.4.7. Гидроизоляция у стоек барьерного ограждения должна обеспечить отвод воды от основания стоек.
5.4.8.В местах примыкания гидроизоляции к конструкции деформационного шва материал Техноэласт МОСТ С наклеивают на горизонтальную полку окаймления. Сопряжение асфальтобетонной одежды с вертикальной частью деформационного шва производится через слой герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (Рис. 7).
Рис. 7 Примыкание дорожной одежды к конструкции деформационного шва.
5.4.9. Гидроизоляция должна быть надежно сопряжена с водоотводными трубками. Вокруг трубки укладывают секторные косынки гидроизоляционного материала и заводят их концы в раструб трубки с нахлесткой кромок не менее 50 мм (Рис. 8).
Рис. 8 Сопряжение гидроизоляции с водоотводной трубкой.
5.4.10. После выполнения гидроизоляции в трубке наклеивают основную гидроизоляцию, в которой делают крестообразный разрез и лепестки приклеивают внутри трубки.
5.4.11. После устройства гидроизоляции в трубку устанавливают прижимной стакан (водоприемную воронку) и решетку. Пространство вокруг трубки заполняют дренажем из гравия.
5.4.12. В соответствии с проектом выполняют устройство дренажной системы для отвода воды. Дренажная система содержит дренажные трубки и дренажные каналы.
6. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:
6.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите.
6.1.1. Конструкцию дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части выполняют в соответствии с п. 1.61 СНиП 2.05.03-84*, состоящей из выравнивающего слоя с минимальной толщиной 30 мм, гидроизоляции из рулонного гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляемого в один слой и двух или более слоев асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 9).
Рис. 9 Конструкция дорожной одежды на железобетонной плите.
6.1.2. Выравнивающий слой может быть выполнен переменной толщины для придания поверхности под гидроизоляцию необходимого уклона, либо может отсутствовать при монолитной плите проезжей части, поверхность которой удовлетворяет требованиям выполнения гидроизоляции в соответствии с п.п. 6.2.
6.1.3. На сборных пролетных строениях с бетонируемыми стыками устройство выравнивающего слоя обязательно.
6.1.4. Выравнивающий слой выполняют из мелкозернистого (песчаного) бетона, имеющий класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости не ниже W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F 300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42.
6.1.5. В бетонную смесь для выравнивающего слоя необходимо вводить пластифицирующие и воздухововлекающие добавки в соответствии с СНиП 3.06.04-91. Введение химических добавок-ускорителей твердения и противоморозных — не допускается.
Применение для выравнивающего слоя керамзитобетона и других легких бетонов не допускается.
6.1.6. В технологических целях, для обеспечения защиты бетонной поверхности от насыщения влагой, увеличения прочности сцепления наплавляемого гидроизоляционного материала с основанием , поверхность подготовленного бетонного основания грунтуется праймером битумно-полимерным ТехноНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.).
6.1.7. Гидроизоляцию железобетонной плиты проезжей части выполняют из битумно-полимерного рулонного наплавляемого гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С (п.п. 3.2.). Физико-механические характеристики материала приведены в Таблице 4 настоящих Рекомендаций.
6.1.8. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия необходимо произвести нивелировку проезжей части, составить картограмму отметок с шагом 5×5 м и по ним определить толщины покрытия по всей поверхности проезжей части.
6.1.9. Отклонение толщины покрытия от проектных в меньшую сторону в пределах ширины проезжей части не допускается.
6.1.10. Укладка асфальтобетонного покрытия производится непосредственно на гидроизоляцию. В том числе, допускается укладка литых асфальтобетонных смесей с температурой до 220°C.
6.1.11. В пределах служебных проходов и тротуаров конструкция дорожной одежды аналогична конструкции дорожной одежды на проезжей части. Толщина асфальтобетонного покрытия принимается по проектам.
6.2. Подготовка поверхности основания гидроизолируемой железобетонной плиты.
6.2.1. Гидроизолируемая поверхность должна иметь продольные и поперечные уклоны, соответствующие требованиям п. 1.74 СНиП 2.05.03-84*: продольный в соответствии с продольным профилем сооружения, поперечный — не менее 20 %. Допускается уменьшение поперечного уклона при условии, что суммарный векторный уклон составляет не менее 20 %.
6.2.2. Гидроизолируемая поверхность не должна иметь раковин, наплывов бетона, трещин, неровностей с острогранными кромками, масляных пятен, пыли. Масляные пятна удаляют выжиганием, наплывы бетона срубают с последующей шлифовкой.
6.2.3. Гидроизолируемая поверхность должна быть ровной и соответствовать классу шероховатости 2-Ш, при котором допускается суммарная площадь отдельных раковин и углублений не более 3 мм до 0,2 % на 1м 2 при расстоянии между выступами с впадинами 1,2-2,5 мм (СНиП 3.04.03-85 табл. 2 и 3).
6.2.4. При наличии на гидроизолируемой поверхности отдельных неровностей глубиной 10-15мм их устраняют заполнением герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4) или шпаклевочными массами, которые должны быть удобоукладываемыми и в них не должны образовываться трещины после высыхания.
6.2.5. При условии удовлетворения поверхности плиты проезжей части указанным в п.п. 6.2.2-6.2.4 требованиям и наличии соответствующих уклонов специальный выравнивающий слой под гидроизоляцию не устраивают.
6.2.6. За бетоном выравнивающего слоя должен быть обеспечен уход с укрытием его полиэтиленовой пленкой или периодически увлажняемой мешковиной. Не допускается нанесение пленочных распыляемых составов для ухода за бетоном.
6.2.7. К началу выполнения гидроизоляционных работ прочность на сжатие бетона выравнивающего слоя или плиты проезжей части при его отсутствии должна быть не менее 75% от марочной.
6.2.8. До начала гидроизоляционных работ должны быть установлены водоотводные трубки, элементы конструкций деформационных швов, ограждающих устройств, тротуаров, оснований мачт освещения и другие конструкции в соответствии с проектом.
6.2.9. При устройстве выравнивающего слоя должны быть соблюдены уклоны к водоотводным трубкам.
6.2.10. Перед устройством гидроизоляции изолируемая поверхность должна быть сухой. Влажность бетона в поверхностном слое на глубине 20 мм должна быт не более 4 %.
6.2.11. Перед непосредственным устройством гидроизоляции изолируемую поверхность очищают от строительного мусора, пыли, пленки цементного молока. Снятие пленки цементного молока рекомендуется производить сухой или влажной струйно-абразивной очисткой. Обработка поверхности бетона фрезами, образующими бороздки в бетоне, а также механическими щетками и шлифованием не допускается.
6.2.12. При устройстве гидроизоляции на основании из бетона, огрунтованной праймером битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.), работы разрешается начинать после улетучивания из грунтовки растворителя. Время высыхания битумно-полимерного праймера при 20°С составляет 5 минут. Оценить возможность для начала наплавления можно с помощью салфетки, которая прикладывается к поверхности, обработанной битумно-полимерным праймером. Если на салфетке не остаются следы битумно-полимерного праймера работу можно начинать. При работе на поверхности, огрунтованной битумно-полимерным праймером, не следует опасаться, что праймер будет повреждена пламенем горелки.
6.2.13. Чтобы избежать увлажнения и запыливания огрунтованной поверхности, укладку материала рекомендуется осуществлять сразу после высыхания праймера.
6.2.14. Устройству гидроизоляции должна предшествовать приемка основания или выравнивающего слоя под гидроизоляцию. Исполнитель должен представить заказчику журнал производства работ, протоколы испытаний основания по определению показателей прочности, водонепроницаемости, морозостойкости и влажности бетона, а также акты на скрытые работы по результатам инструментального контроля ровности и уклонов поверхности.
6.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на поверхности основания железобетонной плиты.
6.3.1. Гидроизоляцию из наплавляемого рулонного материала Техноэласт МОСТ С укладывают в один слой по подготовленной в соответствии с п.п. 6.2. поверхности выравнивающего слоя или плиты проезжей части.
6.3.2. Устройство гидроизоляции из материала Техноэласт МОСТ С выполняют при температуре воздуха не ниже температуры гибкости материала. Укладку гидроизоляции в условиях отрицательных температур рекомендуется производить с использованием тепляков. Работы по устройству гидроизоляции должны выполняться в сухую погоду.
6.3.3. Укладку рулонов на бетонную плиту начинают с пониженных мест (Рис. 2) в продольном направлении, относительно движению транспорта.
6.3.4. Допускается поперечная раскатка рулонов в пределах тротуаров с расположением нахлестки рулонов материала в поперечном направлении с учетом продольного уклона так, чтобы верхний рулон был наклеен с повышенного места, как показано на рис. 2.
6.3.5. Перед укладкой гидроизоляции рекомендуется развернуть на подготовленное основание 5-6 рулонов, примерить каждый рулон по отношению к другому, обеспечив нахлест по продольным кромкам. Затем приклеить концы всех рулонов с одной стороны и скатать материал снова в рулоны. Рулон материала для удобства должен быть круглым. Плоский рулон материала следует раскатать на ровной поверхности и скатать его с другого края.
6.3.6. При работе в условиях пониженных и отрицательных температур воздуха для исключения повреждения материала при раскатке его необходимо отогреть в помещении по всему объему до положительной температуры.
6.3.7. Полотна рулонных материалов наклеивают с нахлесткой в стыках на 80-100 мм по продольным сторонам и не менее 150 мм в поперечных стыках. Поперечные стыки в смежных продольных полотнищах должны быть сдвинуты на 500 мм (Рис. 3).
6.3.8. Наплавление гидроизоляции из рулонных материалов на поверхность бетонной плиты основания осуществляют путем оплавления нижней поверхности рулона пламенем воздушно-газовой горелки с одновременным подогревом поверхности основания. Рулон разворачивают медленно в направлении на себя вверх по уклону, прижимая его к основанию. Для раскатки рулона используют легкие металлические крючки, либо раскатчик рулона. При наплавлении гидроизоляции должен образовываться вытек битумно-полимерного вяжущего в месте соприкосновения рулона с основанием величиной не более 20-25 мм, который свидетельствует о правильном температурном режиме укладки. Имеющаяся на нижней поверхности материала полиэтиленовая пленка должна быть полностью расплавлена вместе с битумной массой. Наличие большого количества вытекающей массы, а также появление дыма указывают на перегрев материала.
6.3.9. Угловые участки наклеенных материалов, оставляемые при перерывах в работе, должны быть особенно тщательно приклеены во избежание затекания воды под них. Рекомендуется подрезать углы материала по радиусу или диагонали, чтобы увеличить длину катета шва, следовательно уменьшить вероятность непроплава и прохода воды через место нахлеста (Рис. 4).
6.3.10. Наклеенные полотнища не должны иметь складок, морщин, волнистости. Особое внимание уделяют нахлестам материалов. Для достижения лучшей приклейки в местах нахлестов материал прикатывают валиками или мягкими щетками, движения которых должны быть в направлении приклейки (Рис. 4).
6.3.11. Запрещается распределение расплавленного вяжущего вспомогательными средствами (стержень, шпатель) по ширине рулона.
6.3.12. В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке:
— в дефектном месте делают крестообразный надрез;
— отгибают концы материала;
— пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов;
— тщательно прижимают шпателем полотна оплавленной стороной к основанию;
— наклеивают дополнительное полотно (заплату) способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм со всех сторон.
6.3.13. Количество заплат должно быть ограничено. На площади 100 м 2 допускается установка не более 3-х штук.
6.3.14. Для наклейки материала Техноэласт МОСТ С применяют газ пропан с расходом 0,3-0,6 л/м 2 в зависимости от температуры воздуха. При работе в условиях отрицательных температур воздуха расход газа доходит до 1 л/м 2 .
6.3.15. Работы производят с использованием на одном рулоне (по ширине) двух и более газовых горелок или многофакельными горелками. Возможно производить наплавление материала с помощью инфракрасного нагрева. В случае применения материала Техноэласт МОСТ С Гигант наклейка производится автоматическими самоходными или полуавтоматическими агрегатами.
6.3.16. При выполнении гидроизоляционных работ следует принять меры предосторожности против попадания на гидроизоляцию масла, бензина, дизельного топлива и других растворителей. В случае пролива указанных материалов поврежденный участок вырезают и ставят заплату.
6.3.17. Устройство асфальтобетонного покрытия следует выполнять по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае если устройство асфальтобетонного покрытия в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства асфальтобетонного покрытия при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия. Защиту можно выполнять геотекстилем ТехноНИКОЛЬ или светоотражающими пленками.
6.4. Порядок выполнения примыканий к элементам мостового полотна на железобетонной плите
6.4.1. Проектная документация должна содержать конструкцию дорожной одежды и чертежи деталей и узлов гидроизоляции в местах ее примыкания тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения, водоотводным трубкам и т.п.
6.4.2. Гидроизоляционные работы начинают с выполнения узлов примыкания гидроизоляции к элементам мостового полотна и только после их завершения переходят к гидроизоляции основных поверхностей.
6.4.3. В местах установки тротуарных блоков и железобетонных парапетных ограждений гидроизоляцию выполняют в зависимости от их конструкции.
6.4.4. Гидроизоляция при сборных тротуарных блоках и парапетных ограждениях должна быть выполнена на полную ширину плиты проезжей части.
6.4.5. В местах примыкания гидроизоляции к цоколю перильного и парапетного ограждений она должна быть заведена под устроенный в цоколе козырек (Рис. 10).
6.4.6. В местах перехода с горизонтальной поверхности на вертикальную гидроизоляцию нужно выполнять одним из следующих способов:
— в выравнивающем слое делают выкружку радиусом 100 мм;
— выполняют переходную галтель 100×100мм под 45°;
— возможен переход с горизонтальной поверхности на вертикальную под прямым углом. В этом случае в месте перехода наплавляют дополнительную полосу гидроизоляционного материала шириной 200 мм.
Рис. 10 Примыкание гидроизоляции к вертикальной поверхности.
6.4.7. При наличии на проезжей части столиков, к которым крепят стойки барьерного ограждения или мачты освещения, вокруг каждого столика должна быть выполнена гидроизоляция с выведением ее на вертикальную поверхность столика до уровня верхней его плоскости (Рис. 11).
Рис. 11 Гидроизоляция у стойки барьерного ограждения.
6.4.8. При пересечении плиты проезжей части или тротуарного блока мачтами освещения гидроизоляцию заводят на стенки мачты.
6.4.9. В местах примыкания к конструкциям деформационных швов выполняют гидроизоляцию в зависимости от конструкции перекрытия шва, но в любом случае она должна исключать протечки воды через плиту проезжей части.
6.4.10. При выполнении конструкции деформационных швов с компенсаторами лоткового типа (замкнутыми, незамкнутыми) гидроизоляция должна быть заведена в компенсатор и приклеена к нему.
6.4.11. При конструкциях деформационных швов со стальным окаймлением гидроизоляция должна быть заведена под козырек, образуемый окаймлением (Рис.12).
Рис. 12 Сопряжение гидроизоляции с окаймлением деформационного шва.
6.4.12. Гидроизоляция должна быть надежно сопряжена с водоотводными трубками. Вокруг трубки укладывают секторные косынки гидроизоляционного материала и заводят их концы в раструб трубки с нахлесткой кромок не менее 50 мм (Рис. 13).
Рис. 13 Сопряжение гидроизоляции с водоотводной трубкой.
6.4.13. После выполнения гидроизоляции в трубке наклеивают основную гидроизоляцию, в которой делают крестообразный разрез и лепестки приклеивают внутри трубки.
6.4.14. После устройства гидроизоляции в трубку устанавливают прижимной стакан (водоприемную воронку) и решетку. Пространство вокруг трубки заполняют дренажем из гравия.
6.4.15. В соответствии с проектом выполняют устройство дренажной системы для отвода воды, попавшей на гидроизоляцию. Дренажная система содержит дренажные трубки и дренажные каналы.
6.4.16. После выполнения конструкции дорожной одежды в местах всех примыканий асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна должны быть образованы штрабы сечением 10×20 — 10×50 мм, которые заливают герметиком битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4.).
7. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ Б.
7.1. Конструкцию дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите проезжей части выполняют в соответствии с п. 1.61 СНиП 2.05.03-84* состоящей из выравнивающего слоя с минимальной толщиной 30 мм, гидроизоляции, защитного слоя с минимальной толщиной 40 мм, двухслойного асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 14).
Рис. 14 Конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите с применением материала Техноэласт МОСТ Б.
7.2. Выравнивающий слой выполняют из гидрофобного бетона, имеющего класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42.
Применение для выравнивающего слоя керамзитобетона и других легких бетонов не допускается.
7.3. Подготовку поверхности основания гидроизолируемой железобетонной плиты выполняют в соответствии с п.п. 6.2 настоящих Рекомендаций.
7.4. Гидроизоляцию плиты проезжей части выполняют из материала Техноэласт МОСТ Б (п.п. 3.1.). Физико-механические характеристики материала приведены в Таблице 2 настоящих Рекомендаций.
7.5. Гидроизоляцию из наплавляемого рулонного материала Техноэласт МОСТ Б укладывают в один слой по подготовленной в соответствии с п.п. 6.2. поверхности выравнивающего слоя или железобетонной плиты проезжей части. Технология устройства гидроизоляции производится в соответствии с п.п. 6.3 настоящих Рекомендаций.
7.6. Порядок выполнения гидроизоляции и ее примыканий к элементам мостового полотна производится в соответствии с п.п. 6.4 настоящих Рекомендаций.
7.7. Защитный слой выполняют из армированного мелкозернистого (песчаного) бетона, имеющий класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости не ниже W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F 300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42.
7.8. Армирование бетонного защитного слоя выполняют плоскими сварными сетками из арматурной стали класса Вp1 (А1) диаметром 5 мм с ячейкой 100×100 мм по ГОСТ 23279-85. Арматурные сетки следует укладывать на пластмассовые или бетонные «подкладки», обеспечивая зазор под ними минимум 10 мм. Укладка арматурных сеток непосредственно на гидроизоляцию не допускается.
7.9. Технологию укладки защитного армированного бетона разрабатывают в зависимости от предусмотренных в проекте конструкций карниза, тротуара, перильного ограждения и ограждения безопасности.
7.10. Устройство горизонтального защитного слоя следует выполнять сразу по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае, если устройство защитного слоя в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства защитного слоя при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия.
8. Контроль качества производства работ по устройству гидроизоляции. Общие требования. Правила приемки работ.
8.1. Перед выполнением работ по гидроизоляции производят приемку рулонных гидроизоляционных наплавляемых полимерно-битумных материалов по паспортам в соответствии с ГОСТ 2678-94* и ГОСТ 30547-97*, сопоставляя физико-механические характеристики с приведенными в настоящих Рекомендациях.
8.2. По требованию заказчика о контрольной проверке физико-механических характеристик материала испытания выполняют в соответствии с ТУ 5774-004-17925162-2003 на его производство и ГОСТ 2678-94*. Определение качественных показателей характеристик должно быть выполнено также в случае просроченного гарантийного срока хранения материала.
В случае несоответствия поступивших материалов нормативным требованиям составляют акт на брак и такие материалы при производстве работ не применяют.
8.3. Контроль качества гидроизоляции и приемку работ осуществляют технические службы подрядной мостостроительной организации с участием представителя заказчика, с составлением исполнительной документации, в том числе актов на скрытые работы.
8.4. Контроль качества по устройству гидроизоляции разделяют на входной, операционный и приемочный.
8.5. Входному контролю подлежат:
— проектная и исполнительная документация на изготовление и монтаж конструкций, требующих нанесения системы гидроизоляции;
— все используемые для гидроизоляции материалы, на которые поставщики должны выдавать сертификаты или паспорта качества. Технические характеристики материалов по данным сертификатов должны соответствовать действующим стандартам и техническим условиям;
— готовность оборудования и приспособлений к производству работ, в том числе при неблагоприятных погодных условиях и в холодный период.
Необходимо предусмотреть проверку знаний ИТР и рабочих по гидроизоляционным работам.
8.6. При операционном контроле проверяют качество подготовки поверхности металлической и железобетонной плит:
8.6.1. Подготовка поверхности металлической ортотропной плиты производится струйно-абразивной обработкой с использованием пескоструйных или дробеструйных аппаратов. Для сохранения очищенной поверхности от отрицательного воздействия на нее влаги дождя или росы целесообразно сразу покрыть ее грунтовкой. В качестве грунтовки применяют праймер битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3. ). Выпадение на покрытую праймером битумно-полимерным поверхность дождя или росы не требует повторной очистки поверхности. Это дает возможность подготавливать большую площадь поверхности основания под укладку гидроизоляции.
8.6.2. Поверхность железобетонной плиты должна быть ровной, чистой, сухой, без следов масляных и жировых загрязнений.
8.6.3. Ровность поверхности (выравнивающего слоя) железобетонной плиты, проверяют трехметровой рейкой по ГОСТ 2789-73 *. Рейку укладывают на поверхность выравнивающего слоя в продольном и поперечном направлениях и замеряют зазоры по длине, округляя результаты измерений до 1 мм. Просветы под трехметровой рейкой должны быть только плавного очертания и не более одного на 1 м. Максимальная глубина просвета не должна превышать 5 мм.
8.6.4. Приемку поверхности, подготовленной к укладке гидроизоляции, оформляют актом освидетельствования скрытых работ.
8.7. Приемочный контроль гидроизоляции производят до укладки защитного слоя.
При приемочном контроле готового гидроизоляционного покрытия проверяют:
— сплошность покрытия и сопряжения его с элементами мостового полотна — визуально;
— отсутствие обратных уклонов и застоев воды;
— при приемке укладки гидроизоляционного полотна проверяют непрерывность приклейки слоев; герметичность соединения полотнищ в стыках; отсутствие дефектов путем визуального контроля и проверкой поверхности гидроизоляции на наличие воздушных пузырей, отслоений, складок, проколов, острых перегибов, оползаний;
— соответствие конструкции гидроизоляции требованиям проекта и настоящих рекомендаций (способом вырезки контрольных образцов гидроизоляционного покрытия);
— адгезию материала гидроизоляции к поверхности металлической ортотропной или железобетонной плиты.
8.8. Адгезия гидроизоляции к поверхности бетона должна быть проверена испытанием на отрыв. Для этого в гидроизоляционном материале делают П-образный надрез с размерами сторон 200 × 50 × 200 мм. Свободный конец полосы надрывают и тянут под углом 120°-180° к основанию. Испытание должно производиться через 1 сутки после наклейки гидроизоляции при температуре не выше 30°С. Разрыв должен быть когезионным, т.е. должно быть расслоение по толщине материала, на основании остаются следы вяжущего.
8.9. Адгезию на отрыв гидроизоляции определяют в трех точках на каждые 1000м 2 площади и оформляют актом.
8.10. При механическом повреждении гидроизоляции (надрезы для определения адгезии, повреждения при проведении работ по подвозу и укладке асфальтобетона и др.) ее восстановление (ремонт) необходимо производить следующим образом:
— вырезать поврежденное покрытие по геометрической конфигурации, соответствующей месту повреждения;
— подготовить заплату соответствующей конфигурации;
путем нагрева уложить заплату на поврежденное место, тщательно прикатав шпателем;
— подготовить дополнительную заплату, превышающую своими размерами контуры поврежденного места на 80-100мм;
— дополнительную заплату нагреть, наложить на поврежденное место и прикатать;
— движение транспортных средств по гидроизоляции должно быть минимизировано и разрешается только в местах выгрузки асфальта в асфальтоукладчик. Маневры автотранспорта по гидроизоляции производить только в движении без резких поворотов, торможений и троганий с места;
— окончательная приемка готовой гидроизоляции оформляется актом.
8.11.В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке:
— в дефектном месте делают крестообразный надрез;
— отгибают концы не приклеенного материала;
— пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов;
— тщательно прижимают шпателем отогнутые концы полотна оплавленной стороной к основанию;
— наклеивают дополнительное полотно способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм с каждой стороны. Допускается не более 3-х заплат на 100 м 2 .
8.12. Результаты приемки гидроизоляции оформляют актом на скрытые работы.
Таблица 7. Схема пооперационного контроля защитно-сцепляющего слоя.
Источник