- Гидроизоляция водопропускных труб
- Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 (стр. 13 )
- 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ
- И ПРИЕМКА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
- 8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
- ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
- Технологическая карта На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков
Гидроизоляция водопропускных труб
Конструктивные и технологические принципы устройства гидроизоляции водопропускных труб аналогичны тем, что применяются при строительстве мостов. Для защиты бетона и арматуры труб от коррозии наружные поверхности и стыки труб покрываются гидроизоляцией. Гидроизоляция должна быть тепло-, морозо-, био- и химически стойкой, а также сплошной, эластичной и надежной при длительном воздействии воды и давления грунта насыпи, деформации бетона и образовании трещин с допускаемым нормами проектирования раскрытием. При сооружении труб применяется, как правило, оклеечная гидроизоляция — более надежная, хотя и более трудоемкая и дорогая, чем обмазочная. Тип гидроизоляции принимается в зависимости от назначения и особенностей конструкции труб и климатических условий строительства и эксплуатации.
Наружные поверхности железобетонных звеньев труб, а также стыки между звеньями и секциями покрываются оклеечной гидроизоляцией, состоящей из битумной грунтовки, двух слоев стеклянной или пропитанной масляным антисептиком льноджутокенафной ткани (мешковины) и расположенных между ними трех слоев битумной мастики, каждый толщиной 2-3 мм. Гидроизоляция верхних поверхностей звеньев труб защищается слоем цементно-песчаного раствора толщиной 30 мм, а боковых поверхностей — асбоцементными плитами толщиной 8-10 мм и засыпается грунтом.
Соприкасающиеся с грунтом поверхности стенок бетонных труб и оголовков покрываются обмазочной гидроизоляцией, состоящей из грунтовки и двух слоев битумной мастики толщиной 2-3 мм каждый.
Стыки между торцами звеньев и блоков оголовков труб конопатятся паклей, пропитанной раствором битума в бензине, а затем заделываются цементно-песчаным раствором на глубину 3 см. При оклеечной гидроизоляции поверхностей в случае расположения звеньев труб на фундаментах стыки перекрываются сплошной оклеечной изоляцией, а в бесфундаментных трубах — с компенсирующим выгибом изоляции кверху. При обмазочной гидроизоляции поверхностей стыки между звеньями симметрично относительно оси стыка перекрываются полосами оклеечной изоляции шириной 25-30 см. Деформационные швы между секциями труб перекрываются полосами оклеечной гидроизоляции с компенсатором, расположенным внутри шва.
Успешно внедряемые в последние годы в строительстве металлические гофрированные трубы защищают от коррозии, покрывая в заводских условиях тонким слоем цинка. При повышенной агрессивности среды поверхности гофрированных труб дополнительно покрываются битумом, эпоксидной смолой или полимерной эмалью.
Стальные конструкции транспортных сооружений (пролетные строения мостов, гофрированные трубы, элементы опор, опорные части) должны подвергаться антикоррозийной защите, как правило, в цеховых условиях. Это гарантирует качество выполнения работ, включая подготовку поверхности и процесс нанесения лакокрасочного покрытия.
Особого внимания заслуживает вопрос устройства гидроизоляции металлических автодорожных пролетных строений с ортотропной плитой. Особенность этой гидроизоляции состоит в том, что на уложенный на металлическую плиту слой гидроизоляции должен укладываться защитный и асфальтовый слой.
Источник
Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 (стр. 13 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
Рис 22 Гидроизоляция сборных бетонных прямоугольных водопропускных труб типа БМ-1 (оклеечная) па поверхностях плит перекрытия и насадок и типа БМ-3 (обмазочная) на поверхностях стен и боковых гранях фундаментов:
а — одноочковых; б — двухочковых; 1 — изолируемый элемент; 2 — подготовительный слой; 3 — битумная грунтовка; 4 — три слоя битумной мастики толщиной 1,5-2 мм каждый; 5 — две армирующие прослойки ткани; 6 — защитный слой толщиной 30 мм
из цементобетона марки 150; 7 — два слоя битумной мастики толщиной 2,5-3 мм
6.11. На сборных железобетонных водопропускных круглых трубах под автомобильную дорогу, возведенных из секций, отнесенных при испытании на водонепроницаемость к высшей категории качества, применяют двухслойную битумную неармированную гидроизоляцию обмазочного типа (БМ-3, см. табл. 4), устраиваемую по поверхности секции и по поверхности заполнения между ними с заведением на фундамент (рис. 23, а). На тех же трубах, возведенных из секций, не отнесенных к высшей категории качества, применяют двухслойно-армированную гидроизоляцию, предусмотренную п. 6.9 и выполняемую по поверхности (см. рис. 23, б).
Рис. 23. Гидроизоляция сборных железобетонных круглых водопропускных труб под автомобильную дорогу:
а — типа БМ-3 (обмазочная) при звеньях высшей категории качества; б — типа БМ-1 (оклеечная) при звеньях беспаспортных и звеньях первой категории качества;
1 — звено трубы; 2 — подготовительный слой; 3 — битумная грунтовка; 4 — три слоя битумной мастики толщиной 1,5-2 мм; 5 — две прослойки армирующей ткани;
6 — заполнение; 7 — два слоя битумной мастики толщиной 2,5-3 мм
6.12. Гидроизоляцию типа БМ-1 на водопропускных трубах устраивают по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона послойным нанесением (см. табл. 5) горячей битумной мастики марки Ю-II (по п. 2.4) и армирующих материалов (см. п. 2.5).
6.13. Работы по устройству гидроизоляции типа БМ-1 должны выполняться приемами, предусмотренными в п. п. 4.17-4.18.
6.14. Гидроизоляцию типа ИР (см. табл. 5) устраивают на водопропускных трубах и лотках нанесением на загрунтованную поверхность холодной мастики изол и наклеиванием на нее полотен рулонного изола.
Работы по устройству гидроизоляции типа ИР необходимо выполнять без ее армирования, соблюдая правила и приемы, предусмотренные в п. п. 4.24-4.33.
6.15. На водопропускных трубах мастичную неармированную гидроизоляцию типа БМ-3 следует устраивать по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона с нанесением за 2 раза слоя горячей битумной мастики марки Ю-II толщиной около 3 мм или слоя холодной изольной мастики марки МРБ-Х толщиной около 2,5 мм.
6.16. Стыки между звеньями перекрывают битумной мастичной двухслойно-армированной гидроизоляцией полосами шириной 25-30 см симметрично относительно оси стыка (рис. 24, а). На бесфундаментных трубах гидроизоляцию, перекрывающую стыки между звеньями, устраивают с компенсационным выгибом кверху (см. рис. 24, б).
Рис. 24. Устройство гидроизоляции над стыками сборной круглой железобетонной водопропускной трубы:
а — на фундаменте; б — без фундамента; 1 — секция фундамента; 2 — звено; 3 — перекрытие деформационного шва; 4 — перекрытие стыка между звеньями; 5 — гидроизоляция, выполненная в пределах звена; 6 — расшивка швов цементным раствором; 7 — пакля, пропитанная битумом; 8 — деревянная прокладка толщиной 3 см, пропитанная раствором битума
6.17. В стыках труб на фундаменте над деформационными швами дополнительно устраивают компенсатор в виде двухслойно-армированной полосы битумной мастичной гидроизоляции, каждый слой армирующей ткани которой утапливают внутрь стыка (рис. 25, а, б).
В деформационных швах между секциями фундаментов водопропускных труб в процессе монтажа должны быть вертикально установлены по торцам деревянные прокладки толщиной 3 см (см. рис. 24, а), пропитанные раствором битума в бензине.
Рис. 25. Устройство гидроизоляции над деформационными межсекционными швами труб на фундаменте:
а — при битумной мастичной армированной гидроизоляции типа БМ-1;
б — при битумной неармированной мастичной гидроизоляции типа БМ-3; 1 — звено;
2 — гидроизоляция звена; 3 — гидроизоляция деформационного шва; 4 — защитный слой из цементно-песчаного раствора; 5 — пакля, пропитанная битумом; 6 — расшивка цементно-песчаным раствором
6.18. Гидроизоляцию наружных поверхностей устоев мостов и подпорных стенок выполняют неармированной по типу БМ-3 (см. табл. 5).
Битумные мастики, указанные в приложении 1, табл. 3, допускается применять в холодном состоянии после предварительного их разжижения растворителем, добавляемым к ним в количестве 25-30 %.
6.19. На ригелях и плитах перекрытия прямоугольных и сводах круглых труб армированную битумную мастичную гидроизоляцию защищают бетоном или цементно-песчаным раствором марки 150 слоем толщиной 30 мм, укладываемым непрерывно по всей длине трубы. На остальной части труб гидроизоляцию защищают с учетом указаний п. 3.11.
6.20. Засыпку водопропускных труб, устоев мостов и подпорных стенок выполняют, соблюдая меры, предотвращающие повреждение гидроизоляции.
7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ
И ПРИЕМКА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
7.1. Качество гидроизоляции контролируют ответственные за это лица завода или строительной организации.
В заводских условиях гидроизоляция в балластных корытах пролетных строений и устоев мостов под железную дорогу должна быть принята заводской инспекцией Главмостостроя пооперационно и в законченном виде.
Гидроизоляция засыпаемых поверхностей опор мостов, водопропускных труб, их оголовков и подпорных стен, выполненная на месте строительства, должна быть принята представителем заказчика и оформлена надлежащими актами.
7.2. При контроле гидроизоляции проверке подлежат:
качество примененных материалов и правильность приготовления на месте составов мастик и грунтовок;
состояние подготовленной поверхности и ее соответствие проекту;
правильность выполнения гидроизоляции в местах примыканий, сопряжений и стыков;
соответствие конструкции гидроизоляции проекту и проверка ее толщины;
сцепление гидроизоляции с выравнивающим слоем и отдельных слоев между собой;
правильность армирования гидроизоляции;
состояние поверхности слоев гидроизоляции.
7.3. Соответствие примененных материалов требованиям ГОСТ и ТУ подтверждается наличием на них паспортов, а качество — результатами лабораторных испытаний мастик, рулонных армирующих материалов и клеев.
7.4. Ровность выравнивающего слоя проверяют:
на проезжей части автодорожных мостов — контрольной 3-метровой рейкой, просветы под которой в количестве не более двух не должны превышать 5 мм в направлении вдоль уклона и 10 мм — поперек уклона;
на блоках железнодорожных пролетных строений — специальными шаблонами.
7.5. Сцепление гидроизоляционных слоев с основанием и между собой проверяют путем медленного их отрыва на небольшом участке.
Прочность приклейки считается достаточной, если отрыв битумной гидроизоляции произойдет по слою мастики, а тиоколовой — по контакту с выравнивающим слоем с повреждением его поверхности.
Наличие неприклеенных мест обнаруживают по глухому звуку при простукивании поверхности только гидроизолирующего слоя.
7.6. Толщину гидроизоляционного слоя в необходимых случаях проверяют контрольными надрезами с замером толщины отогнутых концов, а в тиоколовой гидроизоляции — с помощью иглы, погружаемой в незавулканизовавшийся слой.
Проколы и надрезы в изоляции, служащие для контроля ее толщины и прочности сцепления с основанием, допускаются не более одного на каждые 10 м2. После проверки места проколов и надрезов следует тщательно заделать.
7.7. Состояние поверхности гидроизоляции проверяют визуально, фиксируя подлежащие устранению дефекты — вздутия, складки, просветы армирующих материалов, разрывы и т. п.
Обнаруженные дефекты или отклонения от проекта должны быть устранены до устройства защитного слоя.
8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
8.1. Гидроизоляционные работы должны выполнять гидроизолировщики, изучившие настоящую Инструкцию и сдавшие в установленном порядке техминимум по технологии производства гидроизоляционных работ и технике безопасности. Руководство работами и контроль должны осуществлять лица, имеющие опыт в области гидроизоляции мостов.
8.2. Гидроизоляцию выполняют с соблюдением правил безопасности, предусмотренных СНиП III-4-80 “Техника безопасности в строительстве”, “Правилами техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб” (М., Оргтрансстрой, 1977), “Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработки металлов” (М., Оргтрансстрой, 1975).
8.3. Эксплуатация механизмов, оборудования и механизированного инструмента должна осуществляться по инструкциям, составленным применительно к виду работ и согласованным в установленном порядке с местными органами охраны труда.
8.4. Каждый рабочий при допуске к работе должен пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте с соответствующей записью в журнале.
8.5. Исполнители работ должны быть осведомлены о степени токсичности применяемых материалов, мерах профилактики, способах защиты от их вредного воздействия и оказании первой помощи.
Источник
Технологическая карта На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков
Еще много различны Технологических карт, например на монтаж металлоконструкций на сайте https://russkiy-portal.ru/
Содержание
Монтаж водопропускных труб и водоотводных лотков следует выполнять, соблюдая нормы и требования действующих нормативных документов: глав «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» и «Земляные сооружения» соответственно II и III частей СНиП, «Технических указаний по изысканиям, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты» (ВСН 61-61); «Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» (ВСН 449-72) с учетом свойств грунтов слоя сезонного промерзания (оттаивания) и вечномерзлых грунтов при оттаивании и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
В состав работ по строительству водоотводных устройств входят:
– подготовка строительной площадки;
– разработка котлована, траншеи;
– водоотводные работы на период производства работ;
– прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;
– устройство основания из ПГС (тело трубы) и цементно-грунтовой подушки (концы труб) или бетонной подушки (для лотков);
– устройство обмазочной гидроизоляции грунтом ЭКГ;
– засыпка трубы грунтом;
– укрепление русла, откоса насыпи щебнем или геотехнической решеткой с засыпкой с ячеек щебнем;
Земляные работы производятся в соответствии со следующими нормативными документами:
– СП 49.13330.2012 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования»;
– СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
– СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве;
– СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты.
– СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги;
– ОР-91.010.30-КТН-111-12 «Порядок разработки проектов производства работ на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов.
– РД-13.020.00-КТН-007-14 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Требования к подрядным организациям по соблюдению природоохранного законодательства при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов организаций системы «Транснефть»;
– ОР-91.010.00-КТН-035-18 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ПАО «Транснефть»
– ОР-91.040.00-КТН-097-18 Требования к службам качества строительных подрядных организаций на объектах ПАО «Транснефть»;
– ОР-03.120.00-КТН-030-18 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля заказчика при выполнении строительно-монтажных работ на объектах организаций системы «Транснефть»;
– ОР-91.200.00-КТН-028-18 «Порядок приемки скрытых работ, состав работ, оформление соответствующей документации на объектах ПАО «Транснефть»»;
– ОР-91.200.00-КТН-197-15 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля за соблюдением проектных решений и качеством строительства энергетических объектов НПС;
- Порядок производства работ
Подготовка строительной площадки
Площадку в зоне строительства трубы очищают от растительного грунта и планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. Естественное русло со стороны выходного оголовка расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.
Для завоза оборудования, материалов и конструкций бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги.
Разбивочные работы
Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную высотными кольями, а также репер.
При разбивке расстояние между закрепляющими столбами не менее двух раз промеряют стальной лентой или рулеткой, а теодолитом — угол между осями. Контур котлована под основанием и противофильтрационные экраны обозначают колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок и брусьев и обозначают на ней ось трубы. Обноску желательно заглублять в землю для предохранения от повреждения бульдозером.
Схема разбивки котлована трубы:
1 — выносные столбы: 2 — точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 — обноска из брусьев или досок; 4 — котлован; 5 — гвоздь; 6 — свая обноски диаметром 8-10 см
Размещение оборудования, конструкций и материалов на строительной площадке
Трубы в полном комплекте (пакеты гофрированных элементов, окаймляющие уголки, болты, гайки и шайбы, а также монтажные болты) сгружают и размещают на одной половине стро-ительной площадки, а другую половину используют для размещения вспомогательного оборудования и стоянки строительных машин.
Порядок размещения элементов должен быть увязан с технологической последовательностью монтажа трубы. При разгрузке пакетов гофрированных элементов должна быть обеспечена их сохранность. Пакеты стропят мягкими стропами, исключающего возможность повреждения цинкового покрытия элементов. Секции трубы укладывают на деревянные подкладки размером 25×8 см, длиной 2 м. Пакеты гофрированных элементов укладывают на ребро на деревянные подкладки.
Устройство котлована
Котлован отрывают продольными проходами бульдозера от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. До проектной отметки котлован дорабатывают вручную под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.
Размер котлована определяется в проекте и должен обеспечивать размещение конструкций и механизированное производство работ по устройству фундаментов и гидроизоляции, прокладке инженерных сетей в районе объекта, водоотводу и (или) водопонижению и другим работам, выполняемым в котловане, а также возможность перемещения людей в пазухе котлована. Размеры выемок по дну в натуре должны быть не менее установленных в проекте. Схемы подбора геометрических размеров котлована, срезки растительного слоя и разработки грунта котлована при погрузке в автосамосвал показаны на рисунках 2 и 3.
При необходимости передвижения людей в пазухе расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью возводимого в котловане сооружения (кроме искусственных оснований трубопроводов, коллекторов и т.п.) должно быть в свету не менее 0,6 м.
При наличии грунтовых вод для ее удаления по периметру котлована устраивают водоотводящую канаву шириной по низу 500 мм и средней глубиной 0,3 – 0,5 м с зумпфами в углах поворота либо через 50 м по длине котлована. В этом случае расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью конструктива может быть увеличено до 2,1 м. При значительном притоке грунтовых вод для осушения котлована необходимо устраивать водопонижение согласно специально разработанному проекту водопонижения.
При устройстве котлована разработка грунта экскаватором выполняется проходками, число и размеры которых определяются проектами производства работ. Различают лобовые и боковые проходки.
При лобовой проходке ось пути движения экскаватора совпадает с осью земляного сооружения или смещена относительно оси земляного сооружения, но ось экскаватора находится в площади поперечного сечения сооружения, как видно на рисунке 2.
На рисунке 3 изображена боковая открытая проходка, при которой экскаватор перемещается сбоку сечения котлована вдоль разрабатываемой полосы за пределами призмы обрушения и отрывает боковой и торцевой откосы.
При разработке грунта в зимнее время необходимо предварительно выполнить мероприятия по предотвращению замораживания грунта, укрыв пятно котлована утепляющим материалом. В случае разработки мерзлого грунта необходимо сначала его разрыхлить либо отогреть ТЭНами или теплогенераторами. Дно котлована подлежит защите от промораживания.
Выемки в грунтах, кроме валунных, скальных и элювиальных грунтов, меняющих свои свойства под влиянием атмосферных воздействий, необходимо разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработку грунта производить в два этапа: черновая и окончательная, выполняемая непосредственно перед возведением конструкций.
Разрабатывая грунт экскаватором типа обратная лопата, машинист экскаватора обязан стремиться полностью использовать конструктивные возможности машины и мощность двигателя в данных конкретных условиях. Резать грунт при наполнении ковша необходимо стружкой наибольшей толщины при максимальных оборотах двигателя, стремясь наполнить ковш с «шапкой» на сколько возможно короткими движениями ковша в грунте. Влажный грунт рекомендуется резать тонкой стружкой, чтобы устранить его налипание, при этом потери времени на резании компенсируются ускорением разгрузки ковша.
Ковш из грунта в забое выводится немедленно после достаточного его наполнения. Во время поворота платформы экскаватора к месту разгрузки ковш поднимается на разгрузочную высоту, а опорожнение его производится в момент, когда он находится над кузовом автосамосвала.
Доработка недобора грунта до проектной отметки производится средствами малой механизации с сохранением природного сложения грунтов основания либо вручную. Толщина слоя недобора зависит от применяемого типа ковша экскаватора. Доработка грунта в зимнее время производится непосредственно перед устройством фундаментов.
Восполнение переборов в местах устройства фундаментов и укладки конструкций выполняется местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного сложения основания или маслосжимаемым грунтом, модуль деформации которого составляет не менее 20 МПа. В просадочных грунтах II типа применение дренирующего грунта не допускается.
Способ восстановления оснований, нарушенных в результате промерзания, затопления, а также переборов глубиной более 0,5 м, необходимо согласовать с проектной организацией.
При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений проектом должны быть предусмотрены технические решения по обеспечению их сохранности.
В случае появления грунтовых вод необходимо предусмотреть сток воды по уклону котлована в зумпфы с последующей откачкой насосами.
В случае обнаружения не указанных в проекте коммуникаций, подземных сооружений или обозначающих их знаков земляные работы должны быть приостановлены, на место работы вызваны представители заказчика и организаций, эксплуатирующих обнаруженные коммуникации, и приняты меры по предохранению обнаруженных подземных устройств от повреждения. При невозможности установления эксплуатирующих организаций следует вызвать представителей местной администрации.
Все работы по водоотведению в процессе производства работ представлены в технологической карте на работы по водоотведению на период строительства.
Устройство основания
Основание для труб:
По спланированному и зачищенному дну котлована устраивают основание из ПГС.
ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают непосредственно в котлован, разравнивают и уплотняют электротрамбовками.
По окончании работы производят инструментальную проверку отметок подготовки и положение ее в плане и выполняют разбивку проектного положения блоков и звеньев.
Уклон поверхности щебеночной подготовки должен соответствовать проектному уклону с учетом заданного строительного подъема трубы.
ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают в котлован, разравнивают бульдозером и уплотняют слоями по 20 см прицепным виброкатком или гружеными автомобилями-самосвалами. В процессе отсыпки и уплотнения основания устраивают строительный подъем лотка трубы.
После устройства основания приступают к устройству цементо-грунтовой перемычки. Основание под крайними звеньями разрыхляют вручную, добавляют в грунт цемент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбовками. Затем окончательно планируют основание и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.
Основание под железобетонные лотки
Производится бетонная подготовка под блоки железобетонных лотков из бетона из бетона В25.
Бетонные работы необходимо выполнять в соответствии с рабочей документацией и проектом производства работ при соблюдении СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2)», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть.1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть.2. Строительное производство», СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».
Укладку и уплотнение бетонной смеси производить в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», контроль по ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам», ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
Сборка секций водоотводных устройств
Предварительную сборку секций делают либо на централизованной сборочной базе, либо на месте строительства трубы.
Перед началом работ по сборке секций проверяют маркировку, снимают упаковку с пакетов гофрированных элементов, окаймляющих уголков, вскрывают ящики с крепежными элементами, отбраковывают и выправляют погнутые места деревянным молотком. Болты, гайки, шайбы отбраковывают, сортируют и поднося г к месту сборки секций.
На спланированной площадке из элементов собирают звенья, а затем из звеньев-секции.
Звенья объединяют в секции соединительными элементами.
Соединительный элемент коротким торцом вводят на величину одного — четырех шагов а отверстий поперечных стыков в зазор между элементами звеньев и фиксируют болтами попе-речного стыка. Таким образом, продольные стыки в звеньях располагаются с взаимной сдвижкой на величину а. Величину сдвижки принимают постоянной для каждой трубы. При установке соединительных элементов 3-4 болта наживляют вначале в средних частях продольных и попе-речных стыков, затем устанавливают остальные болты, причем в крайних звеньях секций ставят примерно 40 % общего количества болтов и не затягивают их, что облегчает последующую центровку болтовых отверстий при объединении секций. Последними ставят болты в местах соединения трех гофрированных элементов.
Сборка гофрированных металлических труб
Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: все элементы трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку. Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, разложить ящики с крепежом вдоль оси трубы.
Монтаж трубы из секций
Перед монтажными работами все сборные элементы трубы осматривают, раскладывают вдоль оси трубы ящики с болтами и соединительные элементы.
Секции монтируют автомобильным краном, устанавливаемым на расстоянии 2,5 м от края котлована на аутригеры.
Монтаж трубы начинают с выходного оголовка. Секции трубы стропят обычным тросом с прокладкой из брезента в местах обхвата трубы. Стропы размещают на расстоянии четверти длины секций от их торцов.
Секции трубы устанавливают на спрофилированное основание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами секций (центрами отверстий попе-речных стыков) должно быть равно полезной ширине элемента. Затем приступают к стыковке секций труб стандартными соединительными элементами. Стыки выполняют внахлестку так же, как при объединении звеньев.
Каждый соединительный элемент укладывают так, чтобы один его торец находился на наружной поверхности секций, а другой — на внутренней.
Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром 3,5 м следует производить в соответствии с требованиями ОДМ 218.2.087-2017 “Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из спиральновитых металлических гофрированных труб”. Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром -.0-3.0 м следует производить в соответствии с требованиями Серии 3.501.3-186.09.
Сборку металлических гофрированных труб (МГТ) следует осуществлять согласно монтажной схеме, см. раздел 7.
При основании, спланированном без устройства ложа для МГТ диаметром до 3,0 м, допускаются монтаж МГТ рядом с проектной осью и последующая накатка ее в проектное положение. При спрофилированном основании секции трубы следует устанавливать краном и объединять на месте.
При сборке МГТ продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой – взаимной сдвижкой на величину а, равную одному – четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижки для каждой отдельной трубы принимать постоянной.
При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.
Затягивать болты следует электрическими гайковертами или пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.
Допускается применение электрических гайковертов небольшой массы (2-3 кг), обеспечивающих величину момента затяжки 15-20 кгс/м.
При затяжке болтов необходимо следить за правильностью положения плосковыпуклых и плосковогнутых шайб. При сборке секций МГТ болты в продольных стыках следует ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться, чем облегчается постановка стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.
Сборку МГТ рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем.
По первой схеме МГТ следует наращивать стандартными элементами постепенно. Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12 продолжают сборку следующего участка МГТ, а в звене из элементов 5 и 6 производят установку и затяжку всех болтов.
По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину МГТ, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено. Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов. Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.
Устройство дополнительного защитного покрытия
В качестве основной меры антикоррозийной защиты всех стальных элементов принята горячая оцинковка из цинка марки Ц3 по ГОСТ380-94.
В качестве дополнительной антикоррозийной защиты наружную и внутреннюю часть трубы необходимо покрыть грунтом ЭКГ в два слоя для металлических труб, толщиной 0.05мм., в один слой для металлических гофрированных труб.
Для предотвращения металлических конструкций от образивного износа твердыми частицами, взвешенными в потоке, в трубе необходимо выполнить укладку защитного лотка из асфальтобетона с углом охвата 120 и толщиной равной высоте гофра плюс 2см. Защитный лоток выполнить из горячей а/б смеси, марки II, на битуме БНД 90/130 по ГОСТ 9128-97(для металлических гофрированных труб).
Перед нанесением грунтовки трубу очищают стальными щетками и ветошью, смоченной в бензине. Грунтовку наносят краскораспылителями С-562 или С-562А сразу после очистки трубы на сухую поверхность, избегая образования сгустков, подтеков, пузырей.
Антикоррозийная защита подробно описана в технологической карте на антикоррозийные работы.
Укладка водопропускных труб
Работы по укладке водопропускных труб в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Водопропускная труба укладывается с уклоном по течению водотока.
У гофрированных труб в оголовочной части для предотвращения фильтрации воды под трубу предусматривается устройство противофильтрационных перемычек-подушек заложенной на глубину промерзания 2,00 м.
Трубы укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине трубы. Строительный подъём назначается по дуге окружности.
После укладки труб на щебёночную подушку производится засыпка трубы. Засыпка производится с соблюдением требований, изложенных в ОДМ 218.2.001-2009, грунтом оптимальной влажности. Засыпать равномерно с обеих сторон трубы горизонтальными слоями толщиной 0,20м. Превышение грунта на одной из сторон допускается не более 0,2м. Уплотнение грунта засыпки производится грунтоуплотняющими машинами, а в непосредственной близости от трубы – ручными механизированными инструментами, после отсыпки разравнивания каждого слоя с обеих сторон трубы. Коэффициент уплотнения грунта должна быть не менее 0,98.
На входе и на выходе труб откосы и русло укрепляются каменной наброской.
Проектные данные для укладки труб
Засыпка трубы
Трубу засыпают после окончания монтажа и устройства защитного покрытия. Для защиты
от возможного повреждения во время осадков трубу обсыпают грунтом на высоту, превышающую диаметр трубы на 0,5 м.
Расстояние от бровки отсыпки до стенки трубы должно быть порядка двух диаметров, но не менее 4 м.
Для засыпки труб применяют щебенистые и гравелистые грунты с крупностью частиц до 50 мм, пески (за исключением пылеватых).
Запрещается применять для засыпки труб торф, ил, мелкий песок с примесью ила, илистые суглинки, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также жирные глины.
Засыпку водопропускной трубы ведут с тщательным уплотнением горизонтальными слоями толщиной 15-20 см по всей ширине насыпи. Отсыпают грунт автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают — бульдозером. Грунт отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, не допуская разницы в уровнях засыпки более 20 см.
Послойное уплотнение призм грунта, исключая область в непосредственной близости от конструкции, производят гружеными автомобилями-самосвалами МАЗ-205 или МАЗ-503.
Плотность грунта засыпки должна быть не менее 95 % максимальной.
После возведение грунтовой призмы необходимо выполнить укрепление русел насыпи
щебнем или укрепление русла, откоса насыпи геотехнической решеткой
(ячейка 0.2х0.2х0.15 м) с засыпкой ячеек геотехнической решетки щебнем фракции 20-40 мм, М600, Н=0,20м.
Устройство водоотводных лотков
Работы по укладке лотков в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Лотки укладываются с уклоном по течению водотока.
Лотки укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине лотка. Строительный подъём назначается по дуге окружности.
Работы по водоотведению подробно описаны в технологической карте № на работы по водоотведению на период строительства.
Укрепительные работы и устройство гасителя из каменной наброски при устройстве водоотводных сооружений
Порядок производства работ:
– разметка под выемку ;
– планировка поверхности механизированным способом;
– укладка нетканного геотекстильного полотна;
– устройство щебеночного основания из щебня фр. 20-40;
– отсыпка щебнем (М400) фракцией 70-120 мм толщиной 300 мм.
Работы по разработке котлована производить экскаватором. Планировку русла и откосов насыпи выполнять бульдозером.
Выемку корыта под устройство гасителя выполнять бульдозером. Планировку поверхности производить механизированным способом.
- Потребность в машинах и механизмах, технологической
Потребность в основных строительных машинах и механизмах определена на основании физических объёмов работ и эксплуатационной производительности машин и приведена в таблице 3.1.
Наименование | Краткая характеристика | Количество машин, шт |
Автомобиль бортовой | г/п не менее 10т | |
Автомобиль-самосвал | г/п не менее 20т | |
Бульдозер | ||
Экскаватор одноковшовый | ||
Автокран | ||
Трамбовка пневматическая | ||
Автобетоносмеситель | ||
Бетононасос |
Предусмотренные перечнем марки и количество машин не являются строго обязательными при производстве работ и могут быть заменены другими с аналогичными техническими характеристиками.
- Состав бригады по профессиям
Состав бригад определён, исходя из проектных решений, технологии и условий строительства и приведён в таблице 4.1.
№ п/п | Состав бригады | Кол-во человек |
1 | Мастер | |
2 | Геодезист | |
3 | Машинист бульдозера | |
4 | Машинист экскаватора | |
5 | Машинист автокрана | |
6 | Водитель самосвала | |
7 | Землекопы | |
8 | Водитель | |
9 | Рабочий |
Предусмотренные перечнем количество и разряд рабочих не являются строго обязательным, в зависимости от объемов работ может быть пополнен или уменьшен.
- Решения по охране труда, промышленной и пожарной безопасности
При устройстве насыпи необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в:
- СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве. Часть II. Строительное производство»;
- РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические документы».
Перед началом работ по устройству насыпи ответственный за проведения работ обязан провести инструктаж с машинистом бульдозера, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ.
Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.
В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.
Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разрешения на это ответственного за эксплуатацию машин.
Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необходимо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, затормозить, отвал опустить на землю. под гусеницы подложить упоры.
В кабине необходимо соблюдать чистоту.
При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интервал не менее 5 м.
Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтральное положение и выключить все приводы.
Рабочее место экскаватора
Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ.
Расстояние от наружного края гусеницы до бровки котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.
Для обратной лопаты забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.
Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.
Техника безопасности во время работы экскаватора
На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.
Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.
Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.
Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.
При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.
Нельзя открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическими предметами.
Во избежание несчастных случаев во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.
Во время работы категорически воспрещается:
а) регулировать тормоза при поднятии ковша;
б) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.
В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора – застопорены.
Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.
Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.
Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.
В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напря женин 1 квт – 1,5 м; до 20 квт – 2 м; 35 – 110 квт-4м;> 154 -5м; 220 квт – 6 м и 330-500 квт – 9м.
Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.
Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.
Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.
Дополнительные требования при работе экскаватора с обратной лопатой:
а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;
б) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;
в) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;
г) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы.
Наибольшую крутизну откосов котлованов, устраиваемых без креплений в однородных материковых связных грунтах естественной влажности, следует назначать в соответствии с таблицей 5.1:
Наибольшая крутизна откосов котлованов
Виды грунтов и их состояние | Глубина выемки, м | |||||
до 1,5 | до 3 | до 5 | ||||
угол в град. | крутизна откоса | угол в град. | крутизна откоса | угол в град. | крутизна откоса | |
Насыпной | 56 | 1:0,67 | 45 | 1:1,00 | 1 | 1:1,25 |
Песчаный и гравийный влажный (ненасыщенный) | 63 | 1:0,50 | 45 | 1:1,0 | 45 | 1:1,0 |
Глинистые: | ||||||
Супесь | 76 | 1:0,25 | 56 | 1:0,67 | 50 | 1:0,85 |
Суглинок | 90 | 1:0,00 | 63 | 1:0,50 | 53 | 1:0,75 |
Глина | 90 | 1:0,00 | 76 | 1:0,25 | 63 | 1:0,50 |
Лессовидный сухой | 90 | 1:0,00 | 63 | 1:0,50 | 63 | 1:0,50 |
Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок (котлованов, канав и т.п.) с незакрепленными откосами разрешается при соблюдении расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины не менее указанного в таблице 5.2:
Расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры
Глубина выемки | Грунт не насыпной | |||||
песчаный и гравийный | супесчаный | суглинистый | глинистый | лессовый сухой | ||
расстояние по горизонтали подошвы откоса до ближайшей опоры, м | ||||||
1 | 1,9 | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | |
2 | 3,4 | 3,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | |
3 | 4,9 | 4,9 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | |
4 | 6,4 | 6,4 | 4,4 | 4,4 | 4,4 | |
5 | 7,9 | 7,9 | 5,6 | 5,4 | 5,4 |
Техника безопасности при передвижении экскаватора
Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.
Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.
Марка экскаватора | Угол подъема в градусах |
ХИТАЧИ 270 | 38 |
Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.
Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.
Правила безопасного производства работ краном
До начала работ следует проверить техническое состояние инвентаря и приспособлений, тары, исправность стропов и канатов, тормозных устройств.
Выявленные в процессе осмотров и испытаний поврежденные грузозахватные приспособления и тара ДОЛЖНЫ ИЗЫМАТЬСЯ ИЗ РАБОТЫ.
Редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться и испытываться перед выдачей их в работу.
Данные осмотра канатов, стропов и тары заносятся в журнал осмотра стропов и тары 1 раз в 10 дней (тара 1 раз в месяц).
Краны до начала работ и через каждые 12 месяцев подвергают техническому освидетельствованию с проведением статических и динамических испытаний. Указанные работы выполняют механики, ответственные за технически исправное состояние.
Установка крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном, неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, запрещается.
Установка крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.
При установке крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся его инвентарной принадлежностью.
При выгрузке и перемещении грузов, при монтаже фундаментов резерв высоты над конструкциями транспортного средства и других препятствий должен быть не менее 0,5 м.
Запрещается: нахождение посторонних людей на разгрузочной площадке; при работе стропальщиков запрещается находиться под стрелой и грузом, вблизи вращающихся частей крана, между грузом и краном, между грузом и сооружениями, в кузове автомобиля при его погрузке и разгрузке.
Для подъема на груженый автомобиль следует использовать приставные инвентарные лестницы.
Сигнал машинисту крана о подъеме грузов должен быть подан только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (спустятся с транспортного средства или штабеля, уйдут из зоны перемещения груза).
При подъеме и перемещении грузов стропальщикам находиться в кузове автомобиля или на прицепе трактора или на штабеле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Стропальщик , подающий сигналы машинисту автокрана при перемещении грузов автокраном, должен иметь постоянный визуальный контакт с машинистом автокрана. До начала работ все стропальщики и автокрановщик должны взаимно проверить знание порядка обмена сигналами при перемещении грузов автокраном и оговорить однообразие знаковой сигнализации.
Расстроповка грузов и ж/б фундаментов должна производиться по сигналу старшего стропальщика, только после надежной укладки в штабель или на место монтажа.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ участвовать в погрузочно-разгрузочных работах водителям или другим лицам, не входящим в состав бригады.
В зоне проведения работ запрещается нахождение посторонних или не занятых непосредственно на этих работах лиц.
Ответственный за безопасное производство работ кранами, осматривает установку крана и делает запись в журнал крана, с указанием стропальщиков и их удостоверений.
Транспортирование бетонной смеси
При подъеме бетонной смеси кранами необходимо проверять надежность крепления
бадьи или контейнера к крюку крана, исправность тары и секторного затвора. Расстояние от низа бадьи или контейнера в момент выгрузки до поверхности, на которую происходит выгрузка, не должно быть более 1 м.
При подаче бетонной смеси ленточным транспортером следует его верхний конец располагать над грузоприемной площадкой на длину не менее 0,5 м.
Укладка бетонной смеси
Перед началом укладки бетонной смеси в опалубку необходимо проверить:
а) крепление опалубки, поддерживающих лесов и рабочих настилов;
б) крепление к опорам загрузочных воронок, лотков и хоботов для спуска бетонной смеси
в) состояние защитных козырьков или настила вокруг загрузочных воронок.
Пожарная безопасность
Освещение рабочих площадок должно производиться светильниками и прожекторами во взрывозащищенном исполнении, для местного освещения необходимо применять светильники во взрывозащищенном исполнении, напряжением не более 12 В.
На территории строительной площадки устанавливается необходимое количество пожарных щитов укомплектованных необходимым перечнем противопожарного инвентаря в соответствии с приложением №5 и №6 Правил противопожарного режима в РФ ППР утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г (огнетушитель порошковый, лом, багор, ведро, покрывало для изоляции очага возгорания).
Все работники должны проходить противопожарный инструктаж, а при необходимости обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Утвержденных Приказом МЧС России 12.12.2007г. №645, с обязательной записью в журнале инструктажа под подпись.
На месте производства работ запрещается курение, курение разрешено только в специально оборудованных и отведенных местах с обязательной установкой урн для окурков.
Охрана окружающей среды.
При выполнении работ необходимо выполнять требования по охране окружающей среды, предусмотренные ВСН 014-89 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды», РД-13.020.00-КТН-007-14.
В целях охраны окружающей среды при проведении выше указанных работ запрещается:
- нарушать границы территорий, отведенных для строительства;
- загрязнять окружающую среду строительными отходами;
- нарушать естественную дренажную сеть;
- проезд техники и транспорта в местах, не предусмотренных проектом производства работ;
- не соблюдать требования местных органов охраны природы;
- передвижение техники по временным подъездным и вдольтрассовым проездам должно осуществляться строго в соответствии с разработанной транспортной схемой раздела ПОС в соответствии с СП 86.13330.2012;
- запрещается организация съездов/выездов на автодороги общего и не общего пользования;
- в местах, не предусмотренных рабочей документацией, за исключением единичных случаев съездов/выездов на дороги общего пользования при наличии письменного согласования технического Заказчика;
- запрещается передвижение техники в местах, не установленных транспортной схемой;
- запрещается движение транспортных средств и спецтехники по землям лесного фонда, землям сельхозназначения и другим землям, не входящим в полосу отвода в соответствии с СП 36.13330.2012.
- запрещается заправка транспортных средств, спецтехники и хранение ГСМ вне специально оборудованных мест, установленных ПОС.
Требования к подрядным организациям по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух:
-Запрещается использование неисправных транспортных средств, машин и механизмов;
-Запрещается использование техники, не прошедшей технический осмотр с контролем токсичности и дымности выхлопных газов;
-Запрещается перевозка сильнопылящих грузов при отсутствии тентов для укрытия кузовов машин;
-Запрещается длительная необоснованная производственной необходимостью работа техники на холостом ходу.
Требования к подрядным организациям по организации работ в области обращения с отходами:
- Запрещается захоронение отходов в неустановленных местах как в пределах полосы отвода, так и за ее пределами;
- Запрещается временное размещение и складирование отходов на незащищенный грунт;
- Запрещается захламление полосы отвода и прилегающей территории отходами и остатками материалов, применяемых в процессе СМР;
- Запрещается совместное складирование ТБО с производственными отходами (ломом чёрного и цветного металлов, обтирочным материалом, загрязнённым маслами, нефтесодержащими отходами и пр.);
- Запрещается передача отходов (за исключением 5 класса опасности) организациям, не имеющим соответствующей лицензии в области обращения с отходами (в части обезвреживания и размещения);
- Запрещается организация площадок временного накопления отходов в местах, не предусмотренных ПОС;
- Запрещается допуск к обращению с отходами лиц, не прошедших специальную профессиональную подготовку;
- Запрещается неселективный сбор отходов в нарушение утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Схема операционного контроля качества
При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:
– толщину снимаемого плодородного слоя грунта;
– плотность грунта в основании земляного полотна;
– влажность используемого грунта;
– толщину отсыпаемых слоев;
– однородность грунта в слоях насыпи;
– уплотнение грунта в слоях насыпи;
Уплотнение грунта следует контролировать в каждом технологическом слое. Контроль плотности следует производить на глубине 8-10 см от уплотняемого слоя.
Отклонения от требуемого значения коэффициента уплотнения=0,98 в сторону уменьшения допускается не более чем 10% определений от общего числа и не более чем на 0,04.
Контроль влажности используемого грунта следует производить не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.
Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 22733-2002.
Для текущего контроля допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы.
Однородность грунта следует контролировать визуально. При изменении однородности грунта его тип, вид и разновидность следует определять по ГОСТ 25100-2011.
Ровность поверхности насыпи контролируется в трех точках не реже чем через 50м. Поверхность основания насыпи (земляного полотна) и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может застаиваться вода.
Организация контроля и надзор за его выполнением возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы.
Контроль качества включает в себя входной, операционный и приемочный.
Входному контролю подвергаются материалы, используемые при устройстве съездов, переездов, дорог: песчаная смесь, щебеночная смесь, водопропускная труба. Инертные материалы должны быть соответствующих фракций и не иметь посторонних включений. Столбы для ограждения должны иметь размеры, соответствующие проекту и изготовлены из сухой не гнилой древесины. Результаты контроля документируются.
В ходе операционного контроля, проводимого мастером или производителем работ, проверяется правильность и последовательность выполнения технологических операций, инструментально, в частности:
– соответствие проекту траншеи для водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (нивелир, тахеометр);
– правильность укладки водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (тахеометр, рулетка));
– толщина и уплотнение песчаной насыпи, (стальная рулетка, строительная лаборатория);
– надежность закрепления в материковом грунте столбов ограждения;
– ровность поверхности переездов, съездов, земполотна с соблюдением их проектного уклона и уклонов откосов (тахеометр).
Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует производить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.
Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м – также в промежутках между ними.
Ровность поверхности земляного полотна контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м. Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублении, в которых может застаиваться вода.
При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать инструментальными методами по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м:
– высотные отметки по оси дороги (нивелир);
– толщину слоя неуплотненного материала по его оси (линейка);
– поперечный уклон (тахеометр);
– ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);
– коэффициент уплотнения грунта (строительная лаборатория).
При выполнении контрольных работ разрешается применять новые быстродействующие приборы, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных приборов.
В соответствии с приложением 2 СНиП 3.06.03-85 следует производить оценку качества:
– отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);
– устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);
– строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.
Оценку качества подготовительных и укрепительных работ, работ по устройству искусственных сооружений, строительству зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы, устройству обстановки и принадлежностей дороги следует производить в соответствии с действующими нормативными документами по вопросам оценки качества строительно-монтажных работ.
При производстве земляных работ следует соблюдать требования, приведенные в таблице 6.1(СП 48.13330.2011, табл. 6.3).
Требования при производстве земляных работ
Технические требования | Предельные отклонения | Контроль (метод и объем) |
1. Отклонения отметок дна выемок от проектных (кроме выемок в валунных, скальных и вечномерзлых грунтах) при черновой разработке: а) одноковшовыми экскаваторами, оснащенными ковшами с зубьями | Для экскаваторов с гидравлическим приводом +10 см | Измерительный, точки измерений устанавливаются случайным образом; число измерений на принимаемый участок должно быть не менее: 10 |
2. Отклонения отметок дна выемок в местах устройства фундаментов и укладки конструкций при окончательной разработке или после доработки недоборов и восполнения переборов | ± 5 см | Измерительный, по углам и центру котлована, на пересечениях осей здания, в местах изменения отметок, поворотов и примыканий котлована, расположения колодцев, но не реже чем через 50 м и не менее 10 измерений на принимаемый участок |
3. Вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований под фундаменты и земляные сооружения | Должны соответствовать проекту. Не допускается размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более 3 см | Технический осмотр всей поверхности основания |
Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.
Схема операционного контроля качества работ приведена в таблице 6.2.
Схема операционного контроля качества работ
Наименование операций, подлежащих контролю | Предмет, состав и объем проводимого контроля, предельное отклонение | Способы контроля | Измеритель-ный инструмент | Время проведе-ния контроля | Кто контро-лирует |
Отклонение отметок дна котлована от проектных при черновой разработке | +10 см | Измерительный, не менее 10 точек на дне котлована | Мерная лента, нивелир | В ходе разработки | Прораб Геодезист |
Отклонение отметок дна котлована от проектных после доработки недобора | ±5 см | Измерительный, по углам и центру котлована | Мерная лента, нивелир | -“- | Прораб Геодезист |
Размеры котлована по дну | не менее проектных | Измерительный | Мерная лента | -“- | Прораб |
По окончанию выполнения земляных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта освидетельствования и приемки котлована с указанием его размеров в плане, профиле и абсолютных отметок дна.
К данному акту необходимо приложить Исполнительные схемы и Лабораторные заключения.
Исполнительные схемы составляются в одном экземпляре, в виде отдельных чертежей, на продольный профиль котлована и поперечные профили через каждые 20 м, за подписью главного инженера Подрядчика.
Лабораторные заключения (выполняемые специализированной аттестованной лабораторией на основании договоров подряда) представляются на:
- уплотнение грунтов естественного основания;
- соответствие фактического напластования грунтов;
- отсутствие нарушений природных свойств грунтов.
Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СП 48.13330.2011.
Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ (согласно РД 11-05-2007).
На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ и Журнал авторского надзора проектной организации. Так же должны вестись журналы на специальные виды работ такие, как Журнал геодезического контроля, Журнал уплотнения грунта.
Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки
Наименование операций, подлежащих контролю | Допустимые отклонения | Способы контроля | Время проведения | Кто контролирует |
Разбивка местоположения трубы | Смещение оси трубы ±3 мм | Измерительный нивелир,рулетка | В ходе разбивки | Геодезист,СКК |
Разработка котлована | глубина – 5 см ширина – 10 см | Измерительный нивелир,рулетка | В ходе разбивки | Геодезист,СКК |
Монтаж трубы | смещение по высоте 10 мм строительный уклон 0,01‰ | Измерительный нивелир,рулетка | В ходе разбивки | Прораб, геодезист,СКК |
Отсыпка земляного полотна | Качество, влажность и однородность грунта | Визуально | Не менее 3-х проб | Прораб,СКК |
Плотность грунта в слоях насыпи | Толщина слоя ±2 см. Количество проходов катка по следу. | Согласно Акта пробной укатки | На захватке | Прораб,СКК |
Положение насыпи в плане и профиле | Ширина верха з/п. ±15 см. Попереч. уклоны ±0,010‰. Размещение оси ±20 см. Высотные отметки ±510 см. Уменьш. кр. откоса до 10%. ось – бровка з/п. ±10 см | Инструментальный промер ,нивелир, теодолит | в 3-х точках на съезде | Прораб, геодезис,СКК |
Укладка скального грунта | толщина – 15 мм; ширина – 6 м; поперечные уклоны 0,005‰; высотные отметки – 5 см | Инструментальный промер ,нивелир, теодолит | в 3-х точках на съезде | Прораб, геодезис,СКК |
Разметка центров ям под сигнальные столбики | глубина ям до ±20 мм; смещение оси в плане ±10 мм | Измерительный, шаблон | Каждая яма | Прораб, геодезист,СКК |
Установка сигнальных столбиков | высотные отметки верха ±10 мм | Измерительный | На длине 10 м | Прораб, ,СКК “ |
Контроль качества за выполнением работ осуществляет СКК в лице инженера по качеству.
Производство работ без присутствия представителя службы контроля качества подрядчика и заказчика не допускается.
Все работы по бетонированию и устройству опалубки выполнять в соответствии с ОР-91.200.00-КТН-235-10
Операционный контроль качества бетонных работ
№ | Наименование работ | Объект, параметры контроля | Метод и объем контроля | Приборы контроля | Документы, обязательны е к наличию заполнению на этапах работ | Выдача последующие работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 Бетонирование. Транспортирование бетонных смесей к месту укладки | |||||||||
1.1 | Подгото й смеси | Наличие документов удостоверяющих качество работ по: – обеспечению нормируемой подвижности бетонной смеси для конкретной конструкции. – Качество основания и поверхностей под укладку бетонных смесей, в том числе в местах устройства рабочих швов – отсутствие грязи, снега, льда, цементной пленки. – Точности установки анкеров, в том числе с применением кондукторов. – Полнота оформления исполнительной документации. | 100% по каждому документу | Рулетка 5 м, 50 м. | 1.Общий журнал работ 2.Журнал технического надзора за строительством 4.Подпись и штамп ТН в актах на скрытые замечаний и | Разрешение на укладку бетонной смеси | |||
1.2 | Укладка бетонно й смеси | 1. Последовательность укладки бетонной смеси 2. Уплотнение бетонной смеси вибраторами. перерыва в бетонировании между укладкой смежных слоев без образования рабочего шва. 4. Устройство рабочих швов 5. Высота свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку. 6. Толщина укладываемых слоев бетонной смеси. 7. Подвижность бетонных смесей при методе бетонирования. 8. Прорезкадеформационных шво 9. Полнота оформления исполнительной документации. | Визуально 100% 100% по каждому элементу | ||||||
1.3 | Выдерж ка и уход за бетоном | 1. Защита бетона в период твердения от переувлажнения и высыхания. 2.Поддержка температурного режима с созданием условий, обеспечивающих нарастание прочности бетона 3. Полнота оформления исполнительной документации. | Визуально 100% документу | Рулетка 5 м, 50 м, Контактный термометр |
Контроль качества работ производит инженер строительного контроля организации службы контроля качества.
Требования к порядку проведения строительного контроля подрядной организации
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Датой начала выполнения работ по строительному контролю СКК является дата начала выполнения СМР подрядной организацией в соответствии с графиком производства СМР.
СКК должен проводить строительный контроль в процессе каждого технологического этапа работ. Результаты выполнения строительного контроля ежедневно фиксируются в журнале работ и журнале замечаний и предложений. Журнал строительного контроля подрядной организации оформляется в соответствии с приложением Д ОР-91.040.00-КТН-097-18.
Требования к организации службы контроля качества подрядной организации
Письменное уведомление со стороны начальника участка (потока) строительного подрядчика ответственных представителей заказчика и органа СК на месте производства работ за время, достаточное для мобилизации специалистов СК заказчика, но не менее чем за 1 календарный день, о начале выполнения новых этапов и видов строительно-монтажных работ, об изменении количества бригад (колонн), выполняющих работы, сменности выполняемых работ, о необходимости проведения освидетельствования скрытых работ, а также о других случаях, требующих изменения численного и/или квалификационного состава специалистов СК заказчика, с указанием ответственных представителей органа строительного подрядчика и представителей службы контроля качества строительной подрядной организации.
Проверка наличия своевременного оформления соответствующих изменений рабочей документации, проведения соответствующей экспертизы изменений рабочей документации в соответствии с ОР-91.200.00-КТН-080-16.
Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения по форме приложения Г в случаях, указанных в п.7.2.16, выданного специалистом СК заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.
Запрещается выполнение следующих этапов работ без разрешения СК, без предъявления предыдущего этапа, без АОСР.
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Функции строительной подрядной организации
1) Уведомление заказчика и органа СК о необходимости проведения контрольных мероприятий по приемке выполненных работ за 3 рабочих дня в случае необходимости
предъявления работ, которые требуют наличия специализированного
2) Предъявление законченных технологических операций представителям органам СК заказчика и получение письменного разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях оформление и подписание АОСР (если это предусмотрено проектной рабочей документацией).
3) Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.
Своевременное и качественное оформление исполнительной документации согласно составленному заказчиком на основании ОР-91.010.30-КТН-156-15 перечню.
- Схема производства работ
Схема разработки грунта котлована экскаватором, оборудованным
ковшом обратная лопата при лобовой проходке
1 – экскаватор; 2 – автосамосвал; 3 – рабочий ход экскаватора; 4 – ось движения автосамосвала; 5 – геодезический знак закрепления осей; 6 – ограждение котлована; 7 – контур монолитной фундаментной плиты; 8 – лестница для спуска в котлован; 9 – граница опасной зоны
Схема разработки грунта котлована экскаватором, оборудованным ковшом обратная лопата при боковой открытой проходке
1 – экскаватор; 2 – автосамосвал; 3 – рабочий ход экскаватора; 4 – ось движения автосамосвала; 5 – геодезический знак закрепления осей; 6 – ограждение котлована; 7 – лестница для спуска в котлован; 8 – граница опасной зоны
Схемы сборки гофрированных металлических труб
Источник