- Устройство гидроизоляции подземного пешеходного перехода
- Гидроизоляция тоннелей
- Причины протечек тоннелей
- Особенности гидроизоляции тоннелей
- Виды тоннелей
- Материалы, методы и технологии гидроизоляции тоннелей
- Гидроизоляция тоннелей мембранами
- Гидроизоляция напыляемой жидкой резиной
- Инъекционная гидроизоляция для тоннелей
- Восстановление гидроизоляции в тоннелях
- Как осуществляется гидроизоляция пешеходных тоннелей
- Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов и метро, сооружаемых открытым способом и закрытым
- Стоимость услуг по гидроизоляции тоннеля
Устройство гидроизоляции подземного пешеходного перехода
Пешеходный переход – подземное сооружение, предназначенное для комфортного и безопасного движения пешеходов, оборудованное внутренними инженерными системами и расположенное, как правило, под автодорогами или железнодорожными путями.
В процессе эксплуатации пешеходные переходы подвергаются различным негативным воздействиям:
– Воздействие грунтовых и талых вод.
Снижение долговечности бетона в насыщенном водой состоянии при замораживании обусловлено в основном образованием льда в порах. При замерзании вода в порах превращается в лед, объем которого на 9 % больше объема воды, и при этом возникает значительное давление на их стенки и устья микротрещин, сопровождающееся растягивающими напряжениями и постепенным разрушением бетона.
Жидкие среды в виде атмосферных осадков, с учетом растворения в них агрессивных веществ из воздуха и с поверхности грунта, в том числе противогололедных реагентов, моющих средств, применяемых при уборке конструкций, вызывают значительные разрушения бетонных конструкций объектов транспортного строительства. Также подземные сооружения подвергаются постоянному воздействию грунтовых вод, которые могут приводить к развитию различных видов коррозии бетона, а также проникать внутрь конструкции и затапливать ее, что, естественно, делает небезопасным использования таких сооружений.
Агрессивность газообразных сред для бетонных и железобетонных транспортных сооружений обусловлена загрязнениями за счет выбросов автомобильного транспорта (
90 %) и агрессивными компонентами, содержащимися в окружающем воздухе (водорастворимые диоксиды серы, азота, углерода и пыль сложного химического состава), из которых значительную часть составляют выбросы объектов теплоэнергетики.
Агрессивность твердых сред для бетонных и железобетонных транспортных сооружений обусловлена наличием взвешенных веществ, содержащих сернистые и др. химически активные соединения; пыли и грязи, сорбирующих агрессивные компоненты из воздуха, с поверхности земли и дорожных покрытий; частиц противогололедных реагентов, наносимых в зимнее время на поверхности дорожных покрытий и тротуаров.
– Динамические нагрузки от движения транспорта.
Наиболее значительные динамические нагрузки возникают на городских территориях и вблизи крупных магистралей с почти непрерывным транспортным потоком. При этом ведущая роль принадлежит рельсовому (наземному и подземному) транспорту – железнодорожным составам, трамваю и метрополитену, что обусловлено, в первую очередь, существенно меньшим демпфированием колебаний при передаче их грунту от стального колеса через жесткую систему «рельс-шпала». Определенную роль играет также вес источника и присутствие ударных импульсов в спектре воздействия – за счет ударов колеса об рельсы на стыках. Вследствие этого сооружения, расположенные вблизи магистралей с большим транспортным потоком, могут испытывать большие осадки. В пределах таких зон иногда наблюдается дополнительная осадка на 50–200 мм. В конструкциях образуются трещины, при этом характер их раскрытия – динамический, а это значит, что периодически меняется ширина раскрытия данной трещины.
Становится очевидно, что пешеходный переход является сложным подземным сооружением, требующим пристального внимания при его проектировании и строительстве. Уже на этапе проектирования необходимо заложить запас по стойкости конструкций к действию как агрессивных сред, так и попеременному замораживанию и оттаиванию. Морозостойкость и коррозионная стойкость определяется характером поровой структуры бетона.
Для конструкций с повышенными требованиями к непроницаемости (несущие и ограждающие конструкции тоннелей, подземных переходов тоннельного типа и облицовки), независимо от степени агрессивного воздействия среды, марка бетона по водонепроницаемости принимается не менее W12.
Повышение водонепроницаемости бетона достигается применением добавки «Пенетрон Адмикс», которая направленно влияет на процесс формирования структуры цементного камня, по сути, выступает в роли катализатора процессов гидратации портландцемента. После затвердевания добавка остается в бетоне и при поступлении влаги, например при действии грунтовых вод, она снова начинает работать, т. е. образуются новые гидратные соединения, в основном это гидросиликаты кальция, которые уплотняют поровую структуру бетона. Также введение добавки «Пенетрон Адмикс» в бетонную смесь приводит к связыванию наиболее растворимого продукта гидратации цемента – портландита – в труднорастворимые соединения, что, в свою очередь, приводит к повышению коррозионной стойкости бетона.
Однако при действии динамических нагрузок в бетонных конструкциях могут образовываться трещины, которые периодически меняют ширину своего раскрытия. Ремонтные и гидроизоляционные составы на цементной основе здесь бессильны, т. к. являются жесткими материалами, и при очередном динамическом воздействии они придут в негодность. Для гидроизоляции таких трещин необходимо использовать материалы на полимерной основе. Наиболее эффективным решением для гидроизоляции подвижных трещин является полиуретановая смола низкой вязкости – «ПенеСплитСил». После полимеризации образуется плотный, водонепроницаемый, каучукоподобный полимер. Технические характеристики и инструкция по применению приведены ниже.
Порядок выполнения работ
Работы выполнять при температуре поверхности конструкции от +5 до +35 °С.
Во время работ необходимо использовать индивидуальные средства защиты: перчатки резиновые химстойкие, перчатки х/б, респиратор, очки защитные, спецодежду из плотной ткани, сапоги резиновые. При попадании смолы на кожу или в глаза немедленно промыть водой и обратиться к врачу.
Промыть полость шва, трещины водой с помощью насоса или водоструйного аппарата высокого давления.
Использовать ручной насос «ЕК-100М» или электрический «ЕК-200».
Перед использованием смолы провести пробную промывку насоса гидравлическим маслом (например, Моbil HLP-68 или его аналогом) в режиме циркуляции.
Обычно применяют металлические инъекторы с шариковым клапаном. Диаметр отверстий на 1–2 мм должен превышать диаметр инъектора, (например, при диаметре инъектора 10 мм диаметр отверстия должен составлять 11–12 мм).
– Пробурить шпуры под углом
45° к поверхности. Расстояние между отверстиями и отступ от края трещины, шва бетонирования должны составлять ½ толщины конструкции.
– Очистить отверстия сжатым воздухом от остатков бурения и установить крайний инъектор.
– На вертикальных и потолочных поверхностях предотвратить вытекание смолы, для чего по устью трещины выполнить штрабу 25×25 мм и заполнить ее растворной смесью «Скрепа М500 Ремонтная».
Важно! Температура смолы должна быть не ниже +17 °С. При понижении температуры увеличивается вязкость, а при повышении температуры снижается жизнеспособность. Перед приготовлением рабочего объема смолы сделать контрольный замес для оценки жизнеспособности смолы в условиях объекта. Приготовить такое количество смолы, которое можно израсходовать за время жизнеспособности:
– Смешать компоненты в соотношении А:Б = 1:1 по объему;
– Перемешать не менее 2 минут низкооборотистой дрелью (до 300 об/мин).
Выполнение инъекционных работ
Важно! Инъектирование смолы в вертикальные трещины производить последовательным нагнетанием снизу вверх.
– Инъектирование производить до тех пор, пока происходит повышение давления либо пока смола не начнет вытекать из следующего шпура;
– Установить следующий инъектор и продолжать процесс инъектирования.
– При увеличении вязкости смолы промыть насос растворителем (например, растворитель 646 ГОСТ 18188) и приготовить новую порцию смолы.
– После основного инъектирования провести дополнительное в уже заполненные смолой инъекторы до начала ее полимеризации.
– При необходимости удаления инъекторов полость шпуров заполнить растворной смесью «Пенекрит».
Промыть насос и рукава сначала растворителем (например, ксилол или растворитель 646 ГОСТ 18188), затем гидравлическим маслом (например, Mobil HLP-68 или его аналог). Затвердевшую смолу удалить механическим способом.
Источник
Гидроизоляция тоннелей
Содержание:
Подземные сооружения и тоннели строятся для удовлетворения растущей потребности в инфраструктуре, а также в других коммунальных услугах. Для большинства подземных сооружений поступление воды из грунтовых пород должно быть ограниченно, хотя уровень ограничения её поступления в различные сооружения может быть разным. Гидроизоляция подземных сооружений в том числе и тоннелей, часто является ключевой проблемой, и для её обеспечения были испробованы различные решения.
Причины протечек тоннелей
Выход из строя гидроизоляционной системы может быть обусловлен несколькими причинами:
- Ошибка проектирования – при проектировании гидроизоляционной системы был выбран неподходящей для этого материал.
- Ошибка строительства – Гидроизоляционный материал был нанесён с нарушением технологии, что в итоге привело к возникновению протечек.
Последствия этих ошибок могут быть видны не сразу, а спустя некоторое время, например, в период эксплуатации и технического обслуживания конструкций. Хорошо известно, что надёжность сооружения сильно зависит от качества его строительства и специфических переменных проекта. При отсутствии качественно выполненной гидроизоляции в тоннели могут образоваться протечки, трещины и другие неблагоприятные и опасные явления.
Особенности гидроизоляции тоннелей
Условия для устройства гидроизоляции в тоннелях похожи на те же требования что и для гидроизоляции подземных сооружений и частей зданий . Соответственно при выполнении гидроизоляционных работ в тоннелях необходимо учитывать следующие моменты:
- Выбор качественного и надёжного материала – У надёжности есть определённые параметры, которым должен соответствовать материал в их числе: Гарантийный срок эксплуатации материала, стойкость к агрессивной среде и химическим элементам;
- Подготовка поверхности – от качества подготовки поверхности (отчистка от пыли и грязи, удаление острых углов и т.д.) зависит качество нанесения гидроизоляции;
- Соблюдения проектных норм и технологии монтажа гидроизоляционного покрытия – От соблюдения технологии напрямую зависит срок службы гидроизоляции и отсутствие протечек в пределах гарантийного срока.
Виды тоннелей
В настоящее время тоннели имеют широкое распространение почти в каждом городе. Тоннели могут быть построены открытым или закрытым способом (со вскрытием поверхности или без неё).
Тоннели могут быть классифицированы по их назначению:
- На путях сообщения – к этому виду относятся тоннели метро, тоннели для автомобильных дорог и пешеходные тоннели.
- Гидротехнические – их предназначение в подаче воды в населённые пункты, гидроэлектростанции и другие сооружения.
- Коммунальные – относятся к тоннелям предназначенным для ведения коммунального хозяйства города или предприятия. Например, канализация, водопровод, коллекторы, тоннели где проходят телефонные и электрические сети и т.д..
- Горнопромышленные – предназначены для предприятий, добывающих полезные ископаемые.
- Специальные тоннели – Предназначены для сооружений обороны, подземных электростанций и гаражей.
Тоннели могут быть классифицированы по месту положения:
- Горные
- Подводные
- Равнинные – В основном речь идёт о тоннелях построенных в городах. Например, тоннели для метро, для автотранспорта, подземные пешеходные переходы, подземные гаражи и т.п…
Материалы, методы и технологии гидроизоляции тоннелей
Качественная гидроизоляция тоннелей различного назначения, в том числе для нужд метро и пешеходов, может обеспечить им защиту от проникновения воды на долгие годы. При этом отсутствие хорошей и долговечной защиты способно привести к протечкам и дорогостоящему ремонту, особенно если сооружение находится под землёй.
Для гидроизоляции тоннелей существует несколько проверенных методов и технологий:
Гидроизоляция тоннелей мембранами
При использовании ПВХ мембран в качестве изоляционного покрытия, на основания механически крепятся листовые мембраны, которые сшиваются между собой специальным феном.
Недостатки этого метода:
- Наличие швов и стыков – швы и стыки это самые слабые места в любом гидроизоляционном покрытии.
- Отсутствия адгезии к основанию – мембрана ложиться ковром и не имеет сцепления с поверхностью. В случае если где-то разойдётся шов и туда пройдёт вода, эта вода начнёт проходить под всей изоляции и изнутри будет обнаружена лишь в самом слабом месте, что не даст возможности обнаружить источник проникновения воды под мембрану.
Один из самых известных материалов сделанных из ПВХ это Sikaplan от компании Sika.
Подробную инструкцию о применении этого материала в гидроизоляции и защите тоннелей вы можете прочитать в следующем руководстве: Гидроизоляция тоннелей мембранами Sikaplan .
В последние годы была внедрена альтернатива стандартным мембранам, и она была успешно использована в нескольких практических проектах тоннелей в том числе для строительства метро. Этой альтернативой является Полиуретановая гидроизоляция и гидроизоляция жидкой резиной .
Гидроизоляция напыляемой жидкой резиной
Жидкая резина — это двухкомпонентная битумно-латексная эмульсия с добавлением полимеров. Напыляемые составы – это новая система защиты тоннелей от проникновения и воздействия воды и агрессивной среды. Условия применения этой системы в качестве гидроизоляции отлично подходят с точки зрения деформации, динамики, состояния поверхности первого слоя бетона, поступления грунтовых вод и давления на само покрытие. Полученные результаты показывают, что применение напыляемой гидроизоляционной мембраны в тоннеле будет служить куда дольше других методов и технологий, если правильно её применять.
Для подземных конструкций, метро и тоннелей преимущества напыляемой жидкой резины значительны:
- Коэффициент эластичности 800% и выше – Это значит что при динамике, деформации или подвижности конструкции материал не разойдётся, порвётся или потрескается, а растянется. При растяжении материал не потеряет свои характеристики и качества.
- Отсутствие швов – Жидкая резина напыляется и превращается в еденное покрытие без швов и стыков.
- 100% сцепление к основанию – При использовании, напыляемой изоляции в качестве гидроизоляции, при попадании потока воды источник протечки легко локализуется, так как не может быть никакой миграции воды между мембраной и подложкой бетона, так как распылённая гидроизоляционная мембрана имеет 100% сцепления с поверхностью. Эта особенность сильно отличает данный метод от обычной композитной облицовочной системы, в которой точка входа воды может отличаться от источника протечки за листовой мембраной.
- Скорость нанесения – в день с помощью напыления можно нанести от 600-900м2 изоляции.
Один из самых известных составов из жидкой резины это FlexLock от компании HYDRO. Именно этот состав неоднократно применялся при строительстве объектов метро и других значимых объектов.
С инструкцией о применении этого материала, а также его подробными характеристиками вы можете ознакомиться в следующем документе: Характиристики жидкой резины FlexLock документ в PDF .
Условия необходимые для нанесения напыляемой гидроизоляции для тоннелей:
- Необходимо отчистить поверхность – Чистая поверхность бетона без пыли, грязи и отслаивающихся элементов сопутствует качественному нанесению гидроизоляции. Частицы и загрязнения на поверхности бетона могут привести к разрушению связи между жидкой резиной и самим основанием. Нанесение на чистую поверхность, без пыли и острых углов обеспечивает идеальные условия для сцепления гидроизоляции.
- Острые камни и сколы – их необходимо удалить, так как впоследствии они могут навредить целебности покрытия.
- Гладкая поверхность – Результаты испытаний и практические примеры показывают, что шероховатость бетона не оказывает прямого влияния на механические свойства гидроизоляционного покрытия, такие как прочность сцепления с бетоном. Но чем менее гладкая поверхность бетона, тем толще и больше материала будет нанесено для обеспечения заданной водонепроницаемости.
- Сухое основание – Жидкая резина, может быть нанесена только на относительно сухую поверхность.
Инъекционная гидроизоляция для тоннелей
Инъекционная гидроизоляция применяется в основном для остановки протечек изнутри проблемного сооружения. При применении этого метода внутрь проблемного участка бетона, закачиваются полиуретановые или гелиевые смолы различной вязкости для герметизации существующих трещин, пустот и пор в бетоне. Эти смолы заполняют пустующее пространство, тем самым не давая воде пройти внутрь сооружения и продолжить процесс его разрушения.
Инъекционный метод изоляции также подходит для:
Одним из самых известных инъекционных материалов является HydroInject от компании HYDRO. Именно этот состав неоднократно применялся при строительстве и ремонте объектов метро, пешеходных тоннелей и других подземных конструкций.
Восстановление гидроизоляции в тоннелях
Если в тоннели обнаружены протечки это означает, что гидроизоляция с внешней стороны нарушена или отсутствует. В таком случае необходимо принять определённые меры для её восстановления. Восстановление гидроизоляции лучше всего выполнить снаружи, решая корень проблемы. При невозможности выполнить работы с внешней стороны, восстановление можно сделать изнутри.
Снаружи:
- Если есть возможность найти повреждённые или слабые участки гидроизоляционного покрытия — то можно сделать локальный ремонт этих участков, тем самым восстановив цельность покрытия и решив проблему с протечками.
- Если нет возможности обнаружить точное место где нарушена изоляция – Когда речь идёт о мембранном типе изоляции, по характеру протечек изнутри невозможно понять, где вода затекает снаружи, так как этот материал ложится ковром и вода может заходить через слабый шов в одном месте и переходить с места на место под изоляционным ковром. В таком случае для восстановления гидроизоляционного слоя, придётся полностью откапывать конструкцию (если она под землёй) и скорее всего, демонтировать старую изоляцию полностью, а затем заново монтировать.
Изнутри:
Восстановления и ремонт гидроизоляции изнутри можно сделать двумя способами:
- Вуальная гидроизоляция – В стенах тоннеля бурятся сквозные отверстия, куда вставляются инъекторы. Через эти инъекторы за стену закачивается полиуретановая смола образуя гидроизоляционный экран между грунтом и стеной.
- Инъекционная гидроизоляция – В стенах бурятся небольшие отверстия, туда вставляются пакера, через которые в тело бетона или кирпича закачивается полиуретановая или гелиевая смола. Закаченный под давлением состав заполняет все пустоты, поры и микротрещины в основании, тем самым делая эти места водонепроницаемыми.
Как осуществляется гидроизоляция пешеходных тоннелей
Подземные пешеходные переходы протекают в основном в местах образования холодных и деформационных швов, а также в местах ввода коммуникаций. Иногда на стенах пешеходной зоны видны мокрые пятна или трещины с протечками. Если речь идёт о восстановлении изоляции в подземном пешеходном переходе, то тут чаще всего применяется инъекционная изоляция следующих конструктивов:
Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов и метро, сооружаемых открытым способом и закрытым
Для устройства гидроизоляции тоннелей, построенных открытым способом, есть особые нормы, эти нормы вы можете скачать на нашем сайте, нажав на следующие ссылки:
Стоимость услуг по гидроизоляции тоннеля
Цены на основные работы указаны без учёта сложности выполнения работ и других нюансов которые могут повлиять на конечные цены. Для получения точного сметного расчета и окончательной стоимости, вы можете выслать на нашу почту ваше техническое задание или вызвать нашего инженера для осмотра вашего объекта и составления нужного для сметы ТЗ.
Источник