Гидроизоляция тоннелей и других подземных сооружений с применением полимерной мембраны PLASTFOIL®
Подземные сооружения находятся в постоянном контакте с грунтовыми водами. Данные конструкции необходимо защищать от воздействия как воды, так и сопутствующих опасностей: растворенных в почве кислот и солей, а также вредоносных микроорганизмов, живущих в водной среде (бактерий, грибка, плесени и т.п.).
Оптимальным способом защиты от всех этих факторов является гидроизоляция подземных сооружений с помощью ПВХ мембраны PLASTFOIL®. Рассмотрим преимущества материала.
Основные преимущества PLASTFOIL ®
Достигается за счет высокого качества полимера, а также прочности швов, соединяющих части полотна путем безопасной сварки горячим воздухом с помощью высокотехнологичного автоматического оборудования.
Мембрана PLASTFOIL®GEO, применяемая для гидроизоляции подземных строительных конструкций, обладает прочностью при растяжении (метод В) вдоль и поперек рулона не менее 0,17 МПа. Сопротивление раздиру составляет не менее 150 Н.
3. Химическая и радиационная стойкость
Позволяет использовать материал в местах складирования ТБО, а также для внутреннего покрытия емкостей для хранения сельскохозяйственных отходов, идущих на производство органических удобрений. Имеется успешный опыт применения мембраны PLASTFOIL®ECO толщиной 1,5 мм для гидроизоляции пожарных резервуаров Чернобыльской АЭС.
4. Биологическая стойкость
Материал не является питательной средой для грибка и плесени, которые не только представляют опасность для здоровья человека, но и способны вызывать микротрещины строительных конструкций. Биостойкость PLASTFOIL ® подтверждена испытаниями в ОАО «Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова».
5. Высокая скорость монтажа без потери качества
Достигается благодаря удобным геометрическим размерам, надежности однослойного гидроизоляционного покрытия и эффективным технологиям монтажа.
Высокий срок службы по оценкам НИИ Строительной физики РААСН (заключение от 15.08.2016).
Особенности применения мембраны PLASTFOIL ® GEO для гидроизоляции тоннелей
Производителем материала, ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб» разработан стандарт СТО 54349294-005-2018 «Гидроизоляция транспортных тоннелей и метрополитенов с применением гидроизоляции PLASTFOIL ® . Правила проектирования и производства работ». В документе собрана необходимая информация для реализации всех стадий строительного проекта от разработки технической документации до монтажа и контроля качества выполненных работ.
ПВХ мембрана PLASTFOIL ® GEO эффективна в качестве одно- и двухслойной гидроизоляции при открытом и закрытом способе строительства тоннелей.
1 – Грунт обратной засыпки
2 – Защитный слой геотекстиля
3 – Гидроизоляция PLASTFOIL ® GEO
4 – Брусок компенсатора
5 – Защитная цементно-песчаная стяжка
6 – Разделительный слой геотекстиля
7 – Контрольно-инъекционная система
8 – Закладная гильза
9 – Гидроизоляционная лента
10 – Бетонная подготовка
11 – Щебеночная подготовка
12 – Гидроизоляционная шпонка
На рис.: техническое решение компании «ПЕНОПЛЭКС СПб» по гидроизоляции тоннелей при открытом способе строительства
1 – Гидроизоляция PLASTFOIL ® GEO
2 – Первичная обделка тоннеля
3 – Защитный слой геотекстиля
4 – Конструкция тоннеля
5 – Крепежный элемент
6 – Контрольно-инъекционная система
7 – Гидроизоляционная шпонка
На рис.: техническое решение компании «ПЕНОПЛЭКС СПб» по гидроизоляции тоннелей при закрытом способе строительства
Особенности применения мембраны PLASTFOIL ® GEO для гидроизоляции фундаментов и других подземных конструкций
Производителем материала, ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб» разработан стандарт СТО 54349294-006-2018 «Гидроизоляция фундаментов и подземных сооружений с применением гидроизоляции PLASTFOIL ® . Правила проектирования и производства работ».
Документ создан в развитие федеральной и региональной нормативной документации. В соответствии с ним осуществляется как проектирование, так и монтаж мембраны. Для гидроизоляции горизонтальных подземных конструкций по подготовленному основанию согласно СТО 54349294-006-2018 раскатывают полотна внахлест с последующей сваркой горячим воздухом. Для вертикальных — по подготовленному основанию сначала устанавливают рондели и крепежные элементы местного производства (КЭМП) с шагом согласно проекту. Затем последовательно раскатывают полотна и фиксируют их к данному крепежу с помощью ручной сварки, а потом сваривают части полотна автоматически или вручную.
1 – Гидроизоляция PLASTFOIL ® GEO
2 – Разделительный слой геотекстиля
3 – Защитный слой геотекстиля
4 – Гидроизоляционная лента
5 – Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС ® ГЕО или ПЕНОПЛЭКС ® 45, ПЕНОПЛЭКС ® 45С
6 – Контрольно-инъекционная система
7 – Брусок компенсатора
8 – Защитная стяжка
9 – Гидроизоляционная шпонка
10 – Бетонная подготовка
11 – Щебеночная подготовка
12 – Грунт обратной засыпки
На рис.: техническое решение компании «ПЕНОПЛЭКС СПб» по однослойной гидроизоляции фундамента
Примеры использования PLASTFOIL ® GEO при обустройстве подземных конструкций
Мембраной PLASTFOIL ® GEO толщиной 2 мм было покрыто 1200 м 2 внутренней поверхности тоннелей для теплосетей, которые подходят к станции московского метрополитена «Саларьево». Это технически сложное сооружение диаметром 4 м проложено на глубине 12 метров.
На фото: строительство тоннеля для подвода теплосетей к станции метро «Саларьево» (Москва) с гидроизоляцией PLASTFOIL ® GEO
Характерным примером объекта с фундаментом, гидроизолированным PLASTFOIL ® GEO, служит жилой дом с трехуровневым подземным паркингом в ЖК «ВернадSKY», который расположен в Тропарево-Никулино на западе Москвы.
На фото: строительство многоэтажного жилого дома с трехуровневым подземным паркингом для ЖК «ВернадSKY», Москва
С применением гидроизоляции PLASTFOIL ® GEO построены многие подземные сооружения различного назначения.
Источник
§ 4.3. Гидроизоляция тоннелей и других подземных выработок (ч. 1)
Транспортные тоннели. Самым распространенным видом подземных сооружений, гидроизоляция которых разработана наиболее тщательно [31, 60], являются тоннели метрополитенов. Этот вопрос выходит за рамки настоящей монографии, но мы все же кратко на нем остановимся, ибо он важен для уяснения принципов проектирования гидроизоляции подземных сооружений.
Чаще всего в тоннелях осуществляется тюбинговая облицовка из высокоплотных бетонов марок 600 и 700. В 1956 г. П.Д. Глебовым и Н.С. Покровским была обоснована возможность применения железобетонных тюбингов из бетонов марок 250 и 350, пропитанных битумом и петролатумом [Сб. Мосметростроя № 4 (8), 1957], для условий химически агрессивных грунтовых вод, однако в настоящее время тюбинговые облицовки не имеют особой гидроизоляции. В связи с тем, что такие облицовки допускают протечки, на всех эскалаторных и станционных тоннелях устраивают подвесные шатры и облицовки из асбесто- и армоцементных элементов, покрывая их с обратной стороны окрасочной гидроизоляцией; просочившуюся через тюбинговую обделку воду отводят дренажом.
Тюбинговые облицовки могут быть усовершенствованы путем установки на стяжные болты уплотняющих асбобитумных шайб, предложенных Мосметростроя. Главленинградинжстрой ставит в канализационных коллекторах уплотняющие прокладки из полимербитумного герметика битэп, разработанного ВНИИГом [65], причем с внутренней стороны тюбинговая облицовка покрывается торкретом и шприц-бетоном.
Совершенствованию тюбинговых облицовок уделяется внимание и за рубежом. Так, в Японии для обеспечения водонепроницаемости болтовых соединений тюбингов на болты надевают пластмассовые втулки, которые при затягивании болтов расплющиваются и уплотняют стык (японский патент № 50-3580, 1975 г.).
В транспортных тоннелях, проходимых открытым способом, прибегают к обычным средствам гидроизоляции (см. § 4.2), однако динамические условия работы обделок таких тоннелей вынуждают применять оклеечную гидроизоляцию как наиболее трещиноустойчивую. Например, Мосметрострой, широко использующий оклеечную гидроизоляцию, вначале применял гидроизоляцию из трех-четырех слоев гнилостойкого толя, а затем специальные рулонные материалы: борулин и металлоизол на алюминиевой фольге. В последнее время им осуществляется весьма сложный комплекс гидроизоляционных мероприятий: уплотнение стыков между тюбингами, сбалчивание их на асбобитумных шайбах, чеканка стыков освинцованным шнуром и дополнительное их уплотнение дивинилстирольным герметиком ТЭП-4, причем на участках открытой проходки железобетонная облицовка тоннеля изолируется оклеечной гидроизоляцией из трех-четырех слоев гидростеклоизола (см. табл. 1.16), наклеиваемого на резинобитумной мастике (Сб. МДНТП имени Ф.Э. Дзержинского, 1977).
Наиболее наглядное представление о развитии способов гидроизоляции тоннелей дает Берлинский метрополитен. Вначале, в 1897 г., здесь применили пропитанный войлок, наклеенный на дегте с прокладкой листов материала типа «текстолит»; в 1898—1931 гг. — оклеечную гидроизоляцию из толя на сложных клебемассах из битумов и дегтей с добавками до 50 % тринидадского асфальта и мексиканского природного битума; в 1946—1953 гг. — из усиленного рубероида и алюминиевой фольги типа «алькута», причем на вертикальные участки стен наклеивали четыре-пять слоев рулонного материала и семь-восемь слоев битумной клебемассы, с защитой кирпичной или бетонной стенкой толщиной 100—120 мм; все это укладывалось поверх мощной железобетонной облицовки из плотного бетона.
Следует отметить несколько новых и прогрессивных решений гидроизоляции транспортных тоннелей, осуществленных за рубежом. Например, в США, Австрии и Швейцарии на ряде автотранспортных тоннелей применена гидроизоляция из пластифицированного поливинилхлорида; предел прочности его при растяжении составляет 17 МПа, при сжатии — 10 МПа, наибольшая растяжимость 400 % (Proc. ASCE J. of the constr. div., 1976, v. 102, № CO1, p. 111). Пластмассовые листы шириной 50—150 см, толщиной 2 мм сваривали в стыках горячим воздухом с присадочными стержнями, а швы в бетонной обделке уплотняли профильными ПВХ-лентами сложного профиля. Сверху такую гидроизоляцию защищали железобетонной облицовкой, рассчитанной на восприятие внешнего гидростатического давления. Необходимо подчеркнуть высокое качество пластификаторов в поливинилхлориде, что позволяет применять листы и ленты в диапазоне температур от +70 до –40° С и даже после длительного воздействия воды сохранять УОЭС = 5·10 11 Ом·см.
В Голландии для гидроизоляции тоннелей используют покрытия из горячего асфальта, армированные высокопрочной полиэфирной тканью «структурофос»; в частности, такая гидроизоляция успешно служит для защиты транспортного тоннеля длиной 1 км в Амстердаме, железобетонные секции которого стыковались под водой, причем особо отмечается высокая водонепроницаемость его облицовки («Bitumen, Asphalte u. s. w.», 1968, № 12, S. 497).
На транспортном тоннеле под Эльбой в Гамбурге (ФРГ) оклеечная гидроизоляция была выполнена путем окраски полиэфирной смолой, армированной стеклотканью, с дополнительным усилением покрытия над швами медной фольгой толщиной 0,1 мм и покрытием сверху тремя слоями стеклоткани на резинобитумной клебемассе с добавкой порошка «пульватекс». В Дании аналогичный тоннель под Лим-фиордом был изолирован листами толщиной 2 мм из бутилкаучука, которые наклеивали на поливинилхлоридно-цементной композиции, причем все гидроизоляционное покрытие состояло всего из одного слоя.
На ряде тоннелей в Западной Европе осуществлена гидроизоляция из поливинилхлоридной пленки, причем фирмы, ее выполняющие, гарантируют долговечность более 40 лет при условии ее защиты («Bitumen, Asphalte u. s. w.», 1974, № 1, S. 11).
В Ленинграде, по предложению ВНИИГа, на транспортных тоннелях вдоль Невы у мостов Александра Невского и Литейного в 1970—1972 гг. была применена холодная асфальтовая гидроизоляция из мастики хамаст ИАЦ-15 и БНСХА (см. табл. 1.28), с армированием стеклотканью (рис. 4.12). Эти покрытия успешно служат почти десять лет над сборными железобетонными элементами подпорных стенок в подъездах к тоннелям. Лишь в одном месте было отмечено отслоение стеклоткани, наклеенной на мастике БНСХА во время морозов [56].
Источник
Гидроизоляции тоннелей и метро — технологии
410 ₽ за кв. метр
410 ₽ за м2
Специализируемся на сложных гидроизоляционных системах
Каждый год проходим обучение в учебных центрах европейских и отечественных производителей материалов
⇒ Сделаем расчет сметы в течении суток
⇒ Гарантия на монтажные работы от 5 лет
⇒ Бесплатный выезд на объект и консультация инженера!
Оставьте заявку на сайте
Или звоните по телефону
Звонок по всей России бесплатный!
Пришлите проект нам на почту ⇒ stroi-sistemu@bk.ru
Тоннели относятся к строительным объектам повышенной сложности. При строительстве и гидроизоляции тоннелей необходимо учитывать давление грунта, влияние грунтовых вод и их колебаний, наличие агрессивной среды, загрязнений, подвижек грунта, постоянное статическое и переменное давление.
Требования к гидроизоляционным материалам и работам изложены в СП 120.13330, СП 122.13330 и ГОСТ 30547.
Необходимо сразу решить вопросы гидроизоляции, поскольку вода является одним из главных разрушающих факторов.
Наша компания выполняет экспертную оценку строительных технологий и гидроизоляции, мы готовы предложить оптимальные решения по гидроизоляции тоннелей после выполнения соответствующих исследований.
Если гидроизоляция объекта уже нарушена, перед началом работ необходимо провести тщательное исследование целостности конструкции в соответствии с требованиями ТБ.
Негативные факторы, которые необходимо учитывать при гидроизоляции тоннелей метро на схеме выше
Основные типы тоннелей:
- автотранспортные;
- железнодорожные;
- тоннели метрополитена;
- подземные переходы;
- коммунальные и гидротехнические.
Различные технологии обеспечивают разные уровни влагозащиты. Автомобильный или железнодорожный тоннель, пешеходные переходы и метро должны иметь максимальный уровень гидроизоляции в соответствии с СНиП 32-04-97, СП 120.13330, когда появление влажных пятен, конденсата и капель влаги недопустимо.
При появлении признаков нарушения гидроизоляции в таких случаях незамедлительно выполняются ремонтные работы.
В гидротехнических тоннелях и коммунальных возможны пятна сырости, появление конденсата и капель влаги в зависимости от назначения тоннеля и класса гидроизоляции.
Для каждого типа объектов используются свои технологии, исходя из постоянных динамических и статических нагрузок тоннеля, наличия транспортного или пешеходного движения, амортизационных особенностей материалов, особенностей грунта и наличие грунтовых вод.
Виды дренажных систем для гидроизоляции тоннелей в зависимости от состояния грунта и давления воды
Система №1 на чертеже слева:
- Дренажные трубки засыпанные гравием
- Инверсионный дренаж гравием
- Система отвода воды — Sika® FlexoDrain
- Геотексиль или дренажные маты для выравнивания поверхности и обеспечения отвода воды
- Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan®
- Технологические люки для очистки и инспектирования
- Разделяющий слой
Дренаж грунтовых вод, нет защиты от колебаний уровня грунтовых вод
Система гидроизоляции №2 на чертеже справа:
- Дренажные трубки засыпанные гравием
- Зазор кольца тюбинга и сегментный шов (пространство для дренажа)
- Геотекстиль для защиты и выравнивания поверхности
- Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan®, защитная мембрана в зоне гидроизоляции и дренажа
- Технологические люки для инспектирования и очистки
Технология обводненного тоннеля, защита от колебаний уровня грунтовых вод.
Узел конструкции тоннелей:
- Грунтовые воды, текущие в дренажном канале без напора
- Нет скопления воды
- Sikaplan®WP дренажный угол
Конструктивный узел тоннелей вариант проекта:
- Грунтовые воды стекают в дренаж без давления
- Нет накопления воды
- Конструкция со свободным фланцем
Технологии гидроизоляции:
- Мембранная гидроизоляция. Современные методы использования мембран позволяют выполнить качественную гидроизоляцию без значительного утолщения бетонных конструкций. Рулонные мембранные материалы – наиболее востребованный материал в создании качественной гидроизоляции тоннелей.
- Гидроизоляция при помощи профилированной мембраны. Используются профилированные рулонные ПВХ материалы высокой прочности.
- Изоляция рулонной мембраной принята за основу при работе в глубоких тоннелях с высокими требованиями к сухости.
- Материалы для работы в тоннелях с автомобильным или железнодорожным движением должны соответствовать СП 120.13330, СП 122.13330.
- Вакуумные мембранные технологии. Используется фирменный гидроизоляционный пакет из нескольких мембранных слоев с полимерными наполнителями. Применяются для гидроизоляции транспортных тоннелей с высокой нагрузкой.
- Гидроизоляция при помощи наплавляемых материалов, битумных, рулонных. Это один из самых эффективных способов устранения угрозы размытия и протеканий на сравнительно небольшой глубине до 10 метров.
- Кроме рулонных наплавляемых материалов в тоннелях возможно использование замкнутых водонепроницаемых мембран. Используются материалы в соответствии с ГОСТ 30547–97, СП 120.13330.
- Использование напыляемых материалов, «жидкой резины» и полимеров в сочетании с мембранной технологией.
- На внешнюю и внутреннюю сторону конструкций напыляется специальный состав, увеличивающий гидроизоляционные свойства, закупоривающий стыки и места соединений конструкций.
- Данный метод обеспечивает максимальную изоляцию поверхностей и помогает избежать разрушения материалов, повышенной пористости бетонных конструкций в результате воздействия грунтовых вод и грунта. Напыление выполняется специальным оборудованием под высоким давлением.
Источник