- 15 самых красивых городов окруженных стенами в мире
- 1. Ло Мантанг. Верхний Мустанг, Непал
- 2. Джайсалмер. Раджастан, Индия
- 3. Иерусалим. Израиль
- 4. Каркассон. Франция
- 5. Квебек. Квебек, Канада
- 6. Картахена. Колумбия
- 7. Таллинн. Эстония
- 8. Айт Бенхадду. Марокко
- 9. Авила. Испания
- 10. Мдина. Мальта.
- 11. Древний город Фэнхуан. Китай
- 12. Самарканд. Узбекистан
- 13. Йезд. Иран
- 14. Аюттхая. Таиланд
- 15. Честер. Англия
- ГОРОД ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ
15 самых красивых городов окруженных стенами в мире
От Тибетского нагорья до Средней Азии и Римской Британии стены веками окружали и защищали людей. Вот одни из самых красивых городов-крепостей.
Многие древние города, обнесенные стеной, выросли и распространились далеко за пределы своих первоначальных границ или демонтировали городские стены, так что только остатки намекают на былую историю. Однако некоторые города по-прежнему окружены своими старыми стенами. Обнесенные стеной города обеспечивают непосредственную связь с древним или средневековым прошлым. Это прекрасные места, где можно увидеть историческую архитектуру, а также традиционный образ жизни.
Когда древние города, обнесенные стеной, еще заселены, они представляют собой особую проблему для специалистов по сохранению и туризму, поскольку необходимо сбалансировать устойчивое социально-экономическое развитие и сохранение наследия.
Вот одни из самых красивых и интересных городов-крепостей в мире.
1. Ло Мантанг. Верхний Мустанг, Непал
В отдаленном районе Мустанг в Непале, на южной окраине Тибетского плато и отделенном от холмов и равнин Непала могучими Гималаями, на высоте 3800 метров стоит обнесенный стеной город Ло Мантанг. Ло Мантанг был основан в 1380 году тибетским королем, и город оставался столицей независимого королевства Ло до 2008 года, когда он официально объединился с Непалом.
Расположенные на торговом пути Непал-Тибет, стены Ло Мантанга защищают его жителей от резких ветров Мустанга, которые с утра ежедневно поднимают песок и пыль. В пределах городских стен расположены тибетские буддийские монастыри, дома и магазины. За стенами простираются орошаемые сельхозугодья и бесплодные холмы и горы. Сегодня в Ло Мантанге и его окрестностях живет менее 2000 человек, и многие из них мигрируют на юг, чтобы пережить суровую зиму.
2. Джайсалмер. Раджастан, Индия
В Индии нет недостатка в обнесенных стенами крепостях, особенно в штате Раджастан, но Джайсалмер немного отличается. Город, окруженный стеной из песчаника в пустыне Тар на дальнем западе Раджастана, по-прежнему населен примерно четвертью жителей города. Издалека форт XII века выглядит точно так же, как замок из песка, который люди строят на пляже в детстве.
Внутри городских стен расположены дворцы и особняки (часто теперь музеи), королевские кенотафы и храмы. Есть также рестораны и отели. Инфраструктура обнесенного стеной города, особенно водоснабжение и канализация, находится в плачевном состоянии. Пребывание там может способствовать разрушению великолепного города, который сохранился веками.
3. Иерусалим. Израиль
Иерусалим является священным городом для трех основных мировых религий — ислама, иудаизма и христианства — и имеет подходящую святую, историческую и заряженную атмосферу. Хотя в современном Иерусалиме живет почти миллион человек, до конца 19 века весь город был окружен стенами, и теперь этот район известен как Старый город. Стены окружали город по крайней мере 1500 лет, но они были восстановлены и демонтированы в разные моменты истории.
Внутри старых городских стен находятся многие из наиболее важных достопримечательностей города, в том числе Храмовая гора, Стена Плача, Купол Скалы, Храм Гроба Господня и мечеть Аль-Акса. Старый город разделен на несколько отдельных мусульманских, христианских, еврейских и армянских кварталов, каждый со своей культурой, историей и эстетикой.
4. Каркассон. Франция
Город-крепость Каркассон, расположенный на вершине холма в регионе Окситания на юго-востоке Франции, восходит к римской эпохе, и к VI веку нашей эры. Однако крепостные стены и шпили, которые сегодня так очаровательны, в основном относятся к середине XIX века, которые были возведены вместо оригинальных стен, пришедших в упадок в 17 веке. Тем не менее, они являются отличными репродукциями и выдержали пару веков погодных условий. Наряду с Джайсалмером Каркассон является одним из последних оставшихся «живых фортов» в мире.
Посетители Каркассона могут полюбоваться видом на город и окружающую сельскую местность с крепостных валов на массивных стенах. В стенах также есть несколько архитектурных сокровищ, в том числе романско-готическая базилика Сен-Назер, бастид Сен-Луи 13-го века и Нотр-Дам-де-ла-Санте.
5. Квебек. Квебек, Канада
Укрепленные города-крепости — редкое зрелище в Северной Америке, и Квебек — единственный пример к северу от Мексики. Квебек, основанный в начале 17 века, является одним из старейших европейских городов Северной Америки. Стены защищали поселение в то время, когда французы и британцы боролись за контроль над Северной Америкой. Другие хорошо сохранившиеся крепости можно увидеть вокруг озера Эри, как на американской, так и на канадской сторонах границы, но они не заселены.
В разное время на территории обнесенного стеной города были построены различные сооружения: жилище Шамплена в начале 17 века, звездная цитадель в конце 18 века и доминирующий замок Фронтенак в конце 19 века. Хотя он не такой старый, как некоторые другие части обнесенного стеной города, замок возвышается над горизонтом и фактически является отелем, позволяющим посетителям воплотить в жизнь свои средневековые европейские фантазии прямо в Северной Америке.
6. Картахена. Колумбия
Карибский город Картахена был основан испанцами в 1530-х годах. Он превратился в крупный порт и привлек нежелательное внимание пиратов, ищущих золото, поэтому правительство построило стены вокруг города в 1561 году. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы полностью обезопасить укрепления, а тем временем Картахена подвергалась многочисленным нападениям.
7. Таллинн. Эстония
Старый центр Таллинна, столицы северной европейской балтийской страны Эстонии, окружен средневековыми городскими стенами, построенными между 13 и 14 веками. Хотя стены возводились поэтапно, к моменту завершения строительства город был одним из самых укрепленных в Северной Европе. Жители должны были серьезно и лично отнестись к защите своего города: каждый должен был нести караульную службу, а это означало явиться на службу в доспехах!
В наши дни сохранилась около половины первоначальных укреплений, в том числе около километра стены, 26 оборонительных башен и некоторые фрагменты ворот. Посетители могут прогуляться по частям стены и подняться на смотровую площадку с прекрасным видом на башни и шпили Таллинна
8. Айт Бенхадду. Марокко
Красивая земляная крепость Айт-Бен-Хадду находится в долине Оунила у подножия Атласских гор, на старом торговом пути между пустыней Сахара и Марракешем. Хотя поселение укреплялось с 11 века, самые старые сохранившиеся постройки датируются 17 веком. Внутри стен находятся дома, мечети, площади, кладбища и другие общественные здания. Здания примечательны своим геометрическим орнаментом, вырезанным и отпечатанным в глине.
9. Авила. Испания
Крепостные стены Авилы, к северо-западу от Мадрида, являются одними из самых целых и лучше всего сохранившихся в Европе. Город имеет древнее, доримское происхождение и, возможно, был укреплен даже тогда, но нынешние стены были построены для защиты от мавританского халифата на юге Испании между 11 и 14 веками. Они окружают город примерно на 2 километра и имеют толщину не менее 3 метров, а 88 регулярно установленных оборонительных башен добавляют драматизма.
10. Мдина. Мальта.
Когда-то столица Мальты, Мдина была полностью окружена стенами. Город был основан в 8 веке до н. э., и некоторые остатки стен, построенных в доисторический и римский периоды, все еще можно найти, хотя современные укрепления считаются датируемыми 8 веком. В то время Мальта находилась под властью Византии, и оборонительные сооружения, возможно, были построены против арабских захватчиков.
В настоящее время в городе, обнесенном стеной, проживает всего несколько сотен человек, и очень немногие транспортные средства допускаются внутрь. Несмотря на долгую историю Мдины, большая часть существующей сегодня архитектуры построена в нормандском романском стиле или в стиле барокко.
11. Древний город Фэнхуан. Китай
Древний город Фэнхуан в центральном Китае — хорошо сохранившийся город, который отражает традиционный дизайн и городское планирование Китая. Основанный в VII веке, Фэнхуан стал военным центром из-за своего стратегического положения между доминирующей ханьской областью Китая и районами проживания этнических меньшинств на юго-западе. Стены из красного кирпича окружают город, также они ограничены горами с одной стороны и рекой Туоцзян с другой, что усиливает безопасность города.
В отличие от многих других многовековых городов Китая, Фэнхуан никогда не был серьезно поврежден в результате войн или стихийных бедствий, поэтому старые части города сохраняют свой характер эпохи Мин и Цин. Внутри стен расположено более 200 хорошо сохранившихся домов, храмов, общественных помещений и пространств, улиц и переулков. Особенно привлекательны домики на сваях, возвышающиеся над рекой.
12. Самарканд. Узбекистан
На древнем шелковом пути, пролегавшем через Азию и Европу, город Самарканд в Узбекистане — один из старейших постоянно населенных городов Центральной Азии, датируемый по крайней мере VII веком до нашей эры. Его наиболее значительные и заметные события произошли во времена правления Тимуридов, в 14-15 веках. Долгую и значительную историю Самарканда можно увидеть повсюду в городе, с археологическими раскопками в разных местах, но наиболее впечатляющим является старый средневековый город. Стены 11-го века были в значительной степени разрушены, когда войска Российской империи захватили Самарканд в середине 19-го века, но сохранились их остатки, и планировка старого города все еще совпадает с этими стенами.
Самарканд включает в себя одни из лучших образцов центральноазиатской исламской архитектуры и дизайна и демонстрирует важность города как межкультурного центра на протяжении веков. Многочисленные гробницы, площади, исламские школы, мечети и другие сооружения остаются в хорошем состоянии, и многие из них украшены изысканной голубой и бирюзовой мозаикой.
13. Йезд. Иран
Йезд, расположенный в пустынях центрального Ирана, является важным центром персидской архитектуры и считается укрепленным с момента своего основания в 4 веке. По мере роста стратегического значения города росли и городские стены, долгое время служившие убежищем персидским династиям от волн захватчиков. Однако военная мощь оборонительных сооружений становилась все более бесполезной против современных методов ведения войны после широкого использования пороха, поскольку валы Йезда были спроектированы для защиты от метательного оружия, такого как стрелы и катапульты.
Хотя большинство жителей Йезда являются мусульманами, в городе также проживает значительное меньшинство зороастрийцев — доисламской религии Ирана. В Йезде можно увидеть зороастрийские храмы огня, а также мечети, выложенные синей плиткой, персидские сады, императорские гробницы и ветряные башни, предназначенные для поддержания воздушного потока через здания в жарком климате пустыни.
14. Аюттхая. Таиланд
Основанный в 1530 году, город Аюттхая когда-то был столицей Таиланда до основания Бангкока. Ограниченный с трех сторон рекой Лопбури, городские стены, рвы и каналы Аюттхая были построены на оставшейся стороне для защиты от нападений бирманских и кхмерских захватчиков. Город был заброшен, когда на него напали бирманцы в 1767 году, и столица переехала в Бангкок, но за пределами территории, обнесенной стенами, возник новый город. Части городских стен все еще видны сегодня и окружают исторический центр Аюттхая, полный храмов, ступ, монастырей, дворцов, садов и других построек, отражающих былую славу города.
15. Честер. Англия
Окруженный стеной кафедральный город Честер на северо-западе Англии был основан как римский город в 1 веке. То, что стало нынешним собором, было основано в 7 веке и позже превратилось в городские стены, чтобы защитить Честер от вторжения датчан. Отчасти благодаря неприступным стенам Честер был одним из самых последних городов Англии, завоеванными норманнами в XI веке, и даже сейчас он является одним из наиболее сохранившихся городов с крепостными стенами в Великобритании.
Источник
ГОРОД ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ
Титу-Куси отдал приказ: жрецов распятого бога доставить в священный город. И тут же шепнул на ухо одному из своих военачальников:
– По дороге искупай их. Клянусь лучезарным Инти, вторично они уже туда не попросятся.
Путь к горе Мачу-Пикчу лежал через горы, прорезанные сердитыми притоками Урубамбы.
И вот, прежде чем монахи покинули Виткос, сотни две воинов ушли по приказу инки в долины сердитых ручьев. За одну ночь они перегородили ущелья высокими перемычками. Ручьи бросились в атаку на дамбы, но прорваться через плотины им не удалось. Накапливая силу, ручьи разлились по верховьям.
Наутро монахи вышли в путь. Идти было на диво легко. По какой-то непостижимой причине, речки пересохли, обнажилось их каменистое, усеянное мокрой галькой ложе. Монахи бодро шагали по дну. Шагали и радовались. Господь облегчает им путь. Вот так же некогда он осушил Красное море, и Моисей смог посуху пройти из Египта в святую землю…
Внезапно могучая волна сбила их с ног. Где-то вверху воины раскидали дамбы, и плененные ручьи вырвались на свободу. Забыв о Моисее и о его исходе из Египта, монахи подобрали длинные полы и ринулись к берегу. Но бурный поток нес их вниз, к Урубамбе. Спасли их проводники.
На берег монахи выбрались, стуча зубами от холода. Мокрые и продрогшие, они добрались до священного города Мачу-Пикчу…
Право же нельзя было выбрать лучшее место для этой перуанской Лхасы [Лхасса – столица Тибета. До начала XX века доступ европейцам в Лхас-су был запрещен]. С трех сторон – с востока, севера и запада – город опетлен Урубамбой. Он сидит в этой узкой излучине, в самом ее центре, между двумя горами – острым пиком Уаяна-Пикчу и массивной, приземистой вершиной Мачу-Пикчу. Петля Урубамбы врезана в каменные бока этих гор. Врезана глубоко, на восемьсот – девятьсот метров, и стены этого грандиозного каньона круты и обрывисты. С севера, востока и запада штурмовать город могут только кондоры. И строители, заключив союз с тауантинсуйскими горными духами, решили, что нет никакого смысла со всех сторон окружать город стенами. Стену они воздвигли лишь на юге.
Но и здесь природа пришла им на помощь. Перемычка, соединяющая Мачу-Пикчу с Уаяна-Пикчу, – это лезвие выщербленной бритвы. С зубца на зубец вползает узкая тропа, кроме нее, других дорог нет.
За стеной эта перемычка расширяется. Но тауантинсуйские боги страх как не любили ровных и плоских мест. Расширив межгорную дамбу, они под крутым углом пристроили ее к подошве пика Уаяна-Пикчу, всхолмили ее огромными буграми и избороздили глубокими оврагами.
Справа и слева к этой, по перуанскому счету, почти плоской перемычке боги причленили боковые отроги Уаяна-Пикчу. Таким образом, с высоты птичьего полета перемычка в ее широкой части выглядела как арена огромного и со всех сторон замкнутого амфитеатра. На всех боковых склонах жители священного города насекли множество террас.
На самых нижних ступеньках этого естественного и искусственного амфитеатра и на буграх, и в оврагах межгорной перемычки «назло надменному соседу» и был заложен священный город. Или, точнее говоря, не заложен, а достроен. Первые храмы этого города воздвигли во времена Пачакути, когда в Эстремадуре еще не родился лихой свинопас Писарро и когда тауантинсуйцы считали, что нет на свете страны, могущественнее их солнечной империи.
На восточном откосе амфитеатра, вне стен города, лепились каменные домики черного люда и казарма местного гарнизона. Собственно город, его святая святых, располагался на трех буграх перемычки.
В Венеции, по пояс погруженной в воды Адриатики, каналы заменяют улицы. В священном же городе, разбросанном по кручам, вместо улиц были лестницы. Лестницы-проспекты и лестницы-переулки. Лестниц насчитывалось свыше сотни. Были очень странные лестницы, такие узкие, что на них не могли бы разминуться две кошки, были лестницы очень широкие с парапетами и балюстрадами.
Вдоль лестниц тянулись водоводы: холодная ключевая вода сбегала со склонов Мачу-Пикчу, наполняя городские бассейны.
Прямо под черным пиком Уаяна-Пикчу, чуть влево от этой мрачной горы, на высоком холме стоял (и стоит поныне) кремль священного города. К нему ведет самая главная, самая широкая и самая красивая лестница. Каждая ее ступенька – это брус светлого гранита. В холм врезано тринадцать нешироких террас, на террасах висячие сады. Этот холм – Интиуатана, гора Солнца.
Самая наисвятейшая святыня Интиуатаны – Камень солнца, грубо обтесанная гранитная плита с выступом в виде тупого зуба. К этому камню, говорили жрецы, привязано Солнце, и молитвы светлому богу Инти доходят прямо по назначению, если читают их под серым гранитным зубом.
Интиуатана застроена тесно. Тут и полукруглый храм Солнца, и дома, где живут Девы Солнца, и царское подворье – замок инки. Манко и Титу-Куси редко посещали священный город, но их дворец не пустовал. Здесь воспитывались дети его величества, здесь обитали длинноухие принцы крови из инкского рода.
Когда-то Манко вывел из Куско искуснейших тауантинсуйских каменщиков. До них уже многое было сделано во времена Пачакути. Каменная эстафета перешла в умелые руки. Кладки зданий Интиуатаны – чудо из чудес, только Кориканча может сравниться с каменными поэмами Интиуатаны. Особенно хорош полукруглый храм. В цоколе его лежат могучие гранитные плиты. Выше эти массивные блоки сменяются небольшими прямоугольными брусками, а по венцу в два ряда уложены с широкими зазорами светлые каменные плитки.
Главная лестница сбегает со склона Интиуатаны на Священную площадь. Этот небольшой пятачок – единственное ровное местечко в городе Солнца. В Священную площадь едва-едва удалось втиснуть два небольших храма – трехколонное святилище, посвященное предкам, и странное трехстенное здание с длинной каменной скамьей-лежанкой. Слева, под трехстенным храмом, – изящный полукруглый бастион, который одновременно служит и подпорной стеной.
От священного города Солнца невозможно оторвать глаз. Сказочно прекрасна эта россыпь светлых зданий на уступах черных гор, эти ласточкины гнезда на скалах, эти каскады каменных террас, эти лестницы-поднебесницы, врезанные в гранитную плоть города.
И какое-то неуловимое сходство есть у холма Интиуатана с холмом афинского Акрополя, и с керченской горой Митридата, и с капитолийским холмом Древнего Рима.
Неудивительно. Лучшие в мире зодчие создавали Интиуатану и Акрополь, Капитолий и храмы на Боспоре Киммерийском…
Кто же жил в священном городе? Только Девы Солнца, длинноухие кровники инки и жрецы были «прописаны» в городе Солнца. Солдаты, каменщики, садовники, повара жили вне городских стен, в восточном предместье. На Священную площадь, Главную лестницу и на холм Интиуатану они могли попасть лишь с дозволения верховного жреца или инки. Отцы города охотно наглухо бы закрыли перед «черным людом» единственные ворота в единственной городской стене, но тогда им пришлось бы самим строить дома, поить висячие сады и печь кукурузные лепешки.
А Девы Солнца, жрецы и длинноухие аристократы считали ниже своего достоинства трудиться в поте лица. Поэтому волей-неволей босоногие и «обычноухие» работяги допускались в священную часть священного города. Но жестокая казнь грозила всякому, кто переступал порог дома Дев Солнца.
Не мудрено, что бритых дьяволов Маркоса и Ортиса поселили в восточном предместье. Хуже и обиднее было, однако, другое. «Профессора колдовского искусства» – так монахи называли жрецов храма Солнца (а храм этот они окрестили «университетом идолопоклонства») – вместо того, чтобы склонить свои выи перед служителями истинного бога, открыто насмехались над ними.
Маркое и Ортис поспешили покинуть священный город и бежать в Виткос.
Августинцы возвратились в Виткос вне себя от гнева и ярости. Они охотно испепелили бы всех «профессоров колдовского искусства» и не оставили бы камня на камне от «университета идолопоклонства». Но близок локоть, да не укусишь – священный город был неуязвим, и жрецы храма Солнца по-прежнему предавались «бесовским радениям», и по-прежнему знойное перуанское солнце было накрепко привязано к жертвенному камню на вершине Ин-тиуатаны.
Маркое кипел от злобы. Он решил во что бы то ни стало отомстить служителям Солнца. И однажды он собрал с десяток крещеных индейцев и направился к одному затерянному в лесах храму. Добрые христиане, которых Маркое повел за собой в крестовый поход, на своих плечах несли вязанки хвороста. Маркое обложил этим хворостом храм. Вспыхнуло пламя, оно мгновенно охватило «дьявольское капище». Маркое гнусавил «Те Deum» – молитву, славящую милосердного и бесконечно терпимого христианского бога. Храм сгорел дотла.
Весь Виткос пришел в ярость. Масло в бушующее море влил мудрый, как змий, Ортис. По его просьбе инка вырвал Маркоса из рук разгневанных жрецов. Апостола-поджигателя высекли, но оставили в Вилькапампе.
Скажем в скобках, что осквернители христианских храмов на такую снисходительность рассчитывать не могли ни при каких обстоятельствах. Перуанский жрец, который осмелился бы поджечь католическую церковь, был бы немедленно четвертован или сожжен…
Источник