Гражданское общество фундамент рыночная экономика

Основа гражданского общества

Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни.

1) Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности – основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.

2) Социальной основой гражданского общества является так называемый «средний слой», который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя – доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость.

3) Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д. 4) Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии,

свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение. 5) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству – обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.

Читайте также:  Какую площадь вместе составляют стены школы если ее фундамент квадратной формы

Источник

Гражданское общество: понятие, характерные особенности, конституционно-правовые основы.

Известно, что общество образовалось вместе с появлением человека, на определенном этапе исторического развития стало государственно организованным. Однако не всегда в нем были элементы гражданского общества.

Такое общество (гражданское) с позиции самого широкого подхода, представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных субъектов. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, существуют не вертикальные, основанные на подчинении снизу, а горизонтальные отношения, предпосылкой которых являются конкуренция и взаимодействие между юридически свободными и равноправными субъектами. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и иные отношения.

Гражданскому обществу должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.

1. Важнейшим элементом гражданского общества является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в период ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Эти процессы были вызваны к жизни развитием товарно-денежных отношений, кризисом абсолютистских режимов, возникновением политических партий, представляющих интересы и потребности различных социальных групп.

Необходимо отметить и то, что свобода индивида органически связана с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. Именно частная собственность — важнейшая предпосылка хозяйственной и личной инициативы — необходимого фактора становления гражданского общества.

2. Принятие Конституции Беларуси 1994 г. можно рассматривать как этап развития и реализации идеи формирования гражданского общества и правовой государственности. Следует согласиться с выводом о том, что гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

3. Гражданское общество — это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственноговмешательства государства. Права, предоставленные гражданам, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Заметим, что в тоталитарном государстве общество, как определенный социальный организм, как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.

4. Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это — предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

5. Гражданское общество может функционировать в условиях рыночной экономики. В этой связи государство лишается функций хозяина с неограниченными полномочиями, оно берет на себя обязанности защищать и обеспечивать экономические права и свободы человека. Конституция закрепляет и законодательно обеспечивает свободу экономической деятельности, разнообразие и равноправие форм собственности и их равную правовую защиту.

Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. Рыночные отношения возможны только при наличии свободных субъектов — собственников. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.

Следовательно, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической, нравственной и правовой зрелости.

[1] Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. школа, 2004. – С. 56.

[2] Богданова, Н.А. Конституционное право. Общая часть. Учеб. пособие в 2-х частях. Ч. 1 / Н.А. Богданова. – М.: Изд-во «Юр. колледж МГУ», 1994. – С. 37.

[3] Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2005. – С. 213.

[4] Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. школа, 2004. – С. 37.

[5] Василевич, Г.А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич, А.В. Шавцова. – Минск: БГУ, 2006. – С. 86.

[6] Глухарева, Л.И. Права человека: учеб. пособие / Л.И. Глухарева. – М., 2002. – С. 46.

[7] Чиркин, В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2002. – № 2. – С. 11.

[8] Головко, А.А. Теоретические основы демократии / А.А. Головко. – Мн.: Право и экономика, 2004. – С. 82.

Источник

Гражданское общество фундамент рыночная экономика

(ответы в конце теста)

При выполнении заданий A1 — A20 выберите номера правильных ответов.

А1. Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества

А2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

А3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А) Климатические условия влияют на развитие общества.

Б) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Что отличает искусство от других форм культуры?

1) стремление получить истинное знание

2) использование художественных образов

3) опора на представления о добре и зле

4) отражение окружающего мира

А6. Верны ли следующие суждения о религии?

А) Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б) Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

А8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют

3) заработной платой

4) прожиточным минимумом

А9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1) мера стоимости

2) средство платежа

3) средство обмена

4) мировые деньги

А10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А) Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

А12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

1) организация совместного досуга

2) укрепление родственных связей

3) совместное ведение домашнего хозяйства

4) воспитание детей

А13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и способности человека.

Б) Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Что является признаком любого государства?

1) взимание налогов и сборов

2) демократический режим

3) разделение властей

4) федеративное устройство

А15. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?

1) президентская республика

2) авторитарная республика

3) унитарная монархия

4) конституционная монархия

А16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.

Б) Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. К гражданским (личным) правам человека относится право

2) на судебную защиту чести и достоинства

3) на социальное обеспечение по возрасту

4) на образование

А18. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

1) суверенная государственность

2) высшая юридическая сила

3) прямое действие

4) особый порядок принятия

А19. Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права

А20. Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?

А) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б) Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в указанном в тексте задания месте.

В1. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм.

Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.

1) дает возможность овладеть новым опытом

2) построена на замещении реальных предметов условными

3) имеет определенные мотивы и

4) ведет к усвоению предметных областей

В2. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом

3) нормы этикета

В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(1) (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Прочитайте текст. Проанализируйте данные социологического опроса и выполните задания В4 и В5.
Ответ необходимо давать в виде последовательности цифр без пробелов и знаков препинания (например, 123).

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса таковы:

— Проблемы, связанные с политической жизнью: 10%

— Коррупция и рост преступности: 10%

— Сокращение производства отечественных товаров: 20%

— Рост цен, безработица: 25%

— Недоступность качественного образования и медицинских услуг: 35%

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе соцопроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы.

2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.

3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.

4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.

5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

В5. Результаты опроса были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.

2) В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Источник

Оцените статью