- «Стена»: вспоминаем легендарный альбом Pink Floyd — в этом году ему исполнится 39 лет
- Идея «Стены»
- Критики и аудитория
- Интересные факты
- «Стена» в наши дни
- Pink Floyd «The Wall», 1979 г. — последний шедевр группы, хотя и не последний коммерчески успешный альбом
- «The Wall» — альбом, который разрушил Pink Floyd
«Стена»: вспоминаем легендарный альбом Pink Floyd — в этом году ему исполнится 39 лет
Сохранить и прочитать потом —
30 ноября 1979 года вышел легендарный альбом «The Wall» группы Pink Floyd — в этом году ему исполнится 39 лет. Это последний диск, записанный в классическом составе группы и 3-й самый продаваемый альбом в США (после Thriller Майкла Джексона и Their Greatest Hits (1971-1975) группы Eagles). Мы решили вспомнить интересные факты и историю легендарного альбома.
Идея «Стены»
The Wall — не просто собрание песен, а рок-опера, где все треки объединены общим сюжетом. Главный герой Пинк (написанный на основе черт бас-гитариста Роджера Уотерса и Сида Барретта, основателя группы, который к тому моменту уже покинул коллектив).
Идея для сюжета пришла к Уотерсу после инцидента на финальном шоу первого стадионного гастрольного тура группы In the Flesh Tour. Тогда Уотерс плюнул в группу особенно шумных фанатов. После этого он задумался о стене, которая отделяет исполнителя (которому в этой роли буквально «позволено все») от аудитории (той ее части, которая приходит на концерт развлечься и не готова разбираться в том, что до нее хочет донести музыкант).
Основной темой альбома стала добровольная изоляция человека. Ее он, словно стену, собственноручно собирает из кирпичиков, которые «подбрасывает» ему авторитарное общество и окружающие люди.
Первый подход Уотерса к «сценарию» альбома был очень автобиографичным. Из-за финансовых неприятностей новый диск нужно было выпустить как можно скорее, а проект Уотреса был самым масштабным за всю историю группы. Нанятый продюсер Боб Эзрин помог улучшить структуру альбома, избавился от биографичности и предложил поставить в центр сюжета Пинка — персонажа, который объединял в себе черты нескольких человек.
По сюжету Пинк превращает каждый элемент болезненного прошлого и настоящего в новый кирпичик своей «стены»: это и доминантная мать, и детство без отца (этот момент для Уотерса автобиографичен), и «отупляющая» образовательная система, и «наркотические эскапады» (а этот сюжет в большей степени ассоциируется с Сидом Барреттом).
В итоге из мрачной истории о нигилизме и бессмысленности существования, «Стена», усилиями своих создателей, превратилась в гимн поколения, пытающегося найти себя и смысл жизни в мире, который продолжает ощущать на себе последствия Второй Мировой.
Критики и аудитория
Интересно, что критики встретили альбом неоднозначно — кто-то посчитал его слишком китчевым собранием довольно очевидных, но навязчивых идей Уотерса.
Тем не менее, слушатели приняли альбом очень хорошо — он продержался в первой строчке чартов 15 недель. Уже в декабре 1979 года альбом стал «платиновым» в Великобритании, а в марте — в США. История всех рассудила — сейчас это один из самых продаваемых альбомов в Америке, второй по популярности альбом группы (после The Dark Side of the Moon), и постоянный участник рейтингов и топов «Величайших альбомов». За всю историю было продано более 30 млн копий.
Интересные факты
Рок-опера была настолько популярна, что в 1982 году ее адаптировали в киноформате — художественном фильме «Стена» режиссёра Алана Паркера. Главного героя Пинка сыграл музыкант Боб Гелдоф, лидер ирландской панк-рок группы The Boomtown Rats.
В фильме перемешаны игровые и анимационные эпизоды — последние сделал художник-карикатурист и аниматор Джеральд Скарф, и они его прославили. В фильме нет диалогов, и смысл аллегорическому видеоряду придают песни Pink Floyd (многие из которых немного изменили, чтобы они лучше служили этой цели).
Фильм состоит с большого количества образов, визуальных и сюжетных метафор, которые поддерживаются строчками из песен Pink Floyd. Самой известной песней из фильма стала «Another Brick in the Wall, Part II» — в официальный клип вошли некоторые сцены из фильма, а также анимационные вставки (знаменитый марш молотков, учитель и «мясорубка»), правда, в фильме они сопровождали другие музыкальные композиции.
На большом экране «Стену» ожидал успех. Несмотря на то, что в первый уикенд после релиза (в августе 1982 года) фильм демонстрировался только в одном кинотеатре США, он быстро завоевал популярность, и к 10 сентября занимал третью строчку в чартах после «Инопланетянина» Стивена Спилберга и драмы «Офицер и джентльмен» и в итоге заработал в прокате 22 миллиона долларов.
Для записи одного из одинаковых куплетов в сингле «Another Brick in the Wall, Part II» пригласили настоящий детский хор из школы Islington Green. Исполнение куплета записали на несколько дорожек и свели — так сложилось впечатление, что детей было на самом деле намного больше.
Учитель музыки в Islington Green отвела своих учеников в студию звукозаписи без разрешения директора школы. Однако из-за того, что песня получилась «скандальной», юным певцам запретили участвовать в записи видео или в телесъемках, посвященных «Стене». В итоге никаких «вещественных доказательств» того, что именно эти дети исполняли припев, не сохранилось.
Школе выплатили тысячу фунтов, сами же юные певцы никаких денег за свою работу не получили. В 2004 году участники хора (на этот момент уже взрослые) подали коллективный иск с требованием выплатить им роялти — иск, правда, не был удовлетворен.
Стена и фигура учителя
В поддержку альбома группа провела выездной тур The Wall Tour. Во время концертов группа использовала несколько необычных сценических решений, которые попали в историю.
Например, на сцене строили 12-метровую стену. В просветах стены разыгрывались сюжетные сцены, на остальное пространство транслировали анимацию. В конце стену разрушали.
Также во время концертов активно использовались образы из анимации — молотки и учителя, которых придумал Скарф. Устрашающая фигура учителя тоже появлялась на некоторых концертах.
Наверное, одно из самых известных исполнений альбома группы произошло в 1990 году в Берлине. Концерт The Wall Live in Berlin провели на Потсдамской площади — территории, которая совсем недавно была «ничейной землей» между Западным и Восточным Берлином.
Высота стены, которую возводили во время концерта, составила 25 метров — и в конце её разрушили до основания. В концерте приняли участие и другие музыканты — Шинейд О’Коннор, Брайан Адамс, Ван Моррисон, группа Scorpions и другие.
Подготовка к берлинскому концерту
В 2017 году канадская Opéra de Montréal поставила оперную версию «Стены». Роджеру Уотерсу идея превратить The Wall в оперу поначалу показалась просто кошмарной. Тем не менее, команде из Канады удалось убедить Уотерса в том, что этот проект — стоящий. По словам музыканта, он изменил свое мнение к проекту, после того, как услышал симфонические версии двух песен — «Another Brick in the Wall, Part II» и «Comfortably Numb». В интервью Rolling Stone Уотерс признался, что оригинальные рок-мотивы в симфонических версиях были серьезно переработаны, и эта новая версия оказалась по-настоящему волнующей.
Премьера оперы была встречена овациями. Правда сам Уотерс, очень высоко оценивающий работу Opéra de Montréal, подчеркивает, что результат скорее порадует любителей классической оперной музыки, а не фанатов рока и Pink Floyd.
«Стена» в наши дни
Роджер Уотерс продолжает концертную деятельность и сейчас — его тур The Wall Live, который длился с 2010 по 2013 год, стал на тот момент самым успешным туром соло-исполнителя (он собрал в общей сумме 459 миллионов долларов), обогнав Мадонну с ее шоу Sticky & Sweet ($407 млн). Современная версия шоу точно так же, как и раньше, обращается к антивоенным мотивам — по словам Уотерса, политический подтекст «Стены» с годами стал еще более очевидным:
«На мой взгляд, все песни выдержали испытание временем. Разумеется, сейчас я гораздо дальше от событий, которые описал в песне “Don’t Leave Me Now”. Все, что касается моих ранних отношений с женщинами, сейчас в прошлом. Но я все равно сопереживаю темам [которые поднимаются в этих песнях]. С другой стороны я осознал, что многие другие песни имеют намного более серьезное политическое значение, чем мне тогда казалось.
Эти песни не о маленьком Роджере, который потерял отца во Второй Мировой, они обо всех детях, которые потеряли своих отцов»
В новой версии концертного тура перед Уотерсом стояла задача превратить «Стену» в шоу, подходящее для демонстрации на больших стадионах и в парках. По словам музыканта, в этом есть некая ирония — ведь идея написать альбом появилась у него из-за раздражения от того, как вела себя многотысячная толпа на концертах Pink Floyd в семидесятых (по сравнению с более ранними, камерными концертами, где музыканты чувствовали единение со слушателями).
Тем не менее, в новой версии Уотерсу удалось «пробить стену» между исполнителем и аудиторией — и сделать так, чтобы каждый человек в огромной толпе мог почувствовать глубокую связь с музыкой и идеей The Wall. Кстати, песни с культового альбома можно будет услышать и в этом году — 29 и 31 августа 2018 года Роджер Уотерс дает концерты в Москве и Санкт-Петербурге в рамках нового гастрольного тура Us+Them.
Источник
Pink Floyd «The Wall», 1979 г. — последний шедевр группы, хотя и не последний коммерчески успешный альбом
Осенью 1978 года музыканты Pink Floyd приступили к записи альбома «The Wall» вчетвером, а через год, осенью 1979-го, они к финишу пришли уже втроем. Может быть, поэтому вторая пластинка этого шедеврального рок-музыкального произведения получилась менее интересной, чем первая?
Когда в 1980-м году мне рассказывал один мой друг о впечатлениях, которые вызвал у него незадолго до этого вышедший альбом Pink Floyd « The Wall », он выразился как-то неопределенно. По его словам, после прослушивания этого творения, которое тогда у нас мало еще кто слышал, как бы в душе образуется пустота. В смысле что играют и поют много (на целых два диска!), но такое ощущение, что ничего не услышал. То есть налицо отсутствие всякой музыкальной идеи.
Но с другой стороны он был от альбома в восторге. И это было странно – то вроде ничего не услышал, а то вроде альбом ему как бы понравился.
В общем, я понял только то, что «Флойды» записали что-то такое, что не влазит ни в какие рамки, и стал ждать, пока мне не подвернется случай услышать эту странно загадочную музыку собственными ушами.
И каково же было мое разочарование, когда, прослушав первую пластинку, я не обнаружил в альбоме ничего загадочного и ничего не влазящего в рамки того, что могли бы изобрести в музыкальной сфере Pink Floyd. Альбом получился типично «флойдовский» без всяких выкрутасов – не хуже и не лучше предыдущих трёх. «Флойды» вообще группа не веселая, по крайней мере, стала такой с начала 70-х, и поэтому кто-то, впервые ее послушавший, мог бы подумать, что в их музыке есть какая-то тайна.
На видео: концертное исполнение песен с альбома «The Wall» в 1980 или 1981 году. Тут после окончания второй минуты можно услышать трек «What Shall We Do Now?», который на студийную версию альбома не попал.
Но первая пластинка «Стены» меня, несмотря на разочарование, обрадовала. Конечно, брутальности в музыке стало больше, но музыкальные фишки, которыми она была наполнена, впечатляли. Группа своих возможностей ничуть не утратила.
А вот вторая пластинка мне не понравилась, кроме пары композиций. Что-то мне показалось, что «флойдовцы» переборщили с двойным альбомом, и на вторую пластинку не хватило пороху. Потом уже я узнал, что во время записи клавишник Ричард Райт разругался со своими коллегами и покинул группу. Впоследствии музыканты утверждали, что выгнали Райта за то, что он вообще ничего не захотел сочинять для альбома, а просто наигрывал на своем инструменте только те партии, которые придумали для него Уотерс и Гилмор.
Вот так и получается, что вторая пластинка получилась не такой живой, как первая. А может и не потому, но мне кажется, что без органа и синтезаторов Райта многие песни очень сильно «просели».
Но в целом альбом получился хорош, никакой пустоты в моей душе после его прослушивания не образовалось, и никакой чрезмерной таинственности я в нем не обнаружил. Просто классная «пинк-флойдовская» музыка, очередная новинка от матерых рок-музыкальных «всепропальщиков», сделанная на высшем уровне.
К сожалению, это был последний альбом, на котором Pink Floyd проявили все свои творческие способности и высшее музыкальное мастерство. В принципе, к нему по интересу несколько приблизился альбом 1987 года « A Momentary Lapse of Reason », но без наличия Уотерса никакой загадочности и сарказма тот альбом не проявил. Просто на нем есть целый ряд песен, которые так же неплохо сделаны, как и основная часть альбома «The Wall».
Также следует сказать, что по мотивам альбома «Пинк Флойды» записали два живых концерта, которые в 2000-м году они выпустили на альбоме « Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980–81 ». Этот альбом продемонстрировал концертное исполнение альбома «Стена», причем песни поданы в той же последовательности, что и на студийном альбоме, только разные песни были записаны в разные годы, и даже в совершенно разные дни.
Интересно, что на этих концертах принимал участие и второй гитарист, который играл немало соло-партий вместо Гилмора. На концертах 1980 года это был Сноуи Уайт, который тогда был участником группы «Thin Lizzy», а в 1981 году его сменил другой хороший гитарист Энди Робертс, который не был участником никакой группы, а записывал исключительно сольные пластинки.
Также некоторые партии бас-гитары на этих концертах исполнял и клавишник «Status Quo» Энди Баун, кстати, он же принимал участие в записи следующего альбома PF « The Final Cut » (1983 г.) в роли клавишника.
Да, и еще. Несмотря на то, что Ричард Райт был официально уволен из группы, но в записи всех этих концертов он все же принимал участие, но уже в качестве наемного, приглашенного музыканта.
В общем, концертное исполнение показало, что «Флойды» сильны не только в записи пластинок в студии, но и в исполнении их на концертах перед публикой. «Живая» реинкарнация «Стены» — это тоже шедевр, причем гораздо более интересный, так как только «живое» исполнение, по моему твердому убеждению, может раскрыть основную суть любой студийной пластинки, оставшуюся в студии за кадром.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ PINK FLOYD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Источник
«The Wall» — альбом, который разрушил Pink Floyd
41 год назад, 30 ноября 1979-го, Британская прогрессив-рок-группа Pink Floyd выпустила свой 11-й студийный альбом под названием «The Wall». В него вошли 26 треков, записанных на двух дисках, и он стал последним альбомом, который Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ник Мейсон и Ричард Райт записали вместе.
Годы гастролей по всему миру и некоторые финансовые трудности взяли своё, а эгомания одного из участников, Уотерса, во время записи «The Wall» только усложнила всё.
Порой рок-звёздам бывает сложно обуздать своё неконтролируемое эго и довольно часто распад групп из-за этого становится клише. Напряженные отношения между четырьмя участниками The Beatles, в частности, Джоном Ленноном и Полом Маккартни, как известно, привели к распаду группы в 1970 году. Конфликт между гитаристом Джонни Марром и вокалистом Моррисси привёл к тому, что Марр покинул The Smiths. И естественно нельзя забывать о The Eagles, которые распались из-за плохих отношений. Барабанщик группы Дон Хенли сказал, что группа воссоединится лишь «когда ад замерзнет».
К тому времени как Pink Floyd начали работать над «The Wall» напряжение нарастало уже годами. «The Dark Side of the Moon» , выпущенный в 1973-м привёл группу к славе, но участники группы долго ломали головы над созданием ещё одного, не менее успешного альбома.
Во время записи альбомов «Wish You Were Here» 75-го и «Animals» 77-го начались первые конфликты. Роджер Уотерс, басист и вокалист группы, взял на себя ответственность за «Wish You Were Here».
Он решил какие треки должны в него входить и по сути создал саму концепцию альбома, включая отчуждение, критику музыкальной индустрии и дань уважения бывшему товарищу по группе Сиду Барретту, который покинул группу в 1968 году из-за проблем с психическим здоровьем. Вопреки желанию гитариста Дэвида Гилмора, Уотерс забраковал песни «Raving and Drooling» и «Gotta Be Crazy».
Возможно чувствуя себя ограниченными из-за решений Уотерса, Ричард Райт и Дэвид Гилмор начали работу над сольными альбомами и в 1978-м Райт выпустил «Wet Dream», а Гилмор одноимённый альбом.
Следующим проектом группы стал как раз таки альбом «The Wall» и опять-таки руководил процессом его записи Уотерс. Частично он вдохновлялся печально известным инцидентом во время тура In the Flesh в поддержку альбома «Animals». Пребывая в раздражении от того, что ему казалось будто публика их не слушает, Уотерс буквально плюнул на толпу со сцены. Позже он размышлял о воздвижении стены между ним и фанатами и это, возможно, и стало основой альбома.
В июне 1978-го он представил остальным участникам группы 90-минутное демо, предложив две концепции: «Bricks in the Wall (Кирпичи в стене)» и «The Pros and Cons of Hitch Hiking (Плюсы и минусы автостопов)».
Участники Pink Floyd согласились записать альбом, посвященный первой идее. Суть заключалась в борьбе и изоляции рок-звёзд, а центральной фигурой стала сама группа. «The Pros and Cons of Hitch Hiking» позже стало названием сольного альбома Роджера.
Тот факт, что альбом был отчасти автобиографическим (он отображал историю Уотерса, а также бывшего участника группы Сида Барретта) вероятно, не особо помог. Стены символизировали защитные механизмы, которые Уотерс создал против тех, кто может причинить ему вред: родителей, учителей, жен и любовниц. В одних текстах речь идет о смерти отца, в других — о неверности.
И хотя у Гилмора тоже были идеи касаемо альбома, практически ни одна из них так и не была реализована. Уотерс действительно согласился включить фрагменты демок, связанных с сольными проектами Гилмора, но в итоге получилось лишь 3 совместных проекта: «Run Like Hell» , «Young Lust» и «Comfortably Numb» . Барабанщик группы Ник Мейсон и клавишник Ричард Райт можно сказать и не участвовали в написании альбома. В треке «Mother» Уотерс даже заменил Мэйсона барабанщиком группы Toto, Джеффом Поркаро.
Сейчас «The Wall» по праву считается одним из величайших альбомов в истории рока, но это последний совместный альбом Pink Floyd.
Клавишник Ричард Райт покинул группу, вернувшись лишь в качестве наемного помощника во время туров в 1980 и 1981 годах. Без него Pink Floyd в 1983-м записали «The Final Cut». В конце концов и Уотерс решил уйти, а в 1985-м даже подал в суд на Гилмора и Мэйсона, пытаясь помешать им вновь использовать название группы.
Уотерс проиграл, а остальные записали ещё несколько альбомов: «A Momentary Lapse of Reason» в 1987-м, «The Division Bell» в 1994-м и «The Endless River» относительно недавно, в 2014-м, но ни один из них не может сравниться с успехом «The Wall».
История его создания в принципе отображает то, с чем сталкивались и продолжают сталкиваться многие рок-группы: творческое напряжение и противоречивые взгляды могут ухудшить отношения между участниками группы, но к счастью Pink Floyd смогли на время разобраться со своими демонами и записать последний шедевр.
Источник