Хороший учебник фундамент хорошего преподавания кому принадлежат
28 марта в Институте Пушкина состоялся научно-практический семинар «Учебник РКИ: традиции и современность».
Ведущие теоретики и практики научно-педагогического направления «Русский как иностранный» – профессор РУДН Серафима Хавронина, профессора Института Пушкина Лилия Вохмина и Ирина Орехова – поделились своим видением, каким должен быть новый учебник по русскому языка как иностранному.
Открыла семинар Ирина Александровна Орехова.
– Время идет и диктует новые требования и новые направления. Если раньше мы говорили, что учебник успешно функционирует 5-7 лет, то в наше время этот срок существенно сокращается: время спрессовано, появляются новые реалии.
Написать учебник очень сложно, нужно учитывать множество факторов: уровень владения языком адресата, возраст, язык посредника, родной язык и многое другое.
Учебник на начальном этапе я бы сравнила с хорошим медицинским стационаром, когда все разложено по полочкам, все в режиме, и отступать от него нельзя.
А когда мы пишем учебник для более высоких уровней, наступает относительная свобода. Мой опыт написания учебника для Института Гумбольдта показывает, что одним из принципов должна быть избыточность материалов, потому что мы, преподаватели РКИ, начинаем каждый год заново, не зная заранее особенности студентов. Поэтому моя идея – избыточность материалов, чтобы преподаватель сам решал: с десятого упражнения начинать или с первого».
Сегодня у нас в гостях известные люди, живые классики – Серафима Хавронина и Лилия Вохмина. Прошу вас внимательно их послушать и потом задать вопросы в форме свободной дискуссии.
Практика – критерий истинности
Профессор РУДН Серафима Хавронина сравнила учебник с океаном или морем, о котором можно говорить очень долго.
– Можно вспомнить историю создания первых учебников по РКИ, как развивался учебник, как создавалась его теория. Кстати, она создавалась здесь, в Институте Пушкина, в специальном секторе, где работали и практики, и теоретики методики.
Вот у нас в РУДН на подготовительном отделении, предположим, восемь групп инженеров. Они все разные, потому что в них учатся представители разных мировых регионов. Из Китая, Кореи, Вьетнама – это один тип учащихся. У них другие традиции воспитания и образования, чем, скажем, у арабов, которые учатся в соседней группе. Они выросли в такой культуре, где их приучили зубрить, особенно не вникая в смысл, где высоко ценится буквальное знание текста. С такой аудиторией надо работать по-особенному, для нее нужны специальные материалы. Арабская аудитория – другой психотип, который тоже нужно учитывать при создании учебника. Для разных категорий учащихся нужны разные материалы.
Перейдем к этапам обучения. Начальный этап очень хорошо изучен, над ним работали армии преподавателей на разных курсах. Где бы ни начинали учиться иностранные учащиеся, все они проходят один и тот же лексический и синтаксический минимум. Для этого этапа создано много учебников: «Дорога в Россию», «Приглашение в Россию», «Жили-были», «Поехали», «Русский язык – мой друг». Список можно продолжать долго, и что можно сказать о них? Каждый учебник работает только там, где он написан, им хорошо пользуются авторы и кафедры, на которых авторы работают. Потому что этот учебник обобщил опыт преподавания коллектива, мысли, поиски, находки, интересные тексты.
У нас на подготовительном факультете четыре подкафедры: для будущих медиков, агрономов, инженеров, гуманитариев, и все они работают по своим учебникам. Это наше достижение или наша беда? Может быть, должен быть решен вопрос об универсальном учебнике? Чтобы в учебнике был стержень, необходимый для всех начинающих изучать русский язык. А потом создать приложение к нему с особыми текстами, темами. Это вопрос…
Я сейчас говорили о начальном этапе. На последующих этапах начинаются проблемы. Средний этап соотносится с первым сертификационным уровнем. Заканчивается первый год обучения. Какие добротные учебники мы можем назвать на этом уровне?
Наша методика зарождалась и развивалась как теория и практика преподавания языка студентам-иностранцам. Потом стали появляться другие категории учащихся: краткосрочные курсы, деловой русский и так далее. Но до сих пор мы пишем учебники для студентов.
Средний этап – после того, как заложены основы – всегда учитывает то, что мы работаем со студентами: им нужно через несколько месяцев идти на факультеты, слушать лекции по предметам, читать литературу. На этом этапе мощный принцип организации учебного процесса – это учет особенностей языка будущей специальности учащегося. В группах с инженерами постепенно вводят практику текстов, связанных с физикой, в медицинские – тексты о клетках и так далее. Может ли для этого этапа быть единый учебник? Недавно защитила диссертацию А.В. Величко, и она в своей статье ставила вопрос об универсальном учебнике для среднего этапа обучения с приложениями по специальности.
Хороший учебник не может быть написан одним или двумя авторами. Хороший учебник может быть написан только коллективом опытных филологов, лингводидактов, методистов, понимающих, что есть русский язык и РКИ.
Этот коллектив должен быть в состоянии выработать концепцию учебников. У меня есть рецензия на учебник Н.А. Лобановой и И.П. Слесаревой «Учебник русского языка для иностранных студентов филологов», и у них в предисловии представлено шесть задач, для которых служит учебник. Это продуманная концепция, и учебник выдержал уже пять или шесть изданий. Но это учебник не для всех, а именно для студентов-филологов, которые будут специализироваться в области русского языка. Он свою миссию вполне выполнял и выполняет. Но эти шесть пунктов говорят о многом.
Мы начали преподавать русский язык в РУДН в 1960 году. К нам приехали отовсюду, со всех континентов приехали учащиеся, которые совсем не знали русский язык. Кто-то знал пять слов, а в основном, надо было работать с нулевиками. До этого не было никаких материалов. Работала кафедра русского языка в МГУ имени М.В. Ломоносова, но туда приезжали из стран народной демократии (Болгария, Венгрия, Польша и другие) те, кто в школе учил русский, умел читать, не надо было обучать алфавиту, для них совсем другие учебные материалы создавались.
А в РУДН не было никаких материалов, с которыми можно было бы работать. Первый год прошел в поисках. Кафедра была огромная, на ней работало около 200 человек, и ее разделили на группы: кто-то делал фонетические упражнения, кто-то письменные… Тогда не было техники, и мы печатали эти упражнения на папиросной бумаге. Второй год показал, что пойдет, а что нет. К концу третьего года у нас уже был материал, который был издан в твердой обложке.
Я начала свой разговор с того, что все, что от практики – работает. Апробация шла во всех аудиториях нашего факультета, и преподаватели не стеснялись нам высказывать пожелания, замечания. Вспомним философию: практика – критерий истинности.
Нужны творческие авторы
Завершило семинар выступление профессора Института Пушкина Лилии Вохминой.
– Итак, друзья, вы видели Серафиму Алексеевну, которая в прекрасной форме. Вы будете рассказывать своим ученикам об этой встрече.
Сегодняшняя тема интересует всех: и преподавателей, и студентов. Но сегодня на конференциях и семинарах – обсуждают не упражнения и не учебники, а новые компетенции, это любимое слово всех диссертаций. Современные ученые насчитывают нам уже до 40 компетенций! Конечно, нужны компетенции, но не 40! Поэтому тема учебников – замечательная.
Что такое учебник в современном понимании? Это основное учебное средство. Но раньше была книга, а сейчас учебное средство может быть представлено в самом разном виде. У меня идет работа над учебником по русскому языку для Словакии, он будет представлен в электронном виде, и во многом это прекрасно, потому что помогает комбинировать учебный материал, привлекать в него совсем новые средства. Это огромная возможность при четкой продуманности содержания.
Но значит ли это, что мы можем отказаться от бумажных учебников? Нет.
Теперь вопрос: существует ли идеальный учебник? Сразу же полный ответ: не существует, как нет одинаковых учеников у людей, нет одинаковых классов. Когда меня спрашивают: «Чего ты готовишься к уроку, у тебя же столько лет практики!» Да, я готовлюсь к уроку каждый раз, потому что у меня каждый раз новый класс, и значит, это будет новый урок!
Сейчас мы говорим об учебнике как об учебном средстве, который помогает формировать коммуникативную компетенцию, то есть способность использовать единицы языка для решения собственных коммуникативных задач в условиях речевой ситуации.
Бывают специализированные учебники – по грамматике, лексике, фонетике, и учебники общего типа. Наиболее разработаны специализированные учебники, поэтому неслучайно учебник Серафимы Алексеевны будет жить всегда. Когда я была на праздновании 50-летия со даты издания учебника, пришли поздравительные телеграммы из Индии, Вьетнама, Англии, стран Европы. Все благодарили Серафиму Алексеевну.
Были прекрасные учебники по грамматике, фонетике. Учебников много (например, О.И. Глазуновой, Е.Р. Ласкаревой), много работ по деловому русскому языку. Жаль, что очень хороший учебник по деловому русскому языку издан только в Америке, потому что это один из лучших учебников по деловой речи.
А что такое хороший учебник общего типа? Учебник должен быть грамотно методически организован, отвечать разным требованиям, должен быть интересным, упражнения должны быть в определенной группировке, от простого к сложному. Все должно быть очень хорошо, и ошибок в нем быть не должно.
От чего же зависит создание хорошего учебника? Главное – кто его пишет, каков интеллектуальный и творческих потенциал авторов. У нас в Институте Пушкина было два сектора: сектор теории учебника под руководством Артема Арутюнова и школьный сектор Марка Вятютнева.
Коллеги, вы должны знать, кто такой Марк Николаевич Вятютнев. Это был творческий человек, талантливейший импровизатор. Много гостей приезжало на его выступления. Но он был строг к нам, собравшимся вокруг него.
Нас учили адаптировать тексты так, чтобы это было интересно. Вопрос: можно ли адаптировать классиков? Если это делает человек с плохим вкусом, то нет. Но возьмите текст, который сделала Э.Ю. Сосенко с «Барышней-крестьянкой» для уровня B2 – очень тонко и бережно сделанная адаптация самого Пушкина.
Марк Николаевич был человек творческий, и в результате получились очень интересные и красивые учебники.
Артем Рубенович Арутюнов – был глубочайший теоретик, который в совершенстве владел иностранными языками. Его теоретические работы невозможно игнорировать.
Поэтому сегодня, прежде чем приглашать авторов, нужно проверять их творческий , когда и сегодня пишешь научные работы по учебниковедению.
Как найти хороших авторов? Можно провести тест: пусть кандидат сделает адаптацию текста для определенного этапа и возраста, пусть напишет интересный диалог, имея в запасе минимальный запас слов, пусть объяснит простыми словами сложные грамматические явления. Если мы хотим завоевать место лидеров по методике преподавания русского языка в мире, то должны выдавать высококлассные учебники, творческие, профессиональные. Мы сможем завоевать мир, если он будет формировать коммуникативную компетенцию, которая рождается в процессе речи. А речь возникает только тогда, когда у тебя рождается вопрос, когда тебе хочется что-то сказать.
У меня хорошее ощущение будущего. Желание и специалисты есть, поэтому, коллеги, вперед к хорошему учебнику!
О нас
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
Источник
Хороший учебник фундамент хорошего преподавания кому принадлежат
1. Установите соответствие.
Категории дидактики
Определение (характеристика)
а) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется воспитание
и развитие детей
2. Процесс обучения
б) Область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения
3. Методы обучения
в) Способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога по вооружению обучаемых ЗУН, их воспитанию в процессе обучения
2. Установите соответствие.
Категории дидактики
Определение (характеристика)
1. Навыки
а) Умение успешно выполнять действия на основе приобретенных знаний
2. Умственное развитие
б) многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых и аналогичных условиях
3. Учебная деятельность
в) совокупность количественных и качественных изменений происходящих в мыслительной деятельности ребенка по мере обогащения опытом, с возрастом и под влиянием воспитательных воздействий
г) самостоятельная деятельность ребенка по усвоению ЗУН и способов действий.
3. Дополните. Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского .
4. Установите соответствие.
Категории дидактики
Определение (характеристика)
1. Содержание образования
а) Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса
б) Система ЗУН, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности
3. Принципы обучения
в) Особенности объединения педагогом детей для организации занятий
г) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого дети активно овладевают ЗУН; осуществляется воспитание и развитие детей
5. Установите соответствие.
Категории дидактики
Определение (характеристика)
1. Формы организации обучения
а) Возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями
2. Умственное воспитание
б) Многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях
в) Особенности объединения педагогом детей для организации занятий, в ходе которых и совершенствуется учебно-воспитательный процесс
г) Целенаправленное воздействие на развитие активной мыслительной деятельности детей
6. Выберите правильный ответ.
Существуют различные подходы к классификации методов:
а) методы по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;
б) методы по источнику знаний;
в) методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.
К какому из них относятся словесные, наглядные и практические методы?
7. Укажите правильное определение сути проблемного обучения (по М.И. Махмутову):
а) проблема развития инициативы, творчества детей;
б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;
в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.
8. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы?
а) Методы по логике передачи и восприятия информации.
б) Методы по степени управления учебной работой.
в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
9. Дополните. К методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями относятся .
10. При каких условиях учитель может использовать только словесные методы?
а) Учитель хорошо владеет словесными методами.
б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.
в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.
11. При каких особенностях учащихся рационально применять репродуктивные методы?
а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.
б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,
в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.
12. Дополните. К методам стимулирования интереса к учению относятся .
13. Дополните. Совокупность методов, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, его разделов, называется .
14. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:
15. Автором знаменитого высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:
16. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:
17. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:
18. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности – сформулировал и раскрыл:
19. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:
20. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:
21. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:
22. Основоположником теории формального образования является:
23. Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:
а) теории материального образования;
б) теории дидактического формализма;
в) теории дидактического утилитаризма;
г) проблемно-комплексной теории.
24. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:
а) форма организации обучения;
б) метод обучения;
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
25. Классно-урочная система обучения – это:
а) метод обучения;
б) организационная форма обучения;
в) средство обучения;
г) разновидность лекции.
26. Основы классно-урочной системы заложил:
27. Заполнить пропуски:
«Золотым правилом дидактики» назвал принцип………… выдающийся педагог………..в произведении……………….
28. Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется………………………..
29. Дидактика тесно связана с другими науками………………………………………………
30. Установите соответствие:
Функции, виды, методы проверки
1. Функции проверки
а) текущая, итоговая, контрольная, инспекторская
2. Виды проверки
б) текущее наблюдение, письменная проверка, практическая проверка
3. Методы проверки
в) систематичность, всесторонность, объективность, познавательность, дифференцированность, интерес и полезность.
31. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ.
а) по дидактическим целям;
б) по расположению элементов урока;
в) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
г) по количеству структурных частей.
д) по деятельности учителя.
32. Какие уроки относятся к нестандартным?
1) комбинированный урок;
4) урок – кроссворд;
5) урок повторения;
6) урок – викторина.
33. Какие уроки относятся к вспомогательным формам обучения
1) комбинированный урок;
3) интегрированный урок;
6) контрольный урок;
7) урок – исследование;
34. Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения:
1) цель обучения;
2) уровень, которого необходимо достигнуть;
3) уровень мотивации обучения;
4) реализация принципов, закономерностей обучения;
5) объем требований и содержания, который необходимо реализовать;
6) количество и сложность учебного материала;
7) уровень подготовленности учащихся;
8) активность, интерес учащихся;
10) работоспособность учащихся;
11) сформированность учебных навыков;
12) учебная тренированность и выносливость ;
13) время обучения;
14) материально-технические условия обучения;
15) организационные условия обучения;
16) применения методов на предыдущих уроках;
17) тип и структура занятия;
18) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда;
19) количество учащихся в классе;
20) уровень подготовленности педагога.
35. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?
1) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе.
2) Да, лишь отдельные методы, такие, например, как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.
3) Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.
4) Методы – это пути (способы) достижения цели, никаких других функций они не выполняют.
5) Побуждение к учению – побочная функция всех методов.
36. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
4) связи теории с практикой;
5) систематичности и последовательности.
37. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос: почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения»?
1. Сознательности и активности.
4. Связи теории с практикой.
38. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа? Найдите правильный ответ.
1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.
2. Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
39. Раскройте этапы подготовки учителя к уроку:
40. Зачет, как метод обучения, относится к методам
в) учебно-творческого выражения;
d) усвоения воспроизведения.
41. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия :
а) диагностика урока;
в) проектирование урока;
с) структура урока;
d) прогнозирование урока.
42. Наглядность является
а) методом формирования познания;
в) приемом воспитания;
с) дидактическим принципом;
d) методом обучения.
43. Систематичность и последовательность являются
а) методом стимулирования;
в) методом воспитания;
с) приемом обучения;
d) дидактическим принципом.
44. В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с
а) дидактическим методом;
в) дидактическим принципом;
с) дидактической формой;
d) дидактическим замыслом.
45. Оценка различных вариантом проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:
а) прогнозирование урока;
в) диагностика урока;
с) планирование урока;
d) структура урока.
46. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату
47. Перечислите виды обучения:
48. Кому принадлежат слова:
«Хороший учебник – фундамент хорошего преподавания»
49. Установите соответствие:
Документы, определяющие содержание образования
- Учебник
- Учебная программа
- Учебный план
- Образовательный стандарт
а) Федеральный нормативный документ, определяющий минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учеников.
б) Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределения по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на изучение каждого учебного предмета и в связи с этим структуру учебного года.
в) Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.
г) нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися по каждому учебному предмету.
50. Раскройте структуру учебной программы:
Ответы на экзаменационные тесты
- 1б, 2а, 3в
- 1б, 2в, 3г
- «Великая дидактика»
- 1б, 2г, 3а,
- 1в, 2г, 3а
- б
- б
- а
- репродуктивные и проблемно-поисковые
- а
- а
- познавательные игры, учебные дискуссии
- методика
- б
- а
- г
- а
- а
- б
- а
- г
- в
- б
- б
- б
- а
- наглядности, Коменский, «Великая дидактика»
- в учебных планах, в учебных программах
- психологией, педагогической психологией, социологией, физиологией, этнопедагогикой.
- 1в, 2а, 3б
- 2
- 2, 3, 4, 6
- 2, 4, 5, 8
- 1, 2, 3, 4, 5. 7, 8
- 1
- 3
- 1
- 1
- диагностика, прогнозирование, проектирование
- д
- с
- с
- д
- в
- с
- с
- традиционное, программированное, личностно-ориентированное, проблемное, развивающее
- Ушинский К.Д.
- 1в, 2г, 3б, 4а
- объяснительная, содержание образования, методические указания.
Источник