Христианство как фундамент всего уклада

Христианство как фундамент всего уклада средневековой жизни

Средневековая культура Западной Европы

Средневековая культура

Средние века в истории Западной Европы обычноделят на следующие этапы:

• ранний (V — IXвека);

• зрелый или классический (X — XIIIвека);

• поздний (XIV — XVI века). С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феода­лизму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспри­нималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями, кровавыми войнами и страстями. Она ассоции­ровалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или прова­лом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и ра­достного. Причем созданию образа «темного Средневековья» во многом способствовали представители как данной эпохи, так и эпохи Возрождения.

Возникновение нового, западного мира было обусловлено:

• распадом Западной Римской империи (V век);

• Великим переселением народов, или нашествием варварских племен — готов, франков, алеманнов и т. д.

С IV — IX веков произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками — разрушениями, насилием и жестоко­стью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации.

В социальном развитииглавным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений.Это стало прямым следствием отмены рабства. Уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XIIвеке появ­ляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Христианство,провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, мно­гое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства явля­ются Вера, Надежда и Любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает Любовь, которая означает, прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христиан­ская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гоня­щих вас».

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и про­стой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргу­ментов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве оз­начает идею спасения.

Спасения удостоятся те, кто строго следует заповедям Хри­ста.В числе заповедей подавление гордыни и алчности, яв­ляющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать ро­дителей, и многие другие нравственные нормы и законы, со­блюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Одна из важных черт средневековой культуры состоит как разн возникновении в ней вполне определенныхсубкультур, вызван­ных строгим делением общества на три сословия:

Духовенствосчиталось высшим сословием, оно подразделялось на белое — священство — и черное монашество. В его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхож­дения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами.

Бенедикт Нурсийский — основатель Бенедиктинского ордена — выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богат­ству, высоко ценил физический труд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианско­го милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма вы­сокоценили образованность, поощряли не только физический,но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский — основатель Францискан­ского ордена, ордена нищенствующих монахов — призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, то есть применения силы, а это противоречит нравственным прин­ципам христианства. Он видел идеал полной бедности и безза­ботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия,выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от при­теснений, поддержанию веры и Церкви и т. д.

Подобно монашеским, в средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму кресто­вых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и цен­ностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских тур­нирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Глав­ными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу иблагородная любовь к Прекрасной Даме.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие,куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от
культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохра­нялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «боже­ственное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, свое­образие которой по-особому ярко проявлялось во время народ­ных праздников и карнавалов, когда бурлящие потоки всеобще­го веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого.

Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и нау­ку. Высшей средневековой наукой была теология, илибогосло­вие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее разви­тии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и даже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименова­ние схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но «школьное» освоение уже на­копленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу: благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более ра­циональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доми­никанец Фома Аквинский (XIIIвек), который разработал хри­стианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести филосо­фию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и само­ценность науки в целом, и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII век), который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основопо­ложником современной науки и философии.

Еще более значительных успехов в средние века достигла ху­дожественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Христианство, как основа средневековой культуры

Христианствоявляется важной составляющей западно-европейского Средневековья. Оно явилось новой системой ценностей и основой мировоззрения.

Христианское вероучение возникло как ответвление иудаизма и сложилось в I тыс. н. э. на территории Иудеи. Факторами для формирования нового религиозного направления послужила иудаистская вера в мессию – спасителя, способного избавить народ иудейский от рабства и угнетения. Также этому способствовала разобщенность евреев и большие налоги, установленные Римом.

Привлекательность новой религии заключалась в том, что моральный аспект христианского учения сосредоточен на покаянии и избавлении от греха, и такое освобождение от греха возможно для всех – не только для евреев. В учении Христа содержится принцип воздаяния. Истинным руководством к действию должен служить закон любви. Основные идеи христианского вероучения отражены в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Суть христианства изложена в 12 пунктах «Символа Веры», принятого на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах. Первый Вселенский собор постановил: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». Второй собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

В центр мироздания христианство поставило единого Бога, не создателя, а творца всего мироздания. По христианскому учению Бог есть любовь, и мы Им живем, движемся и существуем. Любовь Бога к человеку носит всеобъемлющий характер. Бог не делает человеку зла. Зло – результат «первородного греха» и неправедной жизни человека.

Согласно христианскому учению, центральной пружиной исторического процесса является «первородный грех» и его фатальные последствия – унаследованная человечеством всеобщая греховность и смертность индивида. Целью жизни человека является спасение, преодоление этих последствий. Достигается спасение каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Намеченные Библией и апостолами Иисуса Христа христианские идеи получают свое дальнейшее развитие в трудах отцов церкви, среди которых необходимо выделить Августина Блаженного. Свои идеи Августин излагает в своем труде «О граде Божьем». Он дополняет христианское учение идеей о предопределении. Человек, по его мнению, не свободен. Все от Бога. Даже вера – дар Бога.

Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)

Как мы уже говорили, в средневековой культуре принято выделять три главных структурных сословных элемента: культуру трудящихся – профанную или народную культуру, культуру воюющих – рыцарскую культуру и культуру молящихся – религиозно-монастырскую культуру.

Религиозно-монастырская культура. Христианизация варваров, расселившихся по территории Западной Европы, осуществлялась на протяжении V–IX вв. христианами-проповедниками и христианскими общинами, сформировавшимися в Древнем Риме. К началу средних веков существовало V наиболее крупных общин: Римская, Александрийская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская. Во главе каждой из этих общин стояли патриархи. В Западной Европе наиболее авторитетной и многочисленной была римская община. Во времена империи римской общиной управляла коллегия епископов. Самым известным римским епископом был апостол Петр, распятый римскими властями (на месте его распятия сегодня возвышается собор Святого Петра в Риме). Патриарх римский Лев 1 Великий получил титул Папы Римского католической церкви за духовный подвиг организации военного сопротивления жителей города Рима войскам наступающих варваров и организации продовольственного снабжения Рима в условиях военной осады: в 452 г. – от гуннов с Атиллой и в 455 г. от вандалов с Гейзерихом.

Монашество возникло после того, как христианская церковь была признана Римом в качестве официальной религии в IV–V вв. Монахи искали одиночества как способа избегнуть общественных искушений и мирских забот, а также как способа протеста против общественного признания христианской церкви, ставшей благополучной и иерархически выстроенной.

Западное монашество опиралось на идеи апостола Павла о том, что «человек не связанный земными узами, открыт узам Христианской веры», а также на проповеди Иисуса о том, что «в Царствие Божьем не женятся, не выходят замуж; не вступившие в брак станут свидетелями Царствия Небесного».

Монахи играли определенную роль в поддержании самой веры. Монахи проповедовали религию более внутреннюю, более личную, в большей степени соответствующую требованиям нравственности. Их личный пример должен был способствовать обращению согрешившего человека к раскаянию и исповеди. Также в сфере монашеской жизни складываются основные идеалы христианства, дающие «четкое направление к цели вечного спасения». Такими идеалами являлись: бедность – по сути, идеал бедности – это идеал свободы, независимости, отказ от стремления к присвоению чужой собственности, который выражался в миротворчестве, добровольном пацифизме тех, кто не хотел в порочный круг насилия (паломники, монахи, клирики, кающиеся грешники); целомудрие – обет целомудрия возник только в XI–XII вв. и его сущность заключалась не в борьбе с искушением, а в том, как удалиться от причины искушения; жизнь в молитве – молитва позволяет человеку вступить в общение с Богом, является для молящегося средством либо приблизиться к Богу, либо понять, насколько лик Бога остается далеким, «глубинным, неясным, безличным»; покаяние и дисциплина – во всех этих случаях провинившийся раскаивается в грехах. Покаяние означало обращение к Богу, раскаявшегося человека, удаление от греха, но не искупление вины. Дисциплина понималась как следование установленному правилу и как средства, необходимые для того, чтобы учить и направлять людей.

Практически вся церковная культура вплоть до конца XII в. находилась в сильной зависимости от монашеского влияния. Монастыри являлись центром развития таких искусств, как миниатюра, поэзия, скульптура, архитектура, музыка. Также монахи являлись распространителями теологии, духовной литературы, народного языка. Существовали и воинствующие ордена, участвующие в крестовых походах в святую землю.

Церковь обеспечила единство культуры средних веков, задав направление движения времени от Сотворения мира до Страшного суда и характеристику пространству: разделив его на сакральное – божественное, небесное, церковное, и профанное – земное, грешное место жизни простых людей, а также выделив такие значимые места, как Ад и Рай.

Церковь выстроила систему морально-нравственных оценок поведению людей как греховных, так добродетельных, и сформировала набор примеров человеческого поведения, воплотивших церковный нравственный идеал в лице Святых, возвела нравственность в культ, сделала жизнь по христианским заповедям религиозным долгом каждого человека.

Церковь использовала сформировавшуюся в античном искусстве систему выразительно-изобразительных средств и символов для оформления своих культов, обрядов и ритуалов.

Светская культура

Исторический смысл средневековой культуры заключается в развитии феодализма. Все отношения строятся в зависимости от владения землей. Возникают новые социальные связи: вассальные – юридические отношения землевладельца и землепользователя и сеньориально вассальные – отношения личностного характера, предполагающие служение господину, с одной стороны, и обязанность сеньора защищать имущество и жизнь вассала – с другой.

Обязанность защищать не только свои владения, но и жизнь своих подданных приводит к возникновению особой замковой культуры, а с ней и нового сословия – рыцарства. Рождение рыцарского сословия историки относят к концу раннего средневековья – VII–VIII вв. Называют три основных пути формирования рыцарства. К.-Ф. Вернер считает, что рыцарство происходит от сохранившихся римских военно-административных структур и традиции передачи оружия при вступлении в должность на государственной или военной службе. Ж.Ле. Гофф описывает рождение рыцарства из германского военного института, где вручение оружия юноше было признанием совершеннолетия, право носить оружие символизировало свободу, а важнейшей жизненной ценностью становилась война. Традиции формировать вооруженные силы правителя из профессиональных воинов укреплялись военными победами и завоеванными богатствами. Американский культуролог Л. Уайт пишет о рождении рыцарства из феодалов-землевладельцев. Поскольку разными были пути формирования рыцарства, то и разными изначально были нравственные нормы, которым следовали рыцари. Рыцарский этос – это синтез военной милитаристской системы ценностей и христианских нравственных устоев. Для того чтобы добиться этого синтеза, Церкви пришлось приложить не мало усилий. Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо отрешиться от самого себя, т. е. человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истины и справедливости. Рыцарство строилось на строгой иерархии и представляло собой особую систему воспитания, состоящую из трех ступеней – паж, оруженосец, рыцарь. Рыцарь устремлялся в неизвестное на поиск подвигов, в которых подтверждал свое соответствие высокому званию. Таким образом, система воспитания рыцаря становилась настоящим путем духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности, любви и мужества приводили к полному преображению человека. Рыцарь в эпоху средневековья исполнял несколько социальных ролей. Прежде всего, это был воин, участник крестовых походов, ревнитель церкви. Война – смысл жизни рыцаря, и будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим. Рыцарство предполагало не только определенный образ жизни, но и определенный этикет. В общем виде рыцарский кодекс базируется на трех основных принципах: верность данному слову, порядочность в отношении с людьми, великодушие, помощь Церкви и защита ее добра. Рыцарь должен был обладать такими качествами, как искренность, доброта и благородство сердца, набожность и умеренность, отвага и физическая сила, а также должен обладать такими добродетелями, как куртуазность – т. е. должен обладать физической красотой, изяществом и желанием нравиться, должен иметь чувство юмора, ум и изысканную вежливость.

Народная культура

XIII–XIV вв. – расцвет городской культуры, выступающей как оппозиция против строгой догматичной церковной культуры. Она, прежде всего, выразилась в творчестве бродячих актеров, трубадуров, а также в бытовой жизни городских жителей: народная речь, праздники, ремесла.

Важную роль здесь играет площадная культура, выразившаяся в празднествах карнавального типа, словесных смеховых произведениях разного рода, пародиях. М.М. Бахтин говорит об особой двойной роли смеха – для него характерна своеобразная логика обратности, логика перемещения верха и низа. Народный смех, отвергая реальную жизнь строгих правил, иерархии и догм, одновременно возрождает и обновляет. Он веселый, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий, он и утверждает и отрицает, и хоронит и возрождает.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа занимали в жизни средневекового человека огромное место. Праздничность отражала утопические идеи всеобщности, свободы, равенства и изобилия. В противовес официальной серьезной жизни жизнь карнавала торжествовала временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Для народного праздника характерны такие фигуры, как шуты и дураки.

Причинами легализации смеховой культуры были: слабость официальной церковно-феодальной культуры; сила народной культуры; сила традиций римских народных праздников; приуроченность христианских праздников к местным языческим; празднества, связанные со смеховыми культами. И рядом с каноническими формами средневековой культуры возникают параллельные формы смехового характера.

Наиболее распространенными являются «праздники дураков». Праздники дураков в основе своей были пародией на официальный культ, сопровождались переодеваниями и маскировками, непристойными танцами. Почти все обряды праздника дураков являются гротескными снижениями различных церковных обрядов и символов путем перевода их в материально-телесный план: обжорство и пьянство прямо на алтаре, обнажение тел и т. п. До нас дошла апология этого праздника, в которой защитники праздника дураков отмечают, что глупость – вторая природа человека и ей необходимо время от времени выходить наружу. Человек подобен бочке с вином, которая может лопнуть от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего.

Таким образом, эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Именно в эпоху средневековья закладываются основные черты западноевропейского христианского типа культуры: линейное восприятие пространства и времени, немонолитный характер культуры – выделение субкультур (церковная, светская, народная). Институт церкви занимает доминирующие позиции во всех сферах культурной жизни средневекового общества.

Даркевич В. П. Народная культура Средневековья / В. П. Даркевич. – М. : Либроком, 2010 – 288 с.

2. Иванов К. Н. Многоликое Средневековье / К. Н. Иванов. – М.: Алетейя, 2000 – 432 с.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – Екатеринбург : Изд. У-Фактория, 2005 – 568 с.

4. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М. : Айрис-Пресс, 2004 – 544 с.

Источник

Читайте также:  Подбор фундамента по грунту
Оцените статью