История плач за стеной

История Стены Плача

О ЧЕМ ПЛАЧУТ КАМНИ Ян Смилянский
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ
Да, как оказалось, даже немногие израильтяне сегодня знают, что Стена Плача названа так не только потому, что из века в век евреи оплакивают возле нее погибший Храм. Время от времени в день 9 Ава на ней выступают непонятно откуда взявшиеся капли воды, очень напоминающие слезы. Правда, последний раз это чудо было зафиксировано в 1940 году и, как утверждают газеты того времени, многие женщины тогда собирали эти «слезы» во флаконы и долго хранили их потом в качестве талисмана. Еще рассказывают, что с началом дня 9 Ава на один из камней Стены садится белый голубь, который ведет себя совсем не так, как полагается обычной птице — этот голубь сидит на этом камне неподвижно больше суток, до самого исхода траурного дня, время от времени оглашая пространство Стены своим жалобным стоном. Старики верят, что этот голубь — зримое воплощение «кнессет Исраэль» — коллективной души народа Израиля… Признаюсь, вот уже несколько лет подряд, повинуясь какому-то странному зову, я отправляюсь накануне 9 Ава в Иерусалим — просто чтобы побыть вблизи Стены Плача, напитаться разлитой вокруг нее особой атмосферой, прикоснуться к ее камням, вспомнить ее историю, в которой легенды так тесно переплелись с реальностью, что уже невозможно отделить одно от другого… Предания Стены Согласно старинной легенде, для того чтобы у народа возникло ощущение, что Иерусалимский Храм — это его общее достояние, царь Шломо разделил работы по его отделке и возведению внешних стен между различными слоями общества. Южную стену вокруг Храма было поручено построить представителям еврейской знати, восточную — коэнам и левитам, северную — богатым купцам, а западную — беднякам. Военачальники, коэны и купцы от всей души пожертвовали на строительство Храма огромные деньги, наняли на них рабочих из окрестных стран и поручили им возвести три стены вокруг Храма, оставив себе лишь роль надсмотрщиков и прорабов. Но у бедняков не было денег, чтобы нанять рабочих, и они строили западную стену Храма своими руками, обильно поливая ее камни собственным потом. И когда ее строительство было закончено, с Неба раздался голос: «Собой клянусь, — говорит Господь, — что Западная стена будет стоять вечно и Шхина Моя не отойдет от нее». В эту легенду можно верить, а можно — не верить, но факт остается фактом: Западная Стена пережила все исторические потрясения и сегодня остается последним дошедшим до наших дней осколком Первого и Второго Иерусалимских Храмов. Когда Первый Храм был разрушен воинами Навузарадана, остов западной стены каким-то чудом сохранился — и вернувшимся на Землю Израиля вместе с Эзрой и Нехемией евреям при возведении Второго Храма, не пришлось строить заново эту стену, они лишь восстановили ее. Затем стену реконструировал и расширил Ирод Великий, но именно расширил и реконструировал — в ее основе остались лежать те же камни, что были положены бедняками при царе Соломоне. Когда Тит Флавий сжег Второй Храм, он вызвал к себе четырех центурионов и каждому из них поручил разрушить одну из стен, окружающих здание Храма. Три военачальника выполнили этот приказ, но четвертый — араб по имени Панган — приступив к работам по разрушению Западной Стены, внезапно отдал своим легионерам приказ прекратить их. При этом Панган не мог не сознавать, что, нарушая приказ, он приговаривает себя к смертной казни, но, видимо, явилось ему у Стены нечто такое, что было сильнее страха смерти. Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангана, как тот осмелился нарушить его приказ. — Я хотел, — ответил Панган, — сохранить ее для потомков, чтобы они восхищались твоими деяниями, Кесарь. Пусть они говорят: «Если такова была только одна стена Храма, то как же был укреплен сам Храм, который взял великий Тит?!». — Прекрасный ответ, — похвалил Тит. — И за то, что у тебя так хорошо подвешен язык, я не предам тебя смерти за нарушение приказа. Вместо этого ты поднимешься на стену и спрыгнешь с нее — пусть боги сами решат, насколько угоден был им твой поступок. Панган прыгнул вниз со стены и разбился насмерть. Но Западная Стена осталась стоять там, где стояла. И когда в течение долгих лет римляне запрещали евреям не только селиться в Иерусалиме, но и приближаться к развалинам Храма, евреи обозревали свою разоренную столицу с Масличной горы, и Западная Стена служила им главным ориентиром для определения того места, где стоял Храм. Потом Святой Землей владели византийцы, которым не было никакого дела до Храмовой горы и Западной Стены, так что место это приходило во все большее запустение. Но затем, уже в VII веке, в Иерусалим пришли арабы, и халиф Омар пожелал точно выяснить, где именно располагался Иерусалимский Храм и его Святая Святых, ведь, согласно преданию, именно отсюда пророк Мохаммед вознесся на небо для разговора с Аллахом. Омар вызвал к себе десять еврейских старцев и потребовал указать это место, но они ответили ему отказом. Однако затем один из стариков вернулся и сказал халифу, что готов открыть тайну — при условии, что тот сохранит Западную Стену и разрешит молиться возле нее евреям. Так на месте Святая Святых Храма, над камнем Мория, на котором Авраам собирался принести в жертву Ицхака, и у которого Яакову явилось знаменитое видение лестницы, появился Золотой купол Омара, но зато евреям снова разрешили селиться в Иерусалиме и молиться у своей святыни. Ну, а потом пришли крестоносцы и мамелюки, пожелавшие стереть саму память о том, что Иерусалим когда-то был еврейским городом. Во всяком случае, упоминания о Западной Стене надолго исчезают из всех исторических хроник и возникают снова лишь в XVI веке — когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного. И по этому поводу тоже есть своя замечательная легенда. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно арестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что старуха, христианка по вероисповеданию, живет в Бейт-Лехеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?! — О, повелитель, — ответила старуха, — у меня и в мыслях не было тебя оскорбить. Просто вот уже много лет, как наши священники обязали всех окрестных христиан выбрасывать мусор именно на это место. Жители Иерусалима должны выбрасывать туда мусор не реже двух раз в неделю, тот, кто живет в одном дне пути от Иерусалима — раз в неделю, а кто в трех днях пути — один раз в месяц. Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков с золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих. Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена… Окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный. Он же не только разрешил евреям вновь молиться у Стены, но и выделил для этого специальный участок длиной в 28 метров и шириной в 3 метра. На этом участке и молились евреи вплоть до 1949 года, когда по итогам Войны за Независимость Стена Плача оказалась в руках иорданцев. Кстати, само название «Стена Плача» есть следствие ошибочного перевода. Сами евреи в XVI веке стали называть Западную Стену «Котель а-кинот», то есть, «стеной кинот» — траурных молитв, которые читаются в память по разрушенному Храму. Но так как слово «кинот» обычно переводится на другие языки как «плачи» (например, «Плач пророка Ирмиягу»), то на другие языки «Котель а-кинот» стали переводить как «Стена Плача», а затем это название закрепилось и у самих евреев… На свидание с Богом Все эти не раз слышанные мною истории проносятся у меня в голове, пока я слежу за людьми, все идущими и идущими к Стене Плача. Каждый из них ведет себя по-своему — кто-то спешит присоединиться к общей молитве; кто-то шепотом читает псалмы; некоторые просто приникают к камням Стены и так, замерев, стоять минут пять-десять, а порой и дольше. И, само собой, немало тех, кто вкладывает в Стену записки с просьбами к Всевышнему.

Читайте также:  За холодными стенами за холодными взглядами

Меж легендой и действительностью

Слова Гидона Смолкина снова отбрасывают меня в прошлое, и память начинает прокручивать, словно ленту кинохроники, читанные давно события истории. XIX век. Арабы все более и более агрессивно относятся к евреям. Идущих помолиться к Стене Плача евреев избивают и забрасывают камнями. Им категорически запрещено держать у Стены не только свитки Торы и молитвенники, но и даже стулья, чтобы изнуренные молитвой и жарой старики могли время от времени присесть. Сэр Мозес Монтефиори предлагает ВАКФу выкупить у него еврейский участок Стены Плача — следует отказ. Просит разрешить установить у нее скамейки — отказ. Устанавливает мраморные плиты для сидения — их крадут через неделю. Начало XX века. Страсти накаляются. Барон Ротшильд предлагает ВАКФу выкупить Стену за 1 млн. франков (больше 10 млрд. долларов на современные деньги), а также построить окрестным арабам новые роскошные дома — отказ. 1921 год. Евреи просят у англичан, объявивших о равенстве всех конфессий, прекратить их дискриминацию, разрешить поставить у Стены стулья и скамейки, а также шкаф со свитками Торы — отказ. Англичане настаивают на сохранении статус-кво, который был при турках. Теперь арабы забрасывают камнями не только евреев, идущих к Стене Плача, но и тех, кто непосредственно молится возле нее. Англичане ничего не предпринимают, чтобы пресечь эти действия. 1928 год. Во время молитвы Судного Дня евреи ставят у Стены ширму, разделяющую мужчин и женщин. Англичане требуют ее снести, так как она нарушает статус-кво. Евреи молят оставить ширму до конца Судного Дня — и тогда английские солдаты с британскими полицейскими ломают ширму и начинают жестоко избивать молящихся. Молитва Судного Дня сорвана. 1929 год. Во время молитвы 9 Ава арабы нападают на евреев. Молитва сорвана; десятки евреев избиты. Спустя два дня юноши и девушки из движения «Бейтар» проводят перед Стеной демонстрацию протеста и поднимают возле нее бело-голубой флаг. На следующий день сначала в Иерусалиме, а затем по всей Палестине начинаются еврейские погромы… 1929/30 год. Специальная комиссия английского парламента расследует события у Стены Плача. Ее сменяет комиссия Лиги Наций. Арабы запускают миф о том, что Стена Плача является не столько еврейской, сколько арабской святыней, так как именно у нее Мохаммед привязал своего чудесного коня Эль-Борака. Ряд видных мусульманских авторитетов пытаются выступить против этой выдумки, но тщетно — миф активно внедряется в арабское национальное самосознание и используется для убеждения членов международных комиссий. Евреи отрицают этот миф, напоминая, что служке синагоги у Стены Плача каждое утро приходится убирать арабские испражнения: если бы речь шла о святом для них месте, они бы не превратили его в общественный туалет. В итоге комиссия Лиги наций разрешает евреям разделить пространство Стены Плача на женскую и мужскую половину и приносить к Стене стулья и свитки Торы, но не более того. 1949 год. В рамках соглашения о прекращении огня с Иорданией иорданцы обязуются предоставить евреям свободный доступ к оказавшейся на их территории Стене Плача, но и не думают выполнять это обещание… 1967 год. На третий день Шестидневной войны, 7 июня, бойцы бригады Моты Гура освобождают Храмовую гору и поднимают над Стеной Плача израильский флаг. В том же году длина участка для молитвы у Стены Плача была расширена с предоставленных султаном Сулейманом 28 до 68 метров… Я не знаю, можно ли назвать все происшедшее в 1967 году чудом. Но я твердо знаю, что если бы в 1950 году кто-то сказал израильтянам, что через 17 лет евреи станут хозяевами Стены Плача и всего Восточного Иерусалима, на него посмотрели бы, как на любителя ненаучной фантастики. Но вот она, Стена Плача, я стою у нее — и никто не мешает мне прикоснуться к ее шершавым камням. Правда, как заметил один из моих собеседников, тогда, в 1967 году, Израиль был другим. Да, не таким богатым, как сегодня. Но куда более теплым и еврейским — может быть, потому Бог и удостоил евреев чуда Шестидневной войны. Достойны ли мы того, чтобы Он сохранил для нас это чудо? Или трагедия Второго и Первого Храма может еще повториться? У меня, да и, думаю, ни у кого нет ответа на этот вопрос. Может, потому нас так и влечет в канун 9 Ава к Стене Плача — в поисках ответа. Хотя и без того понятно, что ответ зависит от нас…

Читайте также:  Покраска кирпичной стены фасадной краской под состаренный кирпич

Источник

Стена Плача – древняя святыня в Израиле

Обновлено: 7 Мар, 2019

Стена Плача (Западная Стена) – это уцелевшая часть старинного укрепительного сооружения в Старом городе Иерусалима. Она располагается на западной стороне Храмовой Горы и выходит фасадом на просторную площадь Еврейского квартала. Это сооружение – величайший религиозный памятник Израиля.

Стена, достигающая в длину 450 м, состоит из 45 рядов каменной кладки, 17 из них расположены под землёй, а 28 – на поверхности земли. Её общая высота оценивается специалистами в 32 м, причём открытый фрагмент достигает в высоту около 19 м.

Интересно знать! Эта часть сооружения сложена из огромных камней с гладкой поверхностью без использования каких-либо скрепляющих растворов. Длина каждого камня составляет от 1,5 до 3 м, ширина – 1-1,2 м, вес от 2 до 6 т. Один камень, который называют Западным, весит около 570 т и достигает в длину 13 м.

Вдоль всей Стены есть подземный туннель. Он начинается на площади Еврейского квартала, идёт под Мусульманским кварталом, выходит к древним водопроводам и завершается перед бассейном Скрутион, в который при императоре Адрианороме собирали дождевую воду для потребностей горожан. Спустившись в туннель, можно посмотреть ту часть монументального сооружения, которая не видна сверху. Во время проведения раскопок археологами были обнаружены многочисленные находки, имеющие отношение к различным эпохам истории как Стены Плача, так и всего Израиля.

Экскурс в историю

Описание истории Стены Плача в Иерусалиме можно сделать совсем кратким, хотя в действительности история существования этого сооружения насчитывает не одну сотню лет.

В Х веке до н.э. по приказу царя Соломона на Храмовой Горе был сооружён Храм, ставший для иудеев важнейшей святыней. В 586 году до н.э. его разрушили вавилоняне, но спустя 70 лет евреи построили там новый Храм.

В 19 году до н. э. по велению царя Ирода маленькое плато, на котором возвышались Храмы, расширили, и его площадь стала очень просторной. Так Храмовая Гора приобрела свой настоящий вид. Эту расширенную площадку со всех сторон окружили прочной опорной стеной, чтобы она поддерживала земляную насыпь. Нынешняя Западная Стена – это часть того старинного опорного сооружения.

В 70 годы н. э., когда шла Первая Иудейская война, войска Римской империи разрушили почти весь Иерусалим, но Западная стена уцелела.

Когда в 135 году н.э. римляне подавили восстание иудеев, то запретили им жить в Иерусалиме. Лишь в 425 году н. э. еврейский народ получил разрешение от византийской императрицы Элии Евдокии на проживание в Иерусалиме. В VII веке евреи доложили ещё 4 каменных ряда сверху Стены, поскольку нижняя её часть уже покрылась земляными наносами.

В 1517 году Иерусалим перешёл во владение турецкой Оттоманской Империи, и жизнь еврейского народа изменилась к лучшему. По приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг Иерусалима была построена масштабная крепостная стена – сейчас она окружает Старый город. Как повествует история, молиться у Стены Плача в Иерусалиме иудеям разрешил именно Сулейман Великий, а произошло это во второй половине ХVI века. В это же время было достроено ещё 14 рядов Стены.

С 1800 годов священное сооружение стало настоящим «камнем преткновения», усилив вражду между мусульманской и иудейской общинами, проживающими в Иерусалиме. Евреи неоднократно пытались приобрести землю и здания, находящиеся рядом со священным сооружением, но мусульмане не позволяли этого сделать. В 1917 году Иерусалим захватили войска Великобритании, и ситуация обострилась ещё больше. А когда в 1948 году Старый город оккупировала армия Иордании, иудеи полностью утратили возможность подходить к Стене.

Лишь в 1967 году, в ходе Шестидневной войны, солдаты Израиля отвоевали Старый город, и иудеи снова могли молиться на священном месте.

Стена Плача – откуда такое название

Так как часть укрепления Храмовой Горы находится на западе (относительно древнего Храма), то оно называется Западной Стеной. Но почему она носит и такое название – Стена Плача?

Когда были уничтожены Храмы, иудеи стали собираться там и оплакивать свою утрату. Согласно еврейскому закону, посещая Западную Стену и созерцая царящее вокруг опустошение, каждый верующий человек обязан плакать и рвать свою одежду. Арабы, которые неоднократно наблюдали, как иудеи рыдают здесь о разрушенных Храмах, назвали руины древнего сооружения Стеной Плача.

Интересно знать! Оба старинных Храма, стоявших на Храмовой Горе, поддались разрушению в один день, только в разные года. В священных текстах написано, что это не случайно – так евреи были наказаны за то, что создали себе идолов и часто провоцировали кровопролитие.

Есть ещё одна версия, почему Стена Плача в Иерусалиме так называется: иногда на камне выступают капельки влаги, похожие на слёзы. В последний раз «слезоточение» было зафиксировано на Стене в Израиле в 1940 году.

Что значит Стена Плача в иудаизме

Почему Стена Плача почитается евреями как величайшая святыня? Лишь она уцелела при разрушении Храмов, и она ближе всего располагается к Краеугольному Камню на Храмовой Горе, который считается самой великой святыней в иудаизме.

Мудрецы говорят, что молиться в Израиле у Стены – равносильно тому, что молится перед Троном Славы, поскольку здесь находятся врата рая и они открыты, чтобы можно было услышать все молитвы. В священных писаниях сказано, что Стена – это место, где Бог присутствует всегда. Все молитвы к Богу имеют здесь особенную силу и всегда исполняются. Столетиями здесь собираются паломники, чтобы помолиться, дотронуться до святыни, укрепиться в своей вере.

Люди, впервые посещающие Западную Стену, поражаются раздающемуся вокруг шуму: он исходит от толпы молящихся здесь людей. Во время молитвы иудеи обычно очень рьяно раскачиваются на пятках, сильно склоняясь вперёд, а некоторые просто стоят, опёршись лбом о каменную святыню.

Полезно знать! Большая часть евреев признаёт Западную Стену важнейшей святыней иудаизма. Но есть и те, кто её не посещает, например, последователи Сатмарского хасидского двора. Они доказывают, что правительство Израиля превратило Стену в туристический объект, тем самым унизив её святость.

Как писать записку в Стену Плача

Люди издавна верят, что если упомянуть у этой святыни имя человека, то это будет добрым знаком. Эта вера поспособствовала появлению обычая составлять послания с просьбами к Вседержителю и оставлять их в Стене. Такой обычай известен уже не менее трёхсот лет. Оставить письмо здесь могут все желающие, независимо от национальности, исповедуемой религии, общественного положения.

Как правильно написать записку в Стену Плача? Есть ли какие-то важные моменты, которые нужно учитывать при написании?

Вид бумаги, цвет чернила, величина послания, а также язык, на котором он написан – всё это не имеет ровно никакого значения.

Обратите внимание! Что действительно важно, так это то, с какими чувствами будет написано прошение. Нельзя создавать послание Богу, испытывая при этом негативные чувства (злость, обида гнев). Молиться нужно так, чтобы в сердце пребывали любовь и радость – это главные условия того, как написать записку к Стене Плача.

В тексте желательно выразить благодарение за всё, что уже получено от Бога. Просить можно лишь о самом важном и сокровенном: о получении чего-то действительно желаемого, о содействии в непростой ситуации.

Любая расщелина между камнями подойдёт для того, чтобы положить в неё записку. Просто поразительно, в каком количестве их оставляют верующие, но помещаются все. Религиозные служители дважды в году достают все послания и на Масличной горе проводят с ними специальный обряд захоронения.

А если не получается съездить в Иерусалим к Стене Плача – как написать записку, как отправить её к святыне?

Важно! Можно составить письмо и отправить его по почте или же воспользоваться специальным сайтом. Главное – это сила молитвы, чтобы просьба была услышана!

В Израиль приходят тысячи писем, на которых указано «Израиль, Иерусалим, Богу». Почта Израиля доставляет их в синагогу Еврейского квартала, а раввин относит их в Стену. Обслуживанием благотворительных сайтов занимаются волонтёры – все просьбы, поступившие на сайт, они печатают и несут к Стене.

Какие правила нужно соблюдать, посещая Стену Плача

Существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать при посещении Стены Плача в Иерусалиме:

  1. Мужчины должны совершать молитвы у левой части Стены, а женщины – у правой.
  2. На женщинах должна быть одежда, закрывающая плечи и колени. У мужчин обязательно должен быть головной убор. При необходимости можно воспользоваться кипой – корзины с такими бесплатными шапочками стоят на площади.
  3. Прежде чем подойти к священному сооружению, надо помыть руки. На площади для этого установлены специальные бюветы с водой.
  4. Нельзя извлекать из Стены чужие записки и читать их.
  5. Покидая Стену, нельзя поворачиваться к ней спиной – отходить нужно, обратившись к святыне лицом.

И ещё несколько моментов, которые обязательно должны знать все, кто собирается посетить Стену Плача в Иерусалиме:

  1. На каждом из входов на площадь осуществляется контроль. Охранники проверяют всех посетителей металлоискателем, некоторых обыскивают. Это меры безопасности, к которым приходится относиться с пониманием.
  2. Хотя на площади очень много киосков с продовольствием, охрана никого не пускает к каменной святыне с едой. Так же, как и с домашними питомцами.
  3. Чтобы не отвлекать никого от молитвы, прежде чем подойти к Стене, нужно отключить мобильный телефон. Заниматься фото- и видеосъёмкой запрещено в Шаббат и в дни иудейских праздников.

Это интересно! Летом 2008 года Барак Обама поместил в Стену записку, напечатанную на бумаге из гостиницы. Когда Обама и его охрана ушли, студент семинарии вынул записку, а потом продал её сотрудникам газеты «Маарив». В газете был опубликован текст послания, что вызвало целый ряд критических выступлений из-за нарушений конфиденциальности.

Практическая информация

Расположена Стена Плача в Старом городе Иерусалима (Израиль), в Еврейском квартале. Побывать у неё можно когда угодно – молящиеся люди там есть в любое время дня и ночи.

К Стене можно пройти пешком по двум дорогам:

  1. От Яффских ворот через Христианский квартал, идти нужно вдоль Армянского квартала.
  2. От Дунгских (Мусорных) ворот надо идти через Еврейский квартал.

Если нет желания идти, можно проехать к площади на специальном туристическом поезде. Место отправления – Яффские и Дунгские ворота. Поезд курсирует каждый день с периодичностью в 30 минут: летом с 10:00 до 20:00, а зимой с 10:00 до 18:00. В субботу поезд не ходит, а по пятницам и в дни накануне праздников ходит только с 10:00 до 14:00.

Из Иерусалима до Дунгских ворот ходят автобусы № 1, 3, 51, 83, 746, 882. Выходить нужно на остановке «Dung Gate».

До Яффских ворот из Иерусалима ходят автобусы № 104, 115, 117, 124, 125, 231, 232, 234, 284, 480, 755. Ехать нужно до остановки «Yaffo Gate».

Кроме того, от Первого ж/д вокзала Иерусалима до Еврейского квартала можно доехать на бесплатном шаттле. Он отправляется с периодичностью в 20 минут во все дни недели, кроме субботы: в воскресенье-четверг с 08:00 до 20:00, в пятницу и другие дни накануне праздника с 08:00 до 14:00.

Посетить Стену Плача, одну из важнейших святынь, расположенных в Израиле, можно совершенно бесплатно.

На заметку! На площади принимают пожертвования, которые идут на работы по поддержанию Стены, заработную плату смотрителям. Считается, что оставить пожертвование – значит совершить благое дело.

Как известно, Стена Плача видна не только с площади – её подземную часть можно посмотреть, побывав в туннеле. Попасть в него можно только в составе экскурсионной группы, которую сопровождает лицензированный гид. Туристы заходят в туннель с южной стороны, а выходят с северной, время нахождения под землёй составляет полтора часа.

Экскурсии не проводятся в Шаббат и другие праздники, в пятницу и предпраздничные посещение подземелья возможно до обеда, во все остальные дни – с 7:00 до 23:00.

  • для взрослых 35 шекелей,
  • для пенсионеров 17,5 шекелей,
  • для детей и студентов 19 шекелей.

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 25 Фев, 2021 Сигирия (Шри-Ланка) – одиночная скала высотой 170 м…

Обновлено: 27 Апр, 2019 Тверия, Израиль — древний населенный пункт в Израиле,…

Обновлено: 3 Мар, 2019 Город Акко (Израиль) располагается на севере государства, в…

Обновлено: 1 Апр, 2019 Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан,…

всегда найдётся какой-нибудь «студент», которого следовало бы выпороть на площади…

Источник

Оцените статью