- Стена Плача в Иерусалиме
- Немного истории
- Что иудеи делают у Стены Плача?
- Название
- Как и когда иудеи молятся в сторону Стены Плача?
- Что представляет собой Стена Плача сейчас
- Цена входа
- Часы работы
- Сколько времени туристу планировать на посещение
- Как добраться
- Правила поведения
- Ещё пара моментов
- Стена плача в Израиле (Иерусалим)
- История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
- Происхождение названия Стены Плача
- Святость Западной стены в Иерусалиме
- Молитва около стены
- Молитвенные записки
Стена Плача в Иерусалиме
18 окт 2019 — последняя актуализация статьи
Стена Плача – одна из самых известных достопримечательностей Иерусалима. Это главное священное место Иудаизма, но сюда пускают всех, вне зависимости от религиозной принадлежности. Туристам интересно посмотреть на традиции и молитвы иудеев, прикоснуться к древней истории, причем и в прямом, и переносном смысле этой фразы. Начнем с истории этого места.
Немного истории
Стена Плача находится на границе места, называемого “Храмовая гора”. Словом “гора” она только называется, а в действительности ее даже холмом назвать сложно. Сейчас она только напоминает возвышенную площадь или плато.
Именно здесь был построен Первый Храм (главный храм Иудаизма). Он был построен царем Соломоном в 825 году до нашей эры и простоял до 422 года до нашей эры, когда был разрушен царем Вавилона — Навуходоносором II. Евреи были обращены в рабство и уведены в Вавилон.
В 368 году до нашей эры они вернулись обратно и построили Второй Храм на этом же месте. Второй Храм простоял до 70 года нашей эры, когда был разрушен по приказу знаменитого императора Римской империи — Веспасиана.
При разрушении храма римляне “схалтурили” – разрушили не все строения. Второй Храм по периметру был обнесен стеной, воздвигнутой царем Иродом Великим. Эта стена не принадлежала непосредственно Второму Храму, а несла техническую функцию – поддерживала грунт. Западную часть этой стены римляне не тронули, и она – это всё, что осталось от главного храма Иудаизма.
Римляне не только разрушили Второй Храм, но и запретили евреям доступ в Иерусалим, кроме одного дня в году. В Византийский период, времена Арабского Халифата и в правление Мамлюков ситуация была не лучше.
В 1517 году Иерусалим попал под власть Османской империи (турок), а турки относились к евреем благосклонно. Официально иудеям разрешил молиться у Стены Плача султан Сулейман Великолепный, которого многие читатели знают по телесериалу “Великолепный век”.
С того момента, Стена Плача стала главным предметом разногласий между еврейской и мусульманской общинами. Иудеи несколько раз пытались купить окрестные здания, но неудачно. Мусульмане очень боялись отдавать какую-либо собственность в округе, опасаясь притязаний иудеев на Иерусалим. Противостояние обострилось после 1917 года, когда Палестина попала под контроль Великобритании.
Это противостояние достигло пика 16 августа 1929 года, когда около стены начались беспорядки. За несколько дней погромов в Иерусалиме было убито 133 еврея и 339 были ранены. Со стороны арабов погибло 110 человек.
В 1930 году британцы собрали комиссию, чтобы разрешить спор общин. Эта комиссия установила неприкосновенность мусульманского квартала около Стены Плача, но разрешила евреем свободный доступ и обряды.
В ходе арабо-израильской войны 1948-49 годов эта часть Иерусалима отошла род контроль Иордании. Согласно договору перемирия, евреи имели свободный доступ к Стене Плача. Но по факту, их сюда не пускали.
5 июня 1967 года началась Шестидневная война. В ходе молниеносной военной операции Израиль разбил армии Египта, Иордании и Сирии. У Египта был захвачен Синайский полуостров, у Сирии Голанские высоты, но самым ценным успехом Израиля в этой войне стал захват Иерусалима. Фото израильских десантников у Стены Плача (смотрите слева) облетело весь мир.
Стена Плача теперь находится на израильской территории, и уже никто не может запретить иудеям доступ к ней. Каждый день тысячи иудеев приходят сюда, чтобы …
Что иудеи делают у Стены Плача?
В первую очередь, они молятся. Для россиян это выглядит немного странно. Они раскачиваются на пятках и одновременно делают короткие наклоны вперед. Причем проделывают это весьма энергично, и некоторым вся эта процедура кажется забавной.
Параллельно читаются священные тексты, и гул стоит неимоверный. Некоторые молятся так, чтобы лбом касаться камней. Как раз в этот момент вспоминается поговорка: “Заставь кое-кого Богу молиться, он себе лоб расшибет”.
Не подумайте, что мы хотим посмеяться. Любой религиозный ритуал достоин уважения, если он направлен на культивацию добра и счастья людей. Просто иудейские ритуалы выглядят для нас очень непривычно.
Вторая важная традиция – вставлять бумажки с молитвами и просьбами к Богу между камнями Стены Плача. Считается, что именно такая молитва имеет максимальные шансы быть услышанной Всевышним.
Некоторые иудеи целуют камни, некоторые плачут и причитают, вспоминая об утерянных святынях своего народа. Отсюда и пошло название “Стена Плача”, хотя во время поездки в Израиль мы не рекомендуем пользоваться этим названием. Пожалуй, поговорим об этом подробнее.
Название
Название “Стена Плача” многие иудеи считают обидным. И их можно понять, такое название намекает на слабость израильтян. А как назвать слабой нацию, которая за шесть дней наголову разбила троих соседей с армиями, превосходящими численностью в десятки раз?
В мире чаще используют другое название – “Западная стена”. Оно логично вытекает из ее расположения на западе от местонахождения храма.
На иврите название произносится как “ХаКотэл ХаМарави” и переводится именно как “Западная стена”.
Еще ее называют “Котэл”, что переводятся как “стена”. Если нужно доехать до Стены Плача на такси, то можно просто сказать слово “котэл”, и таксист всё поймет. Ударение ставиться на второй слог.
Когда иудей говорит “Стена”, он подразумевает именно Стену Плача, как китаец подразумевает в таком случае Великую Китайскую стену. Неудивительно, ведь иудеи молятся лицом в сторону Стены Плача, как мусульмане молятся лицом в сторону Мекки. Но, у иудейских молитв есть свои особенности.
Как и когда иудеи молятся в сторону Стены Плача?
Утверждение, что иудеи молятся в сторону Стены Плача, не совсем верно, а аналогия с исламом также весьма сомнительна. Направление важно только для одной молитвы, называемой “Шмонэ-Эсре” или “Амида”. Это основная молитва, которую правоверному иудею следует читать трижды в день.
Правила направления при молитве “Шмонэ-Эсре” следующие:
Если иудей находится вне Израиля, то он должен повернуться лицом к Израилю.
Если иудей находится в Израиле, но не в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Иерусалиму.
Если иудей находится в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Храмовой горе.
Как видно из инструкции, Стена Плача тут значения не имеет.
Вдобавок, из этих правил есть несколько исключений. Если молящийся не может определить направление (к примеру, нет компаса и солнца не видно), если он не силен в географии или не может определить направление по другим причинам, то ничего страшного.
Согласитесь, эти нормы сильно отличаются от исламских, когда мусульмане молятся всегда только в сторону Мекки.
Сама Стена Плача – это самое священное место молитвы для иудеев, ведь на самой Храмовой горе им молиться запрещено.
Что представляет собой Стена Плача сейчас
Она довольно длинная – 488 метров. Большая ее часть скрыта за домами мусульманского квартала и недоступна иудеям и туристам. Открыты только два участка.
Первый участок длиной около 60 метров, и перед ним находится “Площадь Западной стены” (на фото слева). Именно этот участок посещают туристы, и здесь молится большинство паломников. Площадь разделена перегородкой на две части – мужскую и женскую (на фото слева).
Многих российских туристов поражает разделение стены на секции для мужчин и для женщин. Если к подобным вещам в Исламе россияне уже привыкли, то от Иудаизма такого мало кто ждет.
Второй участок имеет длину всего около 8 метров, и его называют “Малая Западная стена”.
Стена Плача высокая – 19 метров над уровнем земли, а еще ее часть находится под землей, а общая высота оценивается примерно в 32 метра. Согласно исследованиям, только нижние крупные блоки относятся к временам Ирода Великого. Блоки выше были установлены в эпоху Арабского Халифата, а самые верхние камни относятся к временам владычества Османской империи.
Вдоль Стены Плача под землей проложены туннели. Можно принять участие в экскурсии по этим туннелям, это займет один час времени. Естественно, за посещение подземелья берется отдельная плата.
Цена входа
К самой Стене Плача можно пройти совершенно бесплатно.
Экскурсия по тоннелям стоит 30 израильских шекелей для взрослого посетителя и 15 для ребенка.
Часы работы
Стена Плача открыта в режиме 24/7/365.
Туннели открыты с воскресенья по четверг с 7 утра до самого вечера, и в пятницу с 7 часов утра до полудня.
Сколько времени туристу планировать на посещение
Если вы не иудей и молиться не собираетесь, то больше 30 минут можете не планировать. Атмосфера тут явно невеселая, и шум раздражает. Большинство туристов около Стены Плача больше 15 минут не выдерживают.
Записку между камнями может оставить любой желающий. Если вы вознамерились это сделать, то рекомендуется написать послание Богу заранее и взять с собой.
Как добраться
Пожалуй, это одна из самых больших проблем для туристов в Иерусалиме.
Доехать на такси – самый удобный способ, но и самый дорогой – около 5 шекелей за километр. Если вам по силам платить такие деньги, то выбирайте именно этот способ. Подробно о тарифах читайте в нашей статье «Такси в Израиле».
Метро в Иерусалиме нет, только автобусы и скоростной трамвай. Главная проблема в использовании автобусов – туристы не знают, на каком доехать и где пересесть. Рекомендуем спросить у персонала вашего отеля, на каком автобусе (каких автобусах) можно доехать до Стены Плача. К слову, билет на автобус в Израиле недешевый – от 6 шекелей.
Можно сэкономить, если посетить местное экскурсионное бюро. Просто купите экскурсию по интересующим достопримечательностям, так будет дешевле и быстрее.
Правила поведения
— Во время шаббата здесь запрещено курить, снимать фото и использовать мобильные телефоны.
— Вход с домашними животными на “Площадь Западной стены” запрещен.
— Запрещено проносить к стене музыкальные инструменты. Весьма странный запрет, как нам кажется.
— Посетители обязаны находиться в головном уборе. Если у вас его нет, то можно взять кепи прямо на площади.
— Одежда должна быть скромной.
— Подходить к Стене Плача и отходить от нее можно только лицом.
— Выполняйте указания сотрудников службы безопасности, не спорьте с ними и не конфликтуйте.
Ещё пара моментов
— Если отдыхаете в Эйлате, то вначале нужно попасть в Иерусалим. Это можно сделать самостоятельно на автобусе или с экскурсией. Обо всех вариантах мы рассказали в статье «Как добраться из Эйлата в Иерусалим»;
— Подробно о дрес-коде читайте в нашей статье «Что туристам нельзя в Израиле».
Желаем интересных экскурсий по Иерусалиму, и читайте другие наши статьи об Израиле (ссылки ниже).
Источник
Стена плача в Израиле (Иерусалим)
Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.
Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.
Традиционно Старый город был разделен на четыре квартала: Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский. Этот район Иерусалима был обнесен крепостными стенами, которые построил в 1538 году Османский султан Сулейман Великолепный. В 1981 году Старый город, площадь которого составляет 0,9 км² вошел во всемирный список наследия Юнеско. В центральной его части располагается Стена Плача — самое святое место для иудеев.
История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
Стена плача на самом деле переводится с иврита как: « А-Котель Маарави» — «Западная Стена». Это единственная уцелевшая внешняя стена второго Иерусалимского храма, который был сожжен и уничтожен Римским полководцем, а позже ставшим императором Титом Флавием, летом 70 года н.э.
Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.
После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.
Первые упоминания о стене описываются в Вавилонском Талмуде, составленном еврейскими мудрецами Вавилонии через 100 -200 лет после разрушения храма. В нем говорится, что Бог поклялся народу Израиля в том, что эта стена никогда не будет разрушена и никогда от этого места не отойдет «Шэхина» (Божественное присутствие).
По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.
Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.
Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.
Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.
Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.
Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.
Происхождение названия Стены Плача
Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.
Название этой стены — «Стена Плача» в переводе с арабского языка (el-Mabka) является «Место скорби или плача». Арабы, наблюдая за евреями, видели, что они приходят к ней, чтобы помолиться Всевышнему и поплакать о разрушении Храма. Вследствие этого они прозвали её Стеной Плача.
Святость Западной стены в Иерусалиме
Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.
В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.
Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.
В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.
Молитва около стены
Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.
Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.
Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»
На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.
По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.
Молитвенные записки
Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.
Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.
Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.
Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.
Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.
Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.
Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.
Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.
Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.
Источник