Как осветить дома стену с картинами

Как осветить дома стену с картинами

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Почему и как надо подсвечивать искусство в интерьере

Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, как правильно подсвечивать предметы искусства в интерьере.

Предметы искусства придают интерьеру индивидуальный характер и делают его “живым”. Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, что необходимо сделать, чтобы они не превратились в безликий и незаметный фон.

“Если вы счастливый обладатель ценного живописного полотна, то не вздумайте хранить свое сокровище на чердаке! Без света или специальной подсветки вы рискуете потерять шедевр. В темном помещении олифа, которой покрывают картины, и свинцовые краски темнеют, а масляные – желтеют. К тому же в темноте размножаются микроорганизмы, которые могут испортить картину, – объясняет Елена. – Свет же не дает полотну потемнеть, а свинцовым краскам и белилам возвращает их первоначальный вид”. Если же на произведения искусства сделан акцент в интерьере, то они обязательно должны быть подсвечены.

Идеальный вариант – определить места для живописи или скульптур еще на этапе проектирования, тогда можно специально установить дополнительные источники света. Без них в темное время суток арт-объекты будут незаметны, сольются с фоном и затеряются в обстановке. Верхний свет заливает пространство равномерно, не делая акцент на каких-то предметах или зонах. Конечно, масштабную скульптуру можно будет разглядеть, но вот драматического эффекта без подсветки она не произведет.

Читайте также:  Как украсить стену возле рабочего стола

В жилом пространстве одного направленного освещения недостаточно. Без рассеянного света, равномерно освещающего все помещение, интерьер будет очень контрастным: темным с яркими пятнами. Такая обстановка некомфортна для жизни и вредна для глаз. Подсвечивать только произведения искусства можно в музеях и галереях, где необходимо создать определенную атмосферу, чтобы посетители не отвлекались на посторонние детали интерьера и могли остаться с произведением искусства один на один. “Существует такое понятие, как “контролируемые качества света”. Под ним подразумевается узкий или широкий угол его распространения, интенсивность и цвет. Да-да, у света тоже есть определенный цвет. Он может быть теплым, холодным или нейтральным. Подбирая его, ориентируйтесь на общую цветовую гамму интерьера, оттенок основных источников света, а главное – цветовую палитру самого произведения искусства. Как художник я предлагаю выбирать между нейтральным или теплым светом”, – советует Лена Краснова.

В наши дни для подсветки арт-объектов и живописи используются светодиодные источники света с высоким индексом цветопередачи, определенной цветовой температурой, качественной оптикой (она обеспечивает четкую границу освещения) и разными углами светового потока. Также существуют светильники со специальными дополнительными приспособлениями, дающими световое пятно в форме прямоугольника или квадрата, что позволяет четко подсветить только полотно с рамой. Светодиоды безопасны для произведений искусства, в отличие от лампочек с тепловым излучением, которые не рекомендуется размещать близко к живописи. Мощность источников света зависит от габаритов объекта: чем больше полотно, тем мощнее должен быть светильник.

В музеях, где экспозиция часто меняется, устанавливают прожекторы на треках, которые можно передвигать. Но в жилом пространстве свободных стен, как правило, меньше, а картины перевешивают редко. Поэтому можно использовать встраиваемые светильники типа wallwasher. Их преимущества в том, что они почти незаметны, в отличие от прожекторов, которые стилистически могут не вписываться в интерьер, и заливают большое пространство стены ровным светом. И если вдруг захочется вместо большого полотна повесить диптих или триптих из картин поменьше, менять светильник не понадобится.

Правильно и точно определить расположение светильника в интерьере можно, разработав светотехнический проект. В нем будут учитываться размеры произведения искусства, высота его крепления, цветовая палитра, а также высота потолка в помещении, тип светильника, мощность и оптика. Сейчас существуют удобные поворотные модели для подсветки картин, которые можно настраивать: приближать, отдалять и направлять на полотно под нужным углом.

Со скульптурами и вазами все немного сложнее. Они не плоские, а объемные, и подсветка поможет это передать. Именно игра света и тени подчеркивает фактуру и создает ощущение объема, чтобы объект производил должное впечатление, поэтому одним светильником не обойтись. Оптимальный угол для подсветки скульптур – 30 градусов. Для освещения предмета с трех сторон светильники рекомендуется располагать по кругу на равном расстоянии. Для наибольшего эффекта можно задействовать несколько уровней подсветки: основное освещение, заполняющий и контровый свет. “Не забывайте, что вы не только владелец произведений искусства, но и зритель. Только от вас зависит, как будет проходить встреча с шедевром, насколько она будет приятной и какое впечатление произведет”, – подчеркивает дизайнер.

Источник

Выбор и размещение светильников для освещения картин

Подсветка для картин призвана привлечь внимание к содержанию полотна, к отдельным деталям творческого замысла. От качества освещения во многом зависит восприятие картины зрителем. Отсутствие освещения или неправильно выполненная подсветка способны испортить всё впечатление от художественного произведения.

Классификация светильников

По месту установки

Направленность светопотока определяется местом нахождения осветительных приборов относительно картины. В продаже имеются светильники для установки на потолке, стенах, столах, полу. Также предлагаются навесные, встраиваемые и вмонтированные устройства. Вне зависимости от местонахождения светильник должен выполнять свою непосредственную задачу — освещать картину, показывая ее с лучшей стороны.

Обратите внимание! Один из вариантов подсветки — светильник на батарейках. Такие модели выбирают, когда по тем или иным причинам нельзя подвести электропроводку к полотну.

Типы ламп

Немаловажное значение для качественной подсветки имеет тип источника света. Обычно используются следующие разновидности ламп:

  1. Лампа накаливания. Освещение подобного типа наиболее привычно и комфортно воспринимается глазом. Однако их цветопередача недостоверна, в результате чего происходит зрительное искажение изображения. Если все же решено использовать именно лампы с нитью накаливания, рекомендуется накрыть картины специальным стеклом. Оно хорошо смотрится в интерьере и предотвращает визуальные искажения. Еще один недостаток — склонность к перегреву, вследствие чего их нельзя располагать слишком близко к полотну. В противном случае возможно выгорание краски и даже возгорание объекта.
  2. Галогенные лампы являются наилучшим решением для подсветки шелкографии. Они отличаются высокой светоотдачей при экономном расходовании электричества. Рефлекторные модели позволяют контролировать угол подачи света.
  3. Люминесцентные лампы характеризуются яркостью, небольшим потреблением электроэнергии и долгим сроком эксплуатации. Такие лампы не склонны к перегреву, что важно, когда речь идет об освещении художественных полотен. Для освещения картин в наибольшей степени подходят пятикомпонентные модели, не излучающие ультрафиолет.
  4. Светодиодные лампы — наилучший вариант для подсветки полотен. Они не нагреваются, служат в течение многих лет, не дают ультрафиолетового излучения, не имеют инфракрасных полос в спектре. К недостаткам светодиодов относится слабый светопоток и небольшой угол распространения света.

Обратите внимание! Если есть желание использовать в интерьере настенные бра, к ним подойдут лампы любого типа.

При выборе источника света нужно принимать во внимание индекс цветопередачи. Для освещения картин подойдут показатели в промежутке между 70 и 90 Ra.

Также нужно смотреть на цветовую температуру. Оптимальный показатель — от 2,7 до 3 тысяч К.

Способы освещения

Если картина представлена в качестве яркого пятна в интерьере, лучший вариант — использование встроенных или накладных точечных светильников. Для полотна, применяемого в утилитарных целях (для этого годятся пейзажи и панорамные изображения), достаточно равномерного освещения обычной потолочной лампы. Для освещения больших площадей лучше всего подойдут люминесцентные лампы. Для концентрированного освещения небольших картин оптимальным вариантом будут точечные светодиодные светильники.

Исторические полотна выгоднее смотрятся, когда их освещают светильниками с рассеивателями и отражателями. Однако классика с очень разнообразной цветовой гаммой выигрышнее выглядит под светом не ламп накаливания, а галогенных.

Совет! Правильнее размещать полотна над большими, но невысокими элементами мебели. Лучший вариант в данном случае — повесить картину над диваном или комодом.

Полезные советы

При выборе осветительного прибора рекомендуется учитывать следующие моменты:

  1. Компания-производитель. Лучшую по качеству технику производят американские, немецкие и итальянские компании. Есть на рынке и российская продукция неплохого качества, стоит она гораздо дешевле. Китайские товары традиционно не отличаются высокой культурой производства.
  2. Метод крепления полотна. Если холст подвешен на балках, можно использовать споты. Если картина натянута на тросе, оптимальным выбором станут навесные лампы. Для панно лучше всего подойдут миниатюрные фигурные светильники.
  3. Материал, из которого изготовлено полотно. Для шелкографии используют галогенные лампы, для картин с исторической ценностью — светодиоды, а для арт-объектов — лампы накаливания.
  4. Площадь освещения. Светодиоды лучше всего справляются с локальным освещением, а лампы накаливания — с общим.
  5. Стоимость. Цены на светотехническое оборудование определяются многими факторами, в том числе репутацией производителя, материалами, типом ламп, дизайном и т.п.

Рекомендации по использованию светильников:

  1. Для классических картин лучший вариант — линейные настенные светильники с дуговыми ножками. Такое освещение позволяет избежать бликов и затемнений.
  2. Для освещения широких картин применяют встроенные в потолок точечные светильники. При этом подходе рекомендуется использовать малогабаритную мебель, потому что ничего, кроме картин не должно находиться в верхней части помещения.
  3. Стиль модерн отлично сочетается со скетчами на каминной полке. Внизу изображение подсвечивает пламя из камина, а сбоку можно установить настенные бра, выполненные в соответствии с общим стилем художественного объекта.

Схема разводки электрики

Подсветку для картин можно выполнить своими руками. Также на этапе планирования интерьера следует определиться с расположением картин на стенах. Отметив места для них, приступают к созданию выводов для осветительных приборов. Причем вся электропроводка должна быть скрытой. После составления общего плана приступают к прокладке проводов и установке электроприборов. Электромонтажные работы по обустройству подсветки для художественных полотен выполняются по стандартным правилам.

Источник

Как и зачем освещать предметы искусства в интерьере

Как сделать так, чтобы подсветка картин не превратила комнату в музей, зачем вообще освещать предметы искусства, и как делать это правильно? Ищем ответ у Артема Масорина, основателя независимого бюро светодизайна «Луч» и преподавателя школы МАРШ.

Артем Масорин светодизайнер, основатель независимого бюро светодизайна «Луч», преподаватель школы МАРШ

Нужно ли освещать предметы искусства

Все зависит от того, какую роль в интерьере выполняет картина. Это это просто предмет декора, который дополняет пространство, освещать его не нужно – мы же не освещаем обои из-за того, что они красивые. Если, напротив, само пространство строится вокруг конкретного предмета искусства, дорогой коллекционной вещи, ее можно осветить, подчеркнуть.

Впрочем, иногда подсветка картины, даже не очень ценной, может выступать интересным дизайнерским приемом. Например, если развесить картины вдоль стены в коридоре и подсветить их, такой свет может выступать в том числе основным для всего пространства. Важно не превратить квартиру в музей, но здесь достаточно руководствоваться здравым смыслом: три-четыре картины, которые обозреваются с одной точки, подсвеченные действительно будут смотреться странно.

Как освещать живопись в интерьере

Самое важное – правильное отображение цветов и фактуры полотна. Порой художник кладет краску крупными размашистыми мазками. Эти мазки создают под собой неявные тени, и картина хорошо смотрится под рассеянным светом. Но если осветить ее направленным от прожектора светом, появятся дополнительные жесткие тени, не предусмотренные живописцем. В этом случае важно правильно подобрать угол освещения и смотреть, чтобы свет не был слишком контрастным.

При этом, чем дольше картина находится на свету, тем быстрее она выцветает, портится. Это относится не только к естественному свету, но и к искусственному. Плохо влияют на изображение галогенные и люминесцентные лампы без использования специальных фильтров, которые отсекают нежелательные части излучения, но довольно хорошо проявляют себя в этом плане светодиоды. Под ними картина сохранит насыщенность цветов дольше.

Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол», он соответствует 30-тиградусному наклону источника света к вертикали полотна и позволяет увести блик от лампы со стекла.

Как освещать скульптуру

Как исходный материал у вас есть некий объем, который подать в выигрышном свете и сохранить задумку автора. Здесь нужно тщательно продумать с какой стороны будет падать свет и где будет создаваться тень, чтобы подчеркнуть форму объекта.

Освещение скульптуры по духу схоже с освещением архитектуры.

По музейным правилам скульптуру следует освещать как минимум с двух, а в идеале с трех сторон, причем источники света должны быть различными по яркости, чтобы не сделать скульптуру плоской и сохранить игру света и тени. Главное, чтобы форма объекта не трансформировалась за счет неправильного распределения света и тени. Здесь достаточно опираться на здравый смысл. Так, если мы будет подсвечивать скульптуру в виде куба тремя прожекторами с узкими лучами, это создаст на плоской поверхности предмета иллюзию волны. Но если осветить куб прожектором с широким лучом света, он зальет всю плоскость, и грани останутся недеформированными.

Если у вас нет цели создать драматический эффект, избегайте слишком контрастного освещения. В этом смысле хорошо, когда помимо подсветки в пространстве есть еще и основной источник света. Он выступает как необходимое базовое освещение, и дополнительный свет только выигрышно подчеркнет скульптуру. Не забывайте и о контрасте с внешним фоном. Темная фигура с темным фоном будет сливаться, а на светлом будет выделяться и без подсветки.

Как выбрать светильник для подсветки предметов искусства

Первый критерий – цветопередача. Ее оценивают по шкале от 0 до 100 в зависимости от того, насколько искусственный свет близок к эталонному естественному. Цвет предметов, освещенных источником света с плохой цветопередачей, будет искажен. Такое часто встречается в примерочных: в магазине вы примеряете красный свитер, а на улице он выглядит не красным, а розовым.

Второе – угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.

Чтобы выделить картину, нужно подсветить ее в пять раз ярче фона. Это примерный показатель, который человеческий глаз воспринимает как визуальный акцент.

Третье – избегать светильников с «паразитной засветкой». Это ореол вокруг основного потока света, который получается за счет неидеальной оптической системы светильника. Наличие «паразитной засветки» не даст получить нужный визуальный контраст потому, что помимо направленного пучка света, вокруг картины «размажется» ореол света. К сожалению, этим грешат 75-80% осветительных приборов на рынке.

Что касается типологии светильников, они могут быть разными: встроенными в потолок или стену, подвешенными непосредственно над картиной или направленными на нее с противоположной стены. Интересный эффект дают светильники-фреймеры. Они «вырезают» из луча света прямоугольник нужной формы, под формат картины, что создает некий эффект загадочности.

Компании, к ассортименту которых стоит присмотреться

Среди компаний, хорошо зарекомендовавших себя в области освещения предметов искусства, первым идет немецкий производитель Erco. Компания начинала производством осветительных приборов для музеев и галерей, но сейчас ее ассортимент включает широкую линейку светильников, которые можно использовать в том числе дома. Можно присмотреться и к продуктам австрийской компании Zumtobel.

Даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу.

Американцы Xicato производят не светильники, а светодиодные модули, которые отличаются одной из лучших цветопередач на рынке. Еще один интересный производитель осветительных приборов – стартап нобелевского лауреата по физике Сюдзи Накамура (он изобрел синий светодиод) Soraa. Эти лампы отличаются высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета: в отличии от многих других производителей под их светом слоновая кость и белоснежная зарядка от айфона будут иметь разные оттенки белого. Производитель делает лампочки под стандартный цоколь, как у большинства светильников, – за невысокие деньги можно получить источник света с очень хорошими показателями качества света.

Источник

Оцените статью