Как сделать фундамент для ленточной пилорамы

Содержание
  1. Подготовка площадки под пилораму ВудВЕР
  2. Строим дом
  3. Строим дом
  4. Фундамент под ленточную пилораму
  5. Принцип работы
  6. Материалы и инструмент для монтажа
  7. Чертеж и основные узлы пилорамы
  8. Изготовление своими руками
  9. Ленточная пилорама
  10. Делаем дисковую пилораму
  11. Как сделать самодельную пилораму
  12. Самодельная пилорама, видео
  13. Место для самодельной пилорамы
  14. Как сделать правильный выбор
  15. Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата
  16. Видео: Особенности работы ленточной пилорамы
  17. Что понадобится для строительства лесопильной установки
  18. Подготовительные мероприятия
  19. Проектировочные работы, чертежи
  20. Подготовка основания
  21. Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками
  22. Рельсовые направляющие
  23. Пильная рама
  24. Механизм подъёма каретки. Фотогалерея
  25. Настройка и запуск
  26. Советы по эксплуатации
  27. Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Подготовка площадки под пилораму ВудВЕР

Дисковая пилорама ВудВЕР — это многофункциональный лесопильный станок. От его правильного монтажа зависит вся дальнейшая эффективность лесопильного производства.

Что и каким образом должно быть сделано для установки пилорамы? Как выглядят реальные производственные объекты? Нам постоянно задают эти вопросы. Безусловно, исчерпывающие сведения о пилораме содержатся в её инструкции. Но всё же есть ряд важным моментов, которые будет уместно знать всем заранее. Итак, давайте разберёмся с этими нюансами.

Можно ли разместить пилораму под открытым небом?

Есть клиентские объекты, на которых пилорама действительно размещается в открытом поле. На производственную площадку подводят электричество, ставят станок и запускаются. Это позволяет начать работать максимально быстро, но также быстро станок начнёт подвергаться воздействию стихии – осадкам, ветру, перепадам температуры. В принципе, оборудованию пилорамы это не будет фатальной помехой. В гидравлике и редукторах следует поменять масло, для управляющей электроники заказать обогрев. Станок будет пилить. Но работникам точно не доставит радости стоять под палящим солнцем, сильным ветром, дождём, снегом или на морозе. К тому же могут замёрзнуть и заледенеть опилки, которые в процессе пиления оседают в рабочей зоне. Если не уделять внимания их очистке, то накопление ледяного слоя из опила может в конечном итоге привести к торможению механизмов пилорамы.

Читайте также:  Как залить фундамент для дорожки

Лучше всего размещать станок в полностью крытом помещении или хотя бы под навесом, чтобы исключить прямое действие стихии, особенно зимой.

Типовое и вполне оптимальное решение на клиентских объектах – пилорама установлена в капитальном помещении, а подача брёвен выполняется снаружи. Так как для этого требуется проём в стене, то либо он выполняется минимально возможным, либо предусматривают его перекрытие шторкой или щитами, защищающими помещение от ветра, дождя и снега, и просто от утечки тепла.

В ряде случаев, когда монтаж станка выполняется под навесом различных размеров, то возникает важный момент относительно установки его опор. Следует избежать слишком близкой установки опорных столбов навеса к станине. Более того, достаточно критичным для темпа работ является наличие такого столба у середины станины, так как у рабочих может значительно снижаться свобода действий при отборе продукции, им будет трудно положить какую-либо доску или брус сразу возле пилорамы.

Каким должно быть основание под пилораму?

Для качественной геометрии пильной продукции необходимо исключить какое-либо колебание пильного узла и прогибание станины в процессе его перемещения по ней. Наилучшее решение – ровный и твёрдый пол из бетона с двойным армированием. В зависимости от комплектации вес пилорамы может достигать трёх тонн. Нормативно компания допускает возможность использования бетонного основания М200, но практически все клиенты доводят этот показатель до М300 и даже М400 для лучшей надёжности и долговечности.

В инструкции к пилораме содержится минимально допустимая площадь бетонного основания с учётом габаритов станка. Получается платформа, на которой стоит сам станок, а также выступ под накопитель брёвен при его наличии. Операторский пост располагается, как правило, на своём отдельном основании или даже без такового.

В целом для самого станка в длину это получается площадка около 12-17 метров в длину, а в ширину 4-5 метров, в зависимости от модели. Стоит ли бетонировать большую площадь зависит исключительно от желаний и возможностей клиента. Но в любом случае окружающее пилораму пространство не должно мешать работникам перемещаться и перетаскивать какие-либо грузы, в том числе снимать со станка продукцию. Обязательно следует исключить появление каких-то значительных бугров, перепадов высоты остального пола, даже если это просто земля. Кто-то эту землю выравнивает и трамбует, кто-то подсыпает гравия, есть объекты с деревянными напольными покрытиями. Основная задача – чтобы не было помех для перемещений персонала при обслуживании и работе.

Где размещается операторский пост?

Управление станком происходит с пульта управления. Это сочетание кнопочного пульта и визуального интерфейса системы оптимизации раскроя. Интерфейс может применяться с тач-скрин монитором, а может с обычным монитором, клавиатурой и мышью. Это зависит от комплектации станка. Физическая установка этого пульта допускается в любом месте возле пилорамы. Но наиболее оптимально для контроля рабочего процесса установить операторский пост непосредственно у торца станины, в этом случае оператору открывается наилучший ракурс на раскрой бревна.

Если условия в помещении или под навесом в целом холодные, (в том числе – ниже нуля зимой) то операторский пост рекомендуется оборудовать в отдельном утеплённом помещении. Обычно это что-то вроде деревянной будки, с окном в сторону пилорамы. Подобное помещение не только повышает комфорт работы самого оператора, но и эффективнее сохраняет управляющую электронику, так как снимается прямое воздействие погодных условий. Заодно там можно хранить пильные диски, какую-либо документацию, спецодежду и т.д.

Безусловно, операторский пост всё-таки можно ставить и не с торца, либо не строго с торца. В этом случае контролировать пиление и наводить пильные диски помогает видеокамера, изображение с которой транслируется на экран системы управления.

О безопасной и эргономичной организации пространства

Обычно встречаются две основные схемы размещения пилорамы ВудВЕР на территории лесопильного производства.

В первой схеме дисковая пилорама и является этим производством, то есть это первый или единственный станок. В подобном случае главное это предусмотреть бесперебойную подачу брёвен с левой стороны станка (левая от оператора) и съём продукции с правой стороны. С дальнего торца предусматривается какой-либо накопитель под опилки, которые выносит скребковый транспортёр. Например, подгоняют грузовик.

Если подавать брёвна с правой стороны, то отбор продукции для работников осложнится, к тому же они будут слева от бревна, а пиление всегда начинается с его правого бока.

При этом мы не выдвигаем каких-либо рекомендаций по возможностям хранения продукции. Во всяком случае работники будут либо выносить пиломатериал на улицу или в другое помещение, либо размеры основного помещения будут предоставлять доступное пространство недалеко от самого станка. В любом случае, пиломатериал недостаточно просто где-то сложить, его ещё нужно сортировать по типоразмерам. Если в работе задействован минимальный персонал, то проще, когда всё это в шаговой доступности от самого станка. Кроме того, персоналу намного легче выделять время для оперативной сортировки продукции, если в комплектацию станка входят такие механизмы как кантователи, робот-погрузчик брёвен, скребковый транспортёр для опила и его подъёмный модуль. Все они значительно экономят время, позволяя работникам сосредоточиться на основных задачах – доставлять брёвна и забирать продукцию.

Наряду с перемещением пиломатериалов, работникам необходимо забирать и складывать горбыльные обрезки брёвен, в том числе для их последующей переработки или утилизации. В этом вопросе тоже нужно выделить достаточное пространство и обеспечить к нему свободный проход.

Вторая схема — пилорама ВудВЕР как новый элемент уже действующего многостаночного производства. В этом случае окончательный вынос опилок и продукции решается в комплексе. Например, для скребковых транспортёров применяются механизмы поворота потока, а для забора продукции и подачи сырья идут в дело различные конвейеры и транспортёрные линии. Некоторые решения для организации многостаночной работы выпускаются нашей компанией на постоянной основе.

Также при многостаночном производстве на территории объекта имеется несколько зон, в которых работают люди и механизмы. Если за дальним торцом станины наличествует такая зона, то необходимо исключить вылет в её направлении горбылей. Подобные вылеты иногда происходят на стадии допиливания бревна, возникает риск травмирования людей, находящихся за торцом. Избежать какой-либо опасности можно установкой перегородки. Например, в форме цельного листа толстого металла или деревянный щит из крепких досок. Стоит отметить, что визуальный интерфейс оптимизации раскроя наглядно выделяет оператору тот участок бревна, при пилении которого персоналу нужно соблюдать внимательность.

На первом фото вы можете посмотреть, что между тремя выстроенными вдоль стены цеха пилорамами установлены защитные листы, а на втором фото вы можете видеть пример деревянной перегородки между пилорамой и другим станком.

Подготовка перед шеф-монтажными и пусковыми работами

Задача наших специалистов – выполнить запуск станка в тех условиях, которые фактически будет предложены на клиентском объекте. Зимой и летом, в большом цеху или под навесом-времянкой. Тем не менее, есть ряд важных шагов, которые клиенты выполняют сами.

Алгоритм действий такой:

  • Заливается основание, его качество проверяется по уровню.
  • Выполняется разгрузка пилорамы из транспортного средства.
  • На основании размещается станина пилорамы, а также накопитель для брёвен, робот-погрузчик брёвен, подъёмный модуль скребкового транспортёра. В общем все элементы станка в зависимости от комплектации.
  • Станина выставляется по уровню.
  • Проверенная станина закрепляется к основанию анкерными болтами.
  • На направляющие закреплённой станины устанавливается каретка, внутри которой пильный узел с дисками.
  • К станине подводится силовой кабель электропитания.
  • Оборудование заземляется, в том числе операторской пост.

Далее уже начинается компетенция специалистов шеф-монтажа В обязательный набор задач для их работы входит повторная проверка уровня станины, так как это один из ключевых параметров качественной геометрии продукции. Далее наши специалисты выполняют подключение и соединение всех электроцепей и гидравлических систем. После чего приступают к непосредственному запуску станка и проводят тестовое пиление на нескольких брёвнах, при необходимости проводят дополнительные регулировки пильного узла.

Обязательным является требование обеспечить наших специалистов дополнительной рабочей силой со стороны клиента. Это не только значительно ускорит запуск станка, но и позволит выполнить обучение персонала в процессе пуско-наладочных операций. Обучение работников — это тоже неотъемлемая часть шеф-монтажа. Соответственно, предоставленный персонал получает сведения об операторской работе, понимание принципов устройства пилорамы, а также практические сведения о том, как проводить регламентное обслуживание станка.

Можно ли самостоятельно запустить пилораму?

Нет сомнения, что на стадии подготовки для запуска пилорамы её будущему владельцу необходимо решить широкий круг вопросов, от архитектурных до электротехнических. В то же время, большинство этих задач являются вполне типовыми для установки в принципе любых станков под любые задачи. Поэтому найти для подготовительной стадии исполнителей на местах не представляется большой сложностью, а дальнейшее уже реализуется с нашей непосредственной помощью.

Выбор пилорамы и её комплектации, доставка, запуск, эксплуатация, гарантийный и постгарантийный периоды – мы оказываем помощь на всех этапах жизненного цикла предлагаемого нами лесопильного оборудования. В любой момент наши сотрудники готовы ответить на ваши вопросы, предоставить необходимую документацию, организовать доставку необходимых комплектующих и выехать для проведения необходимых работ.

Источник

Строим дом

Строим дом

Фундамент под ленточную пилораму

Хотя распространенность древесины создает обширное предложение пиломатериалов, не всегда оно доступно. Особенно «кусается» стоимость при больших объемах. Покупка станка для распиловки не окупит себя при небольшом производстве или бытовой необходимости. Потому широкое распространение получают самодельные мини-пилорамы. Самым простым и применяемым их видом стали ленточные станции для распиловки.

Принцип работы

Режущий механизм ленточной пилорамы

Конструкция представлена двумя вращающимися элементами, между которых натянута пила. По мере вращения катушек создаются возвратно-поступательные движения режущего элемента. Благодаря этому и происходит распил. Работает пилорама в горизонтальной плоскости.

Режущий элемент закреплен на мобильной тележке. Перемещаясь по рельсам, она проходит расстояние, равное длине обрабатываемого элемента. Бревно закрепляется на каркасе неподвижно. Для этого нужно сделать струбцины, крепящиеся к каркасу.

Предельная длина обработки зависит от протяженности рельс, по которым движется тележка. Максимальная ширина зависит от расстояния между элементами натяжения пилы. Все расстояния проставляются на чертеже.

Для качественной работы:

  • бревно должно быть зафиксировано;
  • настроена градация, точность и ровность реза;
  • пильная лента должна иметь необходимое натяжение;
  • пила должна быть заточенной и с разведенными зубьями.

Процесс распиловки проходит в три этапа.

  1. Предварительно лес сортируется по габаритам длины и диаметра. Происходит ручная подгонка габаритов под параметры пилорамы.
  2. Процесс распилки. Перед тем как сделать первый рез оператор производит проверку оборудования, настраивает параметры реза.
  3. Последующая ручная доработка. Самодельный инструмент не дает точности и ровности. Потому необходимые параметры нужно сделать болгаркой или рубанком.

Материалы и инструмент для монтажа

Основные части ленточной пилорамы

Создается ленточная пилорама своими руками из новых или б/у материалов:

  • шкивы примерно Ø 30 см. Отлично подойдут запчасти с комбайна «Нива»;
  • труба в полдюйма и вторая, большая по диаметру. Второе изделие нужно выбирать так, чтоб оно надевалось на первое с небольшим люфтом;
  • стальной 50-тый уголок. Располагать его лучше ребром вертикально. При установке вверх полкой нужна повышенная точность регулировки роликов. В противном случае износ колесиков очень высок;
  • шпалы формируются из профильной металлической трубы. Достаточно сечения 25*25 мм;
  • на рельсы крепится движимый механизм в виде куска дюймовой трубы и закрепленной на ней арматуры. Он предназначен для фиксации заготовки.

Для сборки нужны следующие инструменты:

  • дрель;
  • сварочная установка;
  • токарный станок;
  • болгарка с кругами по металлу, зачистной щеткой и кругом по дереву;
  • молоток;
  • строительный уровень;
  • рулетка;
  • крепежные принадлежности и гаечные ключи.

Чертеж и основные узлы пилорамы

Пилорама на основе электропилы

Перед изготовлением нужно произвести расчет в потребности материалов. Для этого набрасывается чертеж пилорамы своими руками. Он может быть сделан от руки, но лучше использовать чертежные комплексы. Такие графические программы, как Компас и SolidWorks помогут составить 2D и 3D, рассчитать статические и динамические нагрузки.

Для начала можно сделать простое устройство с ручной подачей. Разобравшись в принципе работы можно нарастить мощности, добавить электронику и датчики.

В основе сборки пилорамы лежит рамный принцип. При значительных нагрузках каркас стоит делать с раскосами. К основным узлам изделия относятся:

  • непосредственно рама;
  • направляющие для движения пильного узла;
  • винтовой узел для перемещения ленты;
  • пружинный механизм натяжения пилы;
  • два шкива – подвижный и стационарный;
  • защитный кожух;
  • передаточный узел;
  • двигатель (электрический или бензиновый);
  • бак с жидкостью для охлаждения;
  • фиксаторы заготовки;
  • стопоры.

В качестве режущего элемента нередко используется электрическая или бензопила. Это целесообразно при небольших объемах работ. Такая конструкция сэкономит время сборки пилорамы. Чертежи для ее изготовления гораздо проще.


Изготовление своими руками

Блок управления на самодельной пилораме

В первую очередь собираются рельсы. Длину их лучше сразу делать 8 м. Для исключения деформаций основания под нагрузкой нужно сделать стяжки из трубы ¾. В качестве крепления используются болты длиной от 29 до 34 см. Это необходимо указать на чертежах. Стойки собираются на болтах М12.

Массивность конструкции требует стационарной установки. Потому на месте сборки предусматривается бетонный фундамент или под стойки подкладываются бруски.

Подвижная тележка представлена монолитной стальной плитой 46 мм. Габариты плиты по длине 60 см, по ширине на 80 мм шире рельсового пути. Это необходимо указать на чертеже.

На движимую каретку монтируются шкивы. Один крепится подвижно, второй нет.

Располагать шкивы лучше не параллельно, как на многих производственных чертежах, а под углом 4° друг относительно друга по вертикали. В таком случае лента не будет слетать в процессе резки.

Для удобства работы можно сделать штурвал. Движение от штурвала передается посредством металлической цепи. В некоторых моделях делается блок управления.

После монтируются прижимы для бревна. В конце, во избежание повреждений, устанавливается электродвигатель и пила.

Пила может быть заводского производства или сделана из холоднокатаной стали 65Г или У8, 10. Толщина распила выбирается исходя из породы древесины.

Дерево, как материал, используется человеком очень давно. Оно зачастую применяется в строительстве.

Для обработки дерева сегодня придумали множество разных приспособлений, но всегда основным остается пилорама. Данные конструкции позволяют получать изделия с определенными параметрами. В них обычно применяется угловая поворотная пила. которая облегчает обработку деревянных изделий.

Ленточная пилорама

Изготовление таких конструкций в домашних условиях обычно невозможно, ведь для этого нужно иметь множество разных станков. Если вы решили сделать ленточную пилораму дома, тогда в первую очередь нужно найти чертеж данного изделия и уже по нему изготавливать все основные конструктивные элементы.

Состоит такая пилорама из нескольких основных частей:

  • рамы для расположения дерева и хода основного механизма;
  • системы, которая обеспечивает резку (пила, привод, система регулировки и др.).

Делаем дисковую пилораму

Смонтировать такое сооружение намного легче. Все сооружение будет приводиться в действие от электродвигателя. Монтаж такого механизма состоит из нескольких этапов:

    1. Изготовления металлической рамы. Параметры данной части могут быть взяты с какой-то конкретной схемы. К ней также следует прикрепить металлическую плиту, в которой проделать специальное отверстие под дисковую пилу.
    2. Крепление приводного вала пилы под плиту и подсоединение шкивов от двигателя и диска. Сделать это можно с помощью ремней.

При изготовлении таких пилорам нужно предварительно предусмотреть возможность регулировки натяжения ремней. Не забывайте, что подсоединение всех частей должно проводиться с придерживанием всех норм и правил безопасности.

Также обязательно нужно предусмотреть вокруг пилы защитный кожух, который также можно изготовить из металлических листов и приварить к плите, но так, чтобы в будущем иметь возможность заменить диск и установить новый.

Такие пилорамы можно делать как вертикального, так и горизонтального расположения. Это все зависит от ваших требований. Желательно изготавливать такие механизмы только по определенным чертежам, чтобы придерживаться основных параметров.

В любом случае лучше заказать монтаж данной системы специальной организации, которая не только сделает все правильно, но и настроит систему под ваши требования. Это очень важно, так как работа с пилорамой требует внимательности, а сам механизм должен работать очень надежно.
Как сделать пилораму своими руками, подскажет видео:

Когда появляется необходимость обработать большой объем досок и древесины, то лучшим вариантом является использование пилорамы, созданной собственноручно. Многие уверены, что стоит купить готовое устройство, однако сделать его самостоятельно совсем не сложно. в этой статье мы расскажем о том, как делается самодельная пилорама. Фото чертежей в большом количестве присутствуют в интернете.

Как сделать самодельную пилораму

Прежде чем приступить к этому процессу, нужно определиться с объемом предстоящей работы, а также с древесиной. После это нужно поискать чертежи самодельной пилорамы в интернете и определиться с типом устройства для успешной реализации поставленной цели. При сборке устройства своими руками, главное внимание должно быть уделено вопросам безопасности, так как подобное устройство является объектом повышенного риска.

Самодельная пилорама напоминает вращение двух катушек с натянутой между ними нитью. Эта нить и есть пила, а расстояние от одной катушки до другой – это оптимальный размер бревна. Самодельная пилорама, видео создания которой представлено ниже, дает возможность:

  • подгонять бревна под одну форму и размер
  • осуществлять распил заготовки по конкретной схеме после точных настроек оборудования.

Однако в результате распила зачастую получаются незначительные изъяны, ликвидировать которые нельзя. По этой причине дерево нужно дополнительно обрабатывать вручную.

Работает самодельная пилорама таким образом:

  • на платформу прочно закрепляется заготовка, которая не двигается
  • движение мобильной тележки обеспечивает распил древесины
  • пила расположена горизонтально
  • для получения конкретного размера досок, нужно изначально задать соответствующие параметры
  • пильная лента является пилой, поэтому она должна быть качественно натянута.

Самодельная пилорама, видео

Место для самодельной пилорамы

Поскольку самодельная пилорама – это крупногабаритное и достаточно опасное устройство, то перед тем как делать самодельные пилорамы своими руками (видео их создания можно посмотреть на нашей сайте) нужно хорошо подумать, и решить в каком месте вы будете использовать подобное устройство.

Наилучшим образом для этой цели подойдет сарай или гараж, а также любое подсобное помещение с бетонным основанием. Помещение для пилорамы должно иметь хорошую систему проветривания. Оно должно быть не тесным и хорошо освещаться.

Модно расположить пилораму и на улице, однако для нее нужно обязательно смастерить навес. Если вы планируете создать пилораму с электрическим двигателем, то нужно особенно внимательно отнестись к монтажу проводки и всех переключателей и автоматов.

Во время сборки агрегата своими руками, уделите особое внимание его режущим и подвижным частям. Именно они являются наиболее опасными частями.

При работе с четырех вальцовыми лесопильными рамами необходимо осуществлять распиловку бревен не короче 3 метров. Если возникает необходимость обработки более коротких заготовок, то пилорама должна быть оборудована дополнительными механизмами. Чтобы работать с заготовками менее 1,5 м нужно использовать особые восьми вальцовые рамы. Дополнительную безопасность гарантирует тормоз пилорамы, позволяющий безоткатно ее тормозить.

По окончанию сборки и перед началом использования нужно тщательно проверить все крепления и составные узлы, а также устойчивость всей конструкции. Только после этого можно запускать устройство.

Как сделать правильный выбор

Во время выбора самого идеального варианта станка для деревообработки необходимо обратить внимание на самое основное преимущество ленточных пилорам в сравнении с многопильными дисковыми станками, это преимущество состоит в небольшой высоте пропила.

Величина пропила дисковой пилорамы, зачастую колеблется в пределах 5-6.2 мм. Шинная пилорама делает еще больший пропил. К примеру, можно посмотреть карту раскроя тонкомерного бревна сечением 180 мм и материал с сечением 124х35, получается, суммарная площадь пропила будет составлять 4377 мм2. А вот если бревно будет 90х90, то 17.2% древесины станет опилками. Если каждый месяц вы будете перерабатывать 900 м3 и более, то такая потеря древесины не будет заметна, потому что выполняемые объемы компенсируют потерю. Но если объемы производства не большие, то нужно использовать технологии, которые отличаются низкой производительностью, но дают возможность распиливать заготовки с минимальными потерями. Следовательно, для малых объемов производства лучше применять ленточные пилорамы, но не шинные.

При использовании ленточного станка, величина пропила составит от 2.2 до 2.5 мм. При заготовке сечением 180 мм для изготовления пиломатериалов с сечением 124х35, площадь пропила равняется 1765 мм2. В опилки превратится в этом случае лишь 6,9% древесины.

Шинные устройства, которые дают широкий пропил, применяются, чаще всего, частниками или небольшими фермерскими хозяйствами для обработки минимальных объемов сырья, при которых не важен выход пиломатериалов.

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов — досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат — как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря — всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам — сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж пилорамы Чертёж пилорамы Чертёж рельсовых направляющих Чертёж пилорамы

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке — роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы — дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 — 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии — не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря — в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Узел поддержки пильного полотна можно сделать из шарикоподшипников Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.

Изготовление защитного кожуха

Настройка и запуск

В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.

Советы по эксплуатации

  1. Правильно натягивайте пильное полотно. Превышение допустимого усилия уменьшает срок службы инструмента. Для контроля можно использовать специальные приспособления. Пила не должна быть в работе более двух часов, после чего её надо демонтировать и подвесить на сутки для снятия остаточных напряжений.
  2. Обязательно применяйте смазочную жидкость для ленточного полотна. В тёплое время можно пользоваться водой с добавлением моющих средств типа «Gala», «Fairy» и т. д. а зимой — смесью керосина или дизтоплива с моторным маслом в пропорции 5:1 или смазкой для цепей бензопил.
  3. После окончания работы обязательно ослабьте натяжение пилы. Это не даст образовываться усталостным явлениям на её поверхности и продлит срок службы. Вот то, ради чего всё затевалось
  4. Работайте только правильно заточенным и разведённым инструментом. При отсутствии опыта по этой части можно воспользоваться услугами специализированных контор. Как правило, их представители обслуживают не одну лесопилку в вашем районе.
  5. Не работайте со свежеспиленным лесом. Дайте ему подсохнуть хотя бы в течение одного месяца. Кроме того, перед работой очистите брёвна от грязи и песка, а ещё лучше удалите кору.

Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Надеемся, мы смогли вас убедить, что построить собственную пилораму хоть и сложно, но вполне возможно. Сделанный своими руками агрегат сможет работать не хуже заводской лесопилки только в том случае, если в процессе работы вы будете следовать рекомендациям опытных мастеров. Поверьте, что проявленная аккуратность и щепетильность найдут отражение в идеально ровных спилах. Ваш участок обретёт новые, стильные сооружения, построенные с использованием тёплого и благородного материала, полученного своими руками.

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг « из представленного материала вы узнаете как можно самостоятельно сделать свою собственную ленточную пилораму. Каждый мастеровой человек мечтает иметь в своем хозяйстве свою собственную пилораму, потому как ее наличие в десятки раз уменьшит расходы на пиломатериал. При помощи данного станка можно самому распускать бревна на доски и бруски, так же отличный вариант и для тех кто строится . тоесть доски можно производить непосредственно на месте строительства будущего дома. А так же возможно открыть свою частную пилораму и распускать доски уже за деньги и пополнять семейную казну дополнительным заработком. Вообщем станочек очень хорош со всех сторон, да и самостоятельная его сборка опять же обойдется куда дешевле заводского аналога, потому как много запчастей можно использовать б/у и имеющихся в наличии у автолюбителя, к примеру. колеса от легкового автомобиля, ступицы, подшипники, болты и прочее что можно раздобыть в гараже)

Конструкция ленточной пилорамы представляет из себя 1. рельсовую дорожку 2. станину с силовым агрегатом 3. полотно 4 механизмы регулировки и натяжения 5. каретка 6. ровная поверхность (желательно фундамент-плита)

И так, давайте ознакомимся с перечнем необходимых составляющих для сборки станка. А так же разберем весь процесс поэтапно.

  1. уголок 100х100, швеллер, рельса от узкоколейки (для изготовления рельсового полотна)
  2. колеса от легкового автомобиля
  3. ступицы
  4. подшипники
  5. профтруба квадратного сечения
  6. шпилька с резьбой
  7. цепь
  8. домкрат
  9. капельница
  10. силовой агрегат (бензиновый или электродвигатель)
  11. арматура
  12. болты, гайки, шайбы, граверы
  13. листовой металл 1 мм
  14. шкив
  15. ремень
  1. сварочный аппарат
  2. дрель
  3. наждак
  4. болгарка
  5. молоток
  6. рулетка
  7. набор гаечных ключей
  8. уровень (лазерный)
  9. линейка
  10. уголок

И так, первым делом стоит ознакомится с чертежами, потому как любое дело начинается с разметки, как говорится «Семь раз отмерь, один раз отрежь. Так с чертежами ознакомились, а теперь хочется еще отметить то, что самодельные пилорамы бывают нескольких видов

1 Ленточная пилорама с электродвигателем. 2. Ленточная пилорама с бензиновым двигателем. 3 Шинная пилорама. Принцип работы ленточного станка для распиловки древесины. Полотно натягивается на 2 горизонтально расположенных шкива, в данном случае это обычные автомобильные колеса с покрышкой и камерой, неоспоримый плюс данной конструкции в том, что можно производить натяжение пильного подкачкой шин. Ограничитель и поддерживающие ролики располагаются непосредственно в нижней части. Чтож принцип работы надеюсь понятен, далее стоит позаботится о размещении рельсовой дороги по которой будет ходить каретка с пильным полотном и распускать бревна на доски. Площадка должна быть размерами не менее 3 х 6 м, а самое главное ровной! Поэтому необходимо под пилораму залить плиту-фундамент и выровнять до идеально ровной поверхности. Копается углубление, укладывается песчаная подушка и заливается армированная плита из бетона. Далее идет установка самой рельсовой дороги, ее в лучшем случае можно сделать из рельс от узкоколейной железной дороги, но таковое трудно достать, так что придется делать из швеллера либо уголка. Обратите внимание. На фото уголок расположен ребром вверх. Соединять уголок между собой можно сваркой, но при нагреве металла его может повести, а нам нужна идеально ровная дорога, так же можно крепить рельс непосредственно к бетонному основанию при помощи анкерных болтов. Опорные ролики можно сделать из обычных подшипников, либо заказать у знакомого токаря. После чего изготавливается непосредственно сама пильная рама, где используются трубы разного диаметра которые можно вставить одна в другую. за счет чего ползун может подниматься вверх и вниз. Рама же сварена из профтрубы квадратного сечения. В нижней части устанавливают опорные ролики. они должны соответствовать ширине рельсовой дороги. Далее изготавливается механизм подъема. После чего устанавливаются шкивы и ступицы. Подключение к силовому агрегату. Выравнивание и поддержка пильного полотна осуществляется за счет подшипников. Сверху в обязательном порядке следует установить защитный кожух из металла. Техника безопасности здесь превыше всего, потому как полотно может и вылететь . Механизм натяжения можно сделать из небольшого домкрата. После полной сборки пилорамы проводится пробный запуск, если все в порядке, то отключается двигатель и укладывается и крепится бревно. Распускается бревно на доски. Так же можете посмотреть работу лесопилки наглядно на видео.

Вот такая замечательная пилорама вообщем то получилась, теперь распускай доски и бруски для строительства и ремонта сколько угодно, только успевай бревнышки подкидывай)

Источник

Оцените статью