Как взорвать китайскую стену

Великая Китайская стена, или Армия мертвецов

Считается, что Великая Китайская стена – самое длинное сооружение на Земле. Начинается она невдалеке от Ляодунского залива, затем проходит северо-восточнее Пекина через Северный Китай, огибает всю страну и уходит в пустыню Гоби. До сих пор историки и археологи не могут прийти к единому мнению: с какой целью на протяжении веков китайцы строили свою знаменитую стену? Была ли она крепостью, границей или ее возведение имело иной, мистический смысл?

Изогнутое тело дракона
Великая Китайская стена стала подлинным чудом света и памятником силы духа целой нации. «Если ты не побывал на Великой Китайской стене – ты не настоящий китаец». Очевидно, эти слова неплохо воплощаются в жизнь. Основная масса туристов – жители Поднебесной. Только им под силу преодолеть тысячи ступеней, составляющие пешеходную часть стены. Для них это не развлекательная поездка, а потребность испытать силу духа, без которой невозможно называться настоящим китайцем.
Возведение будущего символа нации началось в III веке до н.э., когда осколки некогда могущественного государства вели кровавые междоусобные войны. Мало того, что сами правители никак не могли найти общий язык, так еще и кочевники из северных степей, как саранча, налетали на беззащитные поселения, оставляя после себя пепелища. От варваров спасались за высокими стенами крепостей – штурмовать города кочевники не умели. И, возможно, именно тогда кому-то в голову пришла мысль – сделать всю страну одной огромной крепостью, опоясав ее величественной каменной стеной.
Ее сложная, изогнутая линия напоминает тело мифического китайского дракона. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в этом вовсе не хитроумную планировку, а сомнительные навыки строителей. Отцом-основателем стены стал первый император династии Цинь. Человек жестокий и тщеславный, Цинь Ши Хуанди тем не менее был выдающимся правителем. В 221 году до н.э. силой и хитростью ему удалось не только усмирить вечно враждовавших соседей, но и стать во главе образовавшейся империи. С завидной энергией занялся император укреплением нового государства. издал огромное количество законов, обложил подданных дополнительными налогами и начал грандиозное строительство. При нем в Китае появились хорошие дороги, вырастали целые города, храмы, дворцы.
А однажды Цинь Ши Хуанди посетила еще одна великая идея. Согласно легенде, мысль о возведении Великой Китайской стены пришла к императору ночью. Размышляя о государственных делах, правитель уснул и очутился на Луне. Взглянув оттуда на Землю, Цинь Ши Хуанди поразился весьма скромному виду своей страны. И тогда тщеславный правитель повелел начать строительство сооружения, достойного величия Китая – строения, которое на все времена увековечит его имя.

Легенда о красавице
Считается, что в строительстве стены участвовал миллион человек – пятая часть тогдашнего населения Китая. Вместе с подневольными крестьянами и солдатами камни таскали и лучшие умы империи – своевольный правитель недолюбливал и боялся мудрецов-конфуцианцев. Кстати, в эпоху Цинь Ши Хуанди не было необходимости в тюрьмах – заключенные трудились на стройке. Тех же, кто пытался сбежать, догоняли стрелы охранников. Великую Китайскую стену так и называли – Самое длинное кладбище или Стена Слез.
Существует легенда, что императору Цинь Ши Хуанди предсказали – стену можно будет считать построенной, лишь когда в ней похоронят 10 тысяч человек.. Мистическое для китайцев число, имеющее даже отдельное название – ван. В Древнем Китае оно было синонимом слова «тьма» и применялось лишь по отношению к императору. Только ему желали 10 тысяч побед, лет жизни, детей и – поверженных врагов. План по мертвым был перевыполнен с лихвой. Точной цифры не знает никто. Одно несомненно – 10 тысячами дело явно не ограничилось. Император послушал предсказателя и повелел всех умерших во время строительства хоронить в стене. Причем, тела располагали вертикально, так что на страже границы стояла настоящая армия мертвецов.
Вообще Цинь Ши Хуанди подобно египетским фараонам и месопотамским царям очень любил грандиозные стройки. Параллельно со стеной шло возведение нового императорского дворца, усыпальницы и оросительных каналов. 10 лет Китай напоминал гигантскую стройку. И вдруг в один день она неожиданно прекратилась.
Если верить легенде, остановила строительство хрупкая красавица. Ее молодого мужа отправили на стройку прямо со свадьбы. Шли годы, а он так и не возвращался. Тогда жена сама поехала к стене искать любимого, но нашла только кости. Стена убила ее мужа. Женщина бросилась во дворец императора, и стража, пораженная ее красотой, беспрекословно пропустила вдову в покои владыки. Обезумев от горя, красавица назвала Цинь Ши Хуанди убийцей, сеющим смерть во имя собственного тщеславия. Обвинения вдовы настолько поразили императора, впервые увидевшего такое отчаяние, что он приказал прекратить строительство.

Читайте также:  Шторы для зала с окном во всю стену

И дорога, и телеграф, и таможня
В жизни, скорее всего, все было гораздо прозаичнее. Расточительное строительство истощило ресурсы государства, и стройку пришлось прекратить по экономическим соображениям. Однако в период правления династии Хань к замороженной стройке вернулись. Но если император Цинь был движим тщеславием, то его преемникам пришлось решать сугубо практическую задачу – укреплять по-прежнему ненадежные северные границы.
В те времена на стене и появились знаменитые сторожевые башни, а само сооружение протянулось далеко на запад, до Дуньхуана. Расстояние между укрепленными сторожевыми башнями равнялось двум полетам стрелы, и никто не мог спрятаться от ее бдительных стражей. Сейчас осталось 20 тысяч подобных башен, а когда-то их было почти 60 тысяч!
Стена стала не только крепостным сооружением, но и отличной дорогой. По ней передвигались и торговцы, и войска. У стены имелось, как сказали бы сегодня, несколько уровней защиты. В сооружении существовало только пять входных ворот – их строили неподалеку от городов, чтобы открыть вход для караванов. У ворот устраивались настоящие КПП. Каждый входящий должен был доказать свое право попасть за стену. Разрешительные документы можно было ожидать месяцами, и потому возле ворот стояли настоящие лагеря из палаток и временных хижин. Караванщики и их грузы тщательно досматривались, а жители близлежащих городов и деревень проходили через несколько постов охраны.
Стена была не только пограничным пунктом, но и высокоскоростным телеграфом. При помощи сигнальных огней «сообщение» преодолевало расстояние в тысячи километров всего за сутки. Кроме того, существование стены решало и еще одну государственную проблему. Армия была равномерно рассредоточена на укрепрубеже и удалена от дворца. Император мог спать спокойно – военный мятеж в таких условиях поднять было практически невозможно.

Читайте также:  Четыре стены разного цвета

Умный воин на стену не полезет
А вот свое прямое предназначение стена выполняла из рук вон плохо. Она останавливала кочевников только первое время. Вскоре они сообразили обходить ее с флангов. Однако этот факт не отменял строительства. Стена удлинялась и – снова успешно преодолевалась. В разное время в Китай прорывались и гунны, и алтайские тюрки, и полчища Чингисхана.
Тем не менее, к строительству стены вернулись и в третий раз. При правителях династии Мин Стена достигла своего расцвета. Она тянулась от крепости Шаньхайгуань на берегу пролива Бохайвань к востоку от Пекина до Цзяюйгуаня в северо-западной провинции Ганьсу. Строители того времени брали не только количеством, но и качеством. Работы при императорах Мин велись куда добросовестнее, чем при их предшественниках.
Землю под основание предварительно выравнивали, а возводимую на фундаменте стену облицовывали и заполняли изнутри каменно-известково-песочной смесью. Да и высота у стены при этой династии достигала максимальной отметки в 6 метров. Уклон составлял менее 45 метров, так что и сохранились эти участки строения лучше других. Считается, что последний кирпич Великой Китайской стены был положен в XVI веке. Пришедшая к власти династия Цин мало интересовалась cтеной, и древние участки исполина уже засыпал песок.
Долгие годы полагали, что Великая Китайская стена – это единственный земной объект, видимый из космоса невооруженным глазом. Но эра технических открытий принесла ужасные разочарования. Оказалось, что с околоземной орбиты стена неотличима от автомагистрали.

Разбирали на сувениры
Сегодня Великую cтену объявили национальным достоянием и начали активно восстанавливать. В последние десятилетия главный китайский символ несколько раз реставрировался. Небольшие участки укрепляли, заново облицовывали и красили – в основном, чтобы впечатлить туристов. Именно эти фрагменты сооружения попадают на открытки и рекламные буклеты, но значительная часть cтены приходит в упадок и разрушается. По данным заместителя директора Пекинского управления культурного наследия Юй Пин, лишь 20 процентов грандиозного сооружения сегодня находятся в удовлетворительном состоянии.
Туристам доступны около 10 километров стены – в основном это участки Бадалин и Мутяньюй. И если основную часть стены приходится спасать от песчаных бурь, то отреставрированные фрагменты – от невоспитанных путешественников. Почти все кирпичи уже покрыты подписями, надписями и рисунками. А часть сооружения буквально по камешку разобрана на сувениры.
Вот уже больше года в Китае действуют специальные правила по охране национального достояния. Так, под угрозой административной ответственности запрещено уносить не только камни и кирпичи, но даже землю с ее ступеней. На стене и рядом с ней нельзя возводить любые строения и ставить антенны, по ней запрещено: ездить на мотоциклах и велосипедах, устраивать презентации, выставки и цирковые представления. Штрафы за проявление неуважения к национальному символу могут составлять десятки тысяч юаней (несколько тысяч долларов).
Кстати, те, кто не чужд мистике, несколько лет назад заметили – Великая Китайская стена идет почти строго по 30-й параллели. Явление уже само по себе удивительное, если учесть, что при ее строительстве никто не сверялся с картой. Но поражает не ее географическая выверенность, а загадочная цепь совпадений. Дело в том, что 30 параллель проходит вблизи египетских пирамид и касается пресловутого Бермудского треугольника. Но китайцы не хотят слышать ни про какие совпадения. Для них стена – величайшее из земных чудес, символ несокрушимости огромного и сильного государства, памятник человеческому упорству и величию духа.

Читайте также:  Своими руками для квартиры отделка стен

Шепот слышен сквозь камни
У Великой Китайской стены есть удивительная особенность – слово, сказанное шепотом у одной из ее сторон, можно услышать на другой. И это при том, что толщина стены в некоторых местах достигает 10 метров.
А в сентябре 2007 года при строительстве автострады в китайской провинции Хэбэй был обнаружен ранее неизвестный фрагмент стены. По предварительным оценкам, он был возведен в III-IV векаx до н.э. Поразительно, но долгие годы этот почти 90-метровый участок сооружения никто не замечал – настолько он был разрушен.
Китайцы решили выяснить истинные размеры стены. В течение четырех лет в 13 провинциях страны проводились замеры и исследования. Помимо замеров, планировалось установить ее точные координаты и проверить состояние каждого метра исполинского сооружения. Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450 километров. А длина всего сооружения, со всеми ответвлениями, изгибами и параллельными валами, должно быть, равна от 6000 до 6500 километров.
«…Несмотря на то, что она сооружена с полным презрением к законам фортификации, она настолько солидна и неприступна, башни и ворота ее настолько разумно расположены, что даже современная армия, первоклассно вооруженная для штурма крепостей, может остановиться перед ней, при условии, правда, если будет сделана хоть какая-то попытка ее обороны», – писал во второй половине XIX века английский генерал Вильсон.

Источник

Разрушение Великой Китайской Стены

«Кто не побывал на Великой китайской стене, тот не может считаться китайцем!» — сказал как-то ныне покойный Мао Цзэдун. Китайская стена олицетворяет собой величие Китая в веках. Она не только один из самых известных барьеров человечества. Это растянувшийся на века долгострой, в котором участвовало миллионы человек и несколько поколений строителей. Есть сведения, что они не были безвольными рабами. Это была оплачиваемая работа — сложная и порой смертельная.

Первые «каменные и земляные валы» относят к третьему веку до нашей эры. Следы столь древней стены археологи встречали на довольно обширной территории. В последующие века были ещё стены, которые «ветвились» во все стороны, и скорее всего отгораживали китайцев друг от друга — своего рода пограничные заставы, разделяющие некогда существовавшие царства. Точнее мы уже скорее всего никогда не узнаем.

Для посещения открыты лишь некоторые части отреставрированной стены. Один из таких участков находится в 60 километрах от Пекина. Сюда отправляются рейсовые и туристические автобусы + многочисленные такси, одном словом — из столицы добраться сюда не доставит проблем.

В виду того, что желающих смотреть на реально древние руины достаточно мало (ниже кликабельная картинка с хаотичным расположением стен в зависимости от эпохи), мы посетим «новодел».

Разумеется, это не с нуля выстроенное сооружение. Однако, что-то нам подсказывает, что и вам тоже не очень интересно смотреть, например, на остатки вот этого ограждения.

Ведь по нему даже не прогуляться.

Некоторые участки захватила природа.

Поэтому в прошлом веке силами китайских архитекторов, были восстановлены наиболее сохранившиеся участки. Где-то было достроено, где-то укреплено, можно сказать, что, условно говоря «строительство стены» продолжается и по сей день вот уже более двух тысяч лет.

Да, печально осознавать, что из суммарной длины Китайской Стены (около двадцати тысяч километров) для прогулки открыто всего 10 километров. Хоть и этого достаточно — вряд ли кто-то будет рад прогулке по многочисленным ступенькам уже через полтора километра пути.

Лучшее время для посещения — весна и осень, но многие упорно едут сюда именно летом. Мы не против, просто отметим, что гулять в жару мало приятного, однако, ради фотографий при безоблачном небе да при зелёных листьях можно и потерпеть.

Для посещений доступны следующие участки стены: Бадалин — ближе всего к Пекину и наиболее популярное место. Мутяньюй — второй по популярности участок стены. Симатай — пока что без реставрации, спешите увидеть настоящую древность. Перевал Шаньхайгуань — место, где стена упирается в море. Перевал Цзяюйгуань — стена на западе, древние ворота Шёлкового Пути.

Десятки миллионов человек стремятся сюда.

В самой высокой точке (без строений) стена достигает 15 метров, и как это не печально осознавать, она продолжает разрушаться, исчезать под воздействием погодных условий и деятельности человека. Уже 1/3 стены исчезло, не оставив следов и этот процесс не остановить. Многие участки через десятилетия останутся только на фотографиях, но укреплённая часть в любом случае уцелеет. Каждый китаец хотя бы раз в жизни поднимался на стену, ну а вы, не желаете ли совершить подвиг?

Ярких впечатлений в пути! Подписывайтесь на канал и рассказывайте друзьям, будет много интересного. OgonTour свобода путешествий, Вам будет что вспомнить.

Источник

Оцените статью