Карелин что за стенами

Лазарь Карелин «Что за стенами?»

Что за стенами?

Сборник, 1981 год

Язык написания: русский

В книгу вошли роман «Землетрясение» (об Ашхабадском землетрясении 1948 года), повести «Что за стенами?» и «Сейсмический пояс», а также рассказы «Пучок редиски», «Путь мужчины», «Перед экраном», «Родительское собрание», «Чужое место», «Мемуары», «Подснежник».

В произведение входит:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Авторы по алфавиту:

19 августа 2021 г.

16 августа 2021 г.

15 августа 2021 г.

14 августа 2021 г.

13 августа 2021 г.

2019 2016 2005

Рейтинг: 7.78 (1723)

Эта книга по прочтению напомнила мне бразильский карнавал — яркое запоминающееся действие не лишенное внутренней логики и общего направления движения. Нас ждет встреча не только с хорошо знакомыми персонажами, но также с новыми действующими лицами.. >>

оценка: 10

Сайт защищен технологией reCAPTCHA используемой в соответствии с Политикой конфиденциальности и Условиями использования корпорации Google.

Источник

Лазарь Карелин — Что за стенами? [сборник]

Лазарь Карелин — Что за стенами? [сборник] краткое содержание

Что за стенами? [сборник] — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

ОТ АВТОРА

В эту книгу вошли роман, две повести и несколько рассказов. Роман «Землетрясение» и повести «Что за стенами?» и «Сейсмический пояс» мне представляются как бы одной вещью, хотя сюжетно они совершенно самостоятельны. Но едина среда, в которой действуют мои герои, это мир кино, мир литературы. Автору кажется, что он достаточно хорошо знаком с этой средой, поскольку начинал как кинематографист, а уж потом стал прозаиком. Объединяет роман и повести и главный герой. Он дан в движении, в значительной протяженности жизненных обстоятельств. Между романом и повестями пролегло тридцать лет, из поры молодости мой герой ступил в такую пору жизни, когда не худо и оглянуться, подвести итоги. Это тем более важно, что жизнь прожита не неприметная, что личная судьба героя «совпала» с такими событиями в жизни страны, как Отечественная война, трагическое Ашхабадское землетрясение 1948 года. Во многом, признаюсь, роман и две эти повести для меня исповедны. Конечно, лирический герой далеко не всегда сам автор, но, скажем так, всегда с ним в родстве.

Рассказы, помещенные в сборнике, примыкают к роману и повестям, особенно к повести «Что за стенами?». В этой повести показаны первые шаги молодого литератора, который еще не скоро напишет свои рассказы, но напишет.

Таким образом, сборник, предлагаемый мною читателям, не просто некое слагаемое из написанных в разное время произведений, а единая книга, жанр которой можно определить как роман из нескольких частей, подкрепленных рассказами.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Часть первая

ЗНОЙНЫЙ ГОРОД

1

ЕЩЕ В ПРОХОДНОЙ вахтер, бравый вояка, посмотрел на него каким-то ликующе-наглым глазом. Вахтер был о двух глазах, но смотрел на мир почему-то прищурившись, попеременно то одним глазом, то другим: не считал, видно, нужным смотреть в оба.

Леонид насторожился. Он привык к вахтерской почтительности. Она предназначалась не ему лично, Леониду Викторовичу Галю, молодому человеку неполных двадцати семи лет, а его должности: как-никак он был начальником сценарного отдела киностудии и членом художественного совета — словом, важной на студии персоной.

— Ну, уволили меня или что? — Леонид тоже прищурился, весело всматриваясь в сверлящий вахтерский глаз.

Смотрел, щурился, а сам уже заводил в себе некую пружину, изготавливаясь к бою. Какая бы новость ни ждала его за порогом проходной — что-то серьезное или пустяк, — все равно к бою. Невнятица последних недель осточертела. Нужна была ясность — в делах, в отношениях. На студии царил полнейший разор. Второй месяц не платили зарплату, был арестован счет в банке, простаивали цеха. Единственный художественный фильм, запущенный в производство, ныне оказался без режиссера, без оператора, без актеров на главные роли. В режиссере усомнились, оператор уволился, актерские пробы не утвердили. И более того, уже месяц, как на студии не было директора. Его сняли. А тот, кто временно исполнял его обязанности, был вот именно временно исполняющим и не хотел или не умел что-либо предпринять.

— Так что же, что же за новость, Фаддей Фалалеевич?

— Приехали… Прибыли… Вот она какая новость… — Вахтер цедил слова уголком рта. Он не только щурился на мир, он на него еще и кривился.

— Новый директор?! — Леонид просто услышал в себе какой-то стальной щелчок — так все в нем изготовилось к бою. «Наконец-то!»

Он шагнул к двери, но обернулся, придерживая шаг. Еще чуть-чуть надо было повременить, еще надо было, ну, что ли, усмехнуться изнутри, а уж потом… Он понимал: первый спрос будет с него — начальника сценарного отдела. Два готовых сценария давно были отклонены министерством, новых сценариев нет, деньги на сценарии израсходованы. А ну, любезный, давайте объяснения. А он не собирался давать объяснения. Он собирался сам спрашивать, негодовать, требовать.

— Итак, прибыл новый директор… Каков из себя?

Вахтер широко развел руки, шевеля толстыми пальцами и покачиваясь на толстых ногах.

— Ясно, — рассмеялся Леонид. — Солидный, представительный. Молодой?

Вахтер продолжал водить руками и раскачиваться. Никак не давался ему образ нового директора, не находились слова. Он даже оба глаза приоткрыл на миг, отчего лицо его стало простоватым, а не умудренным и саркастическим, как обычно.

— Не вьюнош, — наконец выискал он нужное слово. Покачался еще чуть-чуть, что-то высчитывая. — Так думаю, подполковником войну кончил.

— А я младшим лейтенантом.

— Так ведь оно и видно, — вахтерский глаз все не уставал буравить Леонида.

«Да, плохи мои дела». Леонид сильно толкнул дверь и вышагнул во двор студии. Сразу ослепило солнце. К этому солнцу невозможно было привыкнуть. Кончался сентябрь, а солнце тут еще пылало такое, как в Москве в самый жаркий июльский день. Но и не такое. В Москве оно тебя расслабляло, угнетало, ты взмокал от этого жара. А здесь солнце сушило тело, будоражило тебя, будто наделяя звонкими и сухими шлепками. Это солнце добиралось до твоей крови, делая ее горячей. И все вокруг было сухим, горячим, закаленным зноем. Дотронься ладонью до стены — обожжет. Леонид мучился от здешнего солнца и любил его. Оно было сродни огню, настоящему огню.

Заслонив глаза ладонью, Леонид двинулся через двор студии к одноэтажному длинному строению, где в ряд тянулись кабинеты многочисленного студийного начальства. И каких только начальников не было на этой, по сути, маленькой студии. И директор, и его заместитель, и вот начальник сценарного отдела, и начальники планового, сектора хроники, отдела кадров, и главный бухгалтер с целым выводком счетоводов и кассиров, и еще кто-то, и еще. Да, был, конечно, и художественный руководитель студии, были и главный инженер, и главный механик. А студия тем временем почти не работала. Отличная, умно построенная, с вместительным съемочным павильоном и с солнцем, которое не уставало светить по-летнему чуть не круглый год.

От шутливого будто бы разговора с вахтером совсем стало прескверно на душе. «А, к черту все! И к лучшему! Сейчас объяснимся, сдам дела — и в самолет. Домой, домой! Хватит, оттрубил полтора года в этом пекле!»

Из-под ладони Леонид оглядел двор студии. С ним здоровались, и он здоровался. Солнце мешало всматриваться в лица. Издали кивали друг другу, а что на уме, что в глазах — не видно. Так все сверкает кругом, что глаз не видно.

Источник

Карелин что за стенами

Рассказы, помещенные в сборнике, примыкают к роману и повестям, особенно к повести «Что за стенами?». В этой повести показаны первые шаги молодого литератора, который еще не скоро напишет свои рассказы, но напишет.

Таким образом, сборник, предлагаемый мною читателям, не просто некое слагаемое из написанных в разное время произведений, а единая книга, жанр которой можно определить как роман из нескольких частей, подкрепленных рассказами.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ Роман

Часть первая ЗНОЙНЫЙ ГОРОД

Леонид насторожился. Он привык к вахтерской почтительности. Она предназначалась не ему лично, Леониду Викторовичу Галю, молодому человеку неполных двадцати семи лет, а его должности: как-никак он был начальником сценарного отдела киностудии и членом художественного совета — словом, важной на студии персоной.

— Ну, уволили меня или что? — Леонид тоже прищурился, весело всматриваясь в сверлящий вахтерский глаз.

Смотрел, щурился, а сам уже заводил в себе некую пружину, изготавливаясь к бою. Какая бы новость ни ждала его за порогом проходной — что-то серьезное или пустяк, — все равно к бою. Невнятица последних недель осточертела. Нужна была ясность — в делах, в отношениях. На студии царил полнейший разор. Второй месяц не платили зарплату, был арестован счет в банке, простаивали цеха. Единственный художественный фильм, запущенный в производство, ныне оказался без режиссера, без оператора, без актеров на главные роли. В режиссере усомнились, оператор уволился, актерские пробы не утвердили. И более того, уже месяц, как на студии не было директора. Его сняли. А тот, кто временно исполнял его обязанности, был вот именно временно исполняющим и не хотел или не умел что-либо предпринять.

— Так что же, что же за новость, Фаддей Фалалеевич?

— Приехали… Прибыли… Вот она какая новость… — Вахтер цедил слова уголком рта. Он не только щурился на мир, он на него еще и кривился.

— Новый директор?! — Леонид просто услышал в себе какой-то стальной щелчок — так все в нем изготовилось к бою. «Наконец-то!»

Он шагнул к двери, но обернулся, придерживая шаг. Еще чуть-чуть надо было повременить, еще надо было, ну, что ли, усмехнуться изнутри, а уж потом… Он понимал: первый спрос будет с него — начальника сценарного отдела. Два готовых сценария давно были отклонены министерством, новых сценариев нет, деньги на сценарии израсходованы. А ну, любезный, давайте объяснения. А он не собирался давать объяснения. Он собирался сам спрашивать, негодовать, требовать.

— Итак, прибыл новый директор… Каков из себя?

Вахтер широко развел руки, шевеля толстыми пальцами и покачиваясь на толстых ногах.

— Ясно, — рассмеялся Леонид. — Солидный, представительный. Молодой?

Вахтер продолжал водить руками и раскачиваться. Никак не давался ему образ нового директора, не находились слова. Он даже оба глаза приоткрыл на миг, отчего лицо его стало простоватым, а не умудренным и саркастическим, как обычно.

— Не вьюнош, — наконец выискал он нужное слово. Покачался еще чуть-чуть, что-то высчитывая. — Так думаю, подполковником войну кончил.

— А я младшим лейтенантом.

— Так ведь оно и видно, — вахтерский глаз все не уставал буравить Леонида.

«Да, плохи мои дела». Леонид сильно толкнул дверь и вышагнул во двор студии. Сразу ослепило солнце. К этому солнцу невозможно было привыкнуть. Кончался сентябрь, а солнце тут еще пылало такое, как в Москве в самый жаркий июльский день. Но и не такое. В Москве оно тебя расслабляло, угнетало, ты взмокал от этого жара. А здесь солнце сушило тело, будоражило тебя, будто наделяя звонкими и сухими шлепками. Это солнце добиралось до твоей крови, делая ее горячей. И все вокруг было сухим, горячим, закаленным зноем. Дотронься ладонью до стены — обожжет. Леонид мучился от здешнего солнца и любил его. Оно было сродни огню, настоящему огню.

Заслонив глаза ладонью, Леонид двинулся через двор студии к одноэтажному длинному строению, где в ряд тянулись кабинеты многочисленного студийного начальства. И каких только начальников не было на этой, по сути, маленькой студии. И директор, и его заместитель, и вот начальник сценарного отдела, и начальники планового, сектора хроники, отдела кадров, и главный бухгалтер с целым выводком счетоводов и кассиров, и еще кто-то, и еще. Да, был, конечно, и художественный руководитель студии, были и главный инженер, и главный механик. А студия тем временем почти не работала. Отличная, умно построенная, с вместительным съемочным павильоном и с солнцем, которое не уставало светить по-летнему чуть не круглый год.

От шутливого будто бы разговора с вахтером совсем стало прескверно на душе. «А, к черту все! И к лучшему! Сейчас объяснимся, сдам дела — и в самолет. Домой, домой! Хватит, оттрубил полтора года в этом пекле!»

Из-под ладони Леонид оглядел двор студии. С ним здоровались, и он здоровался. Солнце мешало всматриваться в лица. Издали кивали друг

Источник

Лазарь Карелин

Страна: Россия
Родился: 12 июня 1920 г.
Умер: 20 ноября 2005 г.

Лазарь Викторович Карелин — советский и российский прозаик, драматург. Автор остросюжетных романов «Змеелов» и «Стажёр», хорошо знакомых читателям по одноимённым кинофильмам.

Родился в Москве, в семье еврейских беженцев из Белостока, выселенных в 1914 году из прифронтовой зоны. Отец, Виктор Кац, работал на текстильной фабрике «Атлант», став её владельцем в годы НЭПа. Мать, урождённая Гальперина, происходила из семьи раввина. В 1932 году вся семья была выселена в Соликамск, откуда им было разрешено выехать только после реабилитации отца в 1938 году. Вернувшись в Москву, незадолго до начала войны Карелин поступил в Институт связи, но уже в начале первого курса бросил учёбу, поступив на сценарный факультет ВГИКа, где познакомился с Юрием Нагибиным, с которым дружил потом в течение долгих лет.

В 1941-1942 годах воевал в составе народного ополчения под Вязьмой. Вместе со многими другими старшекурсниками из ополчения был возвращён на студенческую скамью. Был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году закончил ВГИК. Его дипломный сценарий берётся ставить сам Борис Барнет — небывалый успех для начинающего сценариста, однако фильм в производство не попал. Лазарь Карелин снова ушёл на фронт, воевал связистом — младшим лейтенантом — в Польше, Румынии, Болгарии, Германии. После Победы демобилизовался и вернулся в Москву. Вскоре был назначен заведующим сценарным отделом и главным редактором кинохроники Ашхабадской киностудии. После землетрясения в ночь с 5 на 6 октября 1948 года, унёсшего около 100 тысяч жизней и уничтожившего практически весь Ашхабад, вновь вернулся в Москву.

Документальный роман Карелина «Землетрясение», посвящённый этой трагедии, был опубликован в 1969 году с цензурными изъятиями: ещё в 1948 году Сталин дал указание не упоминать о Ашхабадском землетрясении, роман Карелина стал первым, нарушившим этот запрет. Но первая полная публикация романа (после 12 переизданий) состоялась лишь в 1993 году. В 1995 году президент Туркменистана Сапармурад Ниязов наградил Карелина за эту книгу медалью «Гайрат» – «Мужество», которой к тому времени были удостоены лишь два туркменских писателя.

С 1949 года Лазарь Карелин жил в Москве, в Астраханском переулке, дом 5, корпус 1. В 1956 году был принят в Союз писателей СССР. Создал ряд романов, ставших затем литературной основой его сценариев фильмов «Возле этих окон» (1973, по роману «Микрорайон»), «Стажёр» (1976), «Змеелов» (1985). Стал известен также как публицист и автор сценариев документальных фильмов. Награждён боевыми медалями, уже в мирное время — орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак Почёта, Отечественной войны II степени. В 1967-1985 годах был секретарём правления московской писательской организации. Скончался в Москве, урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии №18 Донского кладбища Москвы.

В первую книгу Карелина «Письмо» (1946), написанную в соавторстве с известным армянским писателем Леонидом Гурунцем, вошли повесть и очерки о войсковых почтальонах Великой Отечественной войны. Принесшая писателю известность повесть «Младший советник юстиции» (1951) посвящена работникам прокуратуры. Основные проблемы повестей «На тихой улице» (1957), «В апреле» (1956), «Общежитие» (1957), «Надежда и любовь» (1959), «Открытый дом» (1961), «Стажёр» (1975) связаны с формированием характера молодого человека. Повесть «Девочка с красками» (1963), насыщенная реалиями соликамской жизни, – о чуде живительного соприкосновения детской и одинокой старческой души. Наибольший успех принесли писателю романы «Змеелов» (1982) и «Последний переулок» (1984). В одном из первых «перестроечных» номеров журнала «Огонёк» вышел роман Карелина «Даю уроки» (другое название «Золотой треугольник», 1986), где поднимается проблема борьбы с наркоманией.

Примечательны у Карелина действительная городская топонимика Соликамска и Москвы – вплоть до названий улиц, площадей и вокзалов, живой разговорный язык героев, органическое вплетение в ткань повествования реалий описываемого времени, автобиографические черты. Всё это, в совокупности с проблематикой «больной» интеллигенции и «больного» города, поставило произведения Карелина в первый ряд «городской» прозы ХХ века.

О своей биографии, которая лежит в основе всего его творчества, Лазарь Карелин пишет: «Пережито немало. Мой отец был крупным нэпманом. Родителей сослали в Соликамск. Нас поселили на окраине в сарае для сушки сена. Зимой там температура минус 30-35. Вот откуда я знаю, что такое и холод, и голод, и мордобой в школе — на переменках мы обычно дрались по-настоящему. Позже я воевал, был ранен. В общем, прожил трудную жизнь, бывал в разных ситуациях, в бандитах, правда, не ходил, чего не было, того не было. Спросите, как я уцелел? Сам удивляюсь. »

Источник

Читайте также:  Как украсить стену декоративными наклейками
Оцените статью