Тест Кеттелла, 16PF / Форма A
тест: | Тест Кеттелла, 16PF / Форма A | |
результат: | интерпретация | подробнее | |
ссылка: | ||
низкие ⇒ средние ⇒ высокие значения |
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Стен | Формула |
---|---|---|---|
A | Замкнутость/общительность (A) | 16 | 9 |
B | Интеллект (B) | 8 | 6 |
C | Эмоц. стабильность (C) | 20 | 8 |
E | Подчиненность/доминантность (E) | 11 | 4 |
F | Сдержанность/экспрессивность (F) | 9 | 3 |
G | Моральная нормативность (G) | 20 | 10 |
H | Робость/смелость (H) | 15 | 6 |
I | Практицизм/чувствительность (I) | 11 | 7 |
L | Доверчивость/подозрительность (L) | 10 | 5 |
M | Практичность/мечтательность (M) | 7 | 3 |
N | Прямолинейность/дипломатичность (N) | 15 | 10 |
O | Спокойствие/тревожность (O) | 10 | 6 |
Q1 | Консерватизм/радикализм (Q1) | 7 | 3 |
Q2 | Конформизм/нонконформизм (Q2) | 10 | 4 |
Q3 | Самоконтроль (Q3) | 19 | 10 |
Q4 | Расслабленность/напряженность (Q4) | 6 | 3 |
MD | Стремление выглядеть лучше (MD) | 6 | |
FB | Стремление выглядеть хуже (FB) | 1 | |
F1 | Тревога (F1) | 3 | ((38 + 2L + 3O + 4Q4) − 2(C + H + Q3)) / 10 |
F2 | Интроверсия/экстраверсия (F2) | 5.3 | ((2A + 3E + 4F + 5H) − (2Q2 + 11)) / 10 |
F3 | Чувствительность/уравновешенность (F3) | 4.3 | ((77 + 2C + 2E + 2F + 2N) − (4A + 6I + 2M)) / 10 |
F4 | Конформность/независимость (F4) | 1 | ((4E + 3M + 4Q1 + 4Q2) − (3A + 2G)) / 10 |
Шкала | Таблица перевода в стены (М.16-19) | # | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
A | 16 | 0–4 | 5–6 | 7 | 8 | 9–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17–20 | 9 |
B | 8 | 0–3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8–9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 6 |
C | 20 | 0–6 | 7–8 | 9–10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 21–22 | 23–26 | 8 |
E | 11 | 0–4 | 5–6 | 7–9 | 10–11 | 12–14 | 15–17 | 18–19 | 20–22 | 23–24 | 25–26 | 4 |
F | 9 | 0–5 | 6–7 | 8–9 | 10–12 | 13–14 | 15–17 | 18–19 | 20–21 | 22–24 | 25–26 | 3 |
G | 20 | 0 | 1–2 | 3–4 | 5–6 | 7–9 | 10–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 10 |
H | 15 | 0–2 | 3–4 | 5–6 | 7–8 | 9–11 | 12–15 | 16–17 | 18–19 | 20–21 | 22–26 | 6 |
I | 11 | 0–1 | 2–3 | 4–5 | 6–7 | 8 | 9–10 | 11–13 | 14–15 | 16–17 | 18–20 | 7 |
L | 10 | 0–3 | 4–5 | 6–7 | 8–9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18–20 | 5 |
M | 7 | 0–4 | 5–6 | 7–8 | 9 | 10–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–18 | 19–26 | 3 |
N | 15 | 0–3 | 4 | 5 | 6–7 | 8 | 9 | 10–11 | 12 | 13 | 14–20 | 10 |
O | 10 | 0–2 | 3–4 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–26 | 6 |
Q1 | 7 | 0–2 | 3–5 | 6–7 | 8 | 9–10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18–20 | 3 |
Q2 | 10 | 0–5 | 6–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17 | 18–20 | 4 |
Q3 | 19 | 0–5 | 6 | 7–8 | 9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18–20 | 10 |
Q4 | 6 | 0–2 | 3–4 | 5–7 | 8–9 | 10–11 | 12–14 | 15–16 | 17–19 | 20–21 | 22–26 | 3 |
Социально-психологические особенности
(интерпретация по сочетаниям факторов)
Запрограммированная эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.
Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра. Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности, направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм). У мужчин высокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности. Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, богатство эмоциональной палитры, склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность. Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность.
Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов.
Самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач.
Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение.
Склонность к самостоятельным оригинальным решениям. Гармоничность развития интеллекта.
Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Критичность и консерватизм в принятии нового, сниженные интеллектуальные интересы, низкая аналитичность мышления.
Интерпретация первичных факторов
Фактор A: «замкнутость – общительность»
8-10 стенов – склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.
Для низкого значения характерно: скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов
Для высокого значения характерно: общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов
Фактор B: интеллект
5-6 стенов – среднее значение.
Для низкого значения характерно: конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.
Для высокого значения характерно: развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
Фактор C: «эмоциональная нестабильность – стабильность»
8-10 стенов – эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Для низкого значения характерно: эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.
Для высокого значения характерно: эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
Фактор E: «подчиненность – доминантность»
4 стена – скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.
Для низкого значения характерно: мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.
Для высокого значения характерно: самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.
Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»
1-3 стена – неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
Для низкого значения характерно: благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.
Для высокого значения характерно: жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах
Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
8-10 стенов – требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
Для низкого значения характерно: склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению.
Для высокого значения характерно: добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
Фактор H: «робость – смелость»
5-6 стенов – среднее значение.
Для низкого значения характерно: робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2–3 человека).
Для высокого значения характерно: смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Фактор I: «жесткость – чувствительность»
7 стенов – слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.
Для низкого значения характерно: несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
Для высокого значения характерно: чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.
Фактор L: «доверчивость – подозрительность»
5-6 стенов – среднее значение.
Для низкого значения характерно: открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности.
Для высокого значения характерно: осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
Фактор M: «практичность – мечтательность»
1-3 стена – беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.
Для низкого значения характерно: высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
Для высокого значения характерно: богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.
Фактор N: «прямолинейность – дипломатичность»
8-10 стенов – утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.
Для низкого значения характерно: откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.
Для высокого значения характерно: изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.
Фактор O: «спокойствие – тревожность»
5-6 стенов – среднее значение.
Для низкого значения характерно: беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.
Для высокого значения характерно: беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»
1-3 стена – убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.
Для низкого значения характерно: консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность.
Для высокого значения характерно: свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.
Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»
4 стена – зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость).
Для низкого значения характерно: зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.
Для высокого значения характерно: независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.
Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
8-10 стенов – имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
Для низкого значения характерно: низкая дисциплинированность, следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение.
Для высокого значения характерно: целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.
Фактор Q4: «расслабленность – напряженность»
1-3 стена – склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность учебы или работы.
Для низкого значения характерно: расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.
Для высокого значения характерно: собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
Интерпретация вторичных факторов
Фактор F1: «низкая тревожность – высокая тревожность»
1-3 стена – низкое значение
Для низкого значения характерно: в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях.
Для высокого значения характерно: высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.
Фактор F2: «интроверсия – экстраверсия»
5-6 стенов – среднее значение
Для низкого значения характерно: склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности.
Для высокого значения характерно: социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.
Фактор F3: «чувствительность – уравновешенность»
4 стена – значение ниже среднего
Для низкого значения характерно: тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.
Для высокого значения характерно: предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.
Фактор F4: «конформность – независимость»
1-3 стена – низкое значение
Для низкого значения характерно: зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.
Для высокого значения характерно: агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.
Контрольные шкалы
В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются два показателя, отражающие отношение к тестированию (шкалы валидности):
1) стремление выглядеть в благоприятном свете – шкала MD,
2) стремление выглядеть хуже, чем на самом деле – шкала FB. (только для форм A/B)
Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая, возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:
1. Это может свидетельствовать о том, что испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу).
2. Высокую оценку по шкале MD могут получить обследуемые, которых очень беспокоит вопрос о том, как они выглядят в глазах окружающих. В интервью они обычно признают этот факт, но при этом утверждают, что на вопросы отвечали искренне.
3. Иногда люди получают высокую оценку по шкале MD, хотя они и не искажают результаты. Например, это характерно для людей, поступающих на религиозную службу.
Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая, следующие:
1. Человек стремится подчеркнуть свою психологическую дезадаптированность в целях получения психологической помощи.
2. Подчеркивание своих неудач и неадекватности может быть вызвано реальной депрессией или другими серьезными нарушениями.
Интерпретация парных сочетаний первичных факторов
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.
Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы: A, H, E, L, N, Q2.
Сочетание факторов A и H отражает потребность личности в общении, умении общаться.
• Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.
Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.
• Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.
Сочетание факторов E и Q2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.
• Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.
В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы: B, M, N, Q1.
Сочетание факторов B и M характеризует интеллектуальные возможности личности.
Сочетание факторов N и Q1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.
В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы: C, F, H, I, O, Q4.
Сочетание факторов C и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.
• Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.
Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.
Сочетание факторов O и Q4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.
В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы: Q3, G.
Сочетание факторов Q3 и G характеризует саморегулятивные способности.
• Высокие значения факторов Q3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.
Источник