Китайская стена тот не герой

Шесть цитат, ошибочно приписываемых Мао Цзэдуну

18 сентября 1976 года состоялись похороны известного государственного и политического деятеля ХХ века Мао Цзэдуна. Этому видному политику приписывают множество известных цитат, которые, однако, совсем ему не принадлежат. В связи с этим мы расскажем о цитатах, которые ошибочно приписывают Мао Цзэдуну.

Про книги

Не нужно читать много книг.

Это некорректно обрезанная цитата, что полностью искажает ее смысл. На самом деле речь шла о том, что техническим специалистам не требуется читать много марксистской литературы, чтобы считаться красными.

Про ограничения

Необходимо всемерно избегать односторонности и ограниченности. Необходимо выступать за материалистическую диалектику, против метафизики и схоластики.

Постановление Центрального комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции (8 августа 1966 г.). Нет свидетельств, что автор этой фразы — именно Мао Цзэдун.

Фото: Global Look

Про великие цели

Кто не побывал на Великой Китайской стене, тот не может считаться китайцем.

Это ошибочный перевод строки из стихотворения Мао «Гора Люпань», которое было написано в октябре 1935 года: «Кто не дойдет до Великой стены, тот не герой». Это метафора, и в данном случае имеется в виду тот, кто не дойдет до великой цели. Слово «хаохань», означающее «герой» или «молодец», было ошибочно истолковано как «хороший китаец».

Источник

Великая Стена. Ч2. Куда же смотрят бойницы?

Итак, продолжим рассказ о том, как на самом деле обстоят дела с Великой Китайской Стеной. В прошлый раз я рассказал о том, что Стена не являлась ни крепостью, ни даже единым фортификационным сооружением. Так же очевидно любому здравомыслящему человеку, что Стену не строил Мао Цзедун, как утверждают некоторые неразумные люди.

На этот раз я предлагаю вам посмотреть, куда смотрят бойницы Великой Китайской Стены. Но для начала расскажу о другом мифе. А именно, о том, что Стену видно из Космоса. Это когда-то давно ляпнул американский астронавт, увидев с орбиты нечто длинное на территории Китая. Он толком не подумал и сказал, что это была стена. И все уже много лет повторяют этот бред. На самом деле, конечно, стена не видна из Космоса, а то, что видно на территории Китая — это Гранд Канал, идущий из Ханчжоу на Юге к Тонжоу на севере (Тонжоу сейчас часть Пекина). Так как канал это вода, она блестит на солнце и канал и правда можно увидеть, в отличие от каменной стены, идущей по каменным же скалам.

Точно так же, сейчас все повторяют миф о том, что бойницы Стены смотрят внутрь, в Китай, а не наружу. Но это всего лишь миф. Давайте посмотрим?

Начнем с отреставрированной стены. В России сейчас порой выдают за «сенсацию» тот факт, что эти куски стены — построены 15-25 лет назад. С этим так же облом, простите. Они и правда построены 15-25 лет назад, но это не сенсация и не секрет, у входов на эти туристические участки Стены стоят огромные валуны на которых на 2-4х языках высечены эмблемы спонсоров. Допустим, восстановление участка Мутянуй было профинансировано фирмой Хенкель. Эти участки почти полностью выстроены заново, из новых темно-серых кирпичей.

Как видите, бойницы тут смотрят в обе стороны, но, так как это новодел, это ничего не значит. Кстати, хоть это и новодел, но сходить на эти участки стоит — очень красиво.

Двигаемся дальше во времени. Очень большую порцию строений, входящих в состав Стены, построили во времена Династии Мин, которая была последней династией, при которой Китай переживал длительные период подъема.

Довольно много стен времен Мин сохранилось и по ним можно пройти. Время их строительства 1400е и 1500е годы. В те времена Стену строили из желтого кирпича, обожженного при меньших температурах, чем современные серые кирпичи. Кирпичи готовили в огромных земляных печах, остатки которых в большом количестве найдены, и расположены они со стороны Китая. Итак, что же там с бойницами?

Как правило — ничего. Выглядит это вот так.

Источник

Великую Китайскую Стену возводили вовсе не китайцы? Мифы и заблуждения

И почему вообще вопрос о том, кому принадлежит Великая Китайская Стена многократно всплывает в различных источниках и научных статьях? А потому, что есть целый ряд научно доказанных фактов, которые свидетельствуют о том, что вовсе не китайцы возвели это грандиозное сооружение.

Начало строительства Великой Китайской Стены — III век до н.э. (хотя это тоже фактически не доказано).

Общая протяженность стены (учитывая все ответвления) равна 21 196 километров.

В строительстве были задействованы более 1 млн. человек . За всё время возведения стены там погибло не менее 300 тыс. человек (болезни, антисанитария, эпидемии и т.д.).

Толщина стены около 5–8 метров, в зависимости от участка. Высота тоже не одинаковая — в районе 7–10 метров.

-Стена находится под охраной ЮНЕСКО и является объектом мирового культурного наследия.

В историю строительства углубляться не буду, подробное описание тех времён и династий в полном составе есть в учебниках и всемирной паутине.

Естественно, наличие и возведение такого масштабного сооружения не могло не стать причиной зарождения различных мифов и домыслов. Так, в 1899 году один американский журналист написал, а точнее выдумал, что власти Китая вообще планируют Великую Стену снести. Не смотря на откровенный бред данного заявления, оно разошлось по всему миру. И очень многие ему тогда поверили!

Ещё одно массовое заблуждение: стену видно из космоса. Нет, сей факт никто из космонавтов и учёных так и не подтвердил (ровно как и не опровергнул). Сюда же можем отнести слухи о том, что стену видно с поверхности Луны. Не видно! Это точно «присказка».

А вот истории о том, что Великая Китайская Стена была возведена вовсе не китайцами, а другой, более древней цивилизацией, уже давно не дают покоя многим историкам и ученым. В 2011 году такое «громкое высказывание» появилось сразу в нескольких научных журналах. Цитата из доклада президента Академии фундаментальных наук А.А.Тюняева облетела весь мир:

» Как известно, к северу от территории современного Китая существовала другая, гораздо более древняя цивилизация. Это неоднократно подтверждено археологическими открытиями, сделанными в частности, на территории Восточной Сибири. Впечатляющие свидетельства этой цивилизации, сопоставимой с Аркаимом на Урале, не только до сих пор не изучены и не осмыслены мировой исторической наукой, но даже и не получили должной оценки в самой России. Что же касается так называемой китайской стены, то говорить о ней как о достижении древней китайской цивилизации не совсем правомерно. Здесь для подтверждения нашей научной правоты достаточно привести только один факт»

Бойницы, на одной части стены, направлены на юг, а не на север. То есть в сторону Китая, а не от него. Именно этот факт Тюняев счел основополагающим и неоспоримым.

Самая известная версия гласит о том, что Великую Стену на самом деле возвели жители древнего государства Тартарии. Стена была возведена как раз на границе между ним и Китаем (этот факт документально доказан). Плюс, письмена (глиняные таблички), найденные у основания стены, были написаны на древнем славянском языке. Это тоже научно доказано.

Но вернёмся к тому самому «одному факту». Так называемые бойницы. Да, одна часть стены выглядит так, будто её строили для защиты от народов Китая, а не наоборот. Но в других частях стены, бойницы расположены в противоположном направлении . и для того, чтобы в этом убедиться, не обязательно лететь в Китай, достаточно просто внимательно рассмотреть фотографии Стены (коих в интернете очень и очень много). Именно поэтому, вышесказанное утверждение никак не может быть «неопровержимым».

И вообще, многие ведь склоняются к версии о том, что кто бы эту стену не возводил, она не была предназначена для защиты того или иного государства. Она просто «очерчивала» границы. Возможно даже, её возводили по каким-то мистическим или идеалистическим соображением. А не с целью военных действий. Некоторые части Великой Китайской Стены построены в горах, куда не то то, что воинам того времени не подобраться, но и современным альпинистам пришлось бы постараться. Зачем там вообще эта стена была нужна? От кого там защищаться?

Но теории о том, что Великая Китайская Стена, принадлежит вовсе не китайцам, так и не дают многим покоя. Тому находят всё новые и новые «подтверждения». Подогревают слухи и сами китайские власти, препятствуя доскональному изучению Великой Китайской Стены (во все времена). А полная реставрация отдельных частей стены навсегда уничтожила многие исторические ценности.

Источник

Тот, кто не поднялся на стену — ненастоящий китаец. Мао Цзэдун

31 декабря я проснулась в 7:15 утра.

В Пекине надо вставать в 6 утра, чтобы успевать хотя бы в два-три места. Темнеет рано, да и музеи и другие культурные объекты в основном закрываются с 15:00 до 17:00. В новый год я решила никуда не торопиться и провести весь день на Стене.

Автобус на Великую стену отправляется от Башни (Deshengmen Arrow Tower) каждые 10-20 минут. Я жила недалеко и мне было удобно добираться автобусом.

Также есть автобусы с площади Тяньаньмэнь или электрички от северного Пекинского вокзала Beijingbeizhan.

Наиболее популярные маршруты на Великую стену до участка Бадалин (Badalin 八达岭), до него проще всего добраться и до участка Мутяньюй (Mutianyu 慕田峪), уже немного посложнее, но есть свои плюсы: меньше туристов и интересный спуск со стены в виде бобслейной трассы (на санках по металлическому желобу).

Длина всех участков Великой Китайской стены 21,2 тыс. километров, ширина 5-8 метров, высота 6-10 метров.

Китайскую стену начали строить при императоре Цинь Шихуанди . Его воины согнали сотни тысяч крестьян на строительство стены. Способ нужно было использовать дешевый и эффективный. Использовали привычную технологию по утрамбовке земли в изнурительных условиях для людей. Мужчин насильно забирали из семей и отправляли на стройку, откуда они уже не возвращались, работали до изнеможения и смерти. Строительство стены велось отрезками, были участки, которые враг мог просто обойти и проникнуть на территорию Китая, так и произошло в последствии.

Императоры династии Хань продолжили строительство великой стены. Самый незащищенный участок проходил по Пустыне Гоби на границе с Монголией. Строительство в условиях пустыни было просто невозможно и они начали копать рвы, а не строить. А сторожевые башни строили из песка, гравия и тростника. Укрепление этого участка стены позволило дать отпор гуннам, воинственному кочевому племени. Также караваны смогли беспрепятственно проходить по великому шелковому пути до самого Рима.

Другая опасность была от монголов. Чингисхан во главе с воинами вторглись на территорию Китая и правили до прихода к власти Династии Мин. Начался новый этап в строительстве Стены, стали использовать кирпич и известковый раствор с добавлением клейкого риса, который превосходил прочность кирпичей.

Цепь сигнальных башен, массивные ворота и бесконечная стена, которая простиралась даже в самые труднодоступные места.

К нашему время стена была значительно разрушена. На основных протяженных участках стены близ Пекина провели реставрационные работы, чтобы привлечь туристов и сохранить воспоминания о тех нелегких временах жизни предков практически каждой китайской семьи.

Еще на Великой стене ежегодно проводят самый сложный марафон в мире. Да-да, полноценная дистанция 42,2 км.

Участники забега преодолевают сложнейший участок протяженностью 9 км и 5164 ступени по Великой стене, а другую часть пути по живописным китайским деревням и рисовым полям . Высота ступеней может достигать 40 см., поэтому марафонцы в буквальном смысле карабкаются по ступеням. Такое испытание без подготовки немыслимо.

Туристы пешком с трудом преодолевают многокилометровые ступени, останавливаются, отдыхают прямо на ступенях. Из-за этого периодически образуются пробки.

Стоило мне пройти 2-3 сторожевых башни, дорога стала свободнее, только иногда попадались самые стойкие ребята. С погодой мне повезло, было солнечно и от крутых подъемов и спусков даже стало жарко. Зимой находиться здесь было вполне комфортно. Я провела несколько часов, наслаждаясь прогулкой и невероятными видами.

Источник

Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену

Тур к Великой Китайской Стене я заказал в интернет-агентстве. Вообще, конечно, из Пекина не так сложно доехать до Стены и самому, но на 23-й день путешествия было уже настолько влом изучать разные сайты и рассчитывать маршруты, что я решил расслабиться. Тем более что рассказы в Интернете пестрели такими советами — «идите на автовокзал, там садитесь на 919-й автобус, но учтите, что их там несколько, вам нужен тот 919-й, который в дальнем углу». Вот не хотелось этой китайской «множественности», хотелось, чтобы за мной просто заехали в отель и забрали на тур. И черт с ними с магазинами нефрита по дороге:)

Гид позвонил в номер отеля вечером, сказал, что его зовут господин Мин, и что он будет ждать меня в 7:20 утра.

Наутро Мин, довольно хорошо, кстати, для китайца говоривший по-английски, сказал, что всего в туре нас будет трое. Первый, предупредил он, будет handicapped man, ну, то есть, если неполиткорректно, то инвалид, а точнее — глухонемой. Ну ладно, подумал я, может со вторым тогда пообщаемся. Ага, как же:)

За вторым заехали в недешевый отель «Beijing». Гида долго не было, затем он появился в сопровождении молодого мужика. Садясь в машину, он пробурчал что-то нечленораздельное. Затем, в ответ на реплики гида, тоже лишь что-то мычал. В определенный момент у меня сложилось впечатление, что и этот — тоже глухонемой! 🙂 Это ж как повезло, а? 🙂

Но позже выяснилось, что «our Irish friend» не глухонемой, а просто, видимо, вчера в отеле, как в том анекдоте, он пил с русскими и чуть не помер. Соответственно сегодня он жалел о том, что вчера не помер и… всю дорогу канючил у гида, а нельзя ли его отправить назад, в «Beijing Hotel». Он даже был согласен, чтобы его просто высадили на обочине дороги, но гиду пришлось объяснить, что мы к этому времени отъехали уже достаточно далеко от Пекина, так что такси он здесь вряд ли найдет. Так бедолага и мыкался с нами целый день:) Гид ему даже уступил переднее место, чтобы тому было удобнее спать:)

Первым пунктом экскурсии были гробницы императоров династии Мин. «Как моя фамилия», -шутил гид. Эта династия правила Китаем с 14-го по 17-й век, начиная с того момента, как китайцам удалось избавиться от монгольского ига, и до тех пор, когда Китай не завоевали манчжуры, установившие свою династию Цин, к которой, кстати, принадлежал и последний китайский император Пу И.

Но если коротко, гробницы эти — наглая разводка на деньги. Во-первых, как сказал гид, из 13 гробниц мы посмотрим только одну, самую большую. А во-вторых, «сама гробница находится позади храма, и ее не раскапывали». Так что ничего особо интересного там нет. Но при этом упоминание дополнительного пункта в туре добавляет этому туру веса, а значит сказывается и на цене:)

Дальше было посещение фабрики нефрита. Это уже совершенно откровенная разводка, и турфирме наверняка приплачивают за заезд сюда. Но гид молодец, что поехал сюда до, а не после стены, ведь самое интересное лучше оставить на конец, не правда ли?

На фабрике нам показали, как работники пилят куски нефрита, а затем вырезают из них такую игрушку, где несколько сфер вращаются внутри друг друга. Ну и остальные поделки конечно тоже. Народу у нас в группе было немного, шопингом мы здесь заниматься не стали, так что много времени это не отняло. А бедняга ирландец то ли в машине сидел, то ли в туалете:)

Девушка обрабатывает нефрит

Китайска грелка. Трудности перевода:)

Ну и наконец нас привезли к Великой Китайской Стене. Вообще изначально предполагалось, что это будет самый раскрученный среди туристов участок у города Бадалин, но вот на указателе промелькнуло «Badaling Great Wall — 13km», а мы уже остановились у каких-то гор, где было видно, как стена петляет по склонам. Называется этот участок — Цзюйюнгуань (Juyongguan). Прямо от автостоянки стена здесь уходит резко вверх, поднимается на самую вершину горы, затем спускается, пересекает дорогу, поднимается на холмы на противоположной стороне, проходит по хребту и спускается к автостоянке. Как сказал гид, на прохождение всего круга уйдет 4–5 часов. Мы же, как предполагалось, за полтора-два часа можем подняться по стене до вершины и спуститься обратно.

Еще один шедевр китайского перевода 🙂

Ну, значит, мы с глухонемым пошли наверх, а ирландец остался спать в машине. Классно мужик к Великой Китайской Стене съездил, ничего не скажешь:)

Лестница довольно крутая

Но зато можно сверху посмотреть на пройденную башню

А с самого верха вообще потрясающие виды. Если бы только не эта дымка.

Но вот до самого верха добираются уже не все. Чем дальше идешь, тем меньше народу.

Туристы фотографируются в самой дальней точке

Народу вверх лезло много. Пыхтели, отдувались, останавливались передохнуть, но все равно лезли дальше. До вершины я добрался минут за 40 наверно, и это еще при том, что ждал глухонемого, раз уж гид поручил нам быть вместе. Наверху народ фотографировался у самой высокой башни и спускался той же дорогой вниз. Я же выбрал ту дорогу, что шла вкруговую.

Сверху стена на противоположном от дороги склоне горы совсем не выглядела такой высокой. Какие там 4–5 часов, да я сейчас за два все успею.

Ну и собственно за два часа и успел. Оказалось, что на той стороне стена обрывается прямо на склоне, дальше ее восстанавливать не стали, хотя сверху видны какие-то невнятные руины. По-видимому, в таком состоянии вся стена и пребывала до того момента, как при Мао Цзэдуне не взялись за ее восстановление. При входе со всех сторон как раз и подходящая цитата Мао красуется — «Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену».

Вот что из себя представляла стена до реставрации —

Это уже на обратном пути, спускаюсь в долину.

Обратите внимание, как изящно сделан переход стену через речку и через современное шоссе. А так совсем не новодел;)

Китайские военные на Стене

Присягу они тут принимают или что?

А вообще конечно странно, что стена здесь закольцована. По идее стена должна идти в виде линии, прикрывая границу. Но для туристов, конечно, удобнее так, как сделали. Да и, как я уже сказал, вся нынешняя стена — это в значительной мере новодел. Ведь как манчжуры захватили Китай в 1644-м году, так стена больше оказалась и не нужна, и местные крестьяне 300 лет растаскивали ее на кирпичи.

А вообще, если задуматься, вот строили, строили эту стену, столько сил потратили, а случилась война с этими самыми манчжурами, так предатель-генерал просто открыл им ворота — и все. А все из-за того, что тогдашний руководитель (императора тогда вроде не было, потому как гражданская война шла) забрал у этого генерала из гарема любимую наложницу:)

Ну, а в целом надо признать, что мне прогулка по стене понравилась. Может кто-то и скажет, что два часа — это мало, но я за эти два часа вымотался вусмерть, так что больше просто бы не выдержал. Но хотелось бы как-нибудь в другой раз походить и по другим участкам стены, сравнить.

После Стены у нас был обед, и я сказал гиду, что уж я-то его точно заслужил. А на обед бы заехали на… еще одну фабрику! Рано я похвалил гида! Видимо он еще и с этих денег поиметь решил:) Кстати, эта фабрика упоминается в другом туре к Стене, а занимается она производством cloisonné. Это когда на медные кувшины наносят эмаль и красочно расписывают. На русский это не переводится, точнее переводится как «клойзоне», или «перегородчатая эмаль». Гид сказал, что это единственная такая фабрика в Китае.

Обед был тоже ничего такой, в китайском стиле. Обедали вместе с глухонемым, ирландский друг только-только начал приходить в себя и опохмелялся рядом пивом:) И когда обед был закончен, гид наконец-то с чистой совестью мог обещать, что теперь уж его доставят в «Beijing Hotel» без задержек:)

На обратном пути расспросил гида о смысле некоторых иероглифов. К примеру, в словах «вход» и «выход» первый иероглиф означает, соответственно, «внутрь» и «наружу», а второй (эдакий квадратик на ножках) в обоих случаях — «ворота». Я при этом посмеялся, ибо в слове «вход» первый иероглиф похож на идущего человека, а в слове «выход» — на двойные вилы с тремя зубцами, которыми выталкивают из ворот 🙂

А иероглиф «жен», такая перевернутая галочка, означает «человек». Соответственно, «женминь» — это что-то типа группы людей, или народ. А газета «Женминь Жибао» означает «Ежедневная Народная». Тут мы как раз проезжали мимо какой-то рекламы, начинавшейся с двух одинаковых иероглифов «жен». Я спросил гида, а почему два одинаковых? Он сказал, что это означает «каждый» (everyone).

Но вообще конечно самое сложное в китайском языке — это вовсе не тоновое произношение. Если ты турист, то говорить тебе все равно не придется. А вот читать надписи, особенно когда кругом все написано только по-китайски, было бы весьма полезно. И самое сложное при этом — это отличить один иероглиф от другого! Вот ладно, если это черточка, несколько черточек, или галочка… Да и ладно, если просто нарисован домик… Но если в одном иероглифе изображена ЦЕЛАЯ ДЕРЕВНЯ. 🙂 И при чтении нужно практически уметь отличить рисунок одной деревни от другой почти такой же! А они там могут различаться какими-то мелкими штришками! А если еще и шрифт мелкий! Да, чтобы это читать, надо родиться китайцем 🙂

А на следующий день наконец настало время покидать Азию — в Пекине мое беспримерное путешествие заканчивалось. Шутка ли — 24 дня!

«Аэроэкспресс» в Пекине сделан удобно. Он интегрирован в сеть пекинского метро отдельной веткой. Вот только купить на него билет в обычном автомате нельзя. Сначала за 2 юаня надо доехать до станции Dongzhimen, и уже там в отдельной кассе за 25 юаней купить билет на Airport Express. Это обычный поезд метро, только ветку протянули до аэропорта Beijing Capital. Большую часть пути идет по эстакаде. Вообще, как я погляжу, везде в Китае стараются провести метро до самого аэропорта, что правильно, т.к. значительно упрощает жизнь туристам, не надо заморачиваться с разными хитрыми схемами.

А в аэропорту Пекина три терминала, причем новый, третий, построенный к олимпиаде 2008 года, как сказано в путеводителе, по своим размерам превышает все пять терминалов аэропорта Хитроу. И зал вылетов тут и вправду огромный, может быть даже больше, чем зал ожидания на вокзале Хонцяо 🙂

Здесь я решил словчить. Дело в том, что мой самолет прилетал в Таллин в 20:45, а последний автобус на Нарву уходил с автовокзала в 21:00. И, если не ждать багаж, существовала некая вероятность того, что взяв такси, я мог успеть на автобус. Но для этого требовалось весь свой багаж запихать в одну сумку. Сумка, конечно, по габаритам подходила, но вот веса в ней получалось отнюдь не 10 кг, что разрешалось правилами, а уже все 18, а то и 20. Ну да кто будет взвешивать ручную кладь 🙂

Тут произошло торжественное событие 🙂 Купленный в 2001 году в Лондоне китайский рюкзак, верой и правдой служивший мне на протяжении всего этого времени и побывавший в огромном числе стран, от Новой Зеландии до США, был наконец-то выброшен, а именно запихан в урну в зале ожидания. После стольких лет странствий рюкзак наконец-то вернулся на родину! 🙂

Сумка в итоге проблем не вызвала. Вот только на контроле бдительные китайские сотрудники отобрали всю водку в 50-граммовых бутылочках. Она хоть и стоила копейки, но все равно обидно. Хотя как, копейки… Водка, купленная в магазине китайских сувениров взамен отобранной, стоила уже будь здоров!

(Кстати, в распечатке Finnair было что-то сказано про то, что на вылетах из Пекина и Шанхая спиртное «due to local regulations» не разрешается проносить в любой таре, даже в самой маленькой. Так оно в итоге и случилось)

Водка, кстати, очень пригодилась 🙂 «Триста тридцатый» при взлете стал так интенсивно проваливаться в «воздушные ямы», что народ в салоне даже начал ахать от страха. Выпитый же алкоголь чувствительность к таким штукам заметно притупляет 🙂

Но в остальном полет прошел просто идеально, и после того, как мы набрали высоту, самолет больше ни разу не трясло.

А вот в Хельсинки погода была хреновая, низкая облачность и снег, что собственно и неудивительно для 24 ноября. Плюс еще и стыковка у меня здесь оказалась целых пять часов, причем я так и не понял, почему я не взял билет на более ранний вылет в Таллин, ведь он был. Я попытался поменять билет на него, для чего мне даже пришлось покинуть зону безопасности, но увы, на стойке Финнэйра мне сказали, что такие замены можно делать только заранее.

А самолет из-за плохой погоды с вылетом сильно опоздал, так что багаж я таскал с собой в салон зря. В итоге домой пришлось ехать на автобусе «Евролайнс» в 23:00.

А на этом беспримерное (на тот момент) 24-дневное путешествие по Азии завершилось 🙂

Все рассказы из этой невероятной 24-дневной поездки —

Источник

Читайте также:  Крепеж для пустых стен
Оцените статью