Педагогическая акмеология
88. Педагогическое мастерство как высший уровень профессионализма педагога
Определение понятия «педагогическое мастерство», Основы педагогического мастерства (ПМ): знания, педагогический опыт, личность педагога. Обобщенные умения, отражающие сущность мастерства педагога. Уровни проявления профессиональных умений. Компоненты педагогического мастерства: фундамент ПМ, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое творчество. Педагогическая компетентность, ее виды. Ценностное отношение как показатель внутренней позиции личности. Типы отношений: к миру вещей, явлениям природы, людям, явлениям социума, самому себе.
Уровни развития отношений: условно-рефлекторный, конкретно-эмоциональный, конкретно-личностный, духовный. Смысловая сфера личности: мотивы поведения, соотношение целей и средств их достижения, ценностные ориентации. Смысловые уровни: доличностный, группоцентрический, гуманистический, духовный. Культура как фактор становления ценностной сферы человека. Ценностная установка – осознание личностью внутренней позиции. Ценностная ориентация – система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе.
Профессионализм и его уровни. Критерии определения уровня профессионализма. Определение уровня обучающей деятельности педагога (ОДП). Система «ЛИДЕР» как способ определения профессионализма педагога. Критерии определения уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту и по результативно-личностному аспекту деятельности.
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого ученика.
Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Следовательно, профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени.
Общие признаки педагогического мастерства: сильные и глубокие знания, развитые умения и навыки, авторитет в научно-исследовательской, рабочей, методической деятельности, широта кругозора и способность находить эффективные методы, приемы и способы для достижения цели обучения.
Отражение сущности педагогического мастерства должно быть, прежде всего, в определении этого понятия. Поэтому приведем несколько определений. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Условия, предпосылки, которые способствуют достижению этого уровня: призвание педагога и ярко выраженное положительное отношение к объекту, на который направлена его деятельность.
Напомним, что мастерство — это «высокое искусство в какой-нибудь области». Значит, это высокий уровень осуществления деятельности, ведущий к высокому результату в этой области.
В педагогической деятельности результат — следствие деятельности и педагога, и его воспитанника.Значит, сущность педагогического мастерства должна быть определена через уровень осуществления деятельности педагогом, приводящий к высокому результату. Отвечая на этот вопрос, следует раскрыть структуру педагогического мастерства.
По определению И.А. Зязюна: «Педагогическое мастерство есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». Главные компоненты этой системы — «педагогическую направленность личности учителя», «профессиональные знания», «способности к педагогической деятельности», «педагогическую технику».
По Н.В. Кузьминой, любая педагогическая система имеет довольно простую структуру. Она разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты — это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других систем — во-вторых». К ним принадлежат цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учении (рис. 1).
Компоненты педагогического мастерства
Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.
Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.
Профессиональная педагогическая техника— совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.
Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.
Таким образом,педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, — умения в области педагогической техники.
В целом же, для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Компоненты педагогического мастерства: фундамент ПМ, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое творчество.
Фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания, педагогический опыт. Каждая составная часть может быть освоена.
Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога. И они будут служить тем базисом, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства.
Мастерство педагога в обучении – это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития учащихся.
Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Поэтому важную роль играет умение педагога выражать свои чувства, делать их для детей ощутимыми и притягательными. С помощью языка чувств педагог вызывает у школьников сопереживание. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика.
В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:
1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);
2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);
3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);
4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель)
Термин» педагогическая техника » (форма организации поведения учителя)ввелА. С. Макаренко.Он рассматривал ее как стержень воспитания. Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач — является делом чести и долга учителя. Педагогическая техника: комплекс умений и навыков, необходимых преподавателю для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия. Педагогическое творчество — целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего — либо нового, ранее неизвестного. Методика педагогического воздействия — система средств для организации общественно — полезной и педагогически целесообразной деятельности учащихся. Личные качества учителя: 1. Морально — волевые 2. Общая культура (внешняя и внутренняя) 3. Профессионально — педагогические (педагогическая направленность, способности, такт).
Педагогическая техника —это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Педагог, владеющий техникой, не мучается от потери голоса или умения отвлечься от каких-то своих, не связанных с работой, переживаний.
Управление эмоциональным состоянием.Учителю необходимо формировать умения и навыки собственной эмоциональной регуляции, которые помогают избрать верные педагогические действия в конфликтных ситуациях, не допустить своего эмоционального срыва, разрушающего авторитет педагога, снижающего его веру в свои профессиональные возможности и способности. Иногда неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние становится причиной разрушения физического здоровья.
Педагогическое искусство= знания + умения + техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.
Педагогическое творчество —активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Это такая педагогическая деятельность, когда преподаватель ничего не принимает слепо, на веру, а все проверяет, исследует и на основе уже достигнутого проектирует и создает собственный опыт, совершенствует свое педагогическое мастерство, когда у педагога появляется потребность работать нестандартно, на основе последних достижений педагогической науки и практики, современных требований общества, планомерно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность и качество.
Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, основанная на способностях, обеспечивающих успешность прогнозирования, реконструирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности и ее результата. Нетрудно заметить, что в означенном обосновании сущности понятия творчества педагога отчетливо представлены все его компоненты: сплав интеллектуальных и побудительных умений, волевых усилий и эмоциональное состояние.
В условиях решения стратегических педагогических задач, когда целью деятельности выступает формирование целостной творческой личности, в полную силу проявляется творчество педагога в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату.
При этом эффективность инновационности определяется временным промежутком и энергозатратами как обучаемого, так и педагога. В данном случае четко прослеживается направленность творчества. Оно нацелено в первую очередь на обучаемого и на самого педагога. Осуществляется выход на самотворчество.
Основными психическими новообразованиями выступают творческое мышление, мобильная память, творческое воображение в сочетании с инновационностью, интеллектуальные и побудительные умения. Наиболее активно их формирование происходит во взаимодействии с творчески работающим педагогом, который заряжает обучаемых своим оптимизмом и целеустремленностью.
Источник
Творческий урок «Педагогическое мастерство и его компоненты»
ГПОБУ «Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»
по ОП Педагогическому мастерству
«Педагогическое мастерство и его компоненты»
Подготовила: Сулейманова Н.Р.
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Цель : формировать основы профессиональной компетентности
обобщение и систематизация знаний по разделу;
развивать эмоциональную выразительность, творческие способности
студентов;
воспитывать культуру поведения будущего педагога.
Тип : формирование умений и навыков
Оборудование : карточки с заданиями; видеозаписи к/ф; картины; раздаточный материал
I. Организационный момент (1 мин)
II. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учения.
Ведущий: На сегодняшнем уроке-конкурсе нам предстоит закрепить теоретические знания по пройденным темам раздела «Педагогическое мастерство и его компоненты», а также усовершенствовать необходимые способности и качества, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности.
Ваши выступления будет оценивать компетентное жюри. Выполнение теоретических и практических заданий оценивается по таблице 5-бальной системой. Приветствуется оригинальность выступления, творческий подход к решению задач, выразительность, смелость, находчивость. Итак, начнем наш конкурс с представления групп.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (НАЗВАНИЕ, ДЕВИЗ КОМАНДЫ)
III. Основная часть
Ведущий: — Вашему вниманию предлагается:
РАЗМИНКА — « КОНКУРС ЭРУДИТОВ »
Цель которого : проверить теоретические знания по пройденному материалу. Каждой команде необходимо ответить на ряд вопросов в течение 1 минуты. Чем больше верных ответов за отведенное время — тем выше балл. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В случае затруднения с ответом вам следует отказаться от ответа и потребовать следующий вопрос.
Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения (педагогическое мастерство).
Какой компонент педагогического мастерства включает в себя профессионально педагогическую направленность, общие и специальные способности (личностный).
Какой из компонентов педагогического мастерства включает в себя специальные, методологические, психолого-педагогические знания (информационно-теоретический).
К каким средствам общения относится мимика и пантомимика (к невербальным).
Система умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур (педагогическая технология).
Совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности учителя, слагаемое педагогического мастерства (педагогическая техника).
Индивидуально-психологические особенности человека к определенному виду деятельности (способности).
Составляющими, какого понятия являются культура общения, культура внешнего вида, культура речи, саморегуляция (педагогическая культура).
Способности, проявляющиеся в умении управлять взаимодействием в педагогическом процессе (организаторские).
Способности, необходимые в любом виде деятельности (общие).
Способности управлять своим внутренним психологическим состоянием, чувствами, своим поведением (эмоциональная устойчивость).
Искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояния движениями мускулов лица (мимика).
Внешнее выражение психических эмоциональных состояний через выразительные движения тела (пантомимика)
Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (педагогическое мастерство)
Какой компонент состоит их педагогической технологии и педагогической техники (деятельностный)
Способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогического процесса ( педагогическая техника)
Что является вербальным средством общения (речь)
Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (способности)
Внешнее выражение психических эмоциональных состояний через движение мышц лица (мимика)
Способность воспринимать и определять эмоциональное состояние человека (перцептивность)
Ведущая группа педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения (коммуникативные)
Способности, ярко выраженные в конкретном виде деятельности (специальные)
Какой из компонентов педагогического мастерства является фундаментом его развития (информационно-теоретический )
Движения тела, рук, ног (пантомимика)
Система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей (педагогическая технология)
Устойчивая индивидуальная система психолого-педагогических средств, приемов, навыков, методов, технологий осуществления педагогической деятельности (индивидуальный стиль педагога)
Ведущий: – СЛЕДУЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ « КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА »
Цель задания: освоить технику владения невербальными способами общения, развить эмоциональную выразительность. Вам предлагаются билеты с творческими заданиями (раздаются карточки с заданиями). Оценивается выразительность действия. Показ может быть индивидуальным и коллективным, показ осуществляется командами поочередно. На подготовку задания — 2 минуты.
Задание 1 : С помощью невербальных средств общения проиграть следующие ситуации:
Сильное желание ответить на уроке
Плохая оценка в дневнике
Отличная сдача экзамена.
Задание 2 : Проиллюстрировать пословицы :
У страха глаза велики
Рот до ушей, хоть завязочки пришей
Ему палец в рот не клади
Семь раз отмерь — один раз отрежь
Ведущий : следующий КОНКУРС « ОЖИВШИЙ ПОРТРЕТ »
Перед вами картины известных художников: Брюллов «Итальянский полдень», «Портрет баснописца И.Л. Крылова»; Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет князя А.Б. Куракина». Выбрав по одному из полотен, ваша задача определить и устно описать эмоциональное состояние героев, изображенных на картине, их внутренние переживания. Чем ярче, подробнее и достовернее будет ваше представление одной из картин, тем выше балл. На подготовку выступления отводится 3 минуты.
Ведущий : Всем нам хочется стать лучше. Я это знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить безконфликтно. Одним из способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
КОНКУРС КАПИТАНОВ: « КОМПЛИМЕНТИНА ».
Задача: вызываются два человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты
Ведущий: — А теперь — ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Цель данного задания: продемонстрировать умение распознавать характер мимики и жеста. Заранее вам был представлен не озвученный фрагмент из кинофильма «Усатый нянь». Внимание задание: представить свою версию по озвучиванию киноэпизода. На подготовку дается 3 минуты. Оцениваются оригинальность содержания, соответствие характеру персонажа, юмор,
Ведущий : Следующий конкурс нам покажет коммуникативные способности учащихся «Рассказ»
Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Ведущий: — Наш конкурс подходит к концу. Слово жюри (Выставление оценок)
Ведущий: — До свидания. До новых встреч! Пусть положительные эмоции сопровождают все ваши начинания и свершения!
Источник