Боксирующие мальчики
| ||
Боксирующие мальчики. XVI век до н. э. | ||
177,8 [ уточнить ] × см | ||
Национальный археологический музей Афин | ||
Медиафайлы на Викискладе |
«Боксирующие мальчики» — античная фреска, найденная в 1967 году во время раскопок археолога Спиридона Маринатоса в Акротири на греческом острове Санторин. Как и соседняя с ней «фреска антилоп», относится к Минойской цивилизации, датируется 1550—1500 годами до н. э. Экспонируется в Национальном археологическом музее города Афин (Греция).
Описание [ | код ]
Фреска была написана на одной из стен внутреннего помещения BI (Бета I) здания B (так называемого «Дома Антилоп») — богатого частного дома в древнем поселении Акротири, погребённом под толстым слоем пемзы и пепла во время извержения вулкана Санторин.
На фреске представлена сцена состязания «на кулачках» между двумя юными спортсменами. Изображение бьющихся соперников можно было бы принять за девочек, если бы не одинаково смуглый цвет их кожи [1] . На юный возраст детей указывают частично бритые головы и разбросанные пряди волос. За исключением пояса, мальчики полностью обнажены. Поза того, что слева, более сдержанна; на его шее, руке и лодыжке есть украшения: ожерелье и браслеты из голубых камней [1] , что может указывать на более высокий социальный статус. Это удивительный красочный и точный по передаче детской натуры рисунок [1] : детские кулачки, обмотанные наподобие современной боксерской перчатки, вытянуты для удара, животы выпячены, спины изогнуты в пояснице. Художнику удалось передать неповторимую, чуть угловатую пластику детских движений, серьёзность персонажей и их понимание важности исхода поединка [2] .
Практически в каждом доме поселения были найдены комнаты, украшенные фресками. По мнению археологов, все фрески в Акротири имеют религиозный характер, так как эти помещения играли роль домашних святилищ и использовались для различных обрядовых церемоний [3] . Проводя параллели с фресками антилоп в той же комнате, историк А. И. Немировский отмечает, что на стене богатого дома изображена не просто детская игра: за схваткой скрывается идея агона, столь характерного для жизни и искусства древних греков. Фреска показывает, что «агон был характерен и для сознания догреческих обитателей Эгеиды, при этом её художники сумели передавать его с тонкостью и изяществом, на которую не были способны греческие живописцы и ваятели» [1] . Композиция была увенчана декоративным фризом из стебля и листьев плюща, объединяющим в единое целое убранство всей комнаты. Общая символика фресок, где объединены изображения молодых животных и соперничающих детей, остаётся неразгаданной.
Как и атлетика, кулачные бои были популярны в Древней Греции. Фреска свидетельствует о том, что в то время уже использовались боксёрские перчатки [2] . Спорт вообще был важной составляющей жизни минойского общества — вплоть до предположения, что он играл религиозную роль.
Источник
Композиция названная боксирующие мальчики украшала стену
Первым на «Дороге тельхинов» стоит большое здание, так называемое «Святилище северной мельницы». Вероятно, ритуалы, совершавшиеся здесь, были связаны с земледелием.
Рядом находится «Святилище дам», названное так по росписям на стенах комнаты на втором этаже (на них изображены две женщины в ярких праздничных одеяниях). Комната разделена перегородкой на две части: преддверие и само святилище. В преддверии на стене против входа, изображено нечто вроде пещеры, в которой угадывается фигура богини (она почти не сохранилась), сидящей на складном стуле в платье с короткими рукавами. Две женщины (одна изображена рядом, другая — на противоположной стене) направляются к богине с дарами: ожерельем и ритуальной юбкой. Происходит тайное священнодействие: оно совершается ночью, над фигурами раскинут звёздный полог.
Землетрясение на острове Фера.
Боксирующие мальчики. Фрагмент росписи. Акротири. XV в. до н. э.
Морская экспедиция. Фрагмент росписи. Акротири. XVI в. до н. э.
Надалеко от «Святилища дам» расположен так называемый «Западный дом», украшенный фресками. Хорошо сохранилась роспись южной стены «Морская экспедиция». На ней изображена флотилия из семи кораблей, в которых сидят мужчины. Они плывут от небольшого городка, стоящего среди болот с поросшими тростником берегами, к богатому большому городу, высящемуся на скале. В городке видны только мужские фигуры — это «город мужчин».
Городу, в который прибывает экспедиция, покровительствуют боги: на стенах видны «священные рога», и группа мужчин выводит из городских ворот быка на заклание по случаю приезда гостей. На балконах, лоджиях, террасах — множество мужчин, женщин, детей. В этом городе властвуют женщины. «Морская экспедиция» означает как бы священный брак: спасение мужчин «низкого» города в браке с женщинами «высокого».
Корабли празднично украшены, центральный увенчан символом бессмертия — бабочкой. В волнах ныряют, как бы указывая путь кораблям, пары дельфинов. Один из кораблей — грузовой, он единственный имеет парус. «Груз» очень важен: это и символический дар невесте-спасительнице, и знак зарождения ею в браке новой жизни.
Сосуд. Фера. II тыс. до н. э.
В зданиях напротив «Западного дома» обнаружены помещения, которые в соответствии с изображениями на стенах назвали «Святилищем лилий и ласточек», «Святилищем обезьян» и «Святилищем антилоп и боксирующих мальчиков».
«Святилище лилий и ласточек» считается одним из самых древних. Это небольшая и очень тёмная комната с нишей в углу. Три её стены были расписаны изображениями разноцветных скал, поросших лилиями. Над цветами кружатся ласточки (ласточка у ферейцев считалась одним из воплощений Великой богини).
«Святилище обезьян» дошло до наших дней полуразрушенным. Оно представляет собой маленькую комнату в нижнем этаже, украшенную оригинальными росписями. На них изображены синие обезьяны, мечущиеся среди скал. На одной из стен, в противовес этой «беспокойной» композиции, написан иной по настроению пейзаж: звери и птицы на скале среди цветущих растений.
В «Святилище антилоп и боксирующих мальчиков» есть изображения светлых, почти белых антилоп. Крупные, но грациозные животные бегут, не касаясь ногами земли, как бы воспаряя в пространстве, и утыкаются рогами в красное небо над головой. Создаётся ощущение, что они возносятся на небеса.
В простенке запечатлён кулачный бой двух мальчиков. Кулачные бои в Греции сопровождали все великие праздники, но до обнаружения этой росписи никто не знал, что в них участвовали столь юные жители острова. У обоих мальчиков бритые головы с длинными ритуальными локонами, пояса, бойцовские перчатки на руках.
Самый большой и значительный комплекс Акротири — это «Святилище крокусов». Дом условно делился на две части: жилую (западную) и ритуальную (восточную). Каждый участник обряда (судя по росписям, в основном — женщины) попадал в вестибюль. Когда отворялись двери, можно было видеть роспись с изображённой на ней сценой срывания крокусов. Девушка с ожерельем в руках направляется к другой, сидящей, которая поранила ногу о колючку; с пятки капает кровь. Третья девушка, совсем юная, закутанная в прозрачное покрывало с золотистыми крапинками, словно застыла в танцующей позе на пути от алтаря.
Сам алтарь показан необычно — в виде двери в стене, увенчанной окровавленными «священными рогами» и украшенной цветами лилии. Вероятно, это алтарь богини-цветка; на этом алтаре девушка символически переживала смерть, переходя затем в категорию невест. Такая процедура называлась инициацией (посвящением).
Выше изображена сама богиня, восседающая на торжественной массивной платформе. К её ногам девушки подносят цветы крокусов в корзинах. Однако они не могут предстать перед ней лично: посредниками между богиней и людьми являются обезьяна и грифон.
Богиня крокусов со сложной причёской и прядью спадающих вдоль спины волос, имеет татуировку на щеке в виде цветка крокуса. Она украшена ожерельями, сделанными из фигурок стрекоз и водоплавающих птиц.
Памятники Акротири, главным образом росписи, датируются примерно серединой XV в. до н. э., что совпадает по времени с поздней культурой Крита.
Искусство Фера во многом напоминает критское, но всё же ферейцы выработали свой собственный художественный стиль. Созданные ими произведения сохранились удивительно хорошо. Они отличаются смелостью, широтой замысла и единством композиции, свидетельствующими о том, что к середине II тыс. до н. э. ферейское искусство достигло стадии зрелости.
Источник
Энциклопедия для детей и юношества. История искусства от древности до средневековья (30 стр.)
Святилища
Первым на «Дороге тельхинов» стоит большое здание, так называемое «Святилище северной мельницы». Вероятно, ритуалы, совершавшиеся здесь, были связаны с земледелием.
Рядом находится «Святилище дам», названное так по росписям на стенах комнаты на втором этаже (на них изображены две женщины в ярких праздничных одеяниях). Комната разделена перегородкой на две части: преддверие и само святилище. В преддверии на стене против входа, изображено нечто вроде пещеры, в которой угадывается фигура богини (она почти не сохранилась), сидящей на складном стуле в платье с короткими рукавами. Две женщины (одна изображена рядом, другая — на противоположной стене) направляются к богине с дарами: ожерельем и ритуальной юбкой. Происходит тайное священнодействие: оно совершается ночью, над фигурами раскинут звёздный полог.
Землетрясение на острове Фера.
Боксирующие мальчики. Фрагмент росписи. Акротири. XV в. до н. э.
Морская экспедиция. Фрагмент росписи. Акротири. XVI в. до н. э.
Надалеко от «Святилища дам» расположен так называемый «Западный дом», украшенный фресками. Хорошо сохранилась роспись южной стены «Морская экспедиция». На ней изображена флотилия из семи кораблей, в которых сидят мужчины. Они плывут от небольшого городка, стоящего среди болот с поросшими тростником берегами, к богатому большому городу, высящемуся на скале. В городке видны только мужские фигуры — это «город мужчин».
Городу, в который прибывает экспедиция, покровительствуют боги: на стенах видны «священные рога», и группа мужчин выводит из городских ворот быка на заклание по случаю приезда гостей. На балконах, лоджиях, террасах — множество мужчин, женщин, детей. В этом городе властвуют женщины. «Морская экспедиция» означает как бы священный брак: спасение мужчин «низкого» города в браке с женщинами «высокого».
Корабли празднично украшены, центральный увенчан символом бессмертия — бабочкой. В волнах ныряют, как бы указывая путь кораблям, пары дельфинов. Один из кораблей — грузовой, он единственный имеет парус. «Груз» очень важен: это и символический дар невесте-спасительнице, и знак зарождения ею в браке новой жизни.
Сосуд. Фера. II тыс. до н. э.
В зданиях напротив «Западного дома» обнаружены помещения, которые в соответствии с изображениями на стенах назвали «Святилищем лилий и ласточек», «Святилищем обезьян» и «Святилищем антилоп и боксирующих мальчиков».
«Святилище лилий и ласточек» считается одним из самых древних. Это небольшая и очень тёмная комната с нишей в углу. Три её стены были расписаны изображениями разноцветных скал, поросших лилиями. Над цветами кружатся ласточки (ласточка у ферейцев считалась одним из воплощений Великой богини).
«Святилище обезьян» дошло до наших дней полуразрушенным. Оно представляет собой маленькую комнату в нижнем этаже, украшенную оригинальными росписями. На них изображены синие обезьяны, мечущиеся среди скал. На одной из стен, в противовес этой «беспокойной» композиции, написан иной по настроению пейзаж: звери и птицы на скале среди цветущих растений.
В «Святилище антилоп и боксирующих мальчиков» есть изображения светлых, почти белых антилоп. Крупные, но грациозные животные бегут, не касаясь ногами земли, как бы воспаряя в пространстве, и утыкаются рогами в красное небо над головой. Создаётся ощущение, что они возносятся на небеса.
В простенке запечатлён кулачный бой двух мальчиков. Кулачные бои в Греции сопровождали все великие праздники, но до обнаружения этой росписи никто не знал, что в них участвовали столь юные жители острова. У обоих мальчиков бритые головы с длинными ритуальными локонами, пояса, бойцовские перчатки на руках.
Самый большой и значительный комплекс Акротири — это «Святилище крокусов». Дом условно делился на две части: жилую (западную) и ритуальную (восточную). Каждый участник обряда (судя по росписям, в основном — женщины) попадал в вестибюль. Когда отворялись двери, можно было видеть роспись с изображённой на ней сценой срывания крокусов. Девушка с ожерельем в руках направляется к другой, сидящей, которая поранила ногу о колючку; с пятки капает кровь. Третья девушка, совсем юная, закутанная в прозрачное покрывало с золотистыми крапинками, словно застыла в танцующей позе на пути от алтаря.
Сам алтарь показан необычно — в виде двери в стене, увенчанной окровавленными «священными рогами» и украшенной цветами лилии. Вероятно, это алтарь богини-цветка; на этом алтаре девушка символически переживала смерть, переходя затем в категорию невест. Такая процедура называлась инициацией (посвящением).
Выше изображена сама богиня, восседающая на торжественной массивной платформе. К её ногам девушки подносят цветы крокусов в корзинах. Однако они не могут предстать перед ней лично: посредниками между богиней и людьми являются обезьяна и грифон.
Богиня крокусов со сложной причёской и прядью спадающих вдоль спины волос, имеет татуировку на щеке в виде цветка крокуса. Она украшена ожерельями, сделанными из фигурок стрекоз и водоплавающих птиц.
Памятники Акротири, главным образом росписи, датируются примерно серединой XV в. до н. э., что совпадает по времени с поздней культурой Крита.
Искусство Фера во многом напоминает критское, но всё же ферейцы выработали свой собственный художественный стиль. Созданные ими произведения сохранились удивительно хорошо. Они отличаются смелостью, широтой замысла и единством композиции, свидетельствующими о том, что к середине II тыс. до н. э. ферейское искусство достигло стадии зрелости.
Микены
Микенская культура (1600–1100 гг. до н. э.) получила своё название по имени города на полуострове Пелопоннес. «Златообильные Микены» воспел Гомер в своих поэмах — «Илиаде» и «Одиссее». Микены были родиной царя Агамемнона, воглавившего Троянский поход греков за освобождение прекрасной Елены. Микенцы — племена индоевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и стали предками греков. Они брали в жёны критских принцесс и постепенно завладели целым рядом дворцов, в том числе и Кноссом. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность — для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов. Большая часть записей касается ведения хозяйства, информации о духовной и социальной жизни микенцев они не несли. Основные сведения о ней по-прежнему можно искать в искусстве.
Уже в VIII в. до н. э. Микены представляли собой заброшенную деревушку. В 1874 г. сюда прибыл немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман, ранее нашедший в Турции, на холме Гиссарлык, древнюю Трою. Вместе со своей супругой Софией он стал первооткрывателем микенской культуры. В городах Тиринфе, Пилосе, Фивах, Афинах были найдены городские и дворцовые постройки. Самый замечательный дворец находился в самих Микенах. Почти все дворцовые постройки стоят на высоких акрополях (возвышенных и укреплённых частях города). Рядовые горожане жили в так называемом «нижнем городе».
Сложилась легенда, что стены микенских акрополей возводили не люди, а одноглазые чудовища — циклопы. И, действительно, огромные неровные блоки камня, из которых они сложены, вызывают ощущение какой-то дикой мощи. К цитадели в Микенах вела дорога. Многочисленные колесницы оставляли следы в небольшом квадратном проёме городских ворот, сооружённых среди огромных каменных блоков. Сверху они были закрыты плитой с высеченными на ней львицами, стоящими перед типично критской колонной. Её форма явно навеяна священным деревом критян.
Источник