Конституция — фундамент, на котором держится правовая и политическая система
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит Конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.
В самом общем виде конституцию можно определить, как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция 1993 года, прежде всего, внесла порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определила основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.
Для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятым всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.
Конституция РФ 1993 года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.
Источник
Конституция – это правовой фундамент государства. Открытое обращение правозащитников
Мы не имеем права молчать о том, что происходит.
Конституция – это правовой фундамент государства.
Этот документ определяет базовые принципы функционирования государства, закрепляет базовые права и свободы человека и гражданина. Он должен быть понятным, целостным и непротиворечивым, ибо пишется для безусловного и обязательного исполнения, как органами власти, так и всеми гражданами страны.
Даже незначительные изменения Основного Закона страны способны оказать сильнейшее воздействие на жизнь каждого живущего в ней. Переписывание Конституции должно быть исторически необходимым и обусловленным реальным запросом общества, но отнюдь не интересами преимущественно узкой группы лиц, находящихся в этот момент у власти.
20 января 2020 года в Государственную Думу РФ Президентом страны Владимиром Путиным был внесен Закон о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что этот Закон:
— подготовлен и внесен на рассмотрение с нарушением Конституции РФ и действующего законодательства, в частности, статьи 136 Конституции РФ и Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в котором значится, что разнородные поправки, затрагивающие различные главы Конституции, вносятся отдельными законами;
— содержит в себе поправки и положения, которые вступают в явное противоречие с содержанием 1,2 и 9 глав Конституции РФ, и в частности, в противоречие со статьей 16 приводят к нарушению закрепленного в статье 10 принципа разделения и самостоятельности ветвей власти, а также вводят не предусмотренный статьей 11 орган высшей власти с неопределенными полномочиями – Госсовет;
— содержит поправки, по существу затрагивающие и переопределяющие положения глав 1 и 2 Конституции РФ, изменение которых возможно только в порядке статьи 135 Конституции РФ;
— не содержит обоснования необходимости внесения ряда поправок, в частности, затрагивающих вопросы функционирования высших органов судебной и исполнительной власти, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2 марта 2020 года в Государственную Думу РФ Председателем Государственной Думы РФ Вячеславом Володиным были внесены дополнительные поправки Президента РФ к проекту Закона о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что новые поправки от 2 марта не устраняют ни одного из критических недостатков Закона, внесённого 20 января, и в свою очередь, содержат положения, прямо противоречащие определенному в статье 136 Конституции РФ порядку принятия поправок к Конституции РФ, и нарушающие, в частности, статью 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Оба документа – от 20 января и 2 марта 2020 года являются ничем иным, как открытым посягательством на основы Конституционного строя РФ. Их принятие в предложенном виде не только станет актом противоправным, но и приведет к разрушению целостности и внутренней логики самой Конституции, как главного нормативного правового акта страны.
Гражданам страны будет предложено голосовать за формулировки, внесенные и рассмотренные с нарушением законодательства РФ, включая Конституцию РФ, и более того, сами по себе содержащие в себе прямые нарушения Конституции РФ.
Принятие закона о поправке к Конституции РФ, внесенного Президентом страны Владимиром Путиным, будет ничем иным, как введением граждан страны в заблуждение и перераспределением высших властных полномочий в государстве антиконституционным способом, то есть, именно тем, что именуется государственным переворотом.
Процесс внесения катастрофических изменений в Конституцию РФ должен быть остановлен.
Мы требуем:
От Федерального собрания РФ: отклонить закон о поправке к Конституции РФ от 20 января 2020 года «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»;
От ЦИК РФ: отказаться от проведения «общероссийского голосования» как не предусмотренного законом и нарушающего определенный законом и Конституцией РФ порядок принятия поправок к Конституции РФ, отказаться от вынесения на «общероссийское голосование» поправок, содержащих себе прямые нарушения Конституции РФ;
От Руководителей силовых структур – Прокуратуры, МВД, ФСБ РФ: дать оценку нарушениям законности при внесении на рассмотрение закона о поправке к Конституции РФ, следуя присяге, защитить основы Конституционного строя и интересы граждан РФ, в рамках своих полномочий пресечь дальнейшее антиконституционное внесение антиконституционных изменений в Основной закон страны.
Мы призываем:
Судей Конституционного Суда РФ: неукоснительно следовать букве и духу закона и Конституции РФ и отказать в принятии обращения Президента РФ о поправке в соответствии со статьей 36 и пунктом 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ»;
Судей, признанных экспертов и специалистов в области конституционного права, сообщество практикующих юристов и адвокатов: дать публичную оценку готовящимся изменениям Конституции, во имя сохранения гражданского мира и согласия призвать Президента РФ и Федеральное Собрание РФ воздержаться от внесения предлагаемых изменений в Основной закон страны;
Лидеров общественного мнения, представителей СМИ, общественных организаций и политических партий: приложить усилия по срочному информированию населения о противоправном характере предлагаемых изменений Конституции, призвать к мирному протесту и голосованию против внесения поправок в Основной закон страны;
Граждан России: поддержать Манифест от 23 января 2020 года, и без колебаний использовать все доступные мирные и законные средства волеизъявления: высказываться и протестовать против принятия закона о поправке к Конституции РФ и голосовать «против», в том случае, если этот вопрос все же будет вынесен на голосование.
В обществе оформился запрос на реальную сменяемость власти. Он обусловлен как критической массой нерешенных социальных и политических проблем, так и созреванием нового поколения политиков и политических активистов.
Поспешные и опасные попытки переписать Основной закон страны не только не снимут накопившиеся противоречия, но и способны столкнуть страну в пучину политического кризиса.
Мы убеждены: сменяемость власти на выборах – единственный мирный и легитимный способ решить проблемы, стоящие перед Россией.
Лев Пономарев, председатель Национальной Общественной Организации «За права человека»
Наталия Евдокимова, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское Содействие»
Лилия Шибанова, член Московской Хельсинкской Группы
Сергей Кривенко, член Московской Хельсинкской Группы
Олег Еланчик, аналитик Национальной Общественной Организации «За права человека»
Источник
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Конституция — это фундамент создания суверенного государства
Конституция — это фундамент создания суверенного государства
1 июня 2012 года в Госдуме состоялся круглый стол «Российская власть и вопросы суверенитета», организованный при участии Профсоюза граждан России. Предлагаю вашему вниманию текст и видео моего выступления.
Уважаемые коллеги!
Я хотел бы продолжить ту тему, которую начал Евгений Алексеевич (Федоров). Со свойственной политикам и депутатам дипломатичностью Евгений Алексеевич так очень мягко обозначил те проблемы, которые стоят сегодня перед российской государственностью. Мне хотелось бы их несколько, как говорили, я уже точно не помню, кто из наших руководителей, углубить и расширить эти вопросы.
На самом деле, если мы посмотрим с вами на Конституцию Российской Федерации, то при всём уважении к государственным институтам и уважении к Конституции, которое должен испытывать каждый гражданин, мы не можем назвать эту Конституцию Конституцией суверенного государства, хотя бы одному пункту, по одной статье. В нашей Конституции написано о приоритете международного законодательства над законодательством внутренним. То есть прямо указывается, что Российская Федерация не имеет возможности проводить никакой политики самостоятельной в случае небольших хотя бы расхождений с теми международными актами, которые Россия подписала.
Таких пунктов не существует в конституциях так называемых цивилизованных стран. Поэтому уже этот один пункт является для нас лакмусовой бумажкой для понимания того, в какой ситуации находится наша страна. Но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на другую проблему, на проблему того, с какого периода наша страна утеряла свой суверенитет. Потому что, на мой взгляд, на взгляд моих коллег по общественной организации «Профсоюз Граждан России», необходимо дать правовую и ясную оценку того, что произошло в 1991 году.
Мы видим с вами, что дискуссия о печальной судьбе нашей страны, которая тогда называлась Советский Союз, постоянно вводится в сферу эмоций. Разговоры ведутся в плоскости того, что Советский Союз был неэффективен, его экономика была отсталой. О том, что, может быть, в 1922 году Советский Союз был создан искусственно. То есть идёт обсуждение и предлагается вести обсуждение вопроса о том, насколько хороша или плоха была экономика Советского Союза.
На самом деле это есть не что иное, как попытка манипуляции, потому что тогда вопрос уходит совершенно в другую сферу. А сформулирован на самом деле он должен быть следующим образом: каким образом Президент Советского Союза Горбачёв в нарушение Присяге, в нарушение законов Советского Союза допустил и прямо организовал крушение собственной страны? То есть совершено преступление. Нам же предлагается обсуждать эмоции.
Уход от обсуждения самого преступления, выглядит примерно так, как если бы, имея жертву, не дай бог, убитого человека, мы бы с вами начинали дискутировать на тему – «вы знаете, все мы смертные». То есть рано или поздно все мы покинем этот мир, а также, что смерть — это естественное продолжение жизни. И вот дискуссия бы велась вот на таком уровне. А на самом деле нужно говорить о преступлении, нужно это преступление внимательно изучать и давать ему правовую оценку. То есть убийство должно быть названо убийством, преступление — преступлением, а совершивший преступление или группа лиц, которая совершила их, должна быть названа преступниками.
И чем больше мы с вами находимся в обсуждении крушения Советского Союза вот в этой эмоциональной сфере, которая нам специально навязывается, тем больше мы на самом деле с вами покрываем совершённое преступление. Без понимания того, что произошло в 1991 году невозможно понять всех дальнейших проблем, которые стоят на сегодняшний момент перед Российской Федерацией.
Мы можем внимательно пролистать нашу Конституцию. Мы найдём много пунктов, которые, помимо пункта о приоритете международного законодательства над российским, будут говорить нам, мягко говоря, об отсутствии полного государственного суверенитета. В том числе пункт о независимости Центрального банка от государственной власти, в том числе невозможность лишения гражданства России человека ни в каком случае. То есть любой человек, совершивший государственную измену, осуждённый за это, не может быть лишён гражданства Российской Федерации.
Но вот лично я считаю и, думаю, что многие из присутствующих со мной согласятся, что, например, люди, совершившие прямое предательство, осуждённые за сотрудничество с иностранными разведками, не должны носить в дальнейшем гражданство Российской Федерации. Отсидев положенный срок, лет 20-25, должны отправляться к своим кураторам в Лондон или в Вашингтон. И пусть, если у них есть какие-то заслуги перед британской и американской разведками, пусть им, собственно говоря, гражданство этих стран и дают. Но российского гражданства они должны быть совершенно точно лишены. Но здесь нет даже механизмов. Существует прямой запрет в Конституции.
Очень непонятно сформулирована важнейшая статья о принадлежности природных богатств России. Говорится в сегодняшней редакции о том, что это может быть в такой или в такой форме. Должна быть чёткая формулировка, что природные богатства России находятся в собственности народа России, то есть принадлежат всему народу.
И на самом деле это важнейший пункт, потому что, если мы спросим любого гражданина России, как должно быть и что написано в Конституции, то любой человек ответит, что именно так и написано уже. Потому что, к сожалению, не все мы внимательно изучаем нашу Конституцию, и в итоге все думают, что главный вопрос уже решён, а он ещё не решён. Но на самом деле в Конституции достаточно много вопросов. И Конституция — это ключевой момент, это фундамент создания суверенного государства. Без изменения сегодняшней Конституции мы не можем стать полноценным суверенным государством.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник