Конституция как фундамент политической системы
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава III.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
§ 18. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации
Конституция (лат. «устройство») – это Основной Закон государства, который определяет главные принципы устройства общества и государства, образование и компетенцию органов власти и другие фундаментальные вопросы жизни страны, провозглашает и гарантирует права и свободы граждан, устанавливает их обязанности, утверждает герб, гимн и флаг государства, его столицу.
Основным Законом конституция называется потому, что обладает особыми юридическими свойствами и все остальные законы должны на неё ориентироваться, ей подчиняться, строго соответствовать её нормам. Если закон противоречит конституции, он признаётся антиконституционным и должен быть отменён. Антиконституционным является также любое действие, идущее вразрез с духом и буквой конституции.
Конституция Российской Федерации принималась в сложных исторических условиях.
В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РСФСР (РФ), принятой в 1978 г.
Сначала это была типичная советская конституция, точная копия Конституции СССР 1977 г. Она говорила о построении общенародного государства и развитого социализма. По мере накопления происходивших в обществе изменений ее содержание вошло в противоречие с действительностью. Эти противоречия пытались преодолеть путем внесения решениями Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ соответствующих изменений в текст Конституции. Изменилась система государственных органов, порядок их формирования, основы избирательной системы. Были закреплены принципы многопартийности, многообразия форм собственности, в том числе частной. Был учрежден пост Президента России, создан Конституционный Суд. Изменилось название страны: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться Российской Федерацией – Россией. В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Приложением к Конституции был признан Федеративный договор. Конституция 1978 г. превратилась в настоящее «лоскутное одеяло». Изменения не могли составить с основным текстом документа нечто единое и непротиворечивое.
14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ No 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Вспомните из истории России о развитии политического кризиса в этот период.
12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание РФ (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по новой Конституции.
Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на демократических принципах, частной собственности, рыночных отношениях. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Единственным источником власти в России признаётся её многонациональный народ. Он – носитель государственного суверенитета России (ст. 3). Именно народ, таким образом, обеспечивает её независимость во внутренних и внешних делах.
Высшей ценностью в России Конституция впервые назвала человека, его права и свободы. Политика государства направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития. Семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане пользуются поддержкой государства (ст. 7).
Конституция РФ, провозгласив права и свободы человека, закрепила также обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15); платить налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 1 и 2 ст. 44).
Принципиально новые явления, утвердившиеся в социально-экономической сфере, получили правовое признание в Конституции РФ. Она гарантирует свободу экономической деятельности, признаёт равноправие и защищает все виды собственности – частную, государственную, муниципальную и другие (ст. 8).
Учитывая опыт прошлых лет, когда на конституционном уровне признавалась правильность единственной обязательной для граждан идеологии (марксизма-ленинизма), Основной Закон подчёркивает: никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. Признаются политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).
Согласно Конституции Россия – это «светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).
Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности.
Чётко разделены функции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.
Закреплён принцип разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Российской Федерации равны. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за Президентом, в ущерб полномочиям и прерогативам Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены.
Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Время покажет, какие поправки необходимо внести в ее текст. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и непродуманных решений.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните, почему потребовалась конституционная реформа в России в начале 1990-х гг.
2. Вспомните из курса «История России» и расскажите, как принималась новая Конституция Российской Федерации.
3. Используя дополнительные источники информации, в том числе Интернет, сравните старую и новую Конституции России
4. Составьте план содержания Конституции РФ
5. Выделите основные достоинства существующей Конституции РФ.
6. Проанализируйте, в чём состоят её недостатки.
7*. Приведите статьи Конституции РФ, которые были или которые будут изменены в ближайшее время. Почему это необходимо? Аргументируйте свой ответ.
Исследуем документы и материалы
Я выдвигаю лозунг справедливого конституционного строя в трех проявлениях.
1. Правовая справедливость – реальное верховенство права, защищающего справедливый порядок государства и его отношений с обществом, а также основанной на нем Конституции…
2. Социальная справедливость – широкое гражданское согласие вокруг целей и методов конституционной реформы…
3. Историческая справедливость – преемственность конституционного строя во имя будущей устойчивости…
Заложила ли Конституция РФ 1993 г. фундамент новой общественно-политической формации? Аргументируйте свое мнение статьями Конституции РФ и приведите примеры из жизни страны.
Темы для проектов и рефератов
1. Конституционный и политический кризис в России в начале 1990-х гг.: причины и развитие. Подготовка и принятие Конституции РФ.
Источник
Конституция – это правовой фундамент государства. Открытое обращение правозащитников
Мы не имеем права молчать о том, что происходит.
Конституция – это правовой фундамент государства.
Этот документ определяет базовые принципы функционирования государства, закрепляет базовые права и свободы человека и гражданина. Он должен быть понятным, целостным и непротиворечивым, ибо пишется для безусловного и обязательного исполнения, как органами власти, так и всеми гражданами страны.
Даже незначительные изменения Основного Закона страны способны оказать сильнейшее воздействие на жизнь каждого живущего в ней. Переписывание Конституции должно быть исторически необходимым и обусловленным реальным запросом общества, но отнюдь не интересами преимущественно узкой группы лиц, находящихся в этот момент у власти.
20 января 2020 года в Государственную Думу РФ Президентом страны Владимиром Путиным был внесен Закон о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что этот Закон:
— подготовлен и внесен на рассмотрение с нарушением Конституции РФ и действующего законодательства, в частности, статьи 136 Конституции РФ и Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в котором значится, что разнородные поправки, затрагивающие различные главы Конституции, вносятся отдельными законами;
— содержит в себе поправки и положения, которые вступают в явное противоречие с содержанием 1,2 и 9 глав Конституции РФ, и в частности, в противоречие со статьей 16 приводят к нарушению закрепленного в статье 10 принципа разделения и самостоятельности ветвей власти, а также вводят не предусмотренный статьей 11 орган высшей власти с неопределенными полномочиями – Госсовет;
— содержит поправки, по существу затрагивающие и переопределяющие положения глав 1 и 2 Конституции РФ, изменение которых возможно только в порядке статьи 135 Конституции РФ;
— не содержит обоснования необходимости внесения ряда поправок, в частности, затрагивающих вопросы функционирования высших органов судебной и исполнительной власти, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2 марта 2020 года в Государственную Думу РФ Председателем Государственной Думы РФ Вячеславом Володиным были внесены дополнительные поправки Президента РФ к проекту Закона о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что новые поправки от 2 марта не устраняют ни одного из критических недостатков Закона, внесённого 20 января, и в свою очередь, содержат положения, прямо противоречащие определенному в статье 136 Конституции РФ порядку принятия поправок к Конституции РФ, и нарушающие, в частности, статью 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Оба документа – от 20 января и 2 марта 2020 года являются ничем иным, как открытым посягательством на основы Конституционного строя РФ. Их принятие в предложенном виде не только станет актом противоправным, но и приведет к разрушению целостности и внутренней логики самой Конституции, как главного нормативного правового акта страны.
Гражданам страны будет предложено голосовать за формулировки, внесенные и рассмотренные с нарушением законодательства РФ, включая Конституцию РФ, и более того, сами по себе содержащие в себе прямые нарушения Конституции РФ.
Принятие закона о поправке к Конституции РФ, внесенного Президентом страны Владимиром Путиным, будет ничем иным, как введением граждан страны в заблуждение и перераспределением высших властных полномочий в государстве антиконституционным способом, то есть, именно тем, что именуется государственным переворотом.
Процесс внесения катастрофических изменений в Конституцию РФ должен быть остановлен.
Мы требуем:
От Федерального собрания РФ: отклонить закон о поправке к Конституции РФ от 20 января 2020 года «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»;
От ЦИК РФ: отказаться от проведения «общероссийского голосования» как не предусмотренного законом и нарушающего определенный законом и Конституцией РФ порядок принятия поправок к Конституции РФ, отказаться от вынесения на «общероссийское голосование» поправок, содержащих себе прямые нарушения Конституции РФ;
От Руководителей силовых структур – Прокуратуры, МВД, ФСБ РФ: дать оценку нарушениям законности при внесении на рассмотрение закона о поправке к Конституции РФ, следуя присяге, защитить основы Конституционного строя и интересы граждан РФ, в рамках своих полномочий пресечь дальнейшее антиконституционное внесение антиконституционных изменений в Основной закон страны.
Мы призываем:
Судей Конституционного Суда РФ: неукоснительно следовать букве и духу закона и Конституции РФ и отказать в принятии обращения Президента РФ о поправке в соответствии со статьей 36 и пунктом 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ»;
Судей, признанных экспертов и специалистов в области конституционного права, сообщество практикующих юристов и адвокатов: дать публичную оценку готовящимся изменениям Конституции, во имя сохранения гражданского мира и согласия призвать Президента РФ и Федеральное Собрание РФ воздержаться от внесения предлагаемых изменений в Основной закон страны;
Лидеров общественного мнения, представителей СМИ, общественных организаций и политических партий: приложить усилия по срочному информированию населения о противоправном характере предлагаемых изменений Конституции, призвать к мирному протесту и голосованию против внесения поправок в Основной закон страны;
Граждан России: поддержать Манифест от 23 января 2020 года, и без колебаний использовать все доступные мирные и законные средства волеизъявления: высказываться и протестовать против принятия закона о поправке к Конституции РФ и голосовать «против», в том случае, если этот вопрос все же будет вынесен на голосование.
В обществе оформился запрос на реальную сменяемость власти. Он обусловлен как критической массой нерешенных социальных и политических проблем, так и созреванием нового поколения политиков и политических активистов.
Поспешные и опасные попытки переписать Основной закон страны не только не снимут накопившиеся противоречия, но и способны столкнуть страну в пучину политического кризиса.
Мы убеждены: сменяемость власти на выборах – единственный мирный и легитимный способ решить проблемы, стоящие перед Россией.
Лев Пономарев, председатель Национальной Общественной Организации «За права человека»
Наталия Евдокимова, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское Содействие»
Лилия Шибанова, член Московской Хельсинкской Группы
Сергей Кривенко, член Московской Хельсинкской Группы
Олег Еланчик, аналитик Национальной Общественной Организации «За права человека»
Источник