Покрытие деталей на фасадах зданий, ограждения и навеска водосточных труб
Покрываемые на фасадах зданий различные архитектурные д тали, выступы (пояски, сандрики, подоконники) должны иметь ровные наклонные основания, которые выравнивают цементным раствором в процессе их устройства.
Пояски, сандрики и подоконные отливы покрывают, а водосточные трубы навешивают с лесов, люлек или телескопических выше на автомобилях.
Покрытие необходимо выносить на 50 — 70 мм от плоскости стен. Выступы с уклонами менее 30% покрывают кровельной сталью (рис. 184,а,б). Стальные картины укладывают на Т-образных костылях. Костыли крепят ершами, которые заделывают на выступе раствором. Соединяют картины внахлестку на 100 мм. Верхние кромки картин крепят гвоздями к деревянным пробкам (из сухой древесины) в бороздах.
Пояски, сандрики или оконные отливы с уклоном, превышающим 30%, можно покрывать пазовой ленточной или плоской ленточной черепицей (рис. 184, в, г) на растворе. Вынос покрываемой детали от плоскости стены должен быть достаточным для размещения черепицы по ее длине.
В подоконнике картину из кровельной стали (рис. 185, а) ил черепичный ряд (рис. 185,6) подводят в нижнюю часть оконной коробки и одновременно в оба откоса оконного проема, в которых устраивают борозды (рис. 185,в). Картину крепят на двух или трех костылях, которые закрепляют в сливном откосе оконного проема. Верхнюю кромку картины крепят к раме коробки гвоздями.
Крыши с уклоном более 28% на зданиях высотой более, двух этажей должны иметь ограждения, которые часто делают в виде стальных решеток из сортового проката высотой 800 — 850 мм. Решетки укрепляют на стойках с подкосами. Стойки изготовляют из прямоугольных или круглых прутков. Элементы ограждения сваривают. Нижнюю часть стоек и подкосов делают в виде отогнуты лап с отверстиями для крепления.
Стойки с подкосами устанавливают в надстенных желобах и частично на карнизном свесе и затем крепят глухарями к дощатому основанию (рис. 186, а). В металлическом покрытии пробивают отверстия для глухарей. Для водонепроницаемости в местах крепления стоек и подкосов делают прокладки из прорезиненной ткани, смазанные с обеих сторон суриковой замазкой. Глухари завинчивают и выступившей при этом излишней замазкой пришпаклевывают места крепления. В заключение все решетки с креплениями окрашивают.
Ограждения на крышах черепичных и асбестоцементных кровель со свободным стоком воды устанавливают на Т-образных штырях (рис. 186, б).; Штыри завинчивают в нижние концы стропильных ног или кобылки через кровельное покрытие, т. е. через черепицу или гребни волн асбестоцементных листов. Отверстия в этих кровельных материалах сверлят во время укладки; диаметр отверстий должен быть больше диаметра штырей на 18 — 25 мм. После завинчивания штырей сделанные в кровле отверстия заделывают раствором, делая вокруг стойки небольшое возвышение из раствора. Чтобы штыри совпадали с осями стропил или кобылок, на стене за ранее нужно сделать соответствующие отметки.
Крепление ограждений на карнизах, покрытых рулонными материалами, выполняют так же, как и крепление лап стоек в надстенных желобах.
Рис. 184. Покрытие поясков и сандриков:
а и е — виды пояске или сандрика спереди, б и в — поперечные разрезы пояска или сандрика; 1 — березовая пробка через 700 мм, 2 — заделка борозды раствором. 3 — гвоздь 2.5×35 мм, 4 — картина с вырезом для пропуска водосточной трубы, б — Т-образный костыль, S — черепичное покрытие с вырезом для водосточной трубы,7 — водосточная труба
Рис. 185. Покрытие подоконника:
а — поперечный разрез с покрытием из листовой стали, б — поперечный разрез с черепичным покрытием, в — заделка черепичного покрытия в откос оконного проема (разрез); J — картина из листовой стали, 2 — бетонная подготовка, 3 — гвоздь размером 2,6X35 мм, 4 — Т-образный костыль, 5 — оконная коробка, 6 — фальцевая ленточная черепица, 7 — заделка раствором
Рис. 186. Установка ограждений:
а — крепление стоек ограждения в надстенном желобе, б — крепление решетки на Т-образных штырях; 1 — • надстенный желоб, г — решетка, 3 — стойка с подкосом, 4 — шайба под болт М10, 5 — глухарь размером 10×40 мм, 6 — подкладки из прорезиненной ткани, 7 — дощатый настил, 8 — карнизный свес, Р — оси стоек, 10 — линия водораздела в желобе, 11 — болт размером М8Х30 с гайкой, 12 — черепица, 13-
заделка отверстия раствором, 14 — Т-образный штырь, /5 =. стропильная нога
Водосточные трубы можно» навешивать различными способами: одновременно с возведением здания или одновременно с покрытием его карнизов или после покрытия всей крыши. Первый способ более экономичный.
Одновременно с установкой карнизных штырей .для крепления водоприемных воронок допускается устанавливать настенные штыри со скобами для крепления водосточных труб (рис. 187). Это удобнее делать в процессе кладки кирпичных стен.
Рис. 187. Навеска водосточной трубы на каменную стену.
При установке карнизного штыря для крепления воронки надо учитывать следующее. Входное отверстие ее конуса должно находиться ниже капельника карнизного свеса на 8 — 10 мм. При этом валик жесткости стакана воронки должен опираться на хомут штыря. Для этого крепежную полосу штыря нужно перегнуть для последующей заделки в дощатый настил. Точку крепления верхнего штыря на стене определяют в зависимости от угла колена (обычно 135°), конструкции водоприемной воронки, заданного положения ее относительно капельника свеса и величины выноса карниза относительно стены. Для определения точки Ш (рис. 187, а) в месте установки штыря можно пользоваться данными табл. 21.
Чтобы быстро определить точку для верхнего настенного штыря, можно также пользоваться универсальным разметчиком (рис. 188).
Рис. 188. Разметчик для определения места верхнего настенного
штыря: 1 — рейка, 2 — рамка, 3 — настил, 4 — планка, 5 — зажим с винтом, 6 — зажимная планка, 7 — карнизный штырь, 8 — упорная игла, 9 — наконечная.
На рейке 1 через 1 см нанесены деления; нуль на рейке совмещен с центром наконечника. В соответствии с выносом карниза и диаметром трубы на рейке откладывают значение числителя из табл. 21 и зажимают рейку планкой. Риска с заданным размером на рейке должна совпадать с плоскостью выреза в рамке разметчика.
Войлочный наконечник на рейке натирают мелом. Затем разметчик прикладывают к торцу карниза так, чтобы привалочные планки легли поперек него. При этом рейка должна коснуться боковой стороной грани штыря. Дощечку разметчика продвигают вперед до тех пор, пока острия игл слегка не углубятся в древесину свеса. Одной рукой разметчик прижимают к свесу, другой поворачивают (это положение на рис. 188 показано пунктиром). Войлочный наконечник оставит на стене белый след — точку Ш, являющуюся местом установки верхнего настенного штыря.
Определение места крепления верхнего настенного штыря и длины межколенного звена
Примечание. В числителе дроби приведены величины прямых КШ (см. рис. 187, а в знаменателе — длина межколенных звеньев.
При помощи отвеса со шнуром от найденной точки отбивают вертикальную линию на стене, которую разбивают на разовые промежутки А, Б, В и повторяющиеся Г (см. рис. 187, б и табл. 22), соответствующие расстояниям между штырями.
Для сверления отверстий используют ручную электросверлилку ИЭ-1008. Отверстия на стенах зданий можно сверлить с лесов, подвесной люльки или телескопической вышки. При подъеме люльки или вышки сверлят отверстия, а при опускании устанавливают пробки и штыри. Штыри крепят на березовых пробках, которые забивают в готовые отверстия заподлицо со стеной. В бревенчатых стенах штыри забивают в заранее просверленные отверстия. При этом верхний промежуток Д (см. рис. 187, а) не всегда соответствует указанному в таблице из-за возможных ошибок при разметке. Он может оказаться больше или меньше длины одинарного звена. Из табл. 21 видно, что межколенное звено может быть короче нормального.
Монтаж водосточной трубы ведут снизу вверх, используя для этого лестницу (на одноэтажных зданиях), леса, телескопическую вышку или подвесную люльку. Первым на два штыря устанавливают отмет, который к штырям крепят на болтах (см. рис. 187, б, в). Валик жесткости отмета должен лежать на хомуте второго штыря. Затем вставляют первое звено до упора его нижнего валика в верхний раструб отмета.
Таблица 22 Расстояние между настенными штырями
Примечание. Размеры, указанные в числителях дробей, относятся к одинарным звеньям труб, а в знаменателях — к двойным. Допуски для звеньев диаметром 100 и 140 мм равны+8 мм, а для звеньев диаметром 180 и 216 мм ±10 мм.
Верхний обрез раструба первого звена должен находиться внутри хомута третьего штыря (см. рис. 187,г). В этот же раструб вставляют второе звено, которое нижним валиком жесткости опирается на хомут штыря. Затем соединенные звенья крепят хомутом. Так крепят все промежуточные звенья трубы. При установке замкового звена надо следить за тем, чтобы оба его валика жесткости лежали на хомутах штырей. Затяжки хомутов должны плот* но удерживать сочлененные звенья, чтобы они не мялись.
В раструб замыкающего звена вставляют колено, соединенное с межколенным звеном в направлении стока воды. После этого воронку с надвинутым коленом соединяют с межколенным звеном (также по стоку воды) и крепят хомутом к карнизному штырю. Затем отвороты воронки склепывают с бортами лотка.
Описанная конструкция водосточной трубы выполнена таким, образом, что каждое ее звено опирается на отдельный штырь. Это разгружает ствол трубы от чрезмерной тяжести и предохраняет его от разрушения в весенний период, когда наблюдается бурный процесс льдообразования. Достоинство такой конструкции трубы состоит в том, что из ствола ее не могут выпадать звенья.
Для ремонта такой трубы нужно освободить ствол от испорченных звеньев и осмотреть его от воронки до отмета, а также каждое место крепления ствола. При ослаблении болтового крепления хомута на штыре болты подтягивают. Затем кровельщик спускается вниз и заготовляет требуемое количество звеньев; из них одно должно быть замковым.
Замковое звено делают из двух звеньев (труба в трубе с зигами на их концах), чтобы их можно было раздвинуть и подогнать при установке на место. При разрыве ствола кровельщик поднимается к этому месту, устанавливает звено за звеном и крепит их хомутами к штырям. Замковое звено кровельщик сдвигает (уменьшает длину) и нижним концом сочленяет (по стоку воды) с выше установленным звеном, закрепляя их на штыре. Верхний конец половины замкового звена он вдвигает (по стоку воды) в нависающий раструб звена и крепит болтами.
Источник
Все о сандриках
Некоторые архитектурные элементы используются только с декоративной целью, но и эстетика немаловажна в облике строения. Есть те, что объединяют функциональность и декоративность. Наконец, существуют элементы, чье практическое назначение сегодня уже не так важно. Пример такого элемента – сандрик.
Что это такое?
Сандриком называют карниз, располагающийся над дверью или окном. Это удобная платформа для размещения декора, чаще всего представленного лепниной. Элемент выступает над плоскостью стены. В архитектуре и строительстве сандрик не играет какой-то ведущей роли, но назвать его атавизмом тоже никак нельзя.
Если хочется оптически увеличить высоту двери, использование сандрика будет мудрым решением. Чтобы подчеркнуть индивидуальность фасада, этот элемент тоже будет хорошей идеей. Если же лепнина играет не просто декоративную роль, а подчеркивает статус здания, сандрик тоже очень уместен.
Например, в здании располагается архитектурно-дизайнерское агентство. Логично, что сам вход должен как-то обозначить, позиционировать то, что находится внутри. Сандрик будет хорошей рекламой и запоминающейся деталью.
Особенно популярным считается сандрик над окном: это визуально уникализирует окно, делает его более изящным, как и фасад в целом. Но и отведение потоков дождевой воды остается незыблемой функцией сандрика: устройство элемента изначально предопределяет это.
Впрочем, никто не мешает установить простые сандрики, без лепнины и строгого декора. Так как стилей, в которых используется элемент, немало, решений может быть несколько. Обычно сандрики подчеркивают стилистическое направление дома или иного строения, служат одним из маркеров стиля. Потому одним из главных обстоятельств установки сандриков считается гармония элементов – ничто не должно противоречить друг другу.
С эклектикой в наружном облике зданий не всегда справляются даже дизайнеры. Что уж говорить о самостоятельном обустройстве, которое требует смешения стилей. Потому сандрик подбирается строго по тем критериям, которые устанавливает уже заданный постройке стиль. И он может стать акцентным стилеобразующим элементом.
Сандрики могут быть как профессионально созданными (материалы, виды, стили разные), так и самодельными. Последний вариант не так сложен, как может показаться изначально.
Если кажется, что строение всем хорошо, но чего-то не хватает – возможно, именно сандрика.
История возникновения
Фасады в эпоху Возрождения не были обделены вниманием: архитектура того времени щедро одаривала их изобретательностью мастеров. Они не скупились на причудливость форм, не боялись сложных конструкций, и даже сравнительно небольшие, не самые значимые архитектурные элементы прорабатывались с поразительной скрупулезностью.
История у элемента давняя. Например, в архитектуре Древней Греции его называли гипертиром, что означало «над дверным щитом». В уже упомянутую эпоху Возрождения сандрики стали сложными элементами, имеющими фронтоны, и там уже разворачивались невероятные скульптурные композиции. Например, на сандрике мог появиться герб домовладельца – очень понятное и четкое решение. Или там красовались экзотические животные, символизирующие благородство и статус владельца строения.
На одном и том же здании можно было увидеть целый ряд сандриков с лицами маскаронов, и их эмоции не укладывались в узкую палитру – они и смеялись, и скорбели. Если попытаться точно назвать дату возникновения этого элемента, скорее всего, это будет XIV век, Италия. Хоть сандрики встречались и в Древней Греции, все же это были прародители элемента, предвосхитившие его появление.
Сандрик родился во Флоренции, и создал его Филиппо Брунеллески, основатель архитектуры Ренессанса. И после созданная мода на сандрики стала стремительно распространяться по Европе. А в этом уже заслуга архитектора и скульптора, выдающегося художника Микеланджело. Если хочется увидеть пример канонического сандрика, нужно обратиться к композиции брамантова окна на палаццо Канчеллерия в Риме.
Если сандрику находится место в интерьере, это связано со стилистикой пространства, необходимостью ее подчеркнуть.
Классическая архитектура воспринимает сандрик как антаблемент, потому ему разрешено иметь свой архитрав, карниз и фриз. Первый традиционно профилируют, фриз нередко дополняет орнамент, а карниз часто доигрывает фронтон, лучковый или треугольный. Простенки и проемы, в оформлении которых используются наличники или сандрики, помогают создать особый ритм. Задача этого ритма – усилить композиционные тектонические свойства фасада. Вертикальные пилястры и гурты, впрочем, выполняют ту же задачу.
Сегодня сандрики – это не столько дань традиции, сколько способ создать оригинальный экстерьер. Фасады с их помощью приобретают очевидную респектабельность и не сливаются с общей серой массой. И интерьер тоже дополняется сандриком.
Обзор видов
Сандрик может быть оконным – то есть располагаться над окном. Может быть размещен над дверью и даже на кровле.
Прямые
Они обычно становятся «бровями» окон в классическом стиле. Они четко обрамляют окно, не ломая форму, не преступая правила лаконичности. Этот вариант подойдет тем, кто хочет остаться в классике, боится, что слишком яркое решение быстро надоест. Хотя на строительных форумах те, кто решился на сандрики, отмечают: уже в процессе строительства они решили придать прямому элементу ломаную форму.
Треугольные
Тот случай, когда у окна появляются «бровки домиком». Их монтируют в комплекте с наличниками, пилястрами и прочими элементами изысканной лепнины. На невысоких зданиях такой архитектурный атрибут может показаться чрезмерным, в целом геометричность должна соблюдаться в единстве.
Сложно смешивать прямые линии с дугообразными и так далее.
Лучковые
Так они называются, потому что напоминают лук с тетивой. Часто они соединяются друг с другом, образуя волнообразный пояс. Такой декор будет очень выразительным. При желании найти сандрик каждого вида можно в архитектурных строениях любого города – в той или иной выразительности.
Материалы
Что только не используют сегодня для изготовления этого элемента. Гипс, мрамор и бетон считаются традиционными материалами. Наступает на пятки им более легкая, дешевая синтетика – стеклопластик, стеклофибробетон, полимербетон. Но самым востребованным материалом сегодня считается пенопласт. Несколько уступает ему дерево. Полиуретан, пенополистирол – совсем неассоциирующиеся с высоким стилем материалы подстроились под запросы заказчика. К слову, архитектурный полиуретан является особым материалом: он стоек в отношении температур, а значит, замечательно используется на улице.
Чем удобен пенополистирол: он мало весит, а значит, такие сандрики будут легче деревянных. Установочные работы по трудоемкости выигрывают у более тяжелых (хоть и натуральных) материалов, потому решиться на такое оформление проще, когда владелец дома хочет в монтаже обойтись своими силами.
Отрадно, что синтетическим материалам удается точно имитировать классические.
В каких стилях используется?
Есть такие стилистические направления, для которых это украшение буквально неотъемлемая деталь. Сандрик практически всегда используется в нескольких стилях.
Ампир. Здесь предпочтительны треугольные элементы. Могут встречаться и полукруглые сандрики, только без всякого декоративного нажима. Этот стиль довольно строгий, лаконичный. Окно должно приобрести более вытянутую форму – вот задача ампира. Декоративных подзадач практически нет.
- Классический стиль. Здесь упор делается на прямые элементы. Строгость все так же присутствует, и лаконичность можно найти, но элемент указывает и на некоторый романтизм. Он более мягкий, что ли. Нет в нем гротеска или чрезмерной акцентности на сдержанности.
- Барокко. К этому стилю относятся самые помпезные, самые изобретательные с точки зрения исполнения сандрики. Здесь на изысканность декора не скупятся. Величина сандриков – это одна треть высоты окна. Помпезные подоконники становятся отличным партнером надоконному элементу.
Но эксперименты могут выходить за пределы описанных стилей. В особенности если сандрики становятся элементами интерьера.
Для оформления дверных порталов это очень интересное решение, которое способно преобразить простой облик квартиры со стандартным метражом.
Особенности монтажа
Если это пенопласт или родственная ему синтетика, крепление элемента к фасаду не составит проблем. Фиксируют его на жидкие гвозди, например, или на специальные смеси с аналогичными характеристиками. Если сандрик выполнен из стали, его крепят саморезами либо шурупами. Каменный сандрик устанавливается на отесанных гранях камней, которые уже зафиксированы в стене.
Осталось лишь сказать, что такой элемент, как сандрик, служит долго, особого ухода не требует, структурирует образ постройки и способен несколько ее менять (визуально, конечно). Есть в нем и какая-то романтичная часть уходящей эпохи, которая сегодня так желанна во множестве дизайн-проектов.
Источник