Кто должен утеплять стену снаружи дома

Утепление снаружи квартиры. Кто должен заниматься?

В случае если в стенах Вашего дома образовались трещины управляющая организация обязана обеспечить проведение соответствующего ремонта, это прямо вытекает из ее обязанностей, указанных в ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ. Ниже привожу нормативные акты, в соответствии с которыми должен производиться своевременный ремонт жилых помещений. Направьте письменное требование управляюшей организации о необходимости устранить трещины в стенах (если с подобными проблемами столкнулись не Вы одни, лучше направить коллективное требование; а если пострадавших много имеет смысл инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников с включением в повестку дня вопроса о выделении необходимых средств на ремонт дома). Если управляющая компания Вас проигнорирует пишите жалобу в жилищную инспекцию города и прокуратуру. Если управляющая компания регулярно нарушает права жильцов, само время сменить такую компанию, досрочно расторнув с неу договор по управлению домом.

  1. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  2. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491, утвердившее Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  3. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, который утвержден Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ;
  4. Часть 1 статьи 161 и часть 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020)

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Читайте также:  Отделка стен доской под брус

Несущая стена мкд относится к общему имуществу мкд.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

Согласно ст. 162 ЖК РФ

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, собирайте документы о необходимости наружного ремонта стены и срочно обращайтесь с заявлением в УК, чтобы они смогли включить в план ремонта на следующий год Вашу стену. Требуйте письменный ответ.

Если в течении 30 дней не получите ответа от УК, обращайтесь с жалобами в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию и прокуратуру.

Кроме того, возможно, ремонт стены включен в план капитального ремонта дома, этот вопрос так же надо уточнить в УК. Если такой пункт имеется, то Вы вправе инициировать ремонт уже в следующем году, независимо от даты в плане.

Источник

Наружное утепление стен панельного дома

В п. 9 Минимального перечня работ и услуг , необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 предусмотрен перечень работ, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов. В том числе (помимо прочего) предусмоотрено выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений — разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Перечень работ, относящихся к текущему ремонту стен и фасадов, установлен также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и включает в себя герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов, смену участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.

Пунктом 4.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников.

Как правило, решение о формировании плана текущего ремонта формируется с учетом предложений управляющей компании по итогам проведения осенних и весенних осмотров общего имущества и его фактического состояния и потребностей. Соразмерно такому плану формируется и плата за текущий ремонт.

Иной вариант – это определение затрат на конкретные виды текущего ремонта по мере выявления потребности в его проведении. При этом вы вправе требовать предоставления сметной документации, подтверждающей обоснованность заявленной стоимости работ. Как правило, такую подготовительную работу проводит совет многоквартирного дома.

Однако стоит обратить внимание на объем обязательств, оплата за выполнение которых производится в пользу управляющей компании ежемесячно собственниками. Если такой объем включает в себя текущий ремонт помимо работ по содержанию общего имущества, то ремонт фасада, направленный на исключение местного промерзания стены, должен быть произведен управляющей компанией без взимания с собственников дополнительной платы.

Источник

Штраф за утепление фасада многоэтажки с 2021 года — что говорит закон и сколько придется отдать денег?

Вторичный жилфонд и так резко контрастирует на фоне нарядных новостроев, но в последнее время эта разница стала бросаться в глаза еще сильнее. И дело тут уже не столько в ветхости старых домов с их облупившейся плиткой и осыпающейся облицовкой, сколько в утепленных хозяевами пестрых фасадах, часто чересчур броских и аляповатых.

И получается такая мозаика от несогласованности, ведь далеко не все жители многоквартирных домов спешат утвердить проект до его реализации, даже игнорируя тот факт, что подобный самоуправ запрещен законом.

Почему нельзя?

Ну, казалось бы, что здесь такого, ведь утепление фасада своими силами только на руку управляющим компаниям. И вроде бы все так, но речь идет не о текущем, а о капитальном ремонте, который все-таки должен оставаться в компетенции коммунальщиков.

Для этого есть целый ряд причин, и, в первую очередь, речь идет о массовых нарушениях действующих строительных норм и правил, которыми довольно часто грешат частные строительные компании.

Так, пытаясь заделать щели или прикрепить арматуру для того, чтобы набросать на дом новую смесь, рабочие бригады высверливают старые швы, используют неподходящие по составу растворы или даже нарушают целостность несущих конструкций.

То есть, «разношерстность» такой отделки, делающая дома пестрыми, а иногда и откровенно несуразными – это еще полбеды. Другое дело, что никто не принимает ко вниманию эти риски, да и вкусы у всех слишком разные в результате чего фасады многоэтажек покрываются разноцветными пятнами с разными фактурами и материалами облицовки, напоминающими лоскуты.

Какие штрафы можно схлопотать

Усугубляет ситуацию и тот факт, что если раньше подобные явления были единичными, теперь их можно наблюдать сплошь и рядом. И вполне естественно, что на эту проблему стали обращать внимание не только недовольные соседи, не желающие, чтобы их дом превращался в лоскутное одеяло, но и сами коммунальщики.

Нет, утеплять фасад можно и даже нужно, ведь со временем панельные и даже кирпичные дома теряют свои теплосберегающие свойства. Другое дело, что подобные мероприятия должны проводится силами специалистов, нанятых управляющей компанией, и только по предварительному согласованию.

Если же пренебречь этим простым требованием, то следует быть готовым к тому, что придется понести административную ответственность за ненадлежащее оформление фасадов, которое официально классифицируется, как нарушение жилищного кодекса, согласно Постановлению Правительства N 491 (от от 13.08.2006, ред. от 29.06.2020) о правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Что касается наказания, то согласно статье 7.22 КоАП РФ, в этом случае предусматриваются штрафные санкции в размере от 4 до 50 тысяч российских рублей, в зависимости от того, кто отвечает за самовольную облицовку – физическое лицо или юридическое.

Но и это еще не все, ведь после уплаты штрафа придется вернуть дому первоначальный вид. А это – еще та головная боль, ведь в процессе нанесения новых слоев строителям так или иначе приходится сбивать старую фасадную облицовку.

Как утеплить фасад законно

Ознакомление с приведенной выше информацией заставляет задаваться вполне логичным вопросом: «Так что же теперь, сидеть в холоде, продуваясь всеми ветрами из сквозных щелей?». И особенно он тревожит жителей угловых квартир, расположенных на розе, что, к превеликому сожалению, не является редкостью.

На самом деле повода для паники и уж тем более для расстройства нет, ведь все решается, но только через управляющую компанию. Для этого, правда, придется похлопотать, ведь жильцы должны доказать, что их квартира действительно нуждается во внешнем утеплении. Необходимо провести независимую экспертизу, доказывающую наличие отклонений по нормативам внутри помещения (температура, влажность и пр.) и прикрепить результаты к обращению в УК с просьбой проведения профессионального утепления за ее счет.

Да-да, именно за ее счет, поскольку по закону эти расходы должны нести не жильцы, а коммунальные предприятия.

В то же время практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев такие заявления возвращаются отправителю с отказом. И чаще всего УК ссылаются на то, что придется подождать своей очереди на капитальный ремонт дома. Но поскольку жить в таких условиях действительно невыносимо, то ни о каком ожидании и речь быть не может.

А это значит, что следующий шаг, который должен сделать квартиросъемщик на пути к восстановлению справедливости и возвращению к нормальным жилищным условиям, это обращение в судебные органы с предоставлением полученного отказа. И не стоит бояться подобного развития ситуации, ведь практика показывает, что большинство таких исков остаются удовлетворенными.

Источник

Является ли утепление фасада дома капремонтом

Разграничение понятий капитального и текущего ремонта – тема весьма спорная для всех участников правоотношений в сфере ЖКХ: собственников помещений, управляющих компаний, жилищной инспекции, региональных фондов капитального ремонта и органов законодательной власти. В судах практика также не устоялась – зачастую решения противоречат друг другу.

Поскольку основной сферой моей деятельности в последнее время были правовые основы ремонта фасада многоквартирных домов, указанную проблему я рассмотрю на примере Нижегородской области.

В указанном регионе несущие конструкции домов, построенных до 2000-х гг., потеряли их теплозащитные свойства, в связи с чем жильцы за собственный счет производят внешнее утепление стен во избежание промерзаний и для достижения нормального температурного режима в квартирах. Исходя из судебной практики других регионов, данная ситуация встречается почти во всей северной части страны – в частности, во Владимирской, Ивановской и Кировской областях (например, решения Слободского районного суда Кировской области от 10 марта 2016 г. по делу № 2-1957/2015, Фрунзенского районного суда города Иваново от 7 апреля 2015 г. по делу № 2-628/2015, Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 декабря 2015 г. по делу № 2-1015/2015 и прочие).

С технической точки зрения утепление внешней стены не является ремонтом многоквартирного дома. Эти действия направлены на модернизацию, улучшение состояния общедомового имущества даже относительно изначального положения. С правовой точки зрения названную деятельность нельзя квалифицировать как входящую в одно из устоявшихся понятий – текущий, капитальный ремонт, реконструкция или перепланировка.

Получила развитие тенденция, когда собственники квартир стали требовать от управляющих компаний проведения работ по утеплению наружных стен.

До июля 2018 г. судебная практика в Нижегородской области складывалась в интересах собственников помещений (потребителей коммунальных услуг управляющих компаний).

Суды исходили из следующего.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, устанавливают, что стены относятся к общедомовому имуществу. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 ( далее – Правила № 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов (п. 4.3.1),заданный температурно-влажностный режим внутри здания; тепло- и влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1). Кроме того, предусмотрено, что участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, необходимо утеплять (п. 4.2.1.12).

В приложении № 2 к МДК 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» (утвержденное Госстроем России) закреплено, что утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях содержится в перечне работ, входящих в плату за текущий ремонт жилья. Работы свыше 15% от общей площади общего имущества являются работами капитального характера.

В приложении № 7 к ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утверждено приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312) указано, что утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях входит в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в нем, а также надлежащее содержание общего имущества. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1.2).

Во исполнение данной нормы Кодекса было вынесено Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Минимальный перечень), согласно п. 3 которого управляющие компании обязаны проводить обследование ограждающих конструкций домов на предмет нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней. В случае выявления указанных нарушений, в том числе утраты теплозащиты ограждающих конструкций, управляющая компания обязана разработать план их устранения и выполнить его.

Согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2010 г. № 2358-р организациям, ответственным за содержание многоквартирных домов, за счет платы за содержание и ремонт общедомового имущества надлежит утеплять часть наружных стен для устранения промерзания и увеличения энергетической эффективности здания.

Примеров подобной практики много. В частности: решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 8 ноября 2017 г. по делу № 2-1680/2017; Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 октября 2017 г. по делу № 2-1437/2017; Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 13 сентября 2017 г. по делу № 2-1386/2017; Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 августа 2017 г. по делу № 2-2433/2017; Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 14 июня 2017 г. по делу № 2-2561/2017; Володарского районного суда Нижегородской области от 7 ноября 2016 г. по делу № 2-415/2016; Ленинского районного суда г. Владимира от 25 ноября 2014 г. по делу № 2-1694/2014 и другие.

Изменения в Нижегородской области произошли после вынесения Постановления Президиума Нижегородского облсуда от 11 июля 2018 г. по делу № 4г-1682/2018 (44г-34/2018). С выходом данного судебного акта суды стали крайне поверхностно рассматривать дела по таким спорам, сводя все обстоятельства к понятию капитального ремонта.

В упомянутом документе суд указал, что работы по утеплению фасада даже на площади в 1 кв. см считаются капремонтом, так как, по его мнению, происходит создание нового конструктивного элемента на фасаде (утеплителя), которого ранее не существовало.

Многие суды стали руководствоваться приведенными выводами при принятии решений (см., например, решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 ноября 2018 г. по делу № 2-3107/2018; Советского районного суда г. Н. Новгорода от 1 апреля 2019 г. по делу № 2-1297/2019; Московского районного суда г. Н. Новгорода от 22 ноября 2018 г. по делу № 2-1607/2018 и др.).

В то же время сохранилась и прежняя практика, когда суды исходят из того, что утепление в случае нанесения вреда имуществу собственника не является видом капитальных работ, а входит в указанный Минимальный перечень как единственно возможный способ устранения нарушения теплозащитных свойств ограждающих конструкций (см. решения Борского городского суда Нижегородской области от 10 января 2019 г. по делу № 2-48/2019; Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 13 мая 2019 г. по делу № 2-617/2019 и др.).

По моему мнению, вывод судов о капитальном характере работ по утеплению фасада весьма спорен.

Обратимся к Правилам № 170. Согласно их разделу II текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем для поддержания эксплуатационных показателей.

Как указано в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, финансируемых за счет средств фонда капремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада.

Законом Нижегородской области от 28 ноября 2013 г. № 159 (ст. 20) (далее – Закон Нижегородской области № 159) действительно предусмотрена возможность утепления фасада, но с существенной оговоркой – региональный законодатель зачем-то установил, что утепление фасада производится исключительно в объемах, необходимых для восстановления проектных значений теплозащиты здания.

Поскольку утепление фасада с использованием современных технологий всегда будет иметь следствием улучшение технического состояния стен относительно проектных значений, нормы ст. 166 ЖК РФ и Закона Нижегородской области № 159 вообще не отражают реальность: утепление во всех случаях будет приводить к улучшению, а не восстановлению прежних проектных значений.

Из этого следует, что единственно верной в данной ситуации является позиция, согласно которой работы по устранению нарушения теплозащитных свойств в отдельно взятом помещении относятся к обязательным работам управляющих компаний, предусмотренным Минимальным перечнем, а вот в объемах свыше 15% от площади общего фасада – капитальными видами работ.

Решению этого сложного правового вопроса будет способствовать, на мой взгляд, уточнение законодательства путем принятия распоряжения регионального правительства.

Необходимо закрепить следующие обязанности управляющих компаний:

  • выходить с осмотром на место и составлять акт по результатам обследования помещения и внешнего состояния стен;
  • если за последние два года не проводилось инструментальное обследование (при помощи тепловизионного оборудования) стен помещения квартиры заявителя и всего многоквартирного дома на предмет нарушения теплозащитных свойств ограждающих конструкций (промерзаний), следует такое исследование провести (Минимальный перечень);
  • в случае выявления участков промерзания стен площадью менее 15% от всего фасада дома производить наружное утепление отдельных помещений своими силами и за счет средств текущего ремонта;
  • после утепления отдельных участков рекомендовать управляющим компаниям проводить общие собрания собственников многоквартирных домов для учета произведенного утепления в программе капремонта дома;
  • при выявлении участков промерзания стен площадью более 15% общего фасада уведомлять всех собственников помещений многоквартирного дома о данном факте и направлять материалы инструментального исследования в местную администрацию для принятия решения о переносе сроков капремонта в этой части, а также инициировать общее собрание собственников по определению даты ремонта.

Принятие перечисленных мер актуально не только для Нижегородской области. Результат будет способствовать разрешению и иных споров по определению вида работ (капитальные или текущие) для устранения нарушений в сфере ЖКХ.

Высказанные предложения обоснованы практикой Верховного Суда РФ (в частности, определениями от 21 августа 2019 г. № 302-ЭС19-13268 и от 27 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14880), согласно которой управляющие компании не могут бездействовать, даже если для восстановления технического состояния общего имущества многоквартирного дома необходимо проведение капитальных работ.

Источник

Оцените статью