- Хождение по стенам
- Содержание
- Примеры [ править ]
- Литература [ править ]
- Кино [ править ]
- Телесериалы [ править ]
- Мультфильмы [ править ]
- Мультсериалы [ править ]
- Аниме и манга [ править ]
- Комиксы [ править ]
- Настольные игры [ править ]
- Видеоигры [ править ]
- Реальная жизнь [ править ]
- Робоящерица научилась эффективно ползать по стене
Хождение по стенам
По стене ползёт кирпич,
А за ним ползёт другой,
Ну и пусть себе ползут —
Может, там у них гнездо.
Гравитация — штука несговорчивая и обычно позволяет ходить только по горизонтальным поверхностям, а при попытке взобраться на отвесную стену тут же стаскивает вниз. Тем не менее, есть персонажи, которые умеют карабкаться по стенам или даже по потолкам. Одни используют для этого технические приспособления — различные крючки или, скажем присоски, если стена позволяет за неё зацепиться или к ней приклеиться. У других такие приспособления имеются от природы — как у различных насекомых. Какой-нибудь ниндзя или сверхкрутой альпинист ухитряется вовсе цепляться до неприличия сильными пальцами за неровности стены и держаться на них всем весом. В случае с металлической стеной напрашивается использование магнита. И, конечно, есть такая штука, как очень сильное колдунство (ну или суперспособность), позволяющая проделывать подобные трюки, и тут обоснуй может быть разным, вплоть до вопиющего воздействия на саму гравитацию, или вообще отсутствовать.
Но не ползаньем единым покоряются стены, а то и потолки: особо продвинутые персонажи ухитряются по ним не карабкаться, а ходить аки по полу или вовсе бегать. Последнее обычно достигается за счёт невероятной скорости, до которой обычный человек не разбежится. Умение кататься по отвесным стенам или потолкам на различных технических средствах сюда тоже подойдёт — такое некоторые крутые водители умеют проделывать даже в реальности (хотя недалеко и недолго).
Содержание
Примеры [ править ]
Литература [ править ]
- «Дракула» Б. Стокера — древний вампир зачем-то ползает по наружным стенам своего замка — проворно, как ящерица, в том числе и головой вниз. Главный герой отмечает, что конкретно в этом никакого колдунства нет — он «ясно увидел, как пальцы и ногти цеплялись за углы камней, пользуясь каждым выступом и малейшей неровностью», хотя сила и выносливость у Дракулы, конечно, нечеловеческие.
- «Конан-варвар» Р. Говарда обладает такой силой и ловкостью, что может взбираться по отвесным стенам безо всякого волшебства.
- «Шагни навстречу» С. Синякина — члены группы, прибывшие укрощать взбунтовавшийся компьютер на лазерной станции противоракетной обороны, передвигаются по стенам и потолку базы с помощью вакуумных присосок. На этом специально заострено внимание: самоходные огнемётные дроны и лазерные турели контролируют преимущественно пол и пространство в пределах человеческого роста, а на движущегося по стенам диверсанта их программа почти не обращает внимания.
Кино [ править ]
- «Ван Хельсинг» — сражённый горестной вестью о гибели горячо любимой Маришки, Дракула разражается взволнованным монологом, обвиняя людей в предвзятости и пристрастии в отношении вампиров. В ходе его произнесения он ходит как по полу, так и по стенам и потолку.
- «Властелин колец»: в Мории целая орда орков сползает по поддерживающим свод колоннам (а при виде балрога так же быстро заползает обратно). Правда, сблизка эти колонны не показывали, может они специально сделаны так, чтобы по ним было удобно карабкаться, — но впечатляет то, что орки ползут головами вниз.
- «Люди в чёрном» — после нажатия Красной Кнопки автомобиль агентов так разгоняется, что может ехать даже по потолку туннеля.
- «Люди Икс: Дни минувшего будущего» — в сцене на кухне Ртуть разгоняется до невообразимой скорости и, в числе прочего, бегает по стенам, успевая пробовать еду и раздавать щелбаны противникам.
- «Матрица» — всякие читеры внутри Матрицы могут бегать по стенам. Не то чтобы особо далеко, но обычным людям так пробежаться слабо. В начале первого фильма такой трюк проворачивает Тринити. Полноценно умеют бегать по стенам и потолку некоторые телохранители Меровинга.
- «Миссия невыполнима» — чтобы взобраться на небоскрёб в Дубаях, использовались перчатки, устроенные как лапа геккона.
- «Муха» — Сет Брандл научился ползать по стене в ходе превращения в инсектоида.
- «Чужие», конечно. Не только ползают, но и носятся как угорелые, без проблем перескакивая со стены на потолок и обратно. В третьем фильме эта беготня с переворотом на 360 показана глазами самого ксеноморфа — он даже скорости не теряет.
Телесериалы [ править ]
- «Гримм»: асванги — упыри, понаехавшие в Портленд с Филиппин, — демонстрируют способность с лёгкостью перемещаться по стенам и потолкам. Благо, язычище у этих тварей такой, что они могут прямо с потолка и атаковать.
Мультфильмы [ править ]
- «Симпсоны в кино» — сначала Гомер Симпсон при помощи клея заползает по гладкой стенке стеклянного купола, которым накрыт Спрингфилд, чтобы добраться до расположенной там бомбы. Потом изнутри въезжает по этой же стене на мотоцикле, как в аттракционе типа «гонки по вертикали», чтобы эту бомбу выбросить вон.
- «Тачки» — шутки ради тут есть малюсенькие автомобили-насекомые, один из которых даже однажды ломает четвёртую стену: проезжает по экрану, оставляя за собой следы шин. Наверное, автокозявки как-то прилипают к поверхности, поскольку ползают они не быстрее таракана.
Мультсериалы [ править ]
- «Футурама» — у Кифа пальцы снабжены присосками, что позволяет ему лазать по стенам.
Аниме и манга [ править ]
- Final Fantasy VII: Advent Children — данный трюк способны проделать некоторые персонажи, например Клауд, Сефирот в его «братья». То ли у них такие сверхъестественные способности, толи в мирах Final Fantasy своя физика.
Комиксы [ править ]
- «Люди Икс» — Ночной Змей, в числе прочей акробатики, умеет и лазить по стенам, прилипая к ним. Ещё один мутант, Жаба, тоже умеет липнуть к стенам — неплохое дополнение к его способности прыгать в высоту на семь метров.
- Флэш может делать это благодаря скорости. Мало того, он умеет не только бежать по стене, но и перепрыгивать препятствия на ней, возвращаясь обратно на стену.
- «Человек-паук»
- Во-первых, сам Человек-паук, естественно. В большинстве версий он прилипает к стене, хотя бывают другие варианты, например, выпускаемые из ладони прочные волоски. Какое-то время у него был и автомобиль, загадочным образом способный ездить по стенам.
- Реактивный Гонщик из комиксов про Человека-паука использует реактивный скейтборд, способный на большой скорости ездить и по отвесным поверхностям. На скейтборде Гонщик держится благодаря магнитным ботинкам.
Настольные игры [ править ]
- Dungeons & Dragons.
- Есть заклинание «Хождение по стенам» и аналогичная сверхъестественная способность. Само собой, ей обладают вампиры — в честь графа Дракулы, ползающего по стенам своего замка в романе.
- Есть артефакты со свойствами «Паучьего хождения», обычно обувь — от сапог до тапочек.
- Достаточно прокачанные Монахи могут взбегать по стене благодаря нечеловеческой скорости бега.
- Warhammer 40,000 Roleplay — некоторые псайкеры умеют ходить по стенам (для перехода на потолок нужно пройти проверку ловкости или потратить ход, чтобы сконцентрироваться до Полного действия).
Видеоигры [ править ]
- 007: Nightfire — в одной из миссий в Японии агент 007 должен забраться на нужный этаж токийского небоскрёба по внешней стене, используя особо мощные вакуумные присоски, надеваемые на руки и ноги.
- Age of Wonders — юниты кошачьих умеют лазить по стенам при штурме крепостей.
- Assassin’s Creed — ассассины с детства учатся быстро и тихо взбираться по стенам, хватаясь за мельчайшие неровности.
- Alien vs Predator — коль уж в игре можно полноценно поиграть за ксеноморфа, то и возможность (и даже необходимость) лазать по потолкам авторы воплотили.
- Dissidia Final Fantasy — так как разработчики хотели сделать геймплей похожим на то, как выглядели бои полнометражном фильме Advent Children, в игре присутствует данный троп. Для этого достаточно во время перемещения нажать определённую кнопку, и персонаж будет спокойно перемещаться практически по любым вертикальным поверхностям.
- God of War III — заполучив сандалии Гермеса, Кратос сможет бегать по некоторым стенам.
- Gravity Rush — главная героиня игры может ходить по стенам и потолку благодаря особой силе изменения направления гравитации. Некоторые задания в игре (и особенно её сиквеле) как раз и связаны с бегом по наклонным или отвесным стенам здания на время.
- Серия Kingdom Hearts — владельцы ключей-мечей благодаря своим сверхъестественным способностям могут перемещаться по некоторым вертикальным поверхностям.
- Трилогия Prince of Persia (Sands of Time, Warrior Within и The Two Thrones) — а вот здесь бег по стенам является важной частью геймплея — без него преодолеть многие пропасти попросту невозможно. В 95 % случаев бег идёт по горизонтали и на не очень большое расстояние, а бег по вертикали с последующим прыжком и ударом можно использовать в бою.
- Resident Evil 2 — лизуны могут при помощи когтей забираться на потолок и устраивать там засаду.
- Sonic the Hedgehog — Ехидна Наклз умеет не только карабкаться по стенам, но и зарываться в них.
- Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy — прокачав Силу, можно бегать по стенам, причем как по вертикали, так и по горизонтали. Смотрится красиво и эффектно, но увы, бесполезная фича — геймдизайн локаций не приспособлен для этого никак.
- Jedi: Fallen Order — протагонист Кел Кестас тоже развивает такую способность.
- Quake — используя багофичи, можно сочетанием бега по диагонали и рокетджампа бегать по стенам а-ля Матрица. Особенно начиная с третьего Квейка, где есть очень удобный для такого трюка плазмаган (в предыдущих двух играх, где плазмагана нет, при этом трюке ощутимо убывает здоровье, так что долго так не побегаешь).
Реальная жизнь [ править ]
- Моллюски могут попросту прилипать к поверхности и не спеша ползти.
- Различные членистоногие легко и просто ходят по стенам и потолкам. У одних имеются крючочки для цепляния за неровности, другие, например, мухи, используют ещё и клей, что позволяет им ползать даже по стеклу, где неровности ещё поди найди.
- Древесные лягушки могут, запрыгнув на вертикальную поверхность, прилипнуть к ней, благодаря присоскам на пальцах, и потом даже немного поползать.
И по стене такое вот / Ползёт, ползёт, ползёт, ползёт, ползёт… © «Агата Кристи»
Источник
Робоящерица научилась эффективно ползать по стене
Johanna T. Schultz et al. / Proceedings of the Royal Society B, 2021
Австралийские инженеры разработали робота, способного передвигаться по вертикальным поверхностям. Для этого они сначала записали и проанализировали методами машинного обучения движения настоящих ящериц, — азиатского домового геккона и водяной ящерицы, а затем использовали полученные данные для настройки оптимальной конфигурации ног робота и его походки. Устройство имеет четыре ноги и приводится в движение десятью сервоприводами. По словам разработчиков, робот с подобным способом передвижения может пригодиться для работы в труднодоступных местах, например при изучении сложного рельефа других планет, а также позволит лучше понять особенности двигательной системы животных. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, препринт работы доступен на сайте bioarxiv.org.
Подход, когда при создании конструкций для роботов инженеры заимствуют идеи из природы, создавая устройства, имитирующие живые организмы или их отдельные органы, называют биомиметикой. Зачастую он позволяет не только получить более эффективные устройства, но и улучшить наше понимание того, как устроены и работают живые организмы. Например, ящерицы, способные карабкаться по вертикальным поверхностям, могут послужить отличным прототипом для шагающих роботов, которые, обладая способностью передвигаться по наклонным и вертикальным рельефам, смогут пробираться в труднодоступные места, куда невозможно добраться, используя более консервативных способы передвижения, например колеса. С другой стороны, разработка робота, имитирующего походку лазающих ящериц, помогла бы лучше понять двигательные особенности этих животных, чья способность карабкаться по стенам требует оптимального решения конкурирующих задач поддержания высокой скорости перемещения при сохранении устойчивости.
Инженеры из австралийского Университета Саншайн-Коста под руководством Кристофера Клементе (Christofer J. Clemente) изучили походку ящериц и разработали прототип шагающего робота, способного взбираться по наклонным и вертикальным поверхностям. Благодаря возможности независимого управления отдельными элементами ног и «позвоночника» робота, инженерам удалось воспроизвести движения карабкающейся по стене ящерицы и проанализировать их эффективность.
Вес робота последней версии X-4 составляет около 330 грамм при размерах 280×180×65 миллиметров. Управление движением робота осуществляется с помощью 10 сервомоторов. Два отвечают за продольный изгиб спины робоящерицы, четыре — за поворот конечностей в плечах, и еще четыре нужны для подъема ступней ног, оснащенных когтями, над поверхностью. Угол установки каждой ступни можно изменять независимо с помощью винтов. Жесткий неподвижный хвост, длина которого равна половине длины тела робота, служит дополнительной точкой опоры при движении вверх. Для измерения пройденного расстояния и скорости на роботе установлен лазерный дальномер, а для определения ориентации в пространстве робот использует гироскоп. Кроме того, регистрируется потребляемый моторами ток. Управление сервомоторами, контроль координации движений и сбор данных с датчиков осуществляется платой Arduino micro с микроконтроллером Atmega168P-AU.
В качестве прототипа для робота были выбраны две особи ящериц — азиатский домовой геккон (Hemidactylus frenatus) и австралийская водяная ящерица (Intellagama lesueurii). Движения карабкающихся по стене животных были записаны на камеру и проанализированы с помощью алгоритма машинного обучения DeepLabCut, предназначенного для распознавания поз и оцифровки движения животных на видео. Полученные данные были использованы для создания и настройки конфигурации робота.
Тестирование робоящерицы проводилось на вертикальной и горизонтальной поверхностях с ковровым покрытием, за которое робот цепляется расположенными на ступнях когтями. Изменяя основные параметры, такие как скорость передвижения робота, угол установки ступней относительно продольной оси, изгиб позвоночника и диапазоны отклонения конечностей в плечах, инженеры испытывали способность устройства взбираться на стену и ходить по поверхности. При этом стабильность вертикального движения они оценивали по количеству успешно пройденных шагов без падений, соскальзывания или отклонения от первоначального направления движения, а по данным о потребляемом моторами токе оценивали энергозатраты.
Конструкция робота; зависимость эффективности и стабильности движения от скорости
Johanna T. Schultz et al. / Proceedings of the Royal Society B, 2021
Источник