Кто стеной за 1977 год

kot_1983

Актуальная аналитика

политика, экономика, социум

Хочу поделиться впечатлением от просмотра научно-популярного фильма «Может ли машина мыслить». Фильм был снят киностудией «Центрнаучфильм» в 1977 году.

Сюжет прост и понятен. Экзаменаторы пытаются определить — с кем они общаются с человеком или машиной? Для этого они задают вопросы и оценивают ответы, которые дают испытуемые – человек и машина, находящиеся «за стеной».

Кажется, вопрос про совесть, как раз из такого разряда, но он был задан таким образом, что машина легко бы нашла ответ в общей базе данных. В мировой мысли достаточно много трудов на этот счёт. Но если построить метафору, которую человек легко может соорудить, и на её основе задать вопрос, то это будет настоящим испытанием для машины. Ни один алгоритм неспособен справиться с таким заданием. Искать в базе данных решение будет бессмысленно, его там не будет. Вероятность того, что кто-то, когда-то нечто подобное спрашивал, и это было зафиксировано, практически ничтожна. Здесь главное придумать оригинальную конструкцию, даже самую простую. После чего набор совершенно непонятных и несвязанных ничем предметов, с точки зрения прямой логики, можно использовать как основу для вопроса.

Вопрос: «Что произойдёт с человеком, если он окажется в пекле беспощадного времени или если его сердце поразит одномоментно бесконечное количество мрачных стрел?» — Машина на такое безумие просто не сможет найти ответ. А человек легко сможет сказать об ощущениях и раскрыть самостоятельно чужую метафору. По ответам можно будет узнать человека.

Читайте также:  Соседи снесли часть несущей стены

В конце фильма изобретатель машины объясняет ей, почему задавались те или иные вопросы, для того чтобы повысить её возможности по имитации человека. Когда он это делает, то замечает странное поведение, которое проявляется только у субъекта. Это его удивляет, потому что режим имитации отключен, и машина не должна имитировать субъектность. В конце фильма машина делает определённое заключение относительно машинного разума, при этом она осознаёт себя машиной, проявляя особую субъектность. По выражению лица академика стало ясно, что он не может понять, как стало возможно, чтобы машина пришла к подобной мысли. Ведь это уже далеко не имитация, а рождение новой мысли.

Такие машины были бы намного эффективней человека в вопросе оптимизации и конструирования любых искусственных систем. Что это значит для человека? То, что в сфере производства и обслуживания машина будет эффективней людей. Это может быть решение вопроса создания конструкции более мощного двигателя для ракет или даже вопрос юридической консультации.

Но как в этом случае быть с человеком? Что предложить ему? Если на Земле и в космосе человека могут заменить роботы, то чем ему заняться?

Западная мысль, существенным образом укоренённая в капиталистической парадигме, которая претерпела уже ряд мутаций, предлагает сокращать лишних людей — неэффективные должны уйти. Поэтому мы видим чудовищные рецепты, которые они предлагают человечеству под предлогом катастрофической неизбежности. Они предлагают уже сегодня начать кардинально сокращать численность человечества, потому что если этого не сделать, то завтра нас всех постигнет ещё больший ужас. Именно к такой мысли подводят практически все постапокалиптические сюжеты в западных фильмах.

У человечества есть шанс выжить только при коммунизме, который даёт спастись в сверхистории. При таком сценарии найдётся благое дело для такого инструмента как искусственный разум. Его возможности можно будет направить на выполнение всех опасных и вредных работ. К примеру, роботов можно будет отправить подготавливать к заселению другие миры. В условиях невозможности существования человека, они будут способны участвовать в преобразовании окружающей среды на других планетах. Человек же возьмёт на себя решение творческих задач. Они будут связаны с исследованиями и открытиями в различных областях. Творчество в высшем своем проявлении изменит человека, пробудит в каждом таланты и способности, которые будут стремительно обогащать всё человечество. Дух завораживает при мысли о возможностях, которые откроются перед человечеством.

Источник

Наши любимые советские фильмы, мультики, музыка из кино, плакаты и фото

Просмотров: 5 862 / Комментариев: 1

Жанр: научно-популярный фильм
Режиссер: Семён Райтбурт
Страна: СССР
Производство: Центрнаучфильм
Год: 1977

Актеры: Анатолий Грачёв, Ирина Калиновская, Евгений Лазарев, Феликс Иванов, В. Власов, Александр Котов

Философская история в виде научно-популярного фильма на любопытный вопрос “может ли машина мыслить”.

Источник

«Светлая личность» (СССР, 1989) и «Кто за стеной?» (СССР, 1977): кинофантастика

Светлая личность. СССР, 1989. Режиссер Александр Павловский. Сценаристы Игорь Шевцов, Александр Павловский (по мотивам повести «Светлая личность», рассказа «Клооп», пьесы «Сильное чувство» Ильи Ильфа и Евгения Петрова). Актеры: Николай Караченцов, Александра Яковлева, Абессалом Лория, Галина Польских, Светлана Крючкова, Михаил Светин, Андрей Анкудинов, Борислав Брондуков, Виктор Павлов, Всеволод Шиловский, Александр Демьяненко, Игорь Дмитриев, Михаил Кокшенов, Виктор Ильичёв и др.

Режиссер Александр Павловский (1947—2018) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов и сериалов («Ар—хи—ме—ды!», «Трест, который лопнул», «Светлая личность», «Зефир в шоколаде», «Земский доктор» и др.), но самый известный из них, конечно, «Зеленый фургон».

Илья Ильф и Евгений Петров когда-то сочинили фантастическую комедию с заметным сатирическим уклоном под названием «Светлая личность». Это была история российского человека-невидимки. Режиссер Александр Павловский, собрав неплохой ансамбль московских и питерских актеров, решил позабавить зрителей одноименным фильмом. Получилась неплохая смесь комедии положений и комедии характеров с удачным обыгрыванием стиля ретро.

Благодаря казусу, случившемуся с одним из служащих некого государственного учреждения, идиотизм чиновничьей жизни приобретает гротескные, но вполне узнаваемые формы. Перед этим Павловский снял авантюрную комедию из времен ХХ века под названием «Зеленый фургон». Экзерсис со «Светлой личностью», по-моему, получился не хуже.

Впрочем, в год премьеры кинокритик Наталья Лукиных писала, что, в «Светлой личности» «судя по всему, «играть в Ильфа и Петрова» нравилось и режиссеру, и исполнителям — и это уже хорошо. Плохо, что игра порой становилась излишней суетливой, назойливой, излишне театрализованной и потому не очень-то смешной» (Лукиных, 1989: 6).

Однако многим зрителям XXI века «Светлая личность» по-прежнему нравится:

« Классный фильм. И юмор интересный, и песни и не затянуто. Смотреть одно удовольствие. А во всех ролях, даже в эпизодических — только звёзды» (И. Васильев).

Александр Федоров, 1990, 2021

Кто за стеной? СССР, 1977. Режиссер и сценарист Семён Райтбурт. Актеры: Анатолий Грачёв, Ирина Калиновская, Евгений Лазарев, Феликс Иванов и др. К/м.

Режиссер Семён Райтбурт (1921-2012) снял два десятка документальных фильмов. «Кто за стеной?» – одно из немногих его обращений к игровому кино.

Действие фантастического фильма «Кто за стеной?» происходит в 2000 году, и речь идет о возможностях искусственного разума.

Некий ученый (Анатолий Грачев) предлагает своим собеседникам эксперимент: задать двум собеседникам, изображения которых появляются на мониторах, вопросы, чтобы попытаться определить, кто из них настоящий человек, а кто – нет…

Этот короткометражный фильм и сегодня смотрится с интересом, так как проблема, в нем заложенная до сих пор актуальна…

Источник

Кто за стеной?

Дорогие друзья, представляю вам очень познавательный и интересный документальный фильм «Кто за стеной» производства «Центрнаучфильм», посвященный одному аспекту создания «искусственного разума» и в частности вопроса прохождения им классического теста Тьюринга, призванного ответить кто же собеседник — человек или машина?

Самое забавное, что уже сейчас существуют компьютерная система, прошедшая тест Тьюригна, правда на совсем «детском уровне». Это чат — бот Женя Густман из Одессы (https://habr.com/post/225599/). Хотя есть сомнение относительно правдивости этого прохождения и самой методики применения теста к Евгению (https://habr.com/post/226121/), но тем не менее, «ложечка то нашлась, а осадочек остался. ».

Современное состояние развитие информационных технологий характеризуется широчайшим развитием сервисов, алгоритмов и систем искусственного интеллекта. Буквально каждая крупная компания, занимающаяся разработкой программного продукта, в том или ином виде использует их.
Microsoft? Извольте-с голосовой помощник «Кортана» https://www.microsoft.com/en-us/cortana, набор сервисов искусственного интеллекта (https://www.microsoft.com/en-us/ai, https://azure.microsoft.com/en-us/overview/ai-platform/).
Амазон? Голосовой помощник «Алекса» (https://developer.amazon.com/alexa) и сервисы искусственного интеллекта (https://aws.amazon.com/ru/machine-learning/what-is-ai/) присутствуют.
Гугл — голосовой помощник (https://assistant.google.com/#?modal_active=none) и сервисы ИИ присутствуют (https://ai.google/) и так далее.
А IBM так и вовсе создала мощнейшую платформу и мощнейший специализированный когнитивный суперкомпьютер — IBM Watson (https://www.ibm.com/watson/), который победил человека в человеческой интеллектуальной игре «jeopardy», известной у нас как «своя игра».

Парадокс и недопонимание состоит в том, что современные системы искусственного интеллекта и «когнитивных вычислений» (Cognitive Computing) не имеют ничего общего с мышлением и интеллектом в том смысле, как это обычно себе представляют люди. Мол есть некий компьютер, большой, сложный, который мыслит. Думает. Примерно, как человек или «чуть лучше». И наверное, планирует «захватить мир с целью его улучшения».
Безусловно такой системы пока не существует. Ведь современный ИИ — это системы распознавания и классификации образов, речи, объектов на изображении и пр, а также системы машинного перевода, «чат-боты», медицинские экспертные системы, и тому подобное.
Слегка особняком стоят сервисы машинного обучения, которые находят широчайшее применение, заменяя порой человека в традиционных видах деятельности. Например, беспилотный автотранспорт, игры (например шахматы, Go, компьютерные игры), автомобильные гонки, самонастраивающиеся технологические системы, роботы и многое другое (надеюсь, до военных систем с автономным ИИ дело не дойдет). Я не вставляю ссылки на конкретные примеры — надеюсь читатели мне поверят, что это не голословные рассуждения. Ссылок и примеров реально очень и очень много.
Это все — отдельные аспекты, присущие человеческому мышлению, даже скорее не мышлению, а отдельным его подпроцессам, которые допускают формализацию в виде той или иной модели (логической, что делается в языке Prolog, модели типа нейронной сети, дерева решений и пр).
Так а как насчет самого мышления? Могут ли «машины мыслить»? Да мы не знаем вообще что такое мышление! А потому пока не можем ни повторить его, ни ответить на этот вопрос для наших существующих творений. И видя словосочетание «Искусственный интеллект» не думайте, что оно тождественно «Искусственный разум».
Очень много этому вопросу посвятил Станислав Лем, по-сути большинство его произведений так или иначе связаны с вопросом возможности создания именно искусственного разума. Но я его в блоге и так постоянно цитирую, а приведу — ка цитату А. и Б. Стругацких из повести «Пикник на обочине».

— Да. И все было бы очень хорошо, если бы мы знали, что такое разум.
— А разве мы не знаем? — удивился Нунан.
— Представьте себе, нет. Обычно исходят из очень плоского определения: разум есть такое свойство человека, которое отличает его деятельность от деятельности животных. Этакая, знаете ли, попытка отграничить хозяина от пса, который якобы все понимает, только сказать не может. Впрочем, из этого плоского определения вытекают более остроумные. Они базируются на горестных наблюдениях за упомянутой деятельностью человека. Например: разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки.
— Да, это про нас, про меня, про таких, как я, — горестно согласился Нунан.
— К сожалению. Или, скажем, определение-гипотеза. Разум есть сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться. Имеется в виду, что инстинктивная деятельность всегда целесообразна и естественна. Пройдет миллион лет, инстинкт сформируется, и мы перестанем совершать ошибки, которые, вероятно, являются неотъемлемым свойством разума. И тогда, если во Вселенной что-нибудь изменится, мы благополучно вымрем, — опять же именно потому, что разучились совершать ошибки, то есть пробовать разные, не предусмотренные жесткой программой варианты.
— Как-то это все у вас получается. унизительно.
— Пожалуйста, тогда еще одно определение, очень возвышенное и благородное. Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира. Нунан сморщился и замотал головой.
— Нет, — сказал он. — Это не про нас. Ну а как насчет того, что человек, в отличие от животных, существо, испытывающее непреодолимую потребность в знаниях? Я где-то об этом читал.
— Я тоже, — сказал Валентин. — Но вся беда в том, что человек, во всяком случае, массовый человек, тот, которого вы имеете в виду, когда говорите «про нас» или «не про нас», — с легкостью преодолевает эту свою потребность в знаниях. По-моему, такой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая. Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует никаких знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый смысл.
— Погодите, — сказал Нунан. Он допил пиво и со стуком поставил пустую кружку на стол. — Не отвлекайтесь. Давайте все-таки так. Человек встретился с инопланетным существом. Как они узнают друг о друге, что они оба разумны?
— Представления не имею, — сказал Валентин веселясь. — Все, что я читал по этому поводу, сводится к порочному кругу. Если они способны к контакту, значит, они разумны. И наоборот: если они разумны, они способны к контакту. И вообще: если инопланетное существо имеет честь обладать психологией человека, то оно разумно. Вот так.
— Вот тебе и на, — сказал Нунан. — А я-то думал, что у вас все уже разложено по полочкам.
— Разложить по полочкам и обезьяна может, — заметил Валентин.
Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.

Источник

Оцените статью