Лежневый фундамент что это такое

Что такое железобетонные лежни и где они применяются?

Сплошные балочные элементы с тавровым сечением, предназначенные для сооружения основы под трансформаторы или мосты, называются лежни железобетонные. Имеют разнообразные размеры, длину, высоту, объем ширину, вес и соответственно цену за единицу блока. Широко применяются на заводах в качестве основ и опор, а также в мостостроении.

Что это такое?

Железобетонный блок выступает фундаментом для электрических трансформаторных будок и открытых электростанций. Такие конструкции являются изолятором и защитой от коррозии и разрушения под воздействием неблагоприятных погодных условий, перепадов температур. Лежни способны выдержать большой вес, который наносят трансформаторные подстанции, а это не дает постройке пойти под землю.

Где используют?

Сфера применения железобетонных лежней — сооружение фундамента под электроподстанции. Такая конструкция обеспечивает:

  • избавление от виброоткликов;
  • защиту постройки от касаний с землей.

Виды и марки

Железобетонные лежни изготавливаются преимущественно из бетона класса В15 с морозостойкостью F100 и выше. Армирование стержнями AI или горячекатанной арматурой AIII осуществляется по ГОСТу 578182.

Стандартная маркировка лежней под электроподстанции
Марки Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Объем куба Вес
ЛЖ-16 1600 400 500 0.17 0.43
ЛЖ-28 2800 400 500 0.3 0.75
ЛЖ-44 4400 400 500 0.48 1.2
ЛЖ-60 6000 400 500 0.65 1.63
ЛЖ-84 8400 400 500 0.91 2.28
Читайте также:  Ленточный фундамент под пеноблок для гаража

Высота таких изделий является постоянной величиной.

Большие буквы в маркировке ЛЖ обозначают — железобетонные лежни. Цифры через дефис указывают длину блока. Например, у блоков ЛЖ-28 длина 2800 мм. Сечение блоков, что указаны в таблице, Т-образное. Каждый строительный материал соответствует серии 3.407.1—157. Все блоки имеют унифицированные размеры: высоту — 50 см, ширину «пяты» — 40 см.

Компании, что занимаются изготовлением и распространением лежней, а именно «ЖБИ Маркет», «БЛОК», «Монолит ЖБИ» и другие, предоставляют сертификат о покупке изделия для строительства электростанции, а также гарантийный талон. Продукция обязательно должна быть сертифицирована, иметь личную маркировку в зависимости от размера, проходить все проверки на влагостойкость, температурные режимы и выносливость под весом.

Маркировка изделий для возведения мостов имеет другой вид.

Отдельно рассматриваются лежни под мостостроительства. Требования к бетону для их изготовления выше — класс прочности В30, водонепроницаемости W6 и морозостойкости F300. Эти характеристики определяют срок службы стройматериала. Сами изделия несколько иную маркировку и армируются сварным или вязаным сетками и каркасами стали A-II/A-III.

Источник

Занятие 4-5

ФУНДАМЕНТЫ ОПОР НА ТВЁРДЫХ ГРУНТАХ

Литература:

Учебник «Восстановление искусственных сооружений на железных дорогах». -М.: Воениздат, 1988. — с.108-120, 132-136.

Учебник сержанта Железнодорожных войск. Книга 3. «Постройка и восстановление искусственных сооружений». -М.: Воениздат, 1993. — с. 152-161, 169-173.

Учебник «Механика грунтов, основания и фундаменты».- М.: Воениздат, 1988. – с. 197-206.

Учебное пособие «Свайные фундаменты опор временных железнодорожных мостов». -СПб.: ВТИ ЖДВ и ВОСО, 1994. -с. 23-50.

Типовой проект «Опоры промежуточные деревянные сборные унифицированные под пролетные строения с ездой поверху пролетами до 55,0 м для временных железнодорожных мостов. Рабочие чертежи». Часть I. Свайные фундаменты опор. –Л.: Ленгипротрансмост, 1994. Шифр 736КРЧ.

Типовой проект «Опоры контурного типа под пролётные строения с ездой поверху пролётами до 56,4 м для военных железнодорожных мостов». Часть 1. Опоры на скальных грунтах. Часть 2. Опоры в условиях вечной мерзлоты. Часть 3. Опоры на обычных грунтах. Часть 4. Опоры на грунтах, требующих предварительного уплотнения. –М.: ВНПО «ЭКОСЕЙЛ», 1991. Шифр 88/107.

Типовой проект «Фундаменты опор временных железнодорожных мостов на скальных грунтах. Рабочие чертежи». Часть I. Свайные фундаменты. Часть II. Фундаменты поверхностного опирания. –Л.: Ленгипротрансмост, 1987. Шифр 403КРЧ / 742 ( примеч. – дсп ).

Типовой проект «Опоры временных железнодорожных мостов в условиях вечной мерзлоты. Рабочие чертежи». Часть I. Опоры на естественном основании. Часть II. Опоры на свайных фундаментах. –Л.: Ленгипротрансмост, 1986. Шифр 351Р.

Типовой проект «Проект ряжевых опор временных железнодорожных мостов под пролетные строения пролетами 27,0; 33,6 и 55,0 м». . –Л.: Ленгипротрансмост, 1975. Шифр 1530.

Техно-рабочий проект свайных фундаментов опор временных железнодорожных мостов под пролетные строения с ездой понизу длиной 88 м при глубине воды 20-30 м. –Л.: Ленгипротрансмост, 1975. Шифр 1658.

Источник

Мой Уголок Земли

Cтроительство частных жилых домов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

деревянный лежневый фундамент или дом на земле

деревянный лежневый фундамент или дом на земле

Сообщение Изгой » 03 фев 2015, 23:35

uFoPM49N.png»/>
Виктор, о какой книжке речь? Тема, важная, актуальная, а на ФХ одни лохмотья и огрызки остались.
Там кто-то предложил бревна прямо на землю класть, заливать известью с купоросом и утеплять опилкобетоном. Интересно, насколько реально сделать такой фундамент при высоком УГВ под засыпушку?
Ребята, кто в теме, откликнитесь!

Re: деревянный лежневый фундамент или дом на земле

Сообщение Изгой » 03 фев 2015, 23:38

тут кое-что интересное, но не совсем то, что нужно:
http://arx.novosibdom.ru/node/1669#comment-2982
Строительные конструкции: ФУНДАМЕНТЫ

Posted in Строительное производство Древней Руси История русской архитектурыФундамент древнейшего памятника русского монументального зодчества — Десятинной церкви — был детально изучен при раскопках 1908 —1914 и 1938 —1939 гг. Фундаментные рвы местами были отрыты по ширине фундаментов, а местами значительно их превосходили (ширина рвов 2.1 м при при ширине фундаментов 1.1 м). Выемка грунта сделана не только под фундаментами, но широким котлованом и под всей площадью апсид. Дно фундаментных рвов и площадки под апсидами были укреплены деревянной конструкцией, которая состояла из четырех-пяти лежней, уложенных вдоль направления стен и закрепленных многочисленными деревянными кольями. Выше поперек лежней первого яруса располагался второй ярус. Лежни имели круглое или прямоугольное сечение, колья — диаметр 5 —7 см и длину около 50 см. Вся эта деревянная конструкция была залита слоем известково-цемяночного раствора, а над ней находился фундамент, состоящий из крупных камней (кварцит, песчаник, валуны), тоже залитых известково-цемяночным раствором. Кроме Десятинной церкви фундаменты такой же конструкции были обнаружены в дворцовых зданиях, расположенных к северо-востоку и юго-западу от Десятинной церкви, в церкви на территории митрополичьей усадьбы (вероятно, церковь Ирины), в Золотых воротах (рис. 45,46). В здании дворца, находящегося к юго-западу от Десятинной церкви, удалось установить, что применялись лежни как дубовые, так и сосновые. В здании дворца, расположенного к юго-востоку от Десятинной церкви, выявлена аналогичная конструкция под фундаментом, но лежни здесь были не только закреплены кольями, но и соединены между собой железными костылями. Судя по обнаруженным следам лежней и кольев, деревянные субструкции имелись в киевском и новгородском Софийских соборах.

Источник

Железобетонные лежни

Лежни в строительстве – это деревянные или железобетонные изделия с большим поперечным сечением, располагаемые горизонтально и служащие опорой для различных конструкций. Их основное назначение – распределение точечных вертикальных нагрузок на большую площадь опирания. Лежни используют при обустройстве фундамента, пола, потолка здания, стропильной системы. Если в частном строительстве обычно применяют деревянные изделия (бревна, брусья), то при сооружении многоэтажных жилых зданий, объектов промышленного и инженерного назначения используются их железобетонные аналоги.

Особенности материалов, используемых для изготовления лежней

Лежни, независимо от области их применения, изготавливаются из тяжелых бетонов, соответствующих ГОСТу 26633-2015. При производстве этих ЖБИ применяют бетонные смеси со следующими характеристиками:

  • прочность – не ниже В30;
  • водостойкость – W6;
  • морозостойкость – F200-300.

Если ЖБИ планируется эксплуатировать в агрессивных средах, то для их изготовления используют сульфатостойкие бетоны. Но даже в обычные бетонные смеси добавляют пластифицирующие и другие добавки, которые придают устойчивость изделиям к воздействию масел и других агрессивных веществ.

Для армирования изделий применяют сварные или вязаные каркасы из прочных арматурных сталей, способные выдерживать значительные постоянные и ударные нагрузки, благодаря чему ЖБИ могут использоваться в сейсмоопасных регионах.

Классификация лежней по назначению

Различают лежни марки Л, применяемые в мостостроении, и марки ЛЖ, рассчитанные на использование в энергетическом и промышленном строительстве.

Железобетонные лежни Л – характеристики и области применения

ЖБИ данного типа, выпускаемые в соответствии с серией 3.503.1-96, имеют прямоугольное или тавровое поперечное сечение. Применяются в качестве фундаментной опоры в местах сопряжения мостовых конструкций и путепроводов с грунтом. Также они могут использоваться для строительства пешеходных переходов через автомобильные и железные дороги.

Изделия этой марки могут иметь с одной стороны выпуски арматуры, позволяющие прочно крепить лежни к другим элементам эстакад или мостов. На лежни укладывают переходные плиты, поверх которых настилают асфальтобетон.

Изделия ЛЖ – конструкционные особенности и области применения

ЖБИ марки ЛЖ – унифицированные изделия, применяемые при устройстве фундаментов блочных трансформаторных подстанций напряжением 35-500 кВ. Эта продукция, соответствующая серии 3.407-157.1, имеет Т-образную форму поперечного сечения. Высота буквы «Т» – 500 мм, ширина пяты – 400 мм.

Широкая часть тавра укладывается на грунт, а на узкую монтируют плиты, служащие фундаментом для установки силовых трансформаторов и другого энергетического оборудования. Изделия создают между землей и плитами воздушную прослойку, которая предотвращает появление конденсата на поверхности плит и повышает электробезопасность оборудования. Еще одна функция ЖБИ марки ЛЖ – поглощение вибраций, характерных для работы мощных электроустановок.

Преимущества электротехнических лежней ЛЖ:

  • высокая прочность благодаря использованию при производстве тяжелого бетона с характеристиками, которые соответствуют запланированным условиям эксплуатации;
  • стойкость к вибрациям;
  • устойчивость к образованию и развитию очагов любых видов коррозии.

Для энергооборудования с различными размерами подбирают ЖБИ подходящей длины, которые обеспечивают устойчивое опирание оборудования и эффективное распределение вертикальных нагрузок на основание. Электротехнические изделия ЛЖ также используются на производственных предприятиях для устройства прочных оснований под тяжелое промышленное оборудование.

Источник

Лежневый фундамент что это такое

Василий Боровицкий, заместитель главного инженера ОАО «Тюменьэнерго» г. Тюмень

Для северных регионов России характерны большая обводненность и заболоченность местности, пучинистые грунты и грунты с большими удельными сопротивлениями, резкие годовые и суточные перепады температур. Специалисты «Тюменьэнерго» вынуждены преодолевать эти неблагоприятные обстоятельства, находя и отрабатывая решения и технологии, которые позволят гарантировать надежную работу электрических сетей.
Василий Геннадьевич Боровицкий рассказывает о мерах, которые помогают сегодня тюменским энергетикам справиться с одной из самых острых проблем северных регионов – с разрушением железобетонных фундаментов опор ВЛ.

Массовое строительство ВЛ в 1980–1990 годы в малоизученном в тот момент северном регионе, когда в работу вводилось зачастую более тысячи километров линий в год, создало ряд проблем их эксплуатации из-за неполного учета геологических и климатических условий территории при проектировании и сооружении ВЛ. Эти проблемы приходится решать специалистам компании «Тюменьэнерго», в хозяйстве которой протяженность воздушных линий напряжением 35–220 кВ составляет более 17 тыс. км по трассе и около 24,5 тыс. км по цепям. В 1992–2000 гг. институт «Энергосетьпроект» (Москва) проводил научно-исследовательские работы, направленные на выявление основных причин аварийного состояния ВЛ в районах Ноябрьских электрических сетей «Тюменьэнерго». Результаты исследований показали, что аварийное состояние опор ВЛ вызвано комплексным воздействием различных природных факторов (обводнением грунтов, деградацией мерзлоты в месте установки опор, морозным пучением, ветровыми нагрузками на элементы конструкций опор) и эксплуатационных нагрузок, как статических (от веса проводов, горизонтального тяжения на анкерно-угловых опорах), так и динамических, возникающих при ветровых нагрузках и приводящих к низкочастотным колебаниям системы «провод – гирлянда изоляторов – конструкция опоры – свайный фундамент».
Наиболее серьезный ущерб ВЛ тюменского региона наносит повреждение фундаментов опор из-за морозного пучения, а также разрушение бетона свай из-за резких перепадов температур и воздействия агрессивной среды в местах разлива нефти, обводнения с примесями химических компонентов, используемых в процессе нефтедобычи.

РАЗРУШЕНИЕ БЕТОНА СВАЙ

Бетон фундаментных свай разрушается под воздействием окружающей среды, например, в местах разлива нефти, обводнения с примесями химических компонентов и т.п., влагонасыщенной почвы и резких перепадов температур.

Фото 1. Ремонт фундаментов опор

Для ремонта, который проводится по методике, предложенной институтом «Уралэнергосетьпроект», применяется труба диаметром 720 мм с толщиной стенки 8 мм, разрезанная вдоль пополам. Длина трубы определяется длиной разрушенной части плюс 0,5 м. Перед производством работ поверхность сваи очищается от земли, половинки труб соединяются с помощью болтового или сварного соединения и планок. Труба бетонируется, для чего используется бетон марки М400, смесь уплотняется вибрированием. Наружную поверхность трубы покрывают битумом в два слоя.
Многолетнее применение данного метода ремонта показывает его эффективность и небольшую стоимость.

МОРОЗНОЕ ПУЧЕНИЕ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ

Для погружения свай в грунт до заданной глубины применяется буроопускной способ погружения с использованием лидерных скважин и дозабивкой последнего метра сваи в ненарушенный грунт. При этом между стенкой скважины и поверхностью сваи возникает зона неуплотненного грунта. Под воздействием смерзания-оттаивания грунт на глубину его промерзания уплотняется в зоне от границы сезонного промерзания и выше. По мере увеличения площади соприкосновения уплотненных грунтов в зоне промерзания, усиливается действие касательных сил морозного пучения, и, как показывает опыт эксплуатации, через 5–6 лет в пучинистых грунтах начинается выход сваи – до 5 см за сезон (рис. 1).

При выдавливании сваи из ненарушенного грунта (из зоны дозабивки) величина ее ежегодного выхода растет за счет сил, приложенных к торцу сваи и возникающих при расширении замерзающей жидкости в водонасыщенных грунтах, которые заполняют пространство лидерной скважины. Величина этих сил во много раз превышает вертикальную составляющую касательных сил морозного пучения и может превышать 50 тс на сваю. В результате ежегодный выход свай увеличивается до 20–25 см и более, фундамент теряет несущую способность, что может привести к падению опор под воздействием ветровых нагрузок.
На протяжении целого ряда лет сотрудники «Тюменьэнерго», институтов «Энергосетьпроект» (Москва) и «Уралэнергосетьпроект» (Екатеринбург) совместно работают над проблемой морозного пучения фундаментов опор, и в настоящее время применяются опробованные методы и технологии для ее решения.

Обваловка грунтом фундаментов опор

Фото 2. Обваловка грунтом фундаментов опор

Метод обваловки фундаментов опор на высоту, исключающую оттаивание зоны сезонного промерзания грунта, применяется на ВЛ, находящихся вблизи карьеров, в которых ведется разработка и намыв грунта.

Установка термостабилизаторов – сезонно-охлаждающих устройств (СОУ) вблизи свай фундамента

Фото 3. Установка термостабилизаторов – сезонно-охлаждающих устройств (СОУ) вблизи свай фундамента

Стабилизация температурного режима вечномерзлых грунтов обеспечивает устойчивость грунтовых и свайных оснований объектов. Использование СОУ, в которых в качестве хладагента используется газообразный аммиак, позволяет остановить процесс морозного пучения свайных фундаментов, однако акты вандализма ограничивают применение этой технологии на неподконтрольных территориях в отсутствие надзора.

Усиление фундаментов крестовыми сваями

Фото 4. Усиление фундаментов крестовыми сваями

Технология, разработанная «Энергосетьпроектом» (Москва), используется в сезоннопромерзающих грунтах и заключается в следующем:

  • выбуривается лидерная скважина на глубину три метра;
  • свая опускается в лидерную скважину и забивается до отметки плиты сваи 1 метр над уровнем поверхности;
  • производится сборка тяги анкерного устройства (допускается применение звеньев промежуточных регулируемых типа ПРР 30-1 с разрушающей нагрузкой 30,0 тс);
  • на плиту сваи устанавливается кондуктор-удлинитель, внутрь которого пропускается тяга анкерного устройства, свая дозабивается на глубину три метра в ненарушенный грунт (плита сваи находится на дне пробуренной скважины);
  • после отсоединения кондуктора-удлинителя монтируется узел крепления анкерного устройства на фундаменте укрепляемой опоры и соединяется с тягой анкерного устройства через регулируемое устройство;
  • после регулировки устройства в сборе лидерная скважина засыпается выбуренным грунтом.

Опыт эксплуатации показывает, что данный метод эффективен для укрепления свай фундаментов при их выпучивании на высоту до 1,5 метров и прекращает их дальнейшее пучение.

Применение винтовых свай

Фото 5. Применение винтовых свай

Винтовые сваи, выпускаемые ООО «Завод винтовых свай» (г. Алапаевск), заслуживают внимания после устранения замечаний по их доработке – герметизации. В «Тюменьэнерго» планируется при реконструкции ВЛ в качестве эксперимента выполнить единичные фундаменты с применением винтовых свай для дальнейшего наблюдения и определения их эффективности.

Сооружение поверхностных (лежневых) фундаментов и перестановка опор

Фото 6. Сооружение поверхностных (лежневых) фундаментов и перестановка опор

В настоящее время существуют проекты и технические решения для поверхностных фундаментов всех используемых типов опор и оттяжек, разработанные институтом «Уралэнергосетьпроект» (г. Екатеринбург).
Поверхностные фундаменты применяются на местности с ровным рельефом (без косогоров, склонов и т.п.). Монтаж такого фундамента не требует применения сваебоя и может быть выполнен даже в летнее время, но требует большего количества материалов по сравнению с монтажом типовых фундаментов.
В настоящее время в энергокомпании действует долгосрочная программа перевода фундаментов опор воздушных линий электропередачи, подверженных морозному пучению, на поверхностный тип установки на лежнях.

Экстремальные климатические условия заставляют тюменских энергетиков пересматривать традиционные методы эксплуатации и обслуживания воздушных линий. В ОАО «Тюменьэнерго» постоянно ведутся экспериментальные исследования инновационных технологий, испытания современной техники и оборудования, опробование новых методов работы, чтобы в итоге обеспечить стабильное энергоснабжение потребителей.

© ЗАО «Новости Электротехники»
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Источник

Оцените статью