Лишь подобье тишины тень оставленная телом бродит зыбко вдоль стены
Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Прасолова (без указания количества стоп).
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла – бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
И спохватишься порою,
И найдёшь в своей судьбе:
Будто всё твоё с тобою,
Да не весь ты при себе.
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
Назовите классический лирический жанр (грустно-философское размышление о проблемах бытия), черты которого присутствуют в стихотворении А. Т. Прасолова.
Грустно-философское размышление о проблемах бытия — основная черта элегии.
Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им. падеже), содержащей анафору.
В третьей строфе встречается единоначатие — анафора:
И спохватишься порою,
И найдёшь в своей судьбе.
Определите вид рифмовки (АВАВ), использованный поэтом в данном стихотворении.
Вид рифмовки, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, называется перекрёстной.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).
В стихотворении используется приём звукописи:
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Звукопись — это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения эмоциональности речи.
Метафора — скрытое сравнение:
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Инверсия — непривычный порядок слов в предложении:
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
не согласна с ответом
«И найдёшь в своей судьбе:
Будто всё твоё с тобою,
Да не весь ты при себе.»
это не сравнение?
Нет, Вы не правы. Найдёшь (что именно?) будто всё твоё с тобою. Здесь не сравнение.
Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?
Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, ненапоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.
В каких стихотворениях русских поэтов создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?
Образы Родины, родного Дома, родного Очага, Отечества исконно присутствовали в русской литературе, начиная уже с древнерусского периода.Образ дома встречаем в стихотворениях Николая Рубцова, в стихах Сергея Есенина. Николаю Рубцову дорога его горница, в которой светло от «большой звезды», а матушка — связь с детством, с самим собой настоящим («В горнице»). Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом» похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет – вся красота родного края воплотилась в стихотворении-воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима. Оставляя сердце дома, на родине, «уходили» поэты в большую жизнь, но подобно лирическому герою Прасолова, всегда ощущали неразрывную связь с той главной частью себя, которую оставили когда-то в «этом доме опустелом».
Источник
Лишь подобье тишины тень оставленная телом бродит зыбко вдоль стены
В каких стихотворениях русских поэтов создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла – бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
И спохватишься порою,
И найдёшь в своей судьбе:
Будто всё твоё с тобою,
Да не весь ты при себе.
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
Назовите классический лирический жанр (грустно-философское размышление о проблемах бытия), черты которого присутствуют в стихотворении А. Т. Прасолова.
Грустно-философское размышление о проблемах бытия — основная черта элегии.
Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им. падеже), содержащей анафору.
В третьей строфе встречается единоначатие — анафора:
И спохватишься порою,
И найдёшь в своей судьбе.
Определите вид рифмовки (АВАВ), использованный поэтом в данном стихотворении.
Вид рифмовки, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, называется перекрёстной.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).
В стихотворении используется приём звукописи:
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Звукопись — это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения эмоциональности речи.
Метафора — скрытое сравнение:
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Инверсия — непривычный порядок слов в предложении:
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
не согласна с ответом
«И найдёшь в своей судьбе:
Будто всё твоё с тобою,
Да не весь ты при себе.»
это не сравнение?
Нет, Вы не правы. Найдёшь (что именно?) будто всё твоё с тобою. Здесь не сравнение.
Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Прасолова (без указания количества стоп).
В Э-том/ дО-ме/ о-пус-/тЕ-лом/
ЛИшь по-/дОбь-е/ ти-ши-/нЫ.
Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в целом в строке на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?
Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, ненапоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.
Образы Родины, родного Дома, родного Очага, Отечества исконно присутствовали в русской литературе, начиная уже с древнерусского периода.Образ дома встречаем в стихотворениях Николая Рубцова, в стихах Сергея Есенина. Николаю Рубцову дорога его горница, в которой светло от «большой звезды», а матушка — связь с детством, с самим собой настоящим («В горнице»). Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом» похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет – вся красота родного края воплотилась в стихотворении-воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима. Оставляя сердце дома, на родине, «уходили» поэты в большую жизнь, но подобно лирическому герою Прасолова, всегда ощущали неразрывную связь с той главной частью себя, которую оставили когда-то в «этом доме опустелом».
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
3. Привлечение текста произведения для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
4. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 10 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается
повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Источник
Минисборник 3
Есть в России два города, которые для меня тесно связаны с понятием «Поэзия». Это, конечно же, Санкт-Петербург, или более привычное для меня Ленинград, в котором я провел студенческие годы, с его многочисленными уже ушедшими из жизни и еще ярко сверкающими звездами русской поэзии. И Воронеж, в котором я никогда не был, но с которым связаны многие выдающиеся поэтические имена. Да и само слово «Воронеж» – уже поэзия. Кстати есть у этих городов крепкая, хотя и трагическая поэтическая связь — Осип Мандельштам. Оставив на время питерцев, хочу показать в этот минисборнике двух прекрасных воронежских поэтов: Алексея Прасолова, ушедшего в далеком уже 1972 году, и Анатолия Жигулина – в 2000. Первый, к сожалению, издавался очень мало, второй, при жизни, — достаточно много, но, как у нас водится, нынче стихи их почти не появляются в печати.
Алексей Прасолов (1930 – 1972)
Ты в поисках особенных мгновений
Исколесил дорогу не одну,
По вспышкам преходящих впечатлений
Определяя время и страну.
И в каждой вспышке чудилось открытье,
Душа брала заряд на много лет.
Но дни прошли — и улеглись событья
В ней, как в подшивке выцветших газет.
Ей нужно чудо, чтоб завидно вспыхнуть.
Но это чудо в людях не открыв,
Ты выдаешь испытанною рифмой
Свой мастерски наигранный порыв.
Блюдя приличье, слушают не веря.
Зевком снижают с мнимой высоты.
И все невозвратимые потери
На сложную эпоху свалишь ты.
Не утешайся логикою гибкой.
Эпоха жарко дышит у дверей,
Как роженица — с трудною улыбкой —
Насмешкой над обидою твоей.
Грязь колёса жадно засосала,
Из-под шин — ядреная картечь.
О дорога! Здесь машине мало
Лошадиных сил и дружных плеч.
Густо кроют мартовское поле
Злые зерна — черные слова.
Нам, быть может, скажут:
не грешно ли
После них младенцев целовать.
Ну, еще рывок моторной силы!
Ну, зверейте, мокрые тела!
Ну, родная мать моя Россия,
Жаркая, веселая — пошла!
Нет, земля, дорожное проклятье —
Не весне, не полю, не судьбе.
В сердце песней — нежное зачатье,
Как цветочным семенем — в тебе.
И когда в единстве изначальном
Вдруг прорвется эта красота,
Людям изумленное молчанье
Размыкает грешные уста.
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла — бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
Недосказанное вслух.
И спохватишься порою
И найдешь в своей судьбе:
Будет все твое с тобою,
Да не весь ты при себе.
Время сердце не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
Мать наклонилась, но век не коснулась,
Этому, видно, еще не пора.
Сердце, ты в час мой воскресный проснулось —
Нет нам сегодня, нет нам вчера.
Есть только свет — упоительно-щедрый,
Есть глубиной источаемый свет,
Незащищенно колеблясь без ветра,
Он говорит нам: безветрия нет.
Мать, это сходятся в сердце и в доме
Неразделимые прежде и вновь,
Видишь на свет — в темножилой ладони
Чутко и розово движется кровь.
Видишь ли даль, где играют, стремятся,
Бьются о стены и бьют через край,
Реют, в извилинах темных змеятся
Мысли людские. Дай руку. Прощай.
Вчерашний день прикинулся больным
И на тепло и свет был скуп, как скряга,
Но лишь зачуял свой конец — от страха
Стер сырость, разогнал ненастный дым
И закатил роскошный, незаконный,
В воде горящий и в стекле оконном
Нелепо торжествующий закат.
А нынешний — его веселый брат —
Светил широко, но не ослепляя,
И сам как будто был тому он рад,
Что видится мне дымка полевая,
Как зыбкое последнее тепло
Земли тяжелой, дремлюще-осенней.
Но время угасанья подошло —
Его неотвратимое мгновенье
Не отразили воды и стекло,
Лишь на трубе, стволом упертой в небо,
Под дымом, что струился в том стволе,
Прошло сиянье — легкое, как небыль.
. Еще один мой вечер на земле.
Анатолий Жигулин (1930 — 2000)
СОСНЫ НА СКАЛАХ
Я часто слушал утром росным,
Когда долины спят во мгле,
Как шумно с ветром спорят сосны
На голой каменной скале.
И непонятно, странно было:
Здесь даже травы не растут.
Откуда жизненные силы
Деревья гордые берут?
И не ботаник в мудрых строчках —
Пастух,
Что здесь с рожденья рос,
Помог найти мне самый точный,
Простой ответ на мой вопрос:
Они в гранит вросли корнями,
И зной и холод с ним деля.
Суровый, твердый этот камень
Для них —
Родимая земля.
Семь лет назад я вышел из тюрьмы.
А мне побеги,
Всё побеги снятся.
Мне шорохи мерещатся из тьмы.
Вокруг сугробы синие искрятся.
Весь лагерь спит,
Уставший от забот,
В скупом тепле
Глухих барачных секций.
Но вот ударил с вышки пулемет.
Прожектор больно полоснул по сердцу.
Вот я по полю снежному бегу.
Я задыхаюсь.
Я промок от пота.
Я продираюсь с треском сквозь тайгу,
Проваливаюсь в жадное болото.
Овчарки лают где-то в двух шагах.
Я их клыки оскаленные вижу.
Я до ареста так любил собак.
И как теперь собак я ненавижу.
Я посыпаю табаком следы.
Я по ручью иду,
Чтоб сбить погоню.
Она все ближе, ближе.
Сквозь кусты
Я различаю красные погоны..
Вот закружились снежные холмы.
Вот я упал.
И не могу подняться.
. Семь лет назад я вышел из тюрьмы.
А мне побеги,
Всё побеги снятся.
Когда мне было
Очень-очень трудно,
Стихи читал я
В карцере холодном.
И гневные, пылающие строки
Тюремный сотрясали потолок:
«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи. »
И в камеру врывался надзиратель
С испуганным дежурным офицером.
Они орали:
— Как ты смеешь, сволочь,
Читать
Антисоветские
Стихи!
Воронеж. Родина. Любовь.
Все это здесь соединилось.
В мой краткий век,
Что так суров,
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров.
Согрей меня скупою лаской,
Загладь печальные следы.
И приведи на мост Чернавский,
К раскатам солнечной воды.
И как навязчивая морочь,
Как синих чаек дальний плач,
Растает вдруг пустая горечь
Московских бед и неудач.
И что ты там, судьба, городишь?!
Тебе вовек не сдамся я,
Пока на свете
Есть Воронеж —
Любовь и родина моя.
Е. М. Раевской
В. Ф. Жигулину
Дорогие родители!
Мать и отец!
Не сердитесь, что письма
Пишу вам короче и реже.
Просто все тяжелеет
Судьбы незабытый свинец,
И с годами печали
Больнее, чем прежде.
Но и нынче я помню
О дальнем, родном и святом.
И ночами все вижу
В картинах отчетливо резких:
По рассказам отца —
Деревенский жигулинский дом,
И в старинном Воронеже —
Дом знаменитых Раевских.
Впрочем, нет.
«Знаменитых» — неправильно, нет.
Знаменитыми были
Далекие мамины предки:
В орденах — генерал,
А в цепях — декабрист и поэт,
Раньше прочих познавший
Тюремные камеры-клетки.
. А Жигулины родом
Откуда-то из-под Ельца.
Там и нынче в селе —
Все Жигулины да Жигулевы.
А потом — Богучар
И родная деревня отца —
Монастырщина.
Сколько беды в этом слове.
И луга за Подгорным —
Моя изначальная жизнь.
И горящий Воронеж —
Мое изначальное горе.
Две могучие крови
Во мне воедино слились,
И пошел я по жизни
В извечном душевном раздоре.
Не печальтесь, родные!
Я буду почаще писать.
И конечно, приеду.
Дела и заботы отрину.
Еще многое мне
Вы должны о себе рассказать,
Чтобы я рассказал
Своему повзрослевшему сыну.
Источник