Лишь подобье тишины тень оставленная телом бродит зыбко вдоль стены

Лишь подобье тишины тень оставленная телом бродит зыбко вдоль стены

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Прасолова (без указания количества стоп).

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла – бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

Назовите классический лирический жанр (грустно-философское размышление о проблемах бытия), черты которого присутствуют в стихотворении А. Т. Прасолова.

Грустно-философское размышление о проблемах бытия — основная черта элегии.

Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им. падеже), содержащей анафору.

В третьей строфе встречается единоначатие — анафора:

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе.

Определите вид рифмовки (АВАВ), использованный поэтом в данном стихотворении.

Вид рифмовки, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, называется перекрёстной.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

В стихотворении используется приём звукописи:

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Звукопись — это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения эмоциональности речи.

Метафора — скрытое сравнение:

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Инверсия — непривычный порядок слов в предложении:

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

не согласна с ответом

«И найдёшь в своей судь­бе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.»

это не сравнение?

Нет, Вы не правы. Найдёшь (что именно?) будто всё твоё с тобою. Здесь не сравнение.

Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?

Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, ненапоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.

В каких стихотворениях русских поэтов создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?

Образы Родины, родного Дома, родного Очага, Отечества исконно присутствовали в русской литературе, начиная уже с древнерусского периода.Образ дома встречаем в стихотворениях Николая Рубцова, в стихах Сергея Есенина. Николаю Рубцову дорога его горница, в которой светло от «большой звезды», а матушка — связь с детством, с самим собой настоящим («В горнице»). Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом» похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет – вся красота родного края воплотилась в стихотворении-воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима. Оставляя сердце дома, на родине, «уходили» поэты в большую жизнь, но подобно лирическому герою Прасолова, всегда ощущали неразрывную связь с той главной частью себя, которую оставили когда-то в «этом доме опустелом».

Источник

Лишь подобье тишины тень оставленная телом бродит зыбко вдоль стены

В каких стихотворениях русских поэтов создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла – бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

Назовите классический лирический жанр (грустно-философское размышление о проблемах бытия), черты которого присутствуют в стихотворении А. Т. Прасолова.

Грустно-философское размышление о проблемах бытия — основная черта элегии.

Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им. падеже), содержащей анафору.

В третьей строфе встречается единоначатие — анафора:

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе.

Определите вид рифмовки (АВАВ), использованный поэтом в данном стихотворении.

Вид рифмовки, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, называется перекрёстной.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

В стихотворении используется приём звукописи:

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Звукопись — это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения эмоциональности речи.

Метафора — скрытое сравнение:

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

Инверсия — непривычный порядок слов в предложении:

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

не согласна с ответом

«И найдёшь в своей судь­бе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.»

это не сравнение?

Нет, Вы не правы. Найдёшь (что именно?) будто всё твоё с тобою. Здесь не сравнение.

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Прасолова (без указания количества стоп).

В Э-том/ дО-ме/ о-пус-/тЕ-лом/

ЛИшь по-/дОбь-е/ ти-ши-/нЫ.

Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в целом в строке на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.

Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?

Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, ненапоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.

Образы Родины, родного Дома, родного Очага, Отечества исконно присутствовали в русской литературе, начиная уже с древнерусского периода.Образ дома встречаем в стихотворениях Николая Рубцова, в стихах Сергея Есенина. Николаю Рубцову дорога его горница, в которой светло от «большой звезды», а матушка — связь с детством, с самим собой настоящим («В горнице»). Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом» похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет – вся красота родного края воплотилась в стихотворении-воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима. Оставляя сердце дома, на родине, «уходили» поэты в большую жизнь, но подобно лирическому герою Прасолова, всегда ощущали неразрывную связь с той главной частью себя, которую оставили когда-то в «этом доме опустелом».

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1
Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1
Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0
3. Привлечение текста произведения для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена,

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2
При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений,

И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений,

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0
4. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 10

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается

повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Источник

Минисборник 3

Есть в России два города, которые для меня тесно связаны с понятием «Поэзия». Это, конечно же, Санкт-Петербург, или более привычное для меня Ленинград, в котором я провел студенческие годы, с его многочисленными уже ушедшими из жизни и еще ярко сверкающими звездами русской поэзии. И Воронеж, в котором я никогда не был, но с которым связаны многие выдающиеся поэтические имена. Да и само слово «Воронеж» – уже поэзия. Кстати есть у этих городов крепкая, хотя и трагическая поэтическая связь — Осип Мандельштам. Оставив на время питерцев, хочу показать в этот минисборнике двух прекрасных воронежских поэтов: Алексея Прасолова, ушедшего в далеком уже 1972 году, и Анатолия Жигулина – в 2000. Первый, к сожалению, издавался очень мало, второй, при жизни, — достаточно много, но, как у нас водится, нынче стихи их почти не появляются в печати.

Алексей Прасолов (1930 – 1972)

Ты в поисках особенных мгновений
Исколесил дорогу не одну,
По вспышкам преходящих впечатлений
Определяя время и страну.

И в каждой вспышке чудилось открытье,
Душа брала заряд на много лет.
Но дни прошли — и улеглись событья
В ней, как в подшивке выцветших газет.

Ей нужно чудо, чтоб завидно вспыхнуть.
Но это чудо в людях не открыв,
Ты выдаешь испытанною рифмой
Свой мастерски наигранный порыв.

Блюдя приличье, слушают не веря.
Зевком снижают с мнимой высоты.
И все невозвратимые потери
На сложную эпоху свалишь ты.

Не утешайся логикою гибкой.
Эпоха жарко дышит у дверей,
Как роженица — с трудною улыбкой —
Насмешкой над обидою твоей.

Грязь колёса жадно засосала,
Из-под шин — ядреная картечь.
О дорога! Здесь машине мало
Лошадиных сил и дружных плеч.

Густо кроют мартовское поле
Злые зерна — черные слова.
Нам, быть может, скажут:
не грешно ли
После них младенцев целовать.

Ну, еще рывок моторной силы!
Ну, зверейте, мокрые тела!
Ну, родная мать моя Россия,
Жаркая, веселая — пошла!

Нет, земля, дорожное проклятье —
Не весне, не полю, не судьбе.
В сердце песней — нежное зачатье,
Как цветочным семенем — в тебе.

И когда в единстве изначальном
Вдруг прорвется эта красота,
Людям изумленное молчанье
Размыкает грешные уста.

В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.

Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла — бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
Недосказанное вслух.

И спохватишься порою
И найдешь в своей судьбе:
Будет все твое с тобою,
Да не весь ты при себе.

Время сердце не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.

Мать наклонилась, но век не коснулась,
Этому, видно, еще не пора.
Сердце, ты в час мой воскресный проснулось —
Нет нам сегодня, нет нам вчера.

Есть только свет — упоительно-щедрый,
Есть глубиной источаемый свет,
Незащищенно колеблясь без ветра,
Он говорит нам: безветрия нет.

Мать, это сходятся в сердце и в доме
Неразделимые прежде и вновь,
Видишь на свет — в темножилой ладони
Чутко и розово движется кровь.

Видишь ли даль, где играют, стремятся,
Бьются о стены и бьют через край,
Реют, в извилинах темных змеятся
Мысли людские. Дай руку. Прощай.

Вчерашний день прикинулся больным
И на тепло и свет был скуп, как скряга,
Но лишь зачуял свой конец — от страха
Стер сырость, разогнал ненастный дым
И закатил роскошный, незаконный,
В воде горящий и в стекле оконном
Нелепо торжествующий закат.

А нынешний — его веселый брат —
Светил широко, но не ослепляя,
И сам как будто был тому он рад,
Что видится мне дымка полевая,
Как зыбкое последнее тепло
Земли тяжелой, дремлюще-осенней.
Но время угасанья подошло —
Его неотвратимое мгновенье
Не отразили воды и стекло,
Лишь на трубе, стволом упертой в небо,
Под дымом, что струился в том стволе,
Прошло сиянье — легкое, как небыль.
. Еще один мой вечер на земле.

Анатолий Жигулин (1930 — 2000)

СОСНЫ НА СКАЛАХ

Я часто слушал утром росным,
Когда долины спят во мгле,
Как шумно с ветром спорят сосны
На голой каменной скале.

И непонятно, странно было:
Здесь даже травы не растут.
Откуда жизненные силы
Деревья гордые берут?

И не ботаник в мудрых строчках —
Пастух,
Что здесь с рожденья рос,
Помог найти мне самый точный,
Простой ответ на мой вопрос:

Они в гранит вросли корнями,
И зной и холод с ним деля.
Суровый, твердый этот камень
Для них —
Родимая земля.

Семь лет назад я вышел из тюрьмы.
А мне побеги,
Всё побеги снятся.
Мне шорохи мерещатся из тьмы.

Вокруг сугробы синие искрятся.
Весь лагерь спит,
Уставший от забот,
В скупом тепле
Глухих барачных секций.
Но вот ударил с вышки пулемет.
Прожектор больно полоснул по сердцу.

Вот я по полю снежному бегу.
Я задыхаюсь.
Я промок от пота.
Я продираюсь с треском сквозь тайгу,
Проваливаюсь в жадное болото.

Овчарки лают где-то в двух шагах.
Я их клыки оскаленные вижу.
Я до ареста так любил собак.
И как теперь собак я ненавижу.

Я посыпаю табаком следы.
Я по ручью иду,
Чтоб сбить погоню.
Она все ближе, ближе.
Сквозь кусты
Я различаю красные погоны..

Вот закружились снежные холмы.
Вот я упал.
И не могу подняться.
. Семь лет назад я вышел из тюрьмы.
А мне побеги,
Всё побеги снятся.

Когда мне было
Очень-очень трудно,
Стихи читал я
В карцере холодном.
И гневные, пылающие строки
Тюремный сотрясали потолок:

«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи. »

И в камеру врывался надзиратель
С испуганным дежурным офицером.
Они орали:
— Как ты смеешь, сволочь,
Читать
Антисоветские
Стихи!

Воронеж. Родина. Любовь.
Все это здесь соединилось.
В мой краткий век,
Что так суров,
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров.

Согрей меня скупою лаской,
Загладь печальные следы.
И приведи на мост Чернавский,
К раскатам солнечной воды.

И как навязчивая морочь,
Как синих чаек дальний плач,
Растает вдруг пустая горечь
Московских бед и неудач.

И что ты там, судьба, городишь?!
Тебе вовек не сдамся я,
Пока на свете
Есть Воронеж —
Любовь и родина моя.

Е. М. Раевской
В. Ф. Жигулину

Дорогие родители!
Мать и отец!
Не сердитесь, что письма
Пишу вам короче и реже.
Просто все тяжелеет
Судьбы незабытый свинец,
И с годами печали
Больнее, чем прежде.

Но и нынче я помню
О дальнем, родном и святом.
И ночами все вижу
В картинах отчетливо резких:
По рассказам отца —
Деревенский жигулинский дом,
И в старинном Воронеже —
Дом знаменитых Раевских.

Впрочем, нет.
«Знаменитых» — неправильно, нет.
Знаменитыми были
Далекие мамины предки:
В орденах — генерал,
А в цепях — декабрист и поэт,
Раньше прочих познавший
Тюремные камеры-клетки.

. А Жигулины родом
Откуда-то из-под Ельца.
Там и нынче в селе —
Все Жигулины да Жигулевы.
А потом — Богучар
И родная деревня отца —
Монастырщина.
Сколько беды в этом слове.

И луга за Подгорным —
Моя изначальная жизнь.
И горящий Воронеж —
Мое изначальное горе.
Две могучие крови
Во мне воедино слились,
И пошел я по жизни
В извечном душевном раздоре.

Не печальтесь, родные!
Я буду почаще писать.
И конечно, приеду.
Дела и заботы отрину.
Еще многое мне
Вы должны о себе рассказать,
Чтобы я рассказал
Своему повзрослевшему сыну.

Источник

Читайте также:  Минерит для отделки стен
Оцените статью