Макиавелли считал что прочным фундаментом государственной власти являются

Бюрократия. Теоретические концепции: учебное пособие.

Каково значение идей Н. Макиавелли о власти государя и роли государственных советников?

Николло Макиавелли — первый и в своем роде единственный мыслитель эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций своего времени, его новых политических требований. Н. Макиавелли также сумел сформулировать и изложить свои идеи таким образом, что они становились не просто высказываниями, а самым активным образом воздействовали на политическую жизнь нарождавшихся абсолютистских монархий в Италии и в других странах Европы.

Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, господствовавшей в средние века. Н. Макиавелли утверждал, что политика и искусство управления государством имеют свои закономерности, которые должны изучаться и осмысливаться, а не выводиться из Священного Писания.

Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки — «stаtо» — государство. В его понимании государство означает политическое состояние общества. Впервые в истории человеческой мысли Н. Макиавелли в своем философском труде «Государь» подал политическую идеологию и политическую науку в форме своеобразного кодекса наставлений поведения и действий «нового» государя (т. е. абсолютного монарха), его стратегию, тактику во внутренней и внешней политике. Все основные принципы этого «кодекса» направлены на укрепление власти «нового» государя, на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, ума, добродетелей, доблестен.

Н. Макиавелли последовательно излагает содержание рекомендуемого им политического императива «нового» государя: величию государя способствуют необычайные распоряжения внутри государства, когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного выдающимся умом. Государя также уважают, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, т. е. когда без колебаний он выступает за одно против другого. Личная и гражданская жизнь используется в политических интересах в той же мере, как и политическая власть, — в интересах гражданской жизни и в интересах возвышения, укрепления и величия власти «нового» государя.

Читайте также:  Мелкозаглубленные фундаменты для малоэтажных домов

Своими рассуждениями в «Государе» Н. Макиавелли предстает как реально мыслящий политик. Он так излагает свои максимы политического действия, что они волей-неволей приобретают характер принципов такой политической линии, которая никогда, не упускает из виду реальность, при этом государственная политика становится не произволом правителя, а логикой его политического поведения, политических действий. Многие «советы» мыслителя звучат настолько современно, а некоторые политические события в мире развиваются как будто согласно его максимам, что это дает повод некоторым исследователям считать Н. Макиавелли основоположником реалистического подхода к политическим явлениям.

Ничем и никем не ограниченная, безраздельная и безусловная власть и воля государя, лежащая в основе построения нового государства (абсолютной монархии), диктует соответствующий отбор и подбор людей, способных проводить политику «нового» государя.

Такой важный вопрос, как ближайшее окружение государя — его советники — в контексте рассуждений Н. Макиавелли, имеет более широкое значение, чем просто выбор подходящих для столь важного дела людей. Н. Макиавелли считал, что об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

И до Н. Макиавелли было известно, что всякий властитель имел близких, особо доверенных людей, облеченных большой властью и обязанных проводить в жизнь основные идеи и замыслы государя, осуществляя на деле его внутреннюю и международную политику. В этом смысле Н. Макиавелли не сказал ничего нового, кроме того, что он рассматривал подбор советников государя как одно из главных и важных государственных дел.

Советники — это не просто люди, преданные государю, а люди государственные, заботящиеся о делах народа и страны, служащие верой и правдой народу и государю. Неслучайно Н. Макиавелли считал, что выбор этих людей будет первой ошибкой или первой удачей «нового» государя. Все зависит от его мудрости и способности распознавать людей.

Как сделать, чтобы «новый» государь не ошибся в выборе необходимых ему советников? Н. Макиавелли полагал, что это зависит прежде всего от интеллекта самого государя: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Если государь обладает умом первого рода, когда он все понимает сам, ему нетрудно подобрать нужных людей, на которых он может положиться. Если же государь обладает средним умом, способным усваивать мысли других, то и в этом случае он может подобрать подходящих советников.

В любом случае Н. Макиавелли советует правителю проверять своих советников или министров «на деле». Если слуга больше заботится о себе, чем о государе, ищет выгоду, то на него никогда нельзя положиться, ибо, как полагал мыслитель, министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе. Но и государь, со своей стороны, должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности. Когда государь и его министр ведут себя именно таким образом, они могут быть друг в друге уверены, когда же они ведут себя иначе, это плохо кончается либо для одного из них либо для другого.

Н. Макиавелли опровергает распространенное мнение о том, что государь, слывущий разумным, считается таковым не сам по себе, а благодаря хорошим советам, полученным от приближенных. Н. Макиавелли считал это несомненной ошибкой, поскольку правителю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь случайно не доверится мудрому советнику, который будет принимать за него решения. Подобное положение, по мнению Н. Макиавелли, возможно, недолговечно, ибо советник в таком случае сам делается государем.

Н. Макиавелли настаивал на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал бы себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она ни была. Благоразумный государь должен избрать следующий путь: отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь, и ни о чем больше.

Поскольку во всех делах решающее слово остается за государем, он должен каждое свое решение основательно обдумывать, предварительно выслушав мнения своих советников. На советах с каждым из советников надо вести себя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю. Но вне совещаний со своими советниками никого не слушать, а прямо идти к намеченной цели и твердо держаться принятого решения. Кто действует иначе, тот либо поддается лести, либо, выслушивая разноречивые советы, часто меняет свое мнение, чем вызывает неуважение подданных.

Н. Макиавелли считал, что группа мудрых советников и поддерживающих их знатных людей позволяет государю умело управлять государством. В современном понимании этой группе советников, осуществлявших руководство обществом, было бы дано название — элита. Н. Макиавелли подразделял элиту — в зависимости от формы осуществления власти — на «львов» (сторонников неприкрытого насилия) и «лис» (предпочитающих гибкие методы). Уже в ХХ в. этот подход Н. Макиавелли послужил основанием для разработки современных теорий элиты.

Идеи Н. Макиавелли в известной мере перевернули сложившееся в Европе к началу эпохи создания абсолютистских монархий отношение между политикой и идеологией управления государством. Выделяя политику в самостоятельную область деятельности с присущими ей законами и принципами, отличными от законов морали и религии, Н. Макиавелли явился не только основоположником политической науки, политической философии, политики управления, но впервые в истории европейской мысли все человеческое знание стал рассматривать под эгидой политики, рациональных форм управления государством, объединенного под властью абсолютного монарха.

Источник

Политико-правовая концепция Н. Макиавелли

Первым среди тех мыслителей, которые стали смотреть на государство человеческими глазами и выводить его зако­ны и политику не из теологии, а из разу­ма и опыта, считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Именно он ввел в научный оборот термин «госу­дарство» для определения политически организованного обще­ства и перестал отождествлять государство с обществом. Неко­торые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как госу­дарственную форму, противоположную монархии.

Главное в исследовании Макиавелли – государственная власть, анализ её завоевания, отправления, сохранения, приум­ножения и утраты. При этом он в противоположность средне­вековой схоластике исследовал не абстрактные идеи, не субъек­тивные логические конструкции, а живую социально-полити­ческую реальность. Макиавелли широко прибегал к сравнитель­ному методу, сопоставляя формы государственности, особен­ности управления, способы ведения войны в разных странах. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относи­тельно принципов государственного строительства, политичес­кого искусства властителей, условий достижения политических целей. Основной его вывод гласит: для сохранения и упроче­ния власти в государстве должны быть использованы все сред­ства.

Какими способами государи могут управлять государства­ми и удерживать власть над ними, Макиавелли подробно описал в знаменитом труде «Государь». Основой власти во всех государствах, полагал он, служат «хорошие законы и хоро­шее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хоро­шего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хоро­ши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать армия, вооруженные силы. Но зако­нодательство и право, по Макиавелли, также должны быть предметом внимания правителя. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной».

Непременным условием эффективного осуществления вла­сти Макиавелли считал согласие с ней подданных. «Презрение и ненависть подданных, – пишет он, – это то самое, чего госу­дарь должен более всего опасаться». Добиться согласия и бе­зусловного повиновения подданных государю можно, как счи­тал Макиавелли, двумя способами. Первый – любовь к госуда­рю. Второй – страх перед ним. Что эффективнее и надежнее? С точки зрения Макиавелли лучше всего, разумеется, «когда бо­ятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надеж­нее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания», которой невозможно пренебречь».

Чтобы добиться блага государства, советовал Макиавел­ли, правитель обязан использовать не только закон, силу, уме­ние, но и хитрость, обман, лицемерие, тактику лисицы и одно­временно льва. А чтобы сохранить престиж власти, следует любые действия прикрывать нравственными и религиозными добродетелями. Как видим, и догматы христианства, считал он, также следует оценивать, исходя из их земной полезности. Го­сударство должно использовать религию для руководства под­данными.

Вероломство и жестокость в управлении Макиавелли обо­сновывал асоциальной сущностью человека, исконной его по­рочностью как существа эгоистичного и злобного. О людях в целом, писал автор «Государя», «можно сказать, что они не­благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». При этом Ма­киавелли советовал все жестокости учинять разом: «ибо за ма­лое зло человек может отомстить, а за большое – не может», а благодеяния же оказывать мало-помалу, «чтобы их распробо­вали как можно лучше».

В конечном счете, исходя из того, что политику определяет не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология, Макиавелли сформулировал прин­цип политического реализма,который предполагает учет в по­литике подлинных условий действительности, подчинение по­литических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. В политике, подчер­кивал он, действуют особые правила, не тождественные, а под­час противоположные требованиям морали. Действия, конкрет­ные поступки властителя, по мнению Макиавелли, должны оце­ниваться не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. «Пусть обвиняют его поступки, – счи­тает он, – лишь бы оправдывали результаты».

Макиавелли и макиавеллизм как синоним постулата «цель оправдывает средства» по-разному оценивались в после­дующей истории. Чаще всего Макиавелли упрекали в том, что он освободил политику от морали, проповедовал и оправды­вал обман и коварство. В известной мере это так. Но не следует забывать, что его рекомендации не носят абсолютного харак­тера, а лишь выступают злом против большего зла во имя бла­га государства. Его установки были обусловлены историчес­кой ситуацией, реакцией на обстановку, сложившуюся тогда в Италии.

В этом контексте вряд ли есть основание упрекать Макиа­велли в цинизме и коварстве, в том, что гуманистический дух едва обозначился в «Государе». Он не превозносил высокое достоинство человеческой личности и не испытывал радости от предлагаемых им методов управления людьми и государ­ством, но он не мог в тех условиях предложить ничего другого для благой цели объединения своей страны, обеспечения её не­зависимости. Жизнь делала иные методы нереальными, не эф­фективными.

Во всяком случае и много позже все централизованные го­сударства (Англия, Франция, Россия) создавались именно в со­ответствии с его рекомендациями и методами, а его «Государь» до сих пор является настольной книгой многих политиков и правителей.

То же можно сказать о его идее политического республика­низма, которую он предлагал для будущих времен. Современ­ная Макиавелли итальянская действительность требовала установления единовластия, что он и доказывал в «Государе». Но его тезис о том, что демократическая республика – идеал государства, оказал глубокое влияние на развитие европейской и американской политической мысли и впоследствии был реа­лизован во многих странах.

Источник

Оцените статью