Марка битума для гидроизоляции колодцев

Гидроизоляция битумом

Обмазочная гидроизоляция представляет собой многослойное (2-4 слоя) водонепроницаемое покрытие из пластичных или жидких составов имеющее общую толщину в несколько миллиметров.

Обмазка битумом является наиболее дешевым способом гидроизоляции и антикоррозионной защиты поверхностей бетонных и металлических сооружений, однако область ее применения ограничивается недостаточной долговечностью битумных покрытий.

Для повышения надежности и долговечности обмазочной гидроизоляции надо отказаться от применения чисто битумных покрытий, прежде всего из-за их недостаточной водо- и трещиноустойчивости. Например, битумные покрытия уже через пять лет эксплуатации во влажном грунте имеют водопоглощение 12 %.

Водоустойчивость является важнейшим свойством гидроизоляционного покрытия, определяющим его долговечность. Испытания показывают, что при насыщении гидроизоляционного материала водой (водопоглощение свыше 5%) он теряет до 15 % первоначальной прочности (коэффициент водоустойчивости 0,85), а далее наступает его каскадное разрушение. В чистых битумах диффузионное водопоглощение идет весьма интенсивно, и уже через три года строительные битумы разрушаются.

Для повышения водоустойчивости необходимо либо наполнить битум минеральным наполнителем, либо совместить его с полимерными добавками, т. е. приготовить битумную (битумно-полимерную) мастику.

Вторым определяющим свойством тонкого обмазочного покрытия является его трещиноустойчивость при резких колебаниях температуры или при образовании трещин в конструкции. Температурные напряжения, возникающие в покрытии, определяются разностью значений коэффициента линейного температурного расширения покрытия и его основания, а также структурно-механическими свойствами гидроизоляционного материала.

Читайте также:  Жидкая резина для гидроизоляции что это такое

Марки битума для гидроизоляции

Битум нефтяной 90/10 (25 кг) – 19,40 руб./кг

Обмазочная гидроизоляция битумами БН 70/30 и БН 90/10 нетрещиноустойчива — при низкой температуре покрытие растрескивается на отдельности через 5-7 см. С другой стороны, битумные покрытия на вертикальных поверхностях оплывают под действием собственной массы, ибо они нагреваются прямыми солнечными лучами до 60-70° С; поэтому для обмазочного материала нормируется температура размягчения и разность между нею и температурой хрупкости — интервал пластичности (интервал температур, когда материал находится в вязкопластичном состоянии, обеспечивающем релаксацию напряжений).

У обычных строительных битумов интервал пластичности не превышает 90° С, причем увеличение его нефтехимическими методами весьма затруднительно, однако полимерные добавки позволяют получать битумно-полимерные мастики с интервалом пластичности 150° С и более.

Полимерные добавки

Анализ структурно-реологических свойств битумно-полимерных обмазочных композиций позволяет не только правильно определить трещиноустойчивость покрытий, но и классифицировать полимерные добавки по характеру их действия на структуру битумного покрытия, подразделив их на следующие группы:

  • структурирующие добавки –– типа каучуков, которые «сшивают» всю коагуляционную структуру битума и обеспечивают эластичность материала во всем температурном диапазоне его пластичности;
  • пластифицирующие добавки — типа латексов, которые только разжижают или структурируют дисперсионную среду битумного коллоида, существенно не изменяя его температуру хрупкости (за исключением КОРС);
  • наполняющие добавки — типа резиновой крошки и минеральных наполнителей, эффективность действия которых сказывается только в результате перевода битума в пленочное адсорбционно-связанное состояние,— они лишь повышают водоустойчивость и теплоустойчивость покрытий, не оказывая значительного влияния на их трещиноустойчивость при низких температурах.

Исследования вынуждают запретить использование для гидроизоляции долговременных сооружений гидроизоляцию разжиженными битумами, битумными эмульсиями и горячими битумами — по условиям водоустойчивости.

Исходя из условий трещиноустойчивости при переменных эксплуатационных температурах, следует исключить гидроизоляцию битумами, горячими битумно-резиновыми мастиками, а по условиям механической прочности битумно-полимерную гидроизоляцию в подземных сооружениях нужно защищать, а на открытых поверхностях армировать стекловолокнистыми материалами (стеклоткань, стеклохолст), что удорожает и усложняет гидроизоляционные покрытия.

Тем не менее обмазочная гидроизоляция является наиболее экономичным видом защитных покрытий, требующим минимума затрат труда и расхода материалов; поэтому ей следует отдавать предпочтение в тех случаях, когда это допускается условиями долговечности и надежности проектируемой гидроизоляции.

Анализ технико-экономических особенностей разных видов обмазочной гидроизоляции позволяет дать некоторые рекомендации по их использованию:

  • при защите обычных подземных сооружений, подвалов и фундаментов рекомендуется обмазочная гидроизоляция из битумно-полимерной или битумно-резиновой мастики;
  • гидроизоляционные покрытия на открытых поверхностях и кровельные покрытия должны выполняться обязательно из пластифицированных композиций, интервал пластичности которых назначают на основании диапазона эксплуатационных температур, а состав подбирают исходя из результатов анализа структурно-механических свойств и расчета температурных напряжении при минимальных температурах зимой. Наиболее целесообразны битумно-полимерные мастики с пластификатором из структурирующих добавок.

Расход битума на 1 м2

Марка Температура размягчения по методу КиШ, °С Глубина проникания иглы при 25 °С, 0.1 мм Растяжимость при 25°С, см, не менее Температура вспышки, °С, не ниже
БН 70/30
Обмазочная гидроизоляция Материалы
наименование расход, кг/м 2
горячим битумом в 2 слоя Битум разжиженный РБ-1 0,2
Битум БН 70/30 или БН 90/10 2,0
разжиженным битумом в 2 слоя Битум разжиженный РБ-1 0,2
Битум разжиженный РБ-2 3,0

Рекомендуемые составы разжиженного битума:

    для грунтовки бетонных поверхностей (РБ-1)

битума БН 70/30 или БН 90/10 . 30-35%

летучего разжижителя (бензина и др.). 70-65%

для обмазочной гидроизоляции бетонных поверхностей (РБ-2)

битума БН 70/30 или БН 90/10 . 70-65%

летучего разжижителя (бензина и др.) . 30-35%

Технология устройства гидроизоляции

На открытом воздухе гидроизоляционные работы допускается вести при температуре воздуха не ниже +5°С. Запрещается работать во время дождя, снегопада, тумана и при других неблагоприятных условиях. При ветре гидроизоляционные работы следует производить, находясь с наветренной стороны.

Битумную мастику следует наносить только на сухую, хорошо подготовленную поверхность.

Перед нанесением слоев обмазочной гидроизоляции подготовленные под гидроизоляцию поверхности огрунтовывают разжиженным битумом.

Обмазочный материал надлежит наносить равномерно, без пропусков, по всей изолируемой поверхности, не менее чем в два слоя.

Каждый последующий слой наносится лишь после отвердения и просушки ранее нанесенного слоя.

На вертикальные поверхности мастику наносят сверху вниз полосами, перекрывающими предыдущие полосы на 10-15 см.

Места перехода с горизонтальной поверхности на вертикальную, а также места над швами между элементами сборных сооружений (зданий) предварительно оклеиваются (усиливаются) полосками рулонного материала или стеклоткани (стеклохолста) шириной не менее 20 см, а затем покрываются обмазочным слоем.

Каждый слой и вся обмазочная гидроизоляция в целом защищаются от нагрева солнцем во избежание стекания гидроизоляционного материала.

Гидроизоляция горячим битумом

Битум разогревается в битумоварке до текучего состояния и наносится в жидком виде на обеспыленное основание при помощи шпателя, кисти либо разливается и выравнивается специальными гребками (раклями).

Гидроизоляция разжиженным битумом

Горячий битум допускается разжижать бензином. При этом битум с температурой не более 70 °С следует вливать в бензин, а не наоборот, сопровождая эту операцию тщательным перемешиванием деревянными мешалками. Этилированный бензин или бензол использовать в качестве растворителя битума запрещается.

При малых объемах работ разжиженный битум наносят малярными кистями, при больших — при помощи битумораспылителей, краскопультов с пистолетами-распылителями.

Требования перед началом и вовремя работы

Котлы для варки и разогрева битумных мастик должны быть оборудованы приборами для замера температуры мастик и плотно закрывающимися крышками.

Температура массы не должна превышать 180 °С и примерная продолжительность варки 1,2-2 час.

Заполнение битумного котла допускается не более 3/4 его вместимости.

Загружаемый в котел наполнитель должен быть сухим. Недопустимо попадание в котел льда и снега.

В случае воспламенения битума (или мастики) во время варки, тушение следует производить сухим песком или огнетушителем. Запрещается гасить воспламенившуюся мастику водой.

Источник

Гидроизоляция с использованием строительного битума

Содержание статьи:

Что такое битум?

Термин «битум» принято использовать в следующих значениях:

  1. генетическом – под понятие «природный битум» подпадают такие полезные ископаемые органического происхождения, как: газ, нефть, горный деготь, смолы, мальта, горный воск, озокерит, асфальт и т.п.;
  2. аналитическом — под битумом понимают вещества, которые извлекают из горных пород с использованием органических растворителей;
  3. техническом – вещества природного и искусственного происхождения, используемые для покрытия дорог, устройства гидроизоляции, приготовления мастик, лаков, праймеров и т.д.

Битум может быть как природным, так и иметь искусственное происхождение. Нефтяной битум получают на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, которую подвергают фракционной перегонке. В результате получают светлые продукты (бензин, лигроин, керосин), смазочные масла и др. виды нефтепродуктов. Нефтяные остатки (после отбора более легких по массе фракций) используют в качестве сырья для производства нефтяных битумов. При атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают остаточные битумы, при окислении нефтяных остатков — окисленные, при смешении остатков, образующихся при перегонке нефти, — компаундированные.

Материал имеет углеводородную основу и состоит из углерода (70-98%), водорода (1-14%), кислорода (0,3-10%), серы (0,2-10%), азота (0,1-3%). Важнейшие его свойства – способность растворяться в органических растворителях (бензин, бензол, ацетон, хлороформ), способность гореть, а также высокая адгезия (способность прилипать к различным поверхностям). В зависимости от состава и назначения битум нефтяной относят к одной трех классификационных групп:

  1. жидкие – в дальнейшем подразделяются на разжиженные и остаточные;
  2. вязкие;
  3. твердые – в дальнейшем подразделяются на пластичные и хрупкие.

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве. Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

Какие марки битумов бывают?

Использование марок битума для конкретных областей применения регламентируется соответствующими ГОСТами. Ниже дано описание основных марок:

1. Битум нефтяной дорожный вязкий регламентируется ГОСТом 22245-90, в соответствии с которым предусмотрены следующие марки битума нефтяного дорожного (цифры дроби в марке отражают допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С):

Нормативное значение, в зависимости от марки

Глубина проникания иглы (0,1 мм):

— при 0 °С , не менее

Температура размягчения по кольцу и шару (°С), не ниже

Растяжимость
( см ), не менее:

Температура хрупкости (°С), не выше

Температура вспышки (°С), не ниже

Изменение температуры размягчения после прогрева (°С), не более

Чтобы выбрать марку дорожного битума, нужно воспользоваться данными таблицы:

Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года (°С)

Марка битума дорожного

БНД 90/130,БНД 130/200,БНД 200/300

БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БНД 200/300

БНД 40/ бО ,Б НД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БН 90/130,БН 130/200, БН 200/300

БНД 40/60,БНД 60/90, БНД 90/130,БН 60/90, БН 90/130

2. Нефтяные битумы (БН), используемые для строительных работ , регламентируются ГОСТом 6617-76, в соответствии с которым установлены три марки битумов нефтяных строительных — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10 (цифры в числителе дроби показывают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а в знаменателе — указывают среднее значение пределов изменения пенетрации при 25°С):

Норма для марки

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

Растяжимость (при 25 °С), не менее

Растворимость (%), не менее

Изменение массы после прогрева (%), не более

Температура вспышки (°С), не ниже

БН 50/50:

  • температура размягчения: около 50 0 С;
  • свойства: хорошо прилипает, легкотекучий, на ровной поверхности постепенно оплывает (растекается).

БН 70/30:

  • температура размягчения: 70-72 0 С;
  • свойства: хороша адгезия, разбивается без осколков на крупные куски; наиболее пригоден для устройства гидроизоляционных покрытий.

БН 90/10:

  • температура размягчения: около 90 0 С;
  • свойства: высокая адгезия, малочувствителен к высокой температуре, разбивается молотком и образует осколки с блестящей поверхностью.

С течением времени материал теряет часть входящих в него масляных фракций, в результате чего становиться жестким, хрупким. При низких температурах также происходит потеря его эластичности, материал приобретает жесткость и ломкость.

3. Битумы нефтяные кровельные (БНК) , регламентируются ГОСТом 9548-74, в соответствии с которым установлены три марки кровельных битумов — БНК-40/180 (битум для пропитки), БНК-45/190 (битум для п ропитки и получения покровного битума), БНК-90/30 (материал, для покровного слоя), в числителе дроби в марке указано среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а в знаменателе — среднее значение показателей пенетрации при 25°С:

Норма для марки

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

Температура хрупкости (°С), не выше

Растворимость в толуоле или хлороформе (%), не менее

Изменение массы после прогрева , (%), не более

Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева (% от первоначальной величины), не менее

Температура вспышки (°С) не ниже

Массовая доля воды, не более

Массовая доля парафина (%), не более

Как работать с битумом

Строительные и кровельные битумы традиционно широко применяются в строительстве для производства гидроизоляционных и кровельных работ. Битум разогревают в котле или битумоварке до текучего состояния и в жидком виде наносят на обеспыленное основание шпателем, кистью либо разливают и выравнивают специальными гребками (раклями).

Битум остывает очень быстро, поэтому разогрев материала производят после подготовки основания к нанесению битума.

производят в варочном котле из толстого металла с плотно закрывающейся крышкой, Толщина стенок котла должна быть не менее 4 мм, так как в тонкостенных емкостях материал будет быстро подгорать. Перед разогревом битум очищают от упаковки и раскалывают на небольшие куски, лучше делать это утром пока материал не размяк. Полученные куски укладывают в битумоварку (котел), заполняя на 2/3 объема.

Нагрев производят на малом огне, чтобы обеспечить постепенный и равномерный прогрев. Битум расплавляют до получения однородной массы, а при появлении на его поверхности посторонних примесей, удаляют их металлическим ситом (например, жестяной банкой с пробитыми в ней гвоздем отверстиями) на длинной палке. При разогревании материал шипит и пенится, так как выпаривается лишняя жидкость.

Температура нагревания — от 160 до 200 °С. При температуре 160-170 °С материал можно разогревать в течение 3 часов, а при большей температуре — не долее 1 часа. Для контроля температуры разогретого материала используют термометр со шкалой делений более 200 0 С.

При температуре свыше 220 °С свойства материала ухудшаются, так как в нем образуется кокс. Появление зелено-желтого дыма и пузырей – явный признак перегрева (происходит процесс коксования).

При нагревании до 240 °С и более материал может легко воспламениться. В этом случае нужно немедленно закрыть крышку котла (накрыть котел листом металла), чтобы потушить огонь. Такой битум при затвердевании будет хрупким и быстро потрескается, поэтому использовать его уже нельзя.

Битум разогревают до тех пор, пока масса не станет однородной, а ее поверхность – глянцевой, при этом от неё поднимается густой серый дым.

Расход для гидроизоляции:

Битум, разогретый до жидкого состояния, наносят слоем толщиной 1,5 — 2,5 мм.
Расход составляет 1,0 — 1,5 кг на кв.м.

Техника безопасности

При работе с горячим битумом необходимо проявлять большую осторожность во избежание ожогов. Для предотвращения несчастных случаев, необходимо помнить следующие требования техники безопасности:

  • битумы – вещества горючие с температурой вспышки 220-300 0 С;
  • минимальная температура самовоспламенения строительных нефтяных битумов — 368 0 С;
  • котел для разогрева (варки) битума устанавливают на выровненной свободной площадке;
  • при огневом подогреве котла необходимо следить, чтобы жидкий битум не попал в огонь. Для этого котел устанавливают с небольшим уклоном в сторону, противоположную топке;
  • в непосредственной близости от котла располагают ящик с песком, лопаты и огнетушитель;
  • при загорании небольшого количества битума, его тушат песком, пенным огнетушителем, кошмой. При развитии пожара разлитого на большой площади продукта, огонь тушат пенной струей;
  • в процессе варки битумных мастик соблюдают правила смешивания битумов разных марок: после закладки в котел, расплавления битума БН-Ш и прекращения образования пены можно добавлять битумы более высоких марок;
  • сухие куски битума опускают в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
  • необходимо следить, чтобы в варочный котел не попадала вода, снег или лед;
  • в расплавленный битум нельзя добавлять битум третьей марки. Это может привести к большому пенообразованию, в результате чего содержимое котла выплеснется;
  • котел нельзя загружать более чем на две трети его объема;
  • при работе с горячим битумом и битумными мастиками необходимо надевать брезентовые рукавицы и костюмы, а также очки и кожаные ботинки.

Битум нефтяной строительный незаменим при устройстве гидроизоляции построенных своими руками погребов и подвалов. При покупке материала помните, что гарантийный срок хранения составляет один год с момента его производства.

Источник

Оцените статью