- Романский стиль
- Тема: Творчество
- Характеристика стиля
- Живопись
- «Замковая архитектура »
- Сравнительный анализ романского и готического стилей??) различия и сходства
- Романский и готический стиль в средневековой архитектуре
- Средневековье: Романика и Готика
- История искусств #7
- Романика
- Архитектура Романики
- Скульптура
- Живопись
- Готика
- Готическая культура
Романский стиль
Тема: Творчество
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Тем не менее, в этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды, когда искусство развивалось лишь в окрестностях королевского двора и в небольшом кругу монастырей.
Романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды и орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Характеристика стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.
После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.
Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.
Живопись
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
Также, для Романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста, не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры: геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
«Замковая архитектура »
Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.
Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.
Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.
Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.
Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Источник
Сравнительный анализ романского и готического стилей??) различия и сходства
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикальВ романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках) , теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы) , а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» , их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
В связи с тем, что возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Источник
Романский и готический стиль в средневековой архитектуре
Первым архитектурным стилем в эпоху Средневековья стал романский стиль. Это монументальная архитектура главным предназначением которой изначально являлась защита от врага и нападений извне. Главными чертами архитектуры являются массивные толстые стены, толщина которых достигала нескольких метров.
В стенах устраивались маленькие узкие окна, не позволяющие в случае атаки попасть внутрь здания или попасть в них стрелами. На стенах возводились бойницы, за которыми могли скрываться люди, отражающие атаку сооружения. Представлен романский стиль в основном замковой архитектурой. Из – за слабого освещения, внутренняя часть замков была темной и освещалась только искусственно. Стены изнутри украшались фресками.
Возводились замки на неприступных уступах, скалах и возвышенностях. За пределами замка жили простые люди, которые в случае опасности скрывались за стенами замка. Часто вокруг замка выкапывался ров с перекидным мостом. Ров заполнялся водой и мост в случае опасности поднимался, закрывая вход в замок. Весь внешний облик романской архитектуры выглядит приземистым, массивным и основательным. Выполняя свое главное предназначение, архитектура не имеет никакого декоративного убранства снаружи.
На смену романскому стилю приходит готический. Появляется он в результате реконструкции одного из романских замков. Молодому аббату во сне явилось видение города на небесах. Рассказав о своем видении, аббат предлагает кардинально новое решение в строительстве храмов. Массивные несущие стены исчезают и на их месте появляются совершенно новые элементы в сооружениях.
Готика отличается очень высокими, устремленными высоко вверх заостренными шпилями. Добиться строительства таких высоких сооружений, удалось благодаря появлению в архитектуре аркбутанов и контрфорсов. Данные элементы помогли значительно снизить нагрузку на несущие стены. Аркбутаны, отходящие от стен в виде полукруглых арок, соединяли стену и контрфорс.
Эти элементы также включались в декоративное убранство собора. Готика получила широкое распространение по всей территории Европы. Готические соборы поражали человека своими размерами и показывали всю мощь божественной силы и красоты. Мастера искусно работающие с камнем, превращали его в произведения искусства и создавали из него легкие и как будто парящие композиции.
Новые технологии позволили делать в стенах соборов огромные оконные проемы, которые закрывались витражами. Из кусочков цветного стекла составлялись композиции в основном религиозной тематики, а проникающий сквозь них свет, рассеивался по помещению мягкими голубыми, красными, желтыми тенями, что создавало мистическую и торжественную обстановку.
Источник
Средневековье: Романика и Готика
История искусств #7
Романика
Романское искусство, романский стиль или романика- это первый из крупных исторических стилей появившийся после падения Римской империи и завершения великого переселения народов.
Он обозначал основные этапы развития художественной культуры Европы, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII — XIII века, и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства.
Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.
Но в отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой.
Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Основные черты романского стиля:
- Рельефная плоскость, лаконичность и простота;
- Цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
- Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
- Прямоугольные и цилиндрические формы;
- Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
- Каменные, массивные, толстостенные конструкции;
- Замковая и рыцарская тематика — факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
Архитектура Романики
Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.
Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор, корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная — ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная — олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная — посвящалась Новому Завету.
В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.
Композицию в средневековье понимали буквально- как складывание нового из готовых форм.
И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов, как из кубиков.
Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении.
Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод.
Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу.
Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость.
В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны.
Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Они были символом власти феодала над окрестными землями.
Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего.
В основном обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс. Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.
Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.
Скульптура
Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях.
Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда.
Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.
С распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, где главными действующими лицами становятся крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.
Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами.
Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой.
Романская скульптура открыла новые стороны действительности — образы чудовищного и безобразного.
Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960–65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа.
Живопись
Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и кончается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250 гг.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины и миниатюра.
Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона.
Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи — полосатые фоны.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, где доминирует повествовательное начало, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен.
В технике росписей, в трактовке объёмов, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон, сильно, однако, искажённый местными влияниями.
Примечательно, что в живописи, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты , или наоборот, у них большая голова, из-за чего вся фигура кажется приземистой, “карликовой”. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног.
Создаётся впечатление, что художникам X-XII веков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, а выразительность, экспрессия поз и жестов.
Готика
Готика— период в развитии средневекового искусства, пришедший на смену романскому стилю. Зародился в середине XII века на севере Франции, а в XIII веке он распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин « неоготика ».
В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.
Периодизация эпохи готики:
- Ранняя готика — XII в.
- Расцвет готики — XIII в.
- Пламенеющая готика — XIV-XV вв.
- Интернациональная готика
Название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение “вечного города” Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории.
Термин “готика” появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.
Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками.
“Готическим” первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный “возрожденческий” характер.
О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. Ладовскии:
Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше.
Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.
Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.
Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.
Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.
В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
Основные черты готики:
- Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
- Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
- Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
- Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
- Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
- Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
- Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые
Готическая культура
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.
С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.
В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.
Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.
В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.
Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.
Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.
Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.
Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.
Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.
“Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения” — так пишет Фома Аквинский в “Сумме теологии”.
Источник