- «Великая стена»: Китай не по-китайски
- Сюжет
- Стена и защитники
- Герои
- «Великая стена»: Мэтт Деймон на Олимпиаде в Китае
- В прокате «Великая стена» с Мэттом Деймоном — самый дорогой и самый странный совместный проект Китая и Голливуда. Вместо кино прославленный режиссер Чжан Имоу вновь поставил церемонию открытия Олимпийских игр.
- Мэтт Дэймон на страже Великой Китайской стены
- Съемочная группа фильма «Великая стена»
- Энди Лау, Мэтт Дэймон, Чжан Имоу, Тиан Джин, Педро Паскаль
- Кадр из фильма «Великая стена»
- Кадр изь фильма «Великая стена»
- Кадр из фильма «Великая стена»
«Великая стена»: Китай не по-китайски
«Великая стена» готовилась к премьере громко и пафосно. «Самый дорогой фильм в истории Китая! Непревзойдённый матер Чжан Имоу со своей первой голливудской работой! Суперзвезда Мэтт Дэймон в главной роли! Фэнтези о защитниках самого известного оборонительного сооружения на планете!», — амбициозных слоганов не счесть. Но вот она вышла в прокат. И мы готовы поделиться своими впечатлениями от того, что увидели.
«Великая стена» покорит даже тех, кто на дух не переносит разного рода фэнтези. А всё потому, что чистый экшн и кровопролитные батальные сцены подаются здесь через призму вреда алчности, благодаря чему любые стычки в фильме превращаются в захватывающую битву человека с собственными пороками. Восточная мудрость, помогающая заглянуть вглубь себя, и безупречный моральный кодекс конфуцианства в полный рост!».
Сюжет
«Великая стена» в отличие от реального чуда света, получилась прямой, как франкский меч в руках Мэтта Деймона. Монстры нападают, люди на стене обороняются, а чужаки с далёкого Запада явно прибыли неспроста – теперь-то всё и решится. Даже странно было узнать, что над сценарием трудились сразу 6 человек. И ещё более странно, над что таким простым и подростковым, в общем-то сюжетом, работал главный драматический киномастер Китая Чжан Имоу, для которого всегда на первом месте стояли не массовость и «боёвка», а человеческие страсти. Видимо, мэтру пришлось подчиниться правилам Голливуда, где слова «блокбастер» и «аттракцион» стали практически синонимами.
Но, с другой стороны, аттракцион получился очень красивым и ярким. Ни дать ни взять, знаменитый китайский фейерверк. А простоту и даже примитивность сюжет осознаёшь, только покинув кинотеатр. Примерно тогда же начинаешь понимать, что в сюжете-то полно дыр и несостыковок. Вопросов «Почему?» и «Зачем?», на самом деле, возникает много. Но всё это потом, после сеанса. А по ходу просмотра у создателей картины находится немало инструментов, чтобы заставить смотреть фильм «Большая стена» на пресловутом «одном дыхании».
«Такое чувство, что про персонажей, характеры и мотивацию просто забыли, их просто представили зрителю. Перед нами абсолютно безликие герои, которые конфликтуют на пустом месте и им не сопереживаешь в тех самых эпичных битвах. Сценаристы не раскрывают действующих лиц как личностей, посему даже отважное самопожертвование смотрится с равнодушием».
Стена и защитники
«Какая армия!», — восклицает наёмник Уильям (Мэтт Дэймон), глядя, как Тайный орден готовится к отражению атаки. И этим возгласом точно выражает настроение зрителя. Китайская армия просто великолепна, она – лучшее, что есть в фильме. Красотой построений и коллективных действий, чёткостью движений с ними могут сравниться разве что эльфы из последнего «Хоббита». Но даже джексоновские эльфы проигрывают воинам Чжана Имоу в красоте доспехов и сложности маневров. У защитников Стены каждый род войск имеет свой цвет доспехов. И когда лучники в красном, бойцы ближнего боя в фиолетовом и женский «спецназ», именующийся «Журавли», занимают свои места, зрелище получается просто незабываемым. Впрочем, чему тут удивляться – Чжан Имоу умеет играть красками, как никто другой. Весь мир в этом убедился ещё на открытии Олимпиады в Пекине. Отдельный реверанс барабанщицам с нунчаками. Под задаваемый ими ритм самому хочется броситься в бой.
А ведь есть ещё и сама Великая стена. Режиссёр изменил её цвет и снабдил крепость такими девайсами, что зрителям остаётся только разевать рты. Тайные ворота, настенные катапульты и баллисты, аэростаты, огромные лезвия, выдвигающиеся прямо из камня – сложно припомнить более совершенную киношную крепость.
Эта красивая картинка отнюдь не статична – боевой экшн в фильме выше всяких похвал. Массовые схватки людей с монстрами перемежаются поразительными индивидуальными трюками в исполнении Уильяма или предводительницы «Журавлей» Лин Мэй (Цзинь Тянь). Только успеваешь перевести дух, как в кадре вновь полчища монстров, и отряд «смертников» стоит насмерть прямо на отвесной стене. Массовые сцены – сами по себе отличный повод посмотреть фильм «Великая стена».
«Конечно, залихватские фильмы об уничтожении монстров имеют полное право на существование, но они нуждаются в более интересных главных героях, чем Уильям, который занятен исключительно своим умением стрелять из лука. Возможно, китайцы не хотели, чтобы западный герой затмил восточных персонажей, но в этом случае красавицу-генерала Лин, которая служит вторым по значению персонажем ленты, нужно было сделать не столь картонно «правильной».
Герои
Но когда битва заканчивается и приходит время поговорить, картина разительно меняется. Прямо скажем – не очень-то получились у Чжана Имоу главные герои. В начале фильма, правда, возникает иллюзия, что Мэтт Дэймон излечился от бледной немочи, которой страдал в последнем «Борне». Но нет, показалось. Как ни грустно признавать, наёмник Уильям – совершенно «картонный» и неинтересный персонаж. О предводительнице Лин Мэй можно сказать то же самое, но у неё есть козырь – потрясающая красота актрисы Цзинь Тянь. Можно просто смотреть и не важно, что ключевая героиня даже близко не раскрыта. Единственный вопрос, возникающий по поводу этого персонажа: в каких доспехах лучше выглядит Лин Мэй – в синих или в серебряных?
При этом весьма неплохо получился ряд персонажей второго плана. Советник, учёный и стратег Вонг, безымянный солдат – «крестник» Уильяма, генерал и три командира Тайного ордена – все они очень радуют, появляясь в кадре. Ещё один европеец – испанский наёмник Товар (Педро Паскаль), как и Уильям, классно смотрится в бою, но рот раскрывает только для произнесения шаблонных до безобразия фраз в стиле «Спасаю тебя, только чтобы убить лично». Но хуже всех получился ещё один «широкоглазый» — старый вор Баллард в исполнении Уиллема Дефо. Зачем он вообще был нужен в повествовании, знают только продюсеры.
Из других минусов стоит отметить однообразие орды Тао-Тэй — монстров, атакующих Стену. Они неплохо двигаются и достаточно страшно выглядят. Не высший класс, конечно, – Голливуд нас избаловал, но сойдёт. А вот почему их всего три вида? Ведь китайская мифология так богата демонами и духами! Тут могли быть десятки видов тварей, от штурмовиков до сапёров, а в итоге всё свелось к классическому «муравейнику» со схемой «рядовая особь-элита-царица».
«Отправляясь на сеанс, важно понимать: этот фильм – сказка, а не серьёзный хмурый научно-фантастический боевик. Способы изображения чудовищ и описанных событий вполне могут показаться вам странными и даже глуповатыми, но само кино от этого не должно показаться менее увлекательным. Вечная тема «приезжего среди недоверчивых местных», мифические твари-эндемики, а также классическая восточная таинственность – если этот набор вам по душе, то смело бронируйте билеты».
Впрочем, невзирая на минусы, картина «Великая стена» всё-таки удалась. Она вполне удачно осуждает такие человеческие пороки, как трусость и алчность, поднимает тему чести и верности. Не очень внятную игру актёров Чжан Имоу сумел компенсировать масштабностью происходящего. От дыр в сценарии (как утверждают некоторые критики, навязанном Голливудом) режиссёр мастерски отвлекает. А если учесть потрясающе красивые батальные сцены, то можно с уверенностью сказать – плюсы перевешивают. Главное, не ждать нового шедевра в жанре «уся» вроде «Дома летающих кинжалов». «Великая стена» — это, в первую очередь, голливудский блокбастер, а уж потом восточное фэнтези. Но блокбастер качественный, способный доставить зрителю немало удовольствия.
Источник
«Великая стена»: Мэтт Деймон на Олимпиаде в Китае
В прокате «Великая стена» с Мэттом Деймоном — самый дорогой и самый странный совместный проект Китая и Голливуда. Вместо кино прославленный режиссер Чжан Имоу вновь поставил церемонию открытия Олимпийских игр.
Торговцы из Европы отправляются в Китай за черным порохом, но находят верную смерть. Экспедиция уничтожена, а двое выживших (Мэтт Деймон и Педро Паскаль из сериала “Игра престолов”) оказываются в плену на Великой Китайской стене. Впрочем, до европейцев никому нет дела: гарнизон бастиона длиной в десять тысяч ли готовится к отражению крупной атаки. Только вот нападать будут не кочевники-хунну, а компьютерные монстры. И происходит это каждые шестьдесят лет, а началось еще до нашей эры. Среди защитников стены выделяется группа быстрого реагирования “Журавли” — красивые девушки-камикадзе, прыгающие на тросах в гущу сражения. Ими командует генерал Линь Мэй (Тянь Цзин, которая скоро украсит другие фильмы Legendary Pictures — “Тихоокеанский рубеж-2” и “Конг: Остров черепа”). Познакомившись с генералом, герой Мэтта Деймона забывает про порох, сбривает бороду и вступает в коммунистическую партию Китая.
Все прошлое лето деликатный западный мир сокрушался, что китайский кинематограф пал жертвой «отбеливания», — мол, есть что-то унизительное в том, чтобы брать на главную роль в самом большом национальном блокбастере рядового Райана из США. В политкорректном сочувствии ощущалось высокомерие, и мудрые китайцы еще на стадии сценария сочинили достойный ответ. Мэтт Деймон в “Великой стене” играет никакого не супергероя-мессию. Как и в «Интерстелларе», и в “Марсианине”, спасают здесь только его — и не от монстров, а от зараз западного мира; поэтому-то речь в фильме и идет о барьере. По сути, актеру досталась роль катавшейся в СССР школьницы Саманты Смит — маленького народного дипломата и очарованного странника. А грандиозная стена превратилась в идеологическую витрину.
Герои-европейцы в фильме все время норовят сбежать, предать, обмануть и незаконно обогатиться; комичнее (и потому трагичнее) всех сыграть это получается у Уиллема Дефо. Герои-азиаты, напротив, подчиняют свои жизни (и посвящают свои смерти) служению общему делу, а единственным трусом в их рядах окажется император. Да что там, в коммунистической стране даже монстры своих не бросают. “Великая стена”, кажется, первый в мире фэнтезийный фильм, где оператор дважды акцентирует внимание зрителя на том, как совершенно рядовые чудовища утаскивают раненых товарищей с поля боя.
Поскольку роман Голливуда с Китаем обещает быть долгим (Поднебесная уже догнала США по количеству киноэкранов и неизбежно догонит и по сборам), американские СМИ бьют тревогу. Одни признают, что без азиатских партнеров все труднее снимать блокбастеры — слишком высоки финансовые риски. Других пугает восточная цензура, которой то и дело подчиняется корыстный Голливуд.
Кстати, китайская корпорация Wanda, в которую входит американская кинокомпания Legendary Pictures (создатели “Великой стены” и “Варкрафта”), очень дружна с компартией и не стесняется использовать административный ресурс. В декабре прошлого года местные сайты Douban и Maoyan (аналоги Metacritic и Rotten Tomatoes) собрали для “Великой стены” низкие оценки и пользователей, и критиков — что-то около 5/10. Спустя неделю оба сайта получили выговор в официальной газете компартии Peopleʼs Daily: мол, нельзя наносить такой ущерб национальной киноиндустрии. И это будет посильнее петиций против Rotten Tomatoes из-за рейтингов “Отряда самоубийц”.
Впрочем, главное правило эффективной пропаганды — незаметность. Поэтому “Великая стена” притворяется простым и зрелищным боевиком — и делает это так хорошо, что про ее подоплеку легко забыть. Режиссер Чжан Имоу часто ездил за пределы Великой Китайской стены, чтобы менять свой черный порох на экзотических животных и завидные сувениры — золотого льва из Венеции, золотого и серебряного медведей из Берлина, награды в Каннах и призы от BAFTA. Тончайшие работы, порой идущие вразрез с идеологией страны (например, “Под ветвями боярышника”), в его фильмографии уживаются с размашистыми патриотическими эпосами: скажем, “Цветы войны” с Кристианом Бейлом — тот еще “Сталинград”.
Но “Великая стена” из всех постановок Имоу больше всего похожа на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине. Это не столько фильм, сколько последовательность сложнейших номеров, демонстрирующих могущество принимающей стороны. Тысячи статистов предусмотрительно наряжены в доспехи разных цветов — и это реверанс не только поклонникам киберспорта, но и военным и профсоюзам. Каждая следующая атака монстров — грандиознее предыдущей. Композитор Рамин Джавади (“Варкрафт”, “Игра престолов”) управляет барабанщиками, как военным оркестром. В момент, когда зрителя нужно остудить, включается красивая и печальная песня на китайском. Сам язык звучит в фильме наравне с английским и заметно превосходит его в своей решительности, собранности и энергичности. Хореография батальных сцен подчеркивает, что любым чудищам, которые покусятся на Китай, будет противостоять миллиардный монолит. А обязательные номера с фейерверками и воздушными фонарями успокаивают: давайте жить дружно.
Самое поразительное в этой красивой, дорогой и благородной истории — то, что монстры в ней нарисованы немногим лучше, чем в компьютерных играх девяностых. То ли им так отказывают в праве быть частью этого великого шоу на 150 миллионов долларов, то ли в старомодном дизайне чудовищ был какой-то коммерческий план. Впрочем, если он и был, то не осуществился. В китайском прокате фильм провалился, собрав в первые выходные гораздо меньше, чем местное фэнтези “Моцзинь: Забытая легенда”, а на второй неделе рухнул ниже комедий. А в Америке, по прогнозам Variety, “Великую стену” разрушат и бульдозер “Лего Фильм: Бэтмен”, и аксессуары “На 50 оттенков темнее”, и комедия с Айс Кьюбом.
А теперь — самое главное: всю эту геополитику лучше выбросить из головы. “Великая стена” — честное и эффектное боевое фэнтези. И обвинить его можно разве что в том, что сложности “Игры престолов” оно предпочитает простоватую удаль “13-го воина”, “Последних рыцарей”, “Орла Девятого легиона” и “300 спартанцев”. Но в мире, где сложности стало слишком много, а авантюрных романов о смелых, надежных и веселых героях — слишком мало, никакой это не грех.
Источник
Мэтт Дэймон на страже Великой Китайской стены
Трейлер «Великой стены» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Многие азиаты в соцсетях возмутились, что в историческом блокбастере о Китае, полностью снятом в Поднебесной, главную роль играет белый актер Мэтт Дэймон
О самом фильме пока известно немного – главным образом потому, что его авторы хотят сохранить сюжет в тайне. Это американо-китайская копродукция с бюджетом $135-150 млн., у руля – режиссер «Дома летающих кинжалов» китаец Чжан Имоу, в списке актеров широко представлены звезды азиатского кино (например, китайский суперстар Энди Лау, а также Тиан Джин, Кэрри Ван, Эдди Пэн). Но на переднем плане – американцы: Мэтт Дэймон с шотландскими корнями, Уиллем Дефо с ирландскими и Педро Паскаль с чилийскими. Все трое – светлокожие господа, которым вроде бы в Китае тысячелетней давности делать совсем нечего.
Съемочная группа фильма «Великая стена»
Собственно, последний факт и взбудоражил общественность: если рассматривать фильм как голливудский, то налицо продолжение американской традиции по «отбеливанию» сюжетов (когда либо белые актеры берутся играть лиц другой национальности, либо, если речь идет об адаптации книги, важные персонажи других рас заменяются белыми героями). Если рассматривать фильм как китайский – тоже нехорошо: где китайское самоуважение и почему в собственной стране любимые публикой китайские звезды вынуждены играть роль подтанцовки? Производством фильма занимаются такие гиганты, как Universal Pictures и Legendary Entertainment (причем Legendary в январе этого года была выкуплена китайским конгломератом Dalian Wanda Group), а с китайской стороны – студия Le Vision Pictures.
В случае с «Великой стеной», над сценарием которой трудилось аж шесть человек, мишенью для критических стрел стал еще и сюжет – намеренно затуманенный в трейлере, но все же достаточно внятный, чтобы вызвать возмущение. Сюжет, спору нет, весьма необычный: Великая Китайская стена, оказывается, уже была построена в камне 1000 лет назад (хотя на самом деле в то время она состояла из утрамбованной земли и деревянной обшивки, а капитальная перестройка состоялась лишь 500 годами позже). И строилась-то она, оказывается, не ради защиты от набегов кочевников, а чтобы не впустить в Китай гигантских демонов-драконов. И ключевые роли в этой обороне, оказывается, выполняли белые люди, хотя до реального налаживания связей между западным и восточным мирами в то время было еще далеко (Марко Поло в свое знаменитое путешествие по Азии отправился, например, только в XIII веке).
«Вот, пожалуйста, опять эта фигура белого спасителя! – гневаются комментаторы. – Снова и снова белая раса внушает нам, что без защиты парней типа Мэтта Дэймона мы даже сами себе помочь не в состоянии! Доколе. »
Вместе с тем, когда в «Марсианине» китайцы помогали выручать из лап голодной смерти того же самого Дэймона, застрявшего на Марсе, никто не протестовал: ну как же, жители Поднебесной спасли самого «агента Джейсона Борна», это ведь здорово, с какой стороны ни посмотри (и, к слову, когда тот же Чжан Имоу снял «Цветы войны», оказавшиеся чисто внутренним событием, на Криана Бейла в главной роли тоже никто не ругался). Собственно, во многом потому, что «Марсианин» был благосклонно принят в Китае, Дэймон и получил главную роль в «Великой стене» – понятно, что к этому парню желтокожие граждане должны относиться лояльно, как к никому другому.
Они и относятся. Судя по комментариям под трейлером на микроблоггинг-платформе Weibo, многим китайцам нравится рассматривать ленту именно как китайскую – и в этом свете присутствие в кадре большой голливудской звезды им очень льстит. Те же, кто считает фильм голливудским, все равно хвалят режиссера за «привнесение китайских элементов в западный фильм». Совсем иная реакция у азиатов, проживающих в США: они не гордятся такими проектами, а, напротив, весьма болезненно воспринимают голливудский «диктат белого человека», традиционно рассматривающий «этнических» актеров лишь как претендентов на второстепенные роли (фильмы типа «Гарольда и Кумара» – редкие исключения из этого правила). Американские китайцы видят в «Великой стене» упущенные возможности: ведь, действительно, проект такого уровня мог бы создать новых звезд, и китайские актеры смотрелись бы в нем максимально органично. Но вместо того, чтобы дать наконец азиатам шанс, сложившаяся система продолжает воровать «этнические роли» и раздавать их не тем, кто более подходит, а тем, кто более узнаваем и, следовательно, лучше продается.
Энди Лау, Мэтт Дэймон, Чжан Имоу, Тиан Джин, Педро Паскаль
Из-за двойственной натуры фильма, не позволяющей его полностью отнести ни к американской, ни к китайской продукции (режиссер придерживается витиеватой формулы «мы используем голливудский фильммейкинг для пропаганды китайской культуры»), «Великая стена» подобна стакану воды: оптимист увидит там одно, пессимист – другое. Кто-то скажет, что в съемках на английском языке и с белым протагонистом явно просматривается желание угодить американскому зрителю, а не китайскому. Другие заметят, что белый Дэймон все-таки более «консенсусная» и узнаваемая фигура на международном рынке, чем любая неголливудская звезда, а дублировать язык на разные диалекты все равно бы пришлось, потому что единого «китайского языка» не существует. Кто-то фыркает, что делать китайцев обрамлением для «чужака» в китайском же фильме унизительно, кто-то, наоборот, радуется, что азиатские актеры наконец-то получили возможность поучаствовать в голливудском проекте такого уровня, что, несомненно, повысит их узнаваемость в дальнейшем. Кто-то обвиняет «Китайскую стену» в фальсификации истории, кто-то пожимает плечами: это явно фэнтезийный проект, набитый драконами, его сюжет разворачивается в альтернативной реальности – а в таком случае там и стену могли построить на 500 лет раньше, и белые могли играть более активную роль, чем в реальности.
Истина же, как водится, лежит где-то посередине.
Механизмы, обеспечивающие кассовый успех, давно проверены и отлажены – спорить с этим сложно (равно как и с тем, что любые механизмы имеют свойство устаревать). Проект, апеллирующий сразу к американскому и международному рынку, вынужден опираться на звезд, узнаваемых и здесь, и там, – отсюда присутствие и «белых», и «желтых». Можно было бы отдать главную роль тому же Энди Лау, но тогда повышается риск, что американцы проигнорируют фильм с плохо известным им лицом на постере. Защитники «китайского производителя» убеждены, что фильмы типа «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» вполне подтверждают, что международный успех могут иметь и ленты без узнаваемых голливудцев в кадре; в ответ американские продюсеры указывают им на то, что таких фильмов пока слишком мало и, учитывая этот факт, рисковать крупным бюджетом они не считают возможным. Чистая, мол, математика. В первом приближении все это звучит вполне резонно.
Кадр из фильма «Великая стена»
Вот только когда главы студий говорят, что белым зрителям обязательно нужен белый герой, которому можно сопереживать, они опускают тот факт, что сами же и приучили к этому домашнюю аудиторию. И не спешат признавать, что кроме американских зрителей существуют и другие – и уж коль скоро мировой прокат сегодня стал составлять более серьезную силу, чем домашний, то пора бы научиться учитывать ожидания той международной аудитории, которая помогает многим блокбастерам стать хитами.
Да, сегодня «расистский миф» уже начал размываться, сдвиги есть. В экранизации того же «Марсианина» одну из заметных ролей отдали актеру нигерийского происхождения Чиветелу Эджиофору (даром что изображал он индийца). А в грядущей экранизации «Темной башни» главного героя играет чернокожий Идрис Эльба – отличный актер, но, по мнению многих поклонников знаменитой саги Стивена Кинга, совершенно не подходящий на эту роль (тот случай, когда «политкорректность» может даже идти во вред общей идее). Существует ряд афроамериканских суперзвезд типа Уилла Смита или Дэнзела Вашингтона, способных сегодня вытянуть на себе любой блокбастер.
Но все это не касается азиатов: за исключением владеющих боевыми искусствами заезжих «гастролеров» типа Джеки Чана или Джета Ли, китайцев по-прежнему считают недостаточно мужественными – мол, в роли экшен-героев или героев-любовников они будут смотреться слишком неубедительно. В этом, собственно, и проблема, а вовсе не в Мэтте Дэймоне как таковом. Появление Дэймона в главной роли в китайском (или, если угодно, «китайском») фильме – лишь внешний симптом, а сама болезнь состоит в том, что Голливуд за много лет селекционной политики, поддерживавшей лишь «своих парней», не удосужился вырастить ни одной подходящей американской звезды класса «А» с азиатской внешностью, которая в случае с «Великой стеной», не приходится сомневаться, целиком устроила бы все стороны.
Кадр изь фильма «Великая стена»
Конечно, критики, возмущенные трейлером, в чем-то правы: искусственность сюжета налицо, и Дэймон там не на своем месте. Но надо трезво смотреть на вещи: рисковать деньгами, делая уникальную по дороговизне ленту, предназначенную для международного проката, не стали бы никакие киноинвесторы – в этом плане другого выхода, кроме как взять голливудскую звезду на главную роль, авторы фильма для себя не видели и не могли видеть. Против «конвертируемости» голливудских лиц не попрешь. Другое дело, будут ли вынесены какие-то уроки из этой ситуации?
Сегодня, когда американские студии все активнее ищут лазейки для проникновения на богатый китайский рынок (одной из таких лазеек является копродукция), проблема отсутствия «консенсусных» звезд проявляется все острее – и будет проявляться в дальнейшем. Кинокомпания Le Vision Pictures, стоящая за «Китайской стеной», намерена и дальше крепить дружбу между Голливудом и Поднебесной и планирует запустить в работу сразу 20 англоязычных фильмов, так что подобные инциденты вокруг этнической принадлежности главных героев неизбежны и в будущем. Нам остается лишь наблюдать за процессом и в зависимости от убеждений хвалить кастинг (ведь белые актеры в известной степени программируют кассовый успех и, следовательно, помогают нести китайскую культуру в массы) или ругать (все-таки, как ни крути, белые актеры в китайском кино – нонсенс и отбивание хлеба у самих китайцев). А предпочтет ли «фабрика грез» и дальше следовать обкатанной схеме, выдумывая хитрые «международные» сюжеты, куда можно всеми правдами и неправдами втискивать белых протагонистов, спасающих мир от гибели, или все же займется выращиванием собственных «этнических» звезд, не вызывающих возмущения или смеха при помещении их в индийские или китайские декорации (с африканскими, слава богу, вопрос уже не стоит столь остро) – это будет зависеть не только от кассовых успехов копродукционных лент, но и от скандалов, сопровождающих их выпуск.
Кадр из фильма «Великая стена»
Скандал вокруг «Великой стены» уже состоялся, и его суть в том, что не все можно мерить деньгами, и неуклюжие попытки усидеть на двух стульях способны принести как величайший кассовый успех, так и позор с насмешками. Особо пикантно будет, если окажется, что на кандидатуре Дэймона настояли сами же китайские инвесторы. Очевидно, эта история еще далека от завершения – настоящий разбор полетов будет позже, когда самый дорогой фильм в истории китайского кинопроизводства выйдет на экраны. Прошлые расовые споры (например, вокруг Скарлетт Йоханссон в экранизации японского «Призрака в доспехах») показали: если голливудские бонзы не понимают, что, вливая деньги в раскрутку лишь белокожих звезд, они культивируют расизм, то людей, готовых донести до них эту мысль, уже хватает. Недаром авторы комедии «Алоха», получившие от зрителей на орехи за попытки выдать Эмму Стоун за гавайку, были вынуждены отказаться от сиквела. И недаром сегодня СМИ столь активно перепечатывают пост тайваньско-американской актрисы Констанс Ву со словами:
«Деньги – глупейшее оправдание в истории человеческого бытия. Вы постоянно высказываете расистскую мысль о том, что белые люди лучше цветных или что цветные люди нуждаются в спасении с помощью белой силы. Когда вы постоянно снимаете фильмы такого типа, то ИМЕННО ЭТО и говорите ВЫ. Да, ВЫ. ДА, ВЫ. Да, чувак, я это, блин, о тебе! Желал ты того или нет. Нам не нужно ваше спасение от чего бы то ни было. И нас уже тошнит от того, что вы снова и снова убеждаете нас, что без вас мы пропадем… Думаете, только мегазвезда может продать фильм? Звезды НИКОГДА не гарантировали стопроцентного успеха! И если белым актерам простительно время от времени иметь кассовые провалы, почему “цветные” не имеют на это права хотя бы иногда? И не пора ли нам признать, что тяга зрителя к “уже состоявшимся героям” и “трудности финансирования” больше не могут служить оправданием расизму?»
Ву не одинока в своем возмущении. «Что они старались удержать за стеной? – повторяют комментаторы фразу из трейлера и сами себе отвечают: – По-видимому, защищали Голливуд от азиатских актеров».
Выдержит ли «великая голливудская стена» очередную волну обвинений в расизме или снова спустит дело на тормозах, сославшись на аргумент «но люди же покупают», – очень интересный вопрос.
Источник