Молящиеся евреи у стены плача

Молящиеся евреи у стены плача

Эволюция жизни во Вселенной.

Книга2. Беспокойная молодость.

Часть2. Ветвь эволюции: Афразия.

Каменная душа Еврейского Бога.

Почему иудеи молятся у Стены Плача и чтят Тору.

Традиции молится у стены плача — каменной облицовки горы Мориа (Храмовой горы) появилась ещё в первом веке, после разрушения храмового комплекса римлянами.

Эти моления соответствуют древним традициям иудеев, которые поклонялись камням и скалам.

Языческий обряд поклонения камням – не главное в религии иудеев – это древняя традиция. Главное, что внесли иудеи в мировую культуру это то, что они считают, что Бог это невидимый дух и поэтому его невозможно изобразить.

Они так же считали, что главным является то, что даровал Бог людям моральный кодекс, по которому должны жить люди Моральные принципы были записаны в книги. Затем к моральным заветам Бога добавился свод иудейских законов, легенды и литературные произведения.

Книги стали объектом почитания иудеев. Уважение к святым книгам у иудеев к началу нашей эры было очень высоко.

Не маловажное значение для человечества сыграли и синагоги. Синагоги были не церквями в современном понимании этого слова, а местом для собраний.

В синагогах собирались люди, чтобы обсудить святое писание.

Синагоги были оформлены очень просто: кафедра и скамьи для прихожан. Изображений Богов и кумиров не было.

Мог каждый из иудеев мог, открыв святое писание, прочитать понравившееся место в Торе и прокомментировать написанное.

Как бы вынося на обсуждение, тот или иной эпизод закона, или обращая внимание на слова того или иного пророка.

Эта религиозная демократия привела к появлению множества пророков – толкователей святого писания. Одним из таких толкователей и был Иисус Христос, который заговорил о еврейском Боге, как едином Боге для всех народов и который нравственность в обществе поставил выше соблюдения ритуалов.

Христианство сделало в этом смысле шаг вперед в понимании божественной истины, и несколько шагов назад, вернувшись к почитанию фетишей и идолов

Постепенно у христиан нравственные основы учения Иисуса Христа переместились на второй план, а обрядность и восхваления Бога на первое. между тем у христиан осталось послабление к тем, кто занимается науками и более того они призывают воспринимать Бога не только сердцем, но и головой, то есть осмыслено.

Мусульмане, так же как иудеи, чтят святые слова, изложенные в священной книге Коран, а так же нравственные принципы, изложенные в святой книге, отрицают как иудеи поклонения изображениям Богов или кумиров. Главным тормозов дальнейшего развития мусульманской идеологии явилось то, что Коран стал догмой и любое движение человеческой мысли порицается, если эти мысли идут в разрез с изложенном в Коране. У них на первом плане восхваление Бога и пророка Мухаммеда, при соблюдении нравственных принципов изложенных в Коране.

Источник

Стена Плача в Иерусалиме

18 окт 2019 — последняя актуализация статьи

Стена Плача – одна из самых известных достопримечательностей Иерусалима. Это главное священное место Иудаизма, но сюда пускают всех, вне зависимости от религиозной принадлежности. Туристам интересно посмотреть на традиции и молитвы иудеев, прикоснуться к древней истории, причем и в прямом, и переносном смысле этой фразы. Начнем с истории этого места.

Немного истории

Стена Плача находится на границе места, называемого “Храмовая гора”. Словом “гора” она только называется, а в действительности ее даже холмом назвать сложно. Сейчас она только напоминает возвышенную площадь или плато.

Именно здесь был построен Первый Храм (главный храм Иудаизма). Он был построен царем Соломоном в 825 году до нашей эры и простоял до 422 года до нашей эры, когда был разрушен царем Вавилона — Навуходоносором II. Евреи были обращены в рабство и уведены в Вавилон.

В 368 году до нашей эры они вернулись обратно и построили Второй Храм на этом же месте. Второй Храм простоял до 70 года нашей эры, когда был разрушен по приказу знаменитого императора Римской империи — Веспасиана.

При разрушении храма римляне “схалтурили” – разрушили не все строения. Второй Храм по периметру был обнесен стеной, воздвигнутой царем Иродом Великим. Эта стена не принадлежала непосредственно Второму Храму, а несла техническую функцию – поддерживала грунт. Западную часть этой стены римляне не тронули, и она – это всё, что осталось от главного храма Иудаизма.

Римляне не только разрушили Второй Храм, но и запретили евреям доступ в Иерусалим, кроме одного дня в году. В Византийский период, времена Арабского Халифата и в правление Мамлюков ситуация была не лучше.

В 1517 году Иерусалим попал под власть Османской империи (турок), а турки относились к евреем благосклонно. Официально иудеям разрешил молиться у Стены Плача султан Сулейман Великолепный, которого многие читатели знают по телесериалу “Великолепный век”.

С того момента, Стена Плача стала главным предметом разногласий между еврейской и мусульманской общинами. Иудеи несколько раз пытались купить окрестные здания, но неудачно. Мусульмане очень боялись отдавать какую-либо собственность в округе, опасаясь притязаний иудеев на Иерусалим. Противостояние обострилось после 1917 года, когда Палестина попала под контроль Великобритании.

Это противостояние достигло пика 16 августа 1929 года, когда около стены начались беспорядки. За несколько дней погромов в Иерусалиме было убито 133 еврея и 339 были ранены. Со стороны арабов погибло 110 человек.

В 1930 году британцы собрали комиссию, чтобы разрешить спор общин. Эта комиссия установила неприкосновенность мусульманского квартала около Стены Плача, но разрешила евреем свободный доступ и обряды.

В ходе арабо-израильской войны 1948-49 годов эта часть Иерусалима отошла род контроль Иордании. Согласно договору перемирия, евреи имели свободный доступ к Стене Плача. Но по факту, их сюда не пускали.

5 июня 1967 года началась Шестидневная война. В ходе молниеносной военной операции Израиль разбил армии Египта, Иордании и Сирии. У Египта был захвачен Синайский полуостров, у Сирии Голанские высоты, но самым ценным успехом Израиля в этой войне стал захват Иерусалима. Фото израильских десантников у Стены Плача (смотрите слева) облетело весь мир.

Стена Плача теперь находится на израильской территории, и уже никто не может запретить иудеям доступ к ней. Каждый день тысячи иудеев приходят сюда, чтобы …

Что иудеи делают у Стены Плача?

В первую очередь, они молятся. Для россиян это выглядит немного странно. Они раскачиваются на пятках и одновременно делают короткие наклоны вперед. Причем проделывают это весьма энергично, и некоторым вся эта процедура кажется забавной.

Параллельно читаются священные тексты, и гул стоит неимоверный. Некоторые молятся так, чтобы лбом касаться камней. Как раз в этот момент вспоминается поговорка: “Заставь кое-кого Богу молиться, он себе лоб расшибет”.

Не подумайте, что мы хотим посмеяться. Любой религиозный ритуал достоин уважения, если он направлен на культивацию добра и счастья людей. Просто иудейские ритуалы выглядят для нас очень непривычно.

Вторая важная традиция – вставлять бумажки с молитвами и просьбами к Богу между камнями Стены Плача. Считается, что именно такая молитва имеет максимальные шансы быть услышанной Всевышним.

Некоторые иудеи целуют камни, некоторые плачут и причитают, вспоминая об утерянных святынях своего народа. Отсюда и пошло название “Стена Плача”, хотя во время поездки в Израиль мы не рекомендуем пользоваться этим названием. Пожалуй, поговорим об этом подробнее.

Название

Название “Стена Плача” многие иудеи считают обидным. И их можно понять, такое название намекает на слабость израильтян. А как назвать слабой нацию, которая за шесть дней наголову разбила троих соседей с армиями, превосходящими численностью в десятки раз?

В мире чаще используют другое название – “Западная стена”. Оно логично вытекает из ее расположения на западе от местонахождения храма.

На иврите название произносится как “ХаКотэл ХаМарави” и переводится именно как “Западная стена”.

Еще ее называют “Котэл”, что переводятся как “стена”. Если нужно доехать до Стены Плача на такси, то можно просто сказать слово “котэл”, и таксист всё поймет. Ударение ставиться на второй слог.

Когда иудей говорит “Стена”, он подразумевает именно Стену Плача, как китаец подразумевает в таком случае Великую Китайскую стену. Неудивительно, ведь иудеи молятся лицом в сторону Стены Плача, как мусульмане молятся лицом в сторону Мекки. Но, у иудейских молитв есть свои особенности.

Как и когда иудеи молятся в сторону Стены Плача?

Утверждение, что иудеи молятся в сторону Стены Плача, не совсем верно, а аналогия с исламом также весьма сомнительна. Направление важно только для одной молитвы, называемой “Шмонэ-Эсре” или “Амида”. Это основная молитва, которую правоверному иудею следует читать трижды в день.

Правила направления при молитве “Шмонэ-Эсре” следующие:

Если иудей находится вне Израиля, то он должен повернуться лицом к Израилю.

Если иудей находится в Израиле, но не в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Иерусалиму.

Если иудей находится в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Храмовой горе.

Как видно из инструкции, Стена Плача тут значения не имеет.

Вдобавок, из этих правил есть несколько исключений. Если молящийся не может определить направление (к примеру, нет компаса и солнца не видно), если он не силен в географии или не может определить направление по другим причинам, то ничего страшного.

Согласитесь, эти нормы сильно отличаются от исламских, когда мусульмане молятся всегда только в сторону Мекки.

Сама Стена Плача – это самое священное место молитвы для иудеев, ведь на самой Храмовой горе им молиться запрещено.

Что представляет собой Стена Плача сейчас

Она довольно длинная – 488 метров. Большая ее часть скрыта за домами мусульманского квартала и недоступна иудеям и туристам. Открыты только два участка.

Первый участок длиной около 60 метров, и перед ним находится “Площадь Западной стены” (на фото слева). Именно этот участок посещают туристы, и здесь молится большинство паломников. Площадь разделена перегородкой на две части – мужскую и женскую (на фото слева).

Многих российских туристов поражает разделение стены на секции для мужчин и для женщин. Если к подобным вещам в Исламе россияне уже привыкли, то от Иудаизма такого мало кто ждет.

Второй участок имеет длину всего около 8 метров, и его называют “Малая Западная стена”.

Стена Плача высокая – 19 метров над уровнем земли, а еще ее часть находится под землей, а общая высота оценивается примерно в 32 метра. Согласно исследованиям, только нижние крупные блоки относятся к временам Ирода Великого. Блоки выше были установлены в эпоху Арабского Халифата, а самые верхние камни относятся к временам владычества Османской империи.

Вдоль Стены Плача под землей проложены туннели. Можно принять участие в экскурсии по этим туннелям, это займет один час времени. Естественно, за посещение подземелья берется отдельная плата.

Цена входа

К самой Стене Плача можно пройти совершенно бесплатно.

Экскурсия по тоннелям стоит 30 израильских шекелей для взрослого посетителя и 15 для ребенка.

Часы работы

Стена Плача открыта в режиме 24/7/365.

Туннели открыты с воскресенья по четверг с 7 утра до самого вечера, и в пятницу с 7 часов утра до полудня.

Сколько времени туристу планировать на посещение

Если вы не иудей и молиться не собираетесь, то больше 30 минут можете не планировать. Атмосфера тут явно невеселая, и шум раздражает. Большинство туристов около Стены Плача больше 15 минут не выдерживают.

Записку между камнями может оставить любой желающий. Если вы вознамерились это сделать, то рекомендуется написать послание Богу заранее и взять с собой.

Как добраться

Пожалуй, это одна из самых больших проблем для туристов в Иерусалиме.

Доехать на такси – самый удобный способ, но и самый дорогой – около 5 шекелей за километр. Если вам по силам платить такие деньги, то выбирайте именно этот способ. Подробно о тарифах читайте в нашей статье «Такси в Израиле».

Метро в Иерусалиме нет, только автобусы и скоростной трамвай. Главная проблема в использовании автобусов – туристы не знают, на каком доехать и где пересесть. Рекомендуем спросить у персонала вашего отеля, на каком автобусе (каких автобусах) можно доехать до Стены Плача. К слову, билет на автобус в Израиле недешевый – от 6 шекелей.

Можно сэкономить, если посетить местное экскурсионное бюро. Просто купите экскурсию по интересующим достопримечательностям, так будет дешевле и быстрее.

Правила поведения

— Во время шаббата здесь запрещено курить, снимать фото и использовать мобильные телефоны.

— Вход с домашними животными на “Площадь Западной стены” запрещен.

— Запрещено проносить к стене музыкальные инструменты. Весьма странный запрет, как нам кажется.

— Посетители обязаны находиться в головном уборе. Если у вас его нет, то можно взять кепи прямо на площади.

— Одежда должна быть скромной.

— Подходить к Стене Плача и отходить от нее можно только лицом.

— Выполняйте указания сотрудников службы безопасности, не спорьте с ними и не конфликтуйте.

Ещё пара моментов

— Если отдыхаете в Эйлате, то вначале нужно попасть в Иерусалим. Это можно сделать самостоятельно на автобусе или с экскурсией. Обо всех вариантах мы рассказали в статье «Как добраться из Эйлата в Иерусалим»;

— Подробно о дрес-коде читайте в нашей статье «Что туристам нельзя в Израиле».

Желаем интересных экскурсий по Иерусалиму, и читайте другие наши статьи об Израиле (ссылки ниже).

Источник

Как молились у Стены плача

Л етом 2017 года в Израиле разразился очередной политический кризис, вызванный требованием религиозных партий не допустить создания у Стены Плача отдельного участка, где мужчины и женщины могли бы молиться вместе. Не принимая ничьей стороны в этом споре, мы решили предложить на суд читателей отрывок из статьи профессора Давида Голинкина, ведущего галахического авторитета консервативного иудаизма, посвященный «истории вопроса».

Василий Верещагин. Стена Соломона, 1884-1885

Вплоть до 1948 года около Стены плача (Западная стена, Котель) не было никакой синагоги. Мужчины и женщины молились рядом без всякой перегородки.

Молящиеся у Стены плача. Фотография из коллекции Матсона, до 1914

Евреи у Западной стены. Старая открытка, около 1906 года.

Об этом ясно и недвусмысленно пишет профессор Шмуэль Шило в своей галахической статье (Shiloh, p. 163), а так же др. Дорон Бар в своей книге о еврейских святых местах Израиля между 1948 и 1968 (Bar, p. 212). А. Лунц, Й. Йегуда и Мордехай Гакоэн в свое время собрали огромное количество источников, в которых упоминается молитва у Стены плача: начиная с 1520, когда Стена приобрела популярность у еврейских паломников, и заканчивая 1967 годом. «Показания» Лунца и Йегуды, живших в Иерусалиме, соответственно, в 1869-1918 и 1863-1941, а также многочисленные фотографии и изображения ясно и недвусмысленно свидетельствуют, что женщины регулярно ходили к Стене плача, что они нередко составляли большинство молящихся в этом месте, и что вплоть до 1948 года, когда Старый город был захвачен иорданцами, около Котеля не было постоянной перегородки.

В 1882 году А. Лунц пишет:

  • 1. Каждую пятницу, сразу после полудня, множество наших братьев – мужчин, женщин и детей – устремляются к Стене Плача, старики – опираясь на свои палки (Luncz, 1882, pp. 30-31)
  • 2. Далее он описывает, как группы мужчин молились справа и слева, «а между ними стояли женщины в своих белых шалях, накинутых на спины, чьи уста возносят молитвы у славословия Богу Живому» (там же, стр. 32). Проще говоря, мужчины молились справа и слева от женщин, без всякой перегородки.

Евреи молятся у Стены Cоломона, 1933 г.

В большой статье о Стене плача, написанной в 1913 году, Лунц добавляет множество деталей:

  • 1. По пятницам, особенно в пятницы после благословения нового месяца, уже с полудня дорожку перед Котелем заполняли мужчины, женщины и дети» (Luncz, 1913, p. 32).
  • 2. В пятницу с вечера до утра пространство [перед Стеной Плаче] было заполнено множеством мужчин и женщин… Большую часть дорожки занимали женщины-плакальщицы, и лишь несколько мужчин по одному приходили прочесть кинот (траурные элегии 9 ава).
  • 3. «И в этом веке [начале ХХ], когда множество наших братьев из разных общин взошли [в Землю Израиля] и поселились в святом городе, нередко случалось, что мужчины, женщины и дети заполняли все пространство перед Стеной Плача (там же, стр. 46).

Очень похожие вещи описывает Й. Йегуда, писавший в 1929 году:

  • 1. «В 1841 году моя прабабушка зимой и летом ходила к Стене каждую пятницу после полудня, и оставалась там до зажигания свечей, прочитывая от начала до конца весь Псалтырь и Песню Песней» (Yehudah, p. 141).
  • 2. «Когда я был маленьким и мне еще не исполнилось 5 лет, мама и бабушка часто брали меня к Стене; иногда там были одни женщины» (там же).
  • 3. «Много раз я видел там мужчин и женщин, которые молились и читали [священные книги]»(там же, стр. 142).
  • 4. «Я помню, что, когда я был маленький, Симан-Тов Меюхас сидел около стены, а перед ним стояли стол и стул. Когда подходил уважаемый мужчина или женщина, он предлагал им стул, чтобы они могли сесть» (там же).
  • 5. «Там часто сидел бедный сефардский раввин, читавший сидевшим кружком пожилым мужчинам и женщинам Меам Лоэц , Решит Хохма и другие подобные книги» (там же).
  • 6. Лунц (1913, стр. 51) пишет, что через несколько лет после 1880 мужчины начали «приносить лавки и маленькие стулья и строить из них перегородку, отделяющую мужчин от женщин». Очевидно, рабби Лунц считал это значительным новшеством (а так же причиной длительного конфликта между евреями и мусульманами, закончившегося тем, что в 1912 евреев перестали пускать к Стене).
  • 7. В 1913 году, накануне Песаха, впервые после переезда в Палестину у Стены Плача побывал др. Клаузнер. По его словам, «евреи и еврейки подходили к Стене и целовали каждый камень» (Hacohen, p. 49).

Неевреи, побывавшие около Стены Плача в XIX веке, так же упоминают мужчин и женщин, молящихся бок о бок (Hacohen, p. 53):

1. Крещеный еврей Р. Гершель писал, что около Котеля рядом с ним молились мужчины и женщины из Польши и Германии.

2. В. Вудкок описывает стариков и старух, молившихся у Стены Плача в 1848.

3. В 1855 Уильям Прайс обнаружил около Стены многочисленную толпу мужчин и женщин всех возрастов.

4. В 1855 Грегори Уортабт наблюдал у Стены евреев и евреек, которые молились и плакали.

Все вышеприведенные свидетельства подтверждаются многочисленными изображениями и фотографии мужчин и женщин, которые бок о бок молятся у Стены Плача:

  • 1. На гравюрах Уильяма Генри Барлетта, сделанных в 1842 или 1844, можно увидеть две кучки, мужскую и женскую, молящиеся рядом около стены плача (Ben Dov, p. 102; Druk; Hacohen, p. 27; Naor, p. 176.)
  • 2. На рисунке 1854 мужчины и женщины сидят группами или стоят поодиночке около Стены (Vilnay, p. 308).
  • 3. На фотографии Феликса Бонфилса, сделанной в 1870, и послужившей основой для гравюре Тейлора, мы видим мужчину, стоящего около Стены, и женщину, сидящую у его ног (Ben Dov, p. 67; The Jerusalem Post, June 21, 2002, p. B14).
  • 4. На рисунке Хунтера (XIX век), сделанном, скорее всего, с фотографии, мы видим молящихся рядом нескольких мужчин и трех женщин.
  • 5. На четырех цветной открытке конца XIX-начала XX вв. можно увидеть мужчин и женщин, группами или поодиночке молящихся около Стены Плача. На одной мужчина и женщина почти касаются друг другой на другой молящиеся стоят у Стены в ряд: женщина, мужчина и снова женщина (Ben Dov, after p. 96).
  • 6. На фотографии, сделанной в 1900 Килкором Кеворкяном, армянским фотографом, жившем в Старом городе, можно увидеть многочисленных женщин и нескольких мужчин, молящихся около Стены плача (In Jerusalem, January 14, 2000, p. 7).
  • 7. На открытке начала ХХ веке, сделанной по рисунку Жан-Леона Жерома, можно увидеть мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача; одна женщина стоит совсем рядом с мужчиной (Ben Dov, p. 103).
  • 8. В 1913 году Эфраим Лильен изобразил группу мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача.
  • 9. На недатированной фотографии из немецкого травелога можно увидеть многочисленных мужчин и женщин, молящихся бок о бок (Ben Dov, p. 75)
  • 10. На недатированном рисунке изображены женщина, мужчина и еще четыре женщины, молящиеся около Стены Плача, в то время как рядом с ними стоят два турка (Ben Dov, p. 115).
  • 11. Наконец, на еще одной недатированной фотографии рядом друг с другом молятся три женщины и мужчина, одетый как ультра-ортодоксальный еврей (Hacohen, p. 59).

Мне удалось найти только две фотографии, на которых мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача, разделяет перегородка. Одна опубликована в христианской книге 1904 года (Druk); на другой, взятой из арабского источника, можно увидеть портативную перегородку (Ben Dov, p. 130; возможно, фотография была сделана в 1928 году).

Жан-Леона Жером, Стена Соломона

В годы мандата перегородка, которую евреи возводили на Судный день, стала яблоком раздора между евреями, арабами и англичанами. Напряжение достигло пика в 1928-29 гг. Так, 23 сентября, накануне Судного дня, евреи установили у Стены Плача временную перегородку. На следующий день заместитель губернатора Иерусалима распорядился ее убрать. 15 августа 1929 года, 9 ава, молодежная организация Бейтар организовала около Стены Плача демонстрацию протеста. Муфтий организовал арабскую контрдемонстрацию возле Стены и на Храмовой горе, и распустил лживый слух, что евреи, якобы, осквернили мусульманские святыни. 23 августа начались арабские беспорядки, в ходе которых в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и других местах было убито 133 и ранено 340 евреев.

Англичане и Лига Наций направили в Палестину специальную комиссию, которая в 1931 году приняла решения сохранить status quo у Стены Плача. Евреям разрешено было молиться у Котеля, а так же читать Тору в Новолетие, Судный день, последние дни Песаха и Суккота и в Шавуот, а так же приносить необходимую мебель вроде столов для чтения Торы. Трубить в шофар было запрещено (Ben Dov, pp. 128-135; Hacohen, pp. 59-63).

Эфраим Лильен, Стена Плача

Все сказанное выше позволяет однозначный вывод, что начиная с 1840 (а возможно, и раньше) и до 1948, когда Старый город был захвачен иорданцами, узкое пространство около Стены Плача служило местом индивидуальной молитвы для мужчин и женщин, а вовсе не синагогой. Мужчины и женщины молились поодиночке и небольшими группами; нередко большинство молящихся составляли женщины. После 1880 мужчины начали устанавливать временные перегородки, однако рабби Лунц считал это новшеством, которое до I Мировой войны вызывало постоянное напряжение в отношениях с мусульманами. После I Мировой перегородка около Стены плача превратилась в Casus belli между евреями, муфтием и англичанами.

Auerbach – Jacob Auerbach, Encyclopaedia Judaica, Vol. 16, cols. 467-472, s.v. Western Wall

Bar – Doron Bar, L’kadesh Eretz: Hamekomot Hakedoshim Hayehudiyim Bimdinat Yisrael,Jerusalem, 2007, pp. 205-219

Ben-Dov – Meir Ben-Dov, Mordechai Naor and Ze’ev Aner, The Western Wall (Hakotel),Jerusalem and Bat Yam, 1983

Berkowitz – Shmuel Berkowitz, The Temple Mount and the Western Wall in Israeli Law,Jerusalem, 2003

Druk – Moshe Akiva Druk and Tzvi Shteiner, Albom Hakotel Hamaaravi,Jerusalem, 1969

Hacohen – Rabbi Mordechai Hacohen, Hakotel Hamaaravi: Mekorot U’mesorot,Jerusalem, 1967

Luncz 1882 – Avraham Moshe Luncz, Yerushalayim 1 (1882), pp. 30-33

Luncz 1913 – Avraham Moshe Luncz, Yerushalayim 10 (1913), pp. 1-58

Naor – Mordechai Naor, Yerushalayim Ir Va’em: Midavid Hamelekh Ad Yameinu,Jerusalem, 1995

Shiloh – Shmuel Shiloh, Tehumin 17 (5757), p. 163

Vilnay – Zeev Vilnay, Yerushalayim Birat Yisrael: Ha’ir Ha’atikah I, fifth edition,Jerusalem, 1970, pp. 308-327

Yehudah – Yitzhak Yehezkel Yehudah, “Kotel Maaravi”, Tziyon 3 (1929), pp. 95-163

Давид Голинкин ( Источник (англ.) )

Источник

Читайте также:  Обои для стен как соединить два вида
Оцените статью