Музыкальная шумоизоляция для стен

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок. Как избежать конфликтов? Можно, например, переехать далеко за город или на пустырь, но лучше сделать качественную звукоизоляцию и продолжать работать в свое удовольствие.

Современные звукоизоляционные материалы позволяют оборудовать студию звукозаписи даже в жилом доме

Какие есть варианты

Вариант 1. Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой

Способ достаточно долгий, хлопотный и трудозатратный. Необходимо разобрать старое напольное покрытие, загрунтовать поверхность и сделать стяжку толщиной 5–8 см. Не ранее чем через неделю можно обрабатывать стены звукоизоляционной штукатуркой на цементной основе слоем не менее 4 см. Трещины, места соединения стен с потолком предварительно заделывают монтажной пеной. Сверху наносят шпатлевку и финишное покрытие.

Потолок в данной схеме лучше не штукатурить, поскольку это очень сложная, трудновыполнимая работа. Оптимальный вариант – подвесная конструкция из гипсокартона и звукоизолирующих материалов. Но даже в этом случае «штукатурка + каркас» не дадут такого результата, как «комната в комнате».

Штукатурка и стяжка менее эффективны для звукоизоляции студии, чем «комната в комнате»

Читайте также:  Яркие красивые обои для стен

Вариант 2. Акустический поролон

Акустический поролон может иметь рельефную и безрельефную поверхность. Рельефный – с профилем в виде пирамид или волн – нейтрализует звук и подавляет вибрации. Ровный – тоже устраняет шумы, но значительно хуже, поэтому для студий звукозаписи не подходит.

Рельефными панелями обклеивают внутренние поверхности. На кривые стены предварительно монтируют листы гипсокартона в качестве основания для поролона. Также его монтируют под напольное покрытие – на обрешетку из брусьев. Материал нельзя сминать, так как заломы снижают звукоизоляционные свойства.

Толщина акустического поролона – от 5 до 100 мм: чем он толще, тем лучше задерживает звук

Вариант 3. «Комната в комнате»

Если звукоизолировать предстоит профессиональную студию звукозаписи, оба вышеназванных варианта не подходят. Шумовые нагрузки настолько велики, что ни отдельный слой штукатурки, ни акустический поролон без дополнительных мер не дадут нужных результатов.

Внутри помещения создается новое пространство из материалов с высокими звуко- и виброизолирующими характеристиками. Работа эта достаточно трудоемкая, зато на выходе вы получите герметичную «комнату в комнате», пригодную для любых экспериментов со звуком.

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Этап 1. Звукоизоляция пола

Чтобы звук не распространялся вниз, под стяжку укладывают звукоизоляционную мембрану Липлент ЗиВ с акустическим войлоком, а сверху стяжки – мембрану Липлент ПС. Очень важно, чтобы на полу не было дефектов и трещин, способных пропускать звук даже после укладки такого «пирога». После монтажа индекс шумоизоляции составит 67 дБ.

Самый лучший эффект звукоизоляции пола дают мембраны Липлент с акустическим и искусственным войлоком

Этап 2. Звукоизоляция стен

На стене сооружают металлический каркас. На него крепят листы гипсокартона и несколько слоев звукоизоляционных материалов. Максимальный индекс шумоизоляции (68 дБ) можно получить, если скомбинировать их в такой последовательности:

  • Липлент ЗиВ – мембрана с акустическим войлоком клеится на стену.
  • Липлент Зик50 – вибродемпфирующая лента используется для отделки металлических элементов каркаса и крепежей, способных передавать вибрацию.
  • Липлент Зик – вязкоупругая минеральная мембрана с большим объемным весом завершает этот «пирог» с внешней стороны гипсокартона.
  • Поверх Липлент Зик монтируют акустический поролон с рельефной поверхностью, который улучшит звукоизоляцию и сделает помещение эстетичным.

Такая конструкция снижает шум на 68 дБ

Этап 3. Звукоизоляция потолка

На потолке сооружают конструкцию по аналогии со стеной: в нее также включают двухслойную мембрану Липлент ЗиВ, мембрану Липлент Зик с высоким удельным весом и виброизоляционную ленту Липлент Зик50. Конструкция толщиной 67 мм имеет высокий индекс шумоизоляции – 70 дБ. Акустический поролон улучшит внешний вид и придаст помещению гармоничности.

Липлент ЗиВ используется в конструкциях звукоизоляции пола, стен и потолка

Что еще можно сделать, чтобы улучшить звукоизоляцию студии

  • Вместо обычных – нужно установить тяжелые двери с большим пластом хорошего утеплителя.
  • Стыки и соединения в дверном проеме должны быть надежно заделаны звукоизолирующими материалами, например уплотняющими лентами Липлент.
  • Смонтируйте также специальную нишу или короб для силовых и осветительных кабелей. Не стоит прятать их под гипсокартонную конструкцию со звукоизоляцией, так как есть риск повредить герметичность материалов.

Не забудьте о хорошей сплит-системе, которая обеспечит в герметичном помещении нормальную вентиляцию. Это необходимо, чтобы люди не испытывали дефицит кислорода, а также чтобы на звукозаписывающей аппаратуре не скапливалась влага. Вентиляционные отверстия необходимо также закрыть акустическим коробом в целях предотвращения утечки звука.

Если вы все сделали правильно, даже самый громкий звук останется внутри студии и не будет досаждать соседям. Затраты на обустройство окупятся вашим спокойствием и плодотворным трудом!

Топ-5 лучших статьи

Сколько стоит звукоизоляция спальни 12 м2/детской 15 м2/кабинета 8 м2?

Вечеринки, громкие разговоры и смех хороши до поры до времени. Рано или поздно хочется уединиться в тишине, в собственной комнате.

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок.

Что такое бутиловая лента

Бутиловая лента – это современный герметизирующий материал, который широко используется в частном и коммерческом строительстве.

Какой герметик выбрать: битумный или бутилкаучуковый?

Битумные герметики появились на рынке раньше остальных.

Герметизируем правильно: как нанести мастику

Стыки, трещины, швы ухудшают теплоизоляционные свойства здания. Через них в помещение проникают холод и влага, скапливается конденсат – источник сырости и плесени.

Строительные и оконные ленты: взаимозаменяемые ли они?

В частном и коммерческом строительстве часто возникает необходимость заделать стыки и трещины, герметизировать швы и соединения, отремонтировать поврежденные участки кровли, трубопровода, водостока. С этой целью используют разнообразные строительные ленты. Среди них есть и особая разновидность для герметизации оконных конструкций.

Звукоизоляция пола под ламинат и линолеум: есть ли разница?

Линолеум и ламинат – самые популярные напольные покрытия в жилом и коммерческом строительстве. Сами по себе эти материалы не снижают уровень шума, а твердые ламинированные доски к тому же проводят и усиливают звук. Есть ли отличия в звукоизоляции пола под ламинат и линолеум?

Как сделать звукоизоляцию в панельном доме

Собственная квартира в панельном доме – удовольствие сомнительное. Устаревшая технология строительства изо дня в день напоминает о своих недостатках повышенным уровнем шума. Жильцам регулярно досаждают звуки из смежных помещений, вибрации от движения лифта, уличный шум. Можно ли с помощью звукоизоляции кардинально повлиять на ситуацию и сделать жилье комфортным?

Источник

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии

Содержание

Содержание

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Звукоизоляция

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.

В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Акустическая обработка

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».

Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.

Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.

Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.

Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Практические советы для типичных ситуаций

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.

Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.

Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.

Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Источник

Оцените статью