- Начальная школа это фундамент образования
- Начальная школа на современном этапе развития общества
- Библиографическое описание:
- «Город образования». Начальная школа – фундамент будущего успеха
- С какими навыками ребенок приходит в среднюю школу?
- Что такое функциональная грамотность?
- Как педагогу начальных классов взаимодействовать с родителями?
Начальная школа это фундамент образования
Аттестационные и дидактические материалы для учителя начальных классов
Начальная школа как фундамент школьного образования.
Профессию учителя начальных классов невозможно переоценить. Это фундамент всего школьного образования. От того, как все будет заложено в это время, зависит будущее ребенка в школе, его отношение к окружающему миру. Учитель начальных классов играет неоценимую роль в формировании личности ребенка. Творческая профессия, требующая нестандартного подхода в большинстве случаев. Наверно каждый помнит своего первого учителя, человека, который помог адаптироваться среди других детей, правильно и полноценно влиться в процесс школьной жизни. Начальная школа, пожалуй, самый важный этап развития ребенка во всем школьном процессе.
Портал для учителей предлагает уникальную возможность разместить свой дидактический материал учителя начальных классов, рассказать о персональном опыте, поучаствовать в дискуссиях на интересующую тему. Иногда взгляд со стороны позволяет иначе оценить и свою преподавательскую деятельность, внести коррективы в процесс обучения. Только обмен опытом дает шанс на интенсивное развитие в сфере образования.
Для успешной работы с детьми именно интересный и легкоусвояемый материал для учителя начальных классов является первостепенной задачей поиска. Необходимо заинтересовать, увлечь процессом, вовлечь ребенка в занятие по максимуму. В большинстве случаев дидактический материал учителя начальных классов является результатом кропотливых поисков и размышлений, как с помощью игры и необычной подачи материала сделать обучение в начальной школе максимально комфортным, радостным и интересным для школьника. Игра всегда требует нестандартного подхода мышления, смекалки, тренирует внимание, учит терпению и выдержке, настойчивости, развивает у ребенка воображение, умение быстро находить правильное решение. Организовать правильно процесс обучения и предоставить качественный материал для учителя начальных классов является первостепенной функцией.
В задачу учителя начальных классов входит не только осуществление обучения и воспитания детей в школе, но и проведение определенного количества контрольных работ. Это определено необходимостью обеспечить высокий уровень подготовки, который должен соответствовать требованиям гос.стандарта. Показателем хорошего усвоения школьного материала является проверка знаний. По этой причине аттестационные материалы учителя начальных классов играют также очень важную роль в процессе всего обучения. Именно аттестационные материалы учителя начальных классов позволяют проверить уровень владения материалом, выявить возможные ошибки в процессе подачи учебного процесса и, соответственно, скорректировать программу обучения, если это требуется.
Источник
Начальная школа на современном этапе развития общества
Дата публикации: 22.05.2019 2019-05-22
Статья просмотрена: 2393 раза
Библиографическое описание:
Михайлова, Н. П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н. П. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/ (дата обращения: 19.08.2021).
Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества составляли основное содержание обучения.
Современный уровень развития рыночной экономики, построение гражданского общества сегодня предполагают иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющегося мира. В последнем случае перед человеком встаёт необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире [2, с. 11].
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации [4, с. С.4–6]
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей.
Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Начальное образование в России претерпевает серьёзные изменения. Оно приобретает фундаментальный общеобразовательный характер, становится открытым и универсальным, направленным на обеспечение удовлетворения основных потребностей в образовании. Сегодня начальное образование в России развивается в контексте международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Стратегия модернизации российского образования начиная с 2001 г. реализует три основные цели: доступность — качество — эффективность [3, с. 6].
В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме [5, с. 10].
В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО) сформулированы задачи, стоящие перед школой, где говорится о том, что начальная ступень является фундаментом всего школьного образования, которая призвана формировать у детей учебную деятельность, потребность в учении и умение учиться, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе, получение профессионального образования, где неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) — познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [6].
В законе РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п.2) [7]. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у школьников основу знаний. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения для анализа явлений, установления зависимости между ними.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.
Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как:
– владение системой знаний, обеспечивающих возможность решения различных учебных и жизненных задач; готовность к дальнейшему образованию;
– способность использовать приобретённые знания для правильного функционирования в окружающем мире (без вреда для себя и для него); умение адаптироваться к разным условиям среды, коммуникации, социальным отношениям;
– желание и умение действовать в соответствии с социальными ценностями, реализовывать собственные ожидания;
– способность к самообучению и саморазвитию.
Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.
- Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18–19 мая 2011 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET, 2011. 607 с.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — с.11.
- Котова, С. А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 6 с.
- Обновление начального образования Белгородской области. С. П. Тимофеев. // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2006. № 11, с. 4–6
- Педагогика начального образования / Под ред. С. А. Котовой. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 10 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение.2010 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант-Плюс. — М., 2018.
Источник
«Город образования». Начальная школа – фундамент будущего успеха
С какими навыками ребенок приходит в среднюю школу?
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова подчеркнула, что по данному вопросу сегодня проводится множество исследований. Для выявления общей картины современного образования существуют региональные мониторинги и, кроме того, мы имеем возможность сравнить наше положение с другими странами благодаря международным исследованиям — таким как TIMSS и PISSA. К слову — России есть, чем гордиться. В 2011 году, когда шел переход на новые стандарты образования, в мониторинге TIMSS по результатам достижений четвероклассников по математике, Россия заняла в рейтинге 10 место из 50. 5 место из 50 — по естествознанию. При следующем исследовании, уже в 2015 году, российские младшеклассники показали результат еще лучше: 7 место по математике и 4 по естествознанию, что подтвердило эффективность новых стандартов.
Необходимо анализировать мониторинги, чтобы не потерять полученные достижения и приобрести новые. Например, тестирования показывают, что современные дети лучше справляются с заданиями на размышление, чем на применение знаний — это значит, что нужно определить адекватное соотношение стандартных и нестандартных заданий в учебном процессе. Хотя показатели России по читательской грамотности очень высокие, результаты девочек лучше, чем мальчиков — значит, нужно понять, как заинтересовать чтением мальчиков. Чтобы сохранить высокие показатели по читательской грамотности, педагогам в принципе необходимо задаться вопросом «Как помочь ребенку читать?», потому что формула «Читающий ребенок в читающей семье» хотя и остается актуальной, однако все меньше родителей демонстрируют увлечение книгами. Поэтому нужно создавать читательскую атмосферу в школах.
Что такое функциональная грамотность?
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Оксана Рыдзе обозначила, что функциональная грамотность — это приоритетный результат. Это качество, которое ребенок приобретает на протяжении обучения не только в начальной, но и в средней школе. Это способность жить в обществе и применять полученные знания. Ученики усваивают правила, алгоритмы, схемы действий, однако часто, к сожалению, затрудняются применять их в реальной жизни, и из-за этого знания теряются.
Работа по формированию функциональной грамотности у учеников младших классов ведется с 2004 года. Каким образом? Первое: формируется набор конкретных знаний и умений, их должно быть определенное количество. Второе: формируются универсальные учебные действия — сравнение, классификация, диалог и т.д. Работа с УУД должна быть предусмотрена на каждом уроке, вести ее помогают современные учебники (например, УМК Н.Ф. Виноградовой). Третье: формирование через предметное содержание интегративных компонентов функциональной грамотности, таких как читательская грамотность, коммуникативная грамотность, информационная грамотность и т.д. Важно отследить успехи ребенка: легко определить его уровень предметных знаний, а вот умение действовать в тех или иных жизненных ситуациях — сложнее.
Директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский высказал мнение, что непредметных знаний не бывает, поскольку весь наш мир предметен. При этом разделение на предметные и непредметные знания может приводить к спекулятивным действиям педагогов и администрации школы. Важно понимать, что сегодня дети стали другие. Им не интересен Иван Царевич, и даже уже не интересен Гарри Поттер. Пятилетки демонстрируют интерес к энтомологии и астрономии! Это заслуга не только родителей или учителей — это заслуга всего мира. И дети приходят в школу с жаждой познания — но, увы, школа остается местом, где отвечают на незаданные вопросы. Следует, напротив, взаимодействовать с младшеклассниками на уровне высокой коммуникации, формировать у них умение задавать вопросы. Педагогу младших классов не нужно бояться отойти от заданной программы.
Как педагогу начальных классов взаимодействовать с родителями?
Директор школы ГБОУ г. Москвы № 2006, кандидат педагогических наук, лауреат премий в области образования, автор учебных пособий корпорации «Российский учебник» Вера Илюхина напомнила об общечеловеческих ценностях, которые остаются прежними в картине переменчивого мира. Пусть родители не те, что раньше, но каждая мама все также хочет, чтобы учитель любил ее ребенка. И младшеклассник, придя домой из школы, не скажет: «У нас такая педагогически подкованная учительница!» Он расскажет о доброте, о помощи, и это станет отправной точкой формирования отношения родителя к учителю. Порой педагог нервничает из-за предметных результатов, однако, как известно, не каждый отличник становится успешным, хорошим человеком. Учитель же может привить те положительные качества личности, которых так не хватает в современном мире.
В общении с родителями педагогу важно показать, что он любит свою работу, любит детей и хочет, чтобы у каждого ребенка все получилось. Не стоит забывать о близком знакомстве с мамами и папами учеников: кем они работают, чем занимаются? Также в наше время необходимо пользовать гаджетами, завести чат для общения с родителями, транслировать свою деятельность и успехи детей в социальных сетях, например на Facebook. Чем больше хорошего педагог говорит о своей работе, тем позитивнее у него складываются отношения с родителями школьников.

Источник